А вечером блеснет наконец озеро как черное косо поставленное зеркало какое средство выразительности

А вечером блеснет наконец озеро как черное косо поставленное зеркало какое средство выразительности

1. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.

Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. (Пришвин М.)

1) олицетворение
2) метафора
3) фразеологизм
4) сравнение

2. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.

На закруглениях он [поезд] кряхтел и останавливался. (Пришвин М.)

1) олицетворение
2) метафора
3) эпитет
4) сравнение

3. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.

Бывает очень радостно, когда одна и та же примета сохраняется в лесах год за годом — каждую осень встречаешь всё тот же огненный куст рябины. (Пришвин М.)

1) олицетворение
2) метафора
3) эпитет
4) сравнение

4. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.

Шатры чёрных ив нависают над головой. (Пришвин М.)

1) олицетворение
2) метафора
3) эпитет
4) фразеологизм

5. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное зеркало. (Пришвин М.)

1) олицетворение
2) метафора
3) эпитет
4) сравнение

6. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Котелок сердится и бормочет на огне. (Пришвин М.)

1) олицетворение
2) метафора
3) эпитет
4) сравнение

7. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы, но они оказываются слабоватыми для него, и он ползёт, пресмыкаясь, всё дальше. (Солоухин В.)

1) олицетворение
2) метафора
3) эпитет
4) сравнение

8. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Но и до сих пор я не знаю, как отнесся бы попутчик к моей просьбе насчет хлеба или ночлега, потому что, когда дошли до его деревни, он свернул с дороги на тропинку вдоль домов и сказал мне, дотронувшись до башлыка: "Ну, бывай здоров! Не падай духом. " (Солоухин В.)

1) олицетворение
2) метафора
3) фразеологизм
4) сравнение

9. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.

Но присесть было не на что, и я механически шагал, приминая рыхлый снежок и почти не продвигаясь вперед из этой бесконечной ночи к крохотному и недостижимому островку тепла и покоя, где теперь спит моя мать, не зная, что я бреду сквозь метельную темень. (Солоухин В.)

1) олицетворение
2) метафора
3) эпитет
4) сравнение

10. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Значит, не было случая до этого, чтобы рассказать и облегчить душу. (Солоухин В.)

1) олицетворение
2) фразеологизм
3) эпитет
4) сравнение

Задание 03. Средства выразительности» №1 для 9 класса

Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Через несколько дней наконец-то небо нахмурилось и выпал снег. (Савин В.)

2) Слева виднелась широкая расщелина скалы, заполненная осыпью, по которой можно было забраться наверх. (Автократов Н.)

3) Справа площадки, почти у самого леса, позади кустов черёмухи я заметил какое-то сооружение с колесом. (Автократов Н.)

4) На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков. (Пришвин М.)

Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Круглый шатёр из оленьих шкур натянут на шесты. (Болдырев В.)

2) Лишь изредка большая ночная птица бесшумно проносилась над головой. (Автократов Н.)

3) Круглые сутки над тундрой светило солнце. Большое, рыжее, лохматое. (Савин В.)

4) Пламя бушует и ревёт, дерево трещит и коробится, выбрасывая фонтаны искр, струи горячего дыма и множество пылающих головешек. (Автократов Н.)

Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Длинные тени, падающие от деревьев, оставляли на них причудливые узоры. (Автократов Н.)

2) У руля сидел мужчина с непокрытой головой и длинными усами, какие носят в здешних местах многие крестьяне. (Автократов Н.)

3) Тусклое, едва различимое, светит солнце, матовое, какое-то лиловое. (Гребенюк И.)

4) Стоял крепкий мороз, снег похрустывал под ногами, будто битое стекло. (Савин В.)

Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Сквозь розовую пелену я видел чьи-то чёрные, как ночь, глаза, полные участия и тревоги. (Болдырев В.)

2) Раскалённые скалы, точно огромные печи, дышали жаром. (Куликов А.)

3) Собаки, спасаясь от смертельного холода, прорвались сквозь ущелье и неслись сломя голову вниз по белому желобу. (Болдырев В.)

4) Вершины и склоны гор сверкали в снегах, а дорога была черной, мокрой, и колеса рассекали на ней лужи с таким треском, будто разрывали кусок холста. (Мартьянов С.)

Конспект открытого урока по теме:

«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

(работа над тестовой частью)

1) повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, необходимых для выполнения тестовых заданий ОГЭ-2020:

«Грамматическая основа предложения»,

«Знаки препинания в сложных предложениях»,

«Типы подчинительной связи в словосочетаниях»,

«Орфографический анализ слов»,

«Анализ средств выразительности»,

«Лексический анализ слов»;

умение применять знания на практике; подготовка к сдаче экзамена;

2) развитие творческого потенциала учащихся, выработка навыка работы над тестовой частью ОГЭ;

3) обеспечение ценностного отношения к совместной творческой деятельности;

4) воспитание познавательного интереса к русскому языку.

1) образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи, предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок, формирование умения применять полученные знания на практике, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее смысловой цельностью и структурной связностью;

2) развивающие: развитие любознательности, творческой, речевой и мыслительной активности, логического мышления, развитие коммуникативных возможностей учащихся, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме, отработка навыков использования раздаточного материала и выполнения тестовых заданий в формате ОГЭ;

3) воспитательные: воспитание у учащихся ответственности, организованности, самостоятельности, чувства коллективизма, эстетического вкуса, формирование психологической установки на успешное решение тестовой части ОГЭ.

Тип урока: урок развивающего контроля

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация к уроку, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, карточки, раздаточный материал (приложение №2), карта самоанализа, листы с домашним заданием (приложение №3).

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой на работу на уроке.

Вступительное слово учителя.

Слово… Испокон веков его главное назначение в том, чтобы объединять, а не разъединять людей. Слово – это поступок. И от каждого из нас зависит, будет ли этот поступок добрым или злым…

  1. Найдите в тексте антонимы, выпишите их. Какова их роль в текст?
  2. Объясните значение фразеологизма испокон веков, подберите к нему синонимы (с давних времен, издавна, от века, со времен царя Гороха)
  3. Вспомните определение фразеологизма

Фразеологизмы (идиомы) — это устойчивые сочетания слов. Лексическое значение имеет всё словосочетание в целом.

В предложении фразеологизм является одним членом предложения

  1. Соедините прилагательные и существительные в верные фразеологизмы. Запишите. Объясните их значение и происхождение.

3. Маланьина победа,

5. валаамова курица,

6. иерихонская грамота,

8. казанская ворона,

11. пиррова труба.

/ Мокрая курица, сидорова коза, Маланьина свадьба, филькина грамота, валаамова ослица, иерихонская труба, канцелярская крыса, казанская сирота, заблудшая овца, белая ворона, пиррова победа /

Хотя роман его с Машенькой прод…лжался в те д…лекие годы не три дня не неделю а гораздо больше он (не) чу…ствовал (ни) какого (не) соответствия между д…йствительным врем…нем и тем другим врем…нем в к…тором он ж.л так как пам…ть его сов…рше(нн, н)о (не) учит…вала каждого мгновения а перескак…вала через пустые (не) нужные ему места я…стве(нн,н) озаряя только то что было связа(нн,н)о с Машенькой и потому вых…дило так что (не) было (не) соответствия между ходом прошлой ж…зн… и ходом наст… ящей.

  1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания
  2. Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть. Определите тип этого сложного предложения.
  3. Выпишите основу 5 части. Определите тип сказуемого.
  4. Напишите номер части, которая осложнена однородными определениями.
  5. Напишите номер части, которая осложнена обособленным обстоятельством.
  6. Выпишите из предложения слова, правописание которых определяется правилом: «В глаголах пишется суффикс – ЫВА-/-ИВА -, если в 1-м лице единственного числа настоящего или простого будущего времени он не чередуется с суффиксом – У-/-Ю-, а остается неизменным.
  7. Выпишите из предложения слово, правописание которого определяется правилом: « Одна буква Н пишется в суффиксах кратких страдательных причастий»
  1. Найдите в тексте орфограммы «Не с разными частями речи»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТЕСТ /СЛОВ.ДИКТ

  1. Выпишите из 7 части контекстные антонимы.
  2. Назовите средство художественной выразительности

Память перескакивала через пустые места

III. КРОССВОРД -ДИКТАНТ поможет проверить, хорошо ли учащиеся знают определения средств выразительности. Итак, возвращаемся к листам контроля. Учитель читает определение термина, задача обучающихся – НАЗВАТЬ название средства выразительности.

1) Преувеличение. ( ГИПЕРБОЛА )

2) Употребление слова в переносном значении. ( МЕТАФОРА )

3) Яркое, красочное прилагательное. ( ЭПИТЕТ )

4) Уподобление одного предмета или явления другому. ( СРАВНЕНИЕ )

5) Устойчивое по составу и структуре и целостное по значению выражение. (ФРАЗЕОЛОГИЗМ )

6) Неживой предмет приобретает свойства живого. ( ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ )

IV.Тест «Средства выразительности»

Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.

1.Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью . (Пришвин М.)

1) олицетворение 2) метафора 3) фразеологизм 4) сравнение

2.На закруглениях он [поезд] кряхтел и останавливался. (Пришвин М.)

1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение

3 . Шатры чёрных ив нависают над головой. (Пришвин М.)

1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) фразеологизм

4. А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное зеркало .

1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение

5. Котелок сердится и бормочет на огне. (Пришвин М.)

1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение

6. Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы, но они оказываются слабоватыми для него, и он ползёт, пресмыкаясь, всё дальше. (Солоухин В.)

1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение

7. Но и до сих пор я не знаю, как отнесся бы попутчик к моей просьбе насчет хлеба или ночлега, потому что, когда дошли до его деревни, он свернул с дороги на тропинку вдоль домов и сказал мне, дотронувшись до башлыка: "Ну, бывай здоров ! Не падай духом. " (Солоухин В.)

1) олицетворение 2) метафора 3 ) фразеологизм 4) сравнение

8. Но присесть было не на что, и я механически шагал, приминая рыхлый снежок и почти не продвигаясь вперед из этой бесконечной ночи к крохотному и недостижимому островку тепла и покоя , где теперь спит моя мать, не зная, что я бреду сквозь метельную темень. (Солоухин В.)

1) олицетворение 2 ) метафора 3) эпитет 4) сравнение

9. Значит, не было случая до этого, чтобы рассказать и облегчить душу. (Солоухин В.)

1) олицетворение 2) фразеологизм 3) эпитет 4) сравнение

V. «Превращения». Заменить словосочетания.

Заменить словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование и наоборот:

1.полковое знамя – (знамя полка)

2. солнечная энергия – (энергия солнца)
3.лесной запах – (запах леса)

4. учительский стол — (стол учителя)
5. конское ржание — (ржание коня)
6. школьный портфель — (портфель для школы)

7.плюшевый медвежонок – (медвежонок из плюша)
8. приморский парк — (парк у моря)
9.клетчатый шарф – (шарф в клетку)

10.бессонная ночь – (ночь без сна)

VI. Подведение итогов. Рефлексия деятельности.

Выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу сегодня на уроке:

Другие статьи:

Похожие статьи:

Популярное на сайте:

Leave a Reply