Активные методы обучения математики как эффективное средство реализации фгос

Активные методы обучения математики как эффективное средство реализации фгос

Вложение Размер
aktivnye_metody_obucheniya_kak_effektivnoe_sredstvo.docx 22.17 КБ

Активные методы обучения как эффективное средство

Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки

новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государствен-

ных стандартов второго поколения.

Перед учителем поставлены новые цели:

формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению.

Содержание образования не сильно меняется, существенно изменяется роль

учителя, которому необходимо будет выстраивать процесс обучения не толь-

ко как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс разви-

тия личности. Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и

организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами

«Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение

должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником кон-

кретного знания. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в

самостоятельную, критически мыслящую личность. Сегодня важно обеспе-

чить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка. Со-

держание образования обогащается новыми процессуальными умениями,

развитием способностей, оперированием информацией, творческим решени-

ем проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию

Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся опре-

делѐнную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить

учиться. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать

усвоение программного материала. Учителю необходимо не только доступно

все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навы-

ки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать

активные формы и методы обучения.

Актуальность: интерес к активным методам обучения вызван острой по-

требностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это с

наименьшим риском, т.е. за счет мастерства педагога, а не перегрузки

овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает исполь-

зование такой системы методов, которая направлена главным образом не на

изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведе-

ние, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в

процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их осно-

ве заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без

которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед

обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и

обеспечить формирование учебной деятельности и развитие познаватель-

ных интересов, и способностей, творческого мышления, умений и навыков

самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обу-

словлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в

школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение

всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо по-

стоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем са-

мообразования, а это требует от человека познавательной активности и само-

Познавательная активность и познавательная самостоятельность — ка-

чества, характеризующие интеллектуальные способности обучающихся к

учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в дея-

Роль учителя: Учитель — консультант, наставник, старший партнер

— полное равноправие с наставником в процессе обучения

— самостоятельность в принятии решений гибкое реагирование на вызовы ди-

намично изменяющегося мира

— смелость в принятии личной ответственности за совершенные поступки

Принципы применения активных методов обучения:

∙ творческий характер обучения

∙ групповая форма организации работы

∙ деятельностный подход к обучению

Активные методы применяются учителями на всех этапах урока. Наибо-

лее эффективными активными методами обучения на уроках являются:

Нетрадиционное начало традиционного урока – эмоциональный на-

строй на урок (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, увер-

тюра, ребус, загадка, анаграмма), выяснения целей, ожиданий, опасений.

1 Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных

ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация

неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация не-

определенности; ситуация предположения; ситуация выбора.

2 Организации релаксации и подведения итогов.

4 Презентации учебного материала — использование информационных

технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.

5 Использование индуктивных и дедуктивных логических схем.

6 Использование форм так называемого интерактивного обучения или

их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интер-

вьюирования различных персонажей».

7 Элементы — «изюминки» (обучающий анекдот, интеллектуальная раз-

минка, шаржи, эпиграммы).

8 Реализация личностно ориентированного и индивидуально — диффе-

ренцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельно-

сти школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах

сменного состава) и самостоятельной работы детей.

9 Нетрадиционные виды уроков: лекции, экскурсии, уроки-сказки, уроки-

конференции, уроки-исследования, проектная деятельность и др.

10 Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).

II. Групповая работа «Создание алгоритмов подготовки и проведения

активных методов и приемов работы»

Перед педсоветом учителя рассаживались по группам в 3 чел.

На столах лежат заготовленные материалы: лист ватмана, маркеры,

клей, набор разноцветных листочков с названиями соответствующих методов

работы и целей урока

Ведущий объявляет: Сегодня на педсовете нам предстоит провести

деловую игру, которая предполагает выполнение определенной проектной

деятельности. Представьте себе, что вы даете урок. Из предложенных целей

вам надо выбрать цель урока и подобрать методы работы, которые помогут

реализовать цель. Названия методов соответствуют образовательным техно-

логиям. Вам необходимо соотнести цель с образовательной технологией.

Главное, чтобы методы работы подходили для работы с классом и способст-

вовали достижению методической цели урока, а также помогли уместиться в

40 минут. Время на обсуждение и подготовку проекта – 15–20 минут. После

этого каждая группа по очереди представляет свой вариант урока.

Осуществление проекта. Группы совещаются, выбирают цель для

своего урока (он может быть конкретным или абстрактным), соответствую-

щие методы работы из предложенного набора, предлагают их очередность и

наклеивают соответствующим образом на ватман. Через отведенное время

представители от групп по очереди выходят, прикрепляют проект группы к

доске и комментируют свое видение урока.

Что дает выполнение этого проекта? Материалы подобраны таким об-

разом, что цели и методы работы представляют 4 наиболее популярных тех-

нологий обучения: традиционную, педагогику сотрудничества, активные ме-

тоды обучения, технологию развивающего обучения.

Группы представили свои проекты и обсудили самые распространен-

ные методы активного обучения:

Презентации — наиболее простой и доступный метод для использова-

ния на уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими

учащимися по теме.

Кейс-технологии — используются в педагогике с прошлого века.

Строится на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске

решения. Причем различают два подхода к созданию кейсов. Американ-

ская школа предлагает поиск одного-единственного правильного решения

поставленной задачи. Европейская школа, наоборот, приветствует много-

гранность решений и их обоснование.

Проблемная лекция — в отличие от традиционной, передача знаний

во время проблемной лекции происходит не в пассивной форме. То есть

учитель не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и

обозначает проблему. Правила выводят сами учащиеся. Этот метод доста-

точно сложен и требует наличия у учеников определенного опыта логиче-

Дидактические игры — в отличие от деловых игр, дидактические иг-

ры регламентируются жестко и не предполагают выработку логической

цепочки для решения проблемы. Игровые методы можно отнести и к ин-

терактивным методам обучения. Все зависит от выбора игры. Так, попу-

лярные игры-путешествия, спектакли, викторины, КВН — это приемы из

арсенала интерактивных методов, так как предполагают взаимодействие

учащихся друг с другом.

Баскет-метод — основан на имитации ситуации. Например, ученик

должен выступить в роли гида и провести экскурсию по историческому

музею. При этом его задача — собрать и донести информацию о каждом

Первое, что показывает проект: соответствуют ли методы работы вы-

бранной цели урока, а это значит – владеют ли педагоги методологией со-

временных подходов в обучении.

Группы сделали вывод, что, во-первых, предпочтительной формой ра-

боты учителя с учениками является самостоятельная работа ученика по ос-

воению предметной области с преобладанием контролирующей функции

учителя; во-вторых, слабо используются такие формы работы с классом, ко-

торые способствуют проявлению и формированию реальной самостоятель-

ности ученика, повышению его интереса на уроке и росту внутренней учеб-

ной мотивации. А, следовательно, мотивация оценкой перевешивает познава-

тельную активность, что для реализации целей развития или при работе с

одаренными детьми является непродуктивным подходом в обучении.

Проблема современной школы: это низкая учебная мотивация, нежелание учиться , отсюда — низкое качество обучения.

(Руссо Жан-Жак) сказал :

Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому»,

а (Цицерон Марк Туллий) заметил :

Тем, кто хочет учиться, часто вредит авторитет тех, кто учит.

Следует изменить роль ученика Ученик не послушный исполнитель, а– активный участник образовательного процесса.

АМО (активные методы обучения)

Что такое эе такое Активные методы обучения? – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

К активным методам обучения относятся проблемные ситуации, творческие и деловые игры, драматизация, дискуссии, дебаты, метод проектов, методы успеха и т.д. В настоящее время опубликовано много методической литературы, описывающей различные методы активного обучения для различных этапов урока. Суть методов понятна из их названия. На своих уроках можно применять и авторские, и собственные, и адаптированные активные методы обучения:

только 10% того, что он читает,

20% того, что слышит,

30% того, что видит;

50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,

80% — при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.

И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.

(данные были получены немецкими, американскими и российскими исследователями)

для ученика активные методы обучения это :

игровая форма разбора и презентации материала,

возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий,

подключение творчества при подготовке презентации,

значительная доля самостоятельности на уроке,

ответственность за правильность представления материала и усвоения его другими

отсюда развитие высокой мотивированности, интерес и желание заниматься

Также следует изменить и роли учителя , учитель должен стать модератором , консультантом, наставником, старшим партнером

Каждому этапу урока – соответствуют свои АМ:

АМ начала образовательного мероприятия

АМ выяснение целей, ожиданий и опасений

АМ презентации учебного материала

АМ организации самостоятельной работы над темой

АМ подведения итогов урока

Остановлюсь подробнее на некоторых методах, которые, как мне кажется, подходят для уроков математики.

(Активные методы первой фазы урока)

Цель первой фазы урока:
— заинтересовать учащихся

— привлечь их внимание к уроку

— сообщить тему и цель урока

Существует три вида АМО для первой фазы:

Приветствия и знакомства

Выяснение ожиданий и опасений

1. АМ начала образовательного мероприятия — это активные методы, которые помогают динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе: «Нетрадиционное приветствие», «Мостик дружбы», «Фраза дня».

Метод «Лето – осень» Цель: выяснить опасения и ожидания от урока.

Проведение: На листе ватмана (на доске) рисуется дерево, в листики которого учащиеся вписывают, что ждут от занятий, чему хотели научиться и чего опасаются. В конце занятия участники заклеивают свои ожидания и опасения цветными листиками:

сбывшиеся ожидания и несбывшиеся опасения –зелеными листиками

несбывшиеся ожидания и подтвержденные опасения – желтыми.

Итог: -если дерево зеленое, то цели достигнуты,

-если дерево желтое то выросло не то , что ожидали, т.е. цель урока не выполнена .

Особенностями начала нетрадиционного урока являются:

— рифмованное начало урока;

— с элементами театрализации;

— с эпиграфа к уроку;

— с высказывания выдающихся людей, относящихся к теме урока;

— с пословицы, поговорки, относящейся к теме урока;

— с постановки учебной задачи, проблемного вопроса, создания

АМ выяснение целей, ожиданий и опасений позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений (к числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.): «Список покупок», «Дерево возможных вариантов» и постановку целей обучения «Разгадай кроссворд», «Блиц-опрос», при помощи которых учащиеся самостоятельно формулируют тему урока .

Активные методы второй фазы урока

Цель второй фазы :

-вовлечение всех учащихся в обсуждение темы,

-акцентирование внимание на ключевых понятиях темы,

-оценивание знаний и умений,

Существует три вида АМО для работы над темой:

АМ закрепление изученного материала

АМ презентации нового материала

АМ организации самостоятельной работы над темой .

. АМ презентации учебного материала позволяют сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом, является альтернативой привычному устному рассказу учителя: «Преодолей себя», «Визитная карточка», «Доска объявлений», «Инфо-угадайка» .

Метод «Золотой ключик Цель:

-активизация мыслительной деятельности,

Проведение: Информация спрятана за дверцами, ключ — ответ на загадку (задание, задачу). По завершению первого раздела требуется найти ключик к следующей комнате, все решения и ответы записываются в тетради и на доске. Все задания должны быть связаны логическими цепочками, одно понятие тесно взаимосвязано с другим. После обсуждения на доске остаются ключевые положения темы и они остаются на виду в течение всего урока.

Итог: — привлечение внимания учащихся в связи с нестандартной подачей и хорошая визуализация материала.

Метод «Кластер»

Цель: концентрация внимания, — структуирование информации.

Время: 5-10 мин

Кластер- пучок, созвездие.

Это графическая организация материала, показывающая смысловые

поля того или иного понятия.

Данный прием можно использовать на любом этапе урока

Метод «Мозговой штурм» Цель: -развивать способность видеть проблему в многообразии подходов- развитие эмоциональной и творческой свободы на базе решения общей задачи.

Этапы и правила мозгового штурма:

1. Постановка проблемы. Предварительный этап.

2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма.

Правила для этого этапа: достаточно оперативен и надежен;

это максимум идей за короткий отрезок времени;

это отсутствие какой-либо критики;

Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе оценка приветствуется.

Итог: -умение слушать мнение окружающих, а не только своё,

-анализ и выбор правильных решений

В курсе математики много различных формул. Чтобы учащиеся могли свободно оперировать или при решении задач и упражнений, они должны самые распространённые из них, часто встречающиеся на практике знать наизусть. Чтобы формулы лучше запоминались, а так же для контроля за усвоением их используется на уроках дидактические игры.

«Математическое лото», метод «Теорема — пазл» .

Активные методы третьей фазы урока. Цель третьей фазы: подведение итогов образовательного мероприятия.

Существует два вида АМО для завершения урока:

АМ подведения итогов урока .

АМ подведения итогов урока позволяют эффективно, грамотно и интересно в форме игры подвести итоги урока и завершить работу: » «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг».

Метод «Сезоны года» Цель: — узнать впечатление учащихся от прошедшего урока.

Проведение: Учитель предлагает ученикам оценить свое состояние после урока с помощью ассоциаций, связанных с сезонами года. У каждого четыре листочка: белый — зима, красный-лето, зеленый –весна, желтый — осень. Учащиеся выбирают цвет листочка, который отражает его эмоциональное отношение к уроку, и пишет почему он выбрал именно этот листочек или ответы на вопросы: что я понял, что не понял, что требует повторения.

Итог: -позволяет проанализировать урок, -выявить, что учащиеся усвоили , а что нет, -на что обратить внимание на следующем уроке.

Метод рефлексии “Мозаика из слов ” Организация

Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека, каждая мини-группа получает бумагу и должна за 5 минут написать список ключевых понятий и терминов, связанных с темой урока.

Упражнение помогает обучающимся вспомнить то, что происходило на уроке, соединить в единое целое свои впечатления о нем и полученную информацию. Также упражнение помогает завершить урок в живой, активной, запоминающейся манере.

Метод рефлексии «Мишень»
Цель: создать условия для рефлексивно-оценочных действий учащихся.
Организация: Учитель предлагает заполнить лист самооценки работы на уроке — «выстрелить» в мишень (поставить точку на мишени). Оценить по 5-бальной шкале собственную учебную деятельность на уроке, собственные достижения, своё эмоциональное самочувствие .

Метод самоконтроля, самоанализа, самооценки полученных знаний на уроке. В течение урока ученики поэтапно заполняют индивидуальные карточки контроля знаний. За каждый этап учащийся в течение всего урока самостоятельно выставляет в эту карточку набранное количество баллов, в конце урока суммирует баллы и выставите себе оценку за урок в зависимости от того, сколько баллов набрал.

Методы получения обратной связи. «Незаконченное предложение»

Участникам предлагается закончить следующие предложения:

Самый главный вопрос, который был поставлен сегодня…

Самым трудным для меня на сегодняшнем занятии было…

Сегодня я понял(а), что…

Применение активных методов обучения не только повышает эффективность урока, но и гармонизирует развитие личности, что возможно лишь в активной деятельности.

Таким образом, активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики.

Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету.

Не зря древняя китайская мудрость гласит:

Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я пойму.

Другие статьи:

Похожие статьи:

Популярное на сайте:

Leave a Reply