1) геологическими процессами;
2) космическими факторами;
3) высокими темпами прогресса ;
4) изменением климата.
- Основными природными факторами, влияющими на численность человеческих популяций являются:
1) особенности рельефа местности;
2 ) пищевые ресурсы и болезни ;
3) особенности климата;
4) географическое положение страны.
- Вырубка лесных массивов приводит к:
1) увеличению видового разнообразия птиц;
2) увеличению видового разнообразия млекопитающих;
3) уменьшению испарения;
4 ) нарушению кислородного режима .
А 4. Совокупность живых организмов (животных, растений, грибов и микроорганизмов), населяющих определенную территорию называют
1) видовое разнообразие
А 7. Организмы, использующие для биосинтеза органических веществ энергию света или энергию химических связей неорганических соединений, называются
А 9. Географическое изображение соотношения между продуцентами, консументами и редуцентами, выраженное в единицах массы
1) пирамида численности
2) экологическая пирамида
3) пирамида энергии
4) пирамида массы
А 10. Самая низкая биомасса растений и продуктивность
В заданиях В 1 – В 2 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.
В 1. К антропогенным экологическим факторам относят
А) внесение органических удобрений в почву
Б) уменьшение освещенности в водоемах с увеличением глубины
В) выпадение осадков
Г) прекращение вулканической деятельности
Д) прореживание саженцев сосны
Е) обмеление рек в результате вырубки лесов
Ответ___________ В1:АДЕ ___________________
(Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке).
В 2. В естественной экосистеме
А) разнообразный видовой состав
Б) обитает небольшое число видов
В) незамкнутый круговорот веществ
Г) замкнутый круговорот веществ
Д) разветвленные цепи питания
Е) среди консументов преобладают хищники
Ответ____ В2 АГД __________________________
(Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке)
При выполнении задания В3 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в ответ буквы выбранных ответов без пробелов и других символов.
В 3 Установить соответствие между компонентами среды и экосистемами
А) Круговорот веществ незамкнутый
Б) Круговорот веществ замкнутый
В) Цепи питания короткие
Г) Цепи питания длинные В3 12121
Д) Преобладание монокультур
2 А 2. Совокупность физических и химических факторов неживой природы, воздействующих на организм в среде его обитания — фактор
4) экологический вар
А 5. Продуценты в экосистеме дубравы
1) поглощают готовые органические вещества
2) образуют органические вещества
3) разлагают органические вещества
4) выполняют все перечисленные функции
А 6.Самая высокая продуктивность
1) смешанные леса
2) лиственные леса
4) тропические леса
А 7. Усваивают углекислый газ, вовлекая его в круговорот веществ
В 1. Местом для первичной сукцессии могут служить
А) лесная вырубка
Б) обнаженная горная порода
В) песчаные дюны
Г) заброшенные сельскохозяйственные угодия
Д) выгоревшие участки
Е) бывшее ложе ледника
Ответ___ В1.БВЕ ______ Часть В.
В заданиях В1 – В2 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке. В1.БВЕ
В 1. Местом для первичной сукцессии могут служить
А) лесная вырубка
Б) обнаженная горная порода
В) песчаные дюны
Г) заброшенные сельскохозяйственные угодия
Д) выгоревшие участки
Е) бывшее ложе ледника
Ответ___ В1.БВЕ ______
(Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке).
В 2. Консументом леса является волк
А) Потребляет солнечную энергию
Б) регулирует численность мышевидных грызунов
В) выполняет роль редуцента
Д) накапливает в теле хитин
Е) поедает растительноядных животных
Ответ________ В2 БГЕ ______________________
(Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке)
При выполнении задания В3 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в ответ буквы выбранных ответов без пробелов и других символов.
В 3. Укажите соответствие парами животных и типом их взаимоотношений
А) острица – человек
Г) гидра — дафния
Д) бычий цепень – копытное животное В3 21112_____________________
1) хищник – жертва
2) паразит — хозяин
С 1 . Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биологические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?
1. Уменьшение численности шмелей.
2.Увеличение численности травоядных животных.
3. усиленное размножение растений-конкурентов.
С 2. В чем причина массовых миграций животных?
1. Недостаток или отсутствие кормовой базы
2. Инстинкт миграции в период размножение.
3. Интенсивное размножение (увеличение) численности вида.
4. Природные катаклизмы (наводнение и др.)
С 1. Как нужно выращивать редис для получения корнеплода и семян?
1. Редис – растение короткого дня.
2. Для получения корнеплодов выращивать весной и осенью при более коротком дне.
3 Для получения семян выращивать летом, при длинном дне редис зацветает.
С 2. В 1859 году на одной из ферм Австралии выпустили 12 пар кроликов. Через 40 лет численность их достигла нескольких сот миллионов особей. Кролики стали бедствием Австралии. Чем можно объяснить массовое размножение кроликов? Как снизили их численность?
1.Интенсивное размножение кроликов объясняется: малым количеством хищников и обилием пищевых ресурсов.Численность может быть снижена биологическим методом (использование например, вирусов).
3. Ярусность и мозаичность распределения организмов разных видов − это
а) экологическая структура; б) пространственная структура; в) видовая
9. Пример целенаправленно созданного человеком сообщества – это …
а) биосфера; б) биоценоз; в) геобиоценоз; г) агроценоз.
8. Какая экологическая пирамида имеет универсальный характер и отражает
уменьшение количества энергии, содержащейся в продукции, создаваемой на
каждом следующем трофическом уровне?
а) пирамида энергии; б) пирамида биомассы; в) пирамида чисе
13. Как называют водные организмы, которые в основном пассивно
перемещаются за счет течения?
а) бентос; б) нектон; в) планктон; г) перифито
Исторически сложившаяся совокупность живых организмов и абиотических факторов называется
а) биоценоз б) биогеоценоз в) биотоп г) агроценоз
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum.tipy_bioticheskihotnosheniy_-_kopiya.docx | 22.32 КБ |
Практикум на тему: "Типы взаимодействия организмов"
Закрепление лекционного материала. Вспомните лекцию на данную тему. Ответьте устно на вопросы:
1. Основные типы взаимодействия, их суть?
2. По каким критериям отличаются хищники от паразитов?
3. Как сказывается конкуренция на интенсивности жизнедеятельности соперничающих видов?
4. Каким образом паразитизм и хищничество влияют на интенсивность естественного отбора?
5. Какое значение имеет нейтрализм?
Подберите правильные пары: какой тип взаимоотношений характерен для организмов, указанных в правой колонке таблицы.
А. Густой подрост ельника.
Б. Светолюбивая трава растущая под березой.
3. Конкуренция внутривидовая
4. Конкуренция межвидовая
Г. Аскарида и человек.
Д. Прусак и черный таракан.
Е. Росянка и муха.
Ж. Акула и рыба-прилипала.
3. Повилика и крапива.
И. Синица и лягушка.
К. Пчелы и луговые цветы
Составьте список организмов, имеющих разного типа экологические связи с березой.
Составьте список организмов, с которыми может взаимодействовать большой пестрый дятел.
Составьте список организмов, с которыми может взаимодействовать заяц- беляк.
Составьте список организмов, с которыми может иметь разного рода экологические связи клевер луговой
Составьте схему, на которой отразите взаимные связи следующих организмов: береза, дождевой червь, личинка майского жука, тля, имаго майского жука, гусеница бабочки- пяденицы, взрослая бабочка – пяденица, сова, муравей, большая синица, подберезовик, слизень, летучая мышь.
Проверочные работы по теме урока:
1. Грибники знают, что рыжики следует искать в молодом ельнике или под соснами, подосиновики и подберезовики – в лиственных лесах. Почему?
2. Для нейтрализма характерно отсутствие непосредственной связи между видами в сообществе. Однако в любом сообществе опосредованно все виды связаны. Объясните, как нейтральные виды, например лось и белка, опосредованно влияют друг на друга.
3. Дайте определения понятиям: мутуализм, нейтрализм, конкуренция, аменсализм, комменсализм, паразитизм, хищничество.
Задания для 1 варианта :
1. Прочитайте параграф учебника
2. Выясните, какие формы позитивного отношения между отдельными особями могут наблюдаться в природе.
3. Познакомьтесь с примерами, указанными в учебнике, и приведите свои по каждой форме взаимоотношений.
4. Составьте словесно-логическую схему, демонстрирующую изученный материал.
Задания для 2 варианта :
1. Прочитайте параграф учебника
2. Выясните, какие формы негативного отношения между отдельными особями могут наблюдаться в природе.
3. Познакомьтесь с примерами, указанными в учебнике, и приведите свои по каждой форме взаимоотношений.
4. Составьте словесно-логическую схему, демонстрирующую изученный материал.
Проблемный вопрос: «Существует ли какая-либо связь между количеством кошек и величиной удоя у коров в данной местности?»
1. Увеличится количество кошек.
2. Уменьшится количество мышей.
3. Увеличится количество шмелей, гнезда которых часто разоряют мыши.
4. Повысится успешность размножения клевера, который опыляется шмелями.
5. Увеличивается удой у коров, так как у них будет больше вкусного и качественного корма.
Тестирование по теме «Биотические отношения»
1. Экологические факторы, проявляемые во взаимодействии между живыми организмами, называются:
А) Биотические Б) Абиотические В) Антропогенные
2. Вид отношений, при котором особи одного вида ловят, умерщвляют и поедают особей другого вида, называются:
А) Конкуренция Б) Паразитизм В) Хищничество
3. Взаимоотношения организмов, соревнующихся за одни и те же ресурсы при их недостатке, называются:
А) Комменсализм Б) Кооперация В) Конкуренция
4. Форма взаимоотношений, при которых животные одного вида используют животных другого вида в качестве среды обитания или источника пищи, причиняя тем самым вред, называются:
А) Паразитизм Б) Хищничество В) Комменсализм
5. Сотрудничество двух видов организмов, при котором каждый вид может существовать отдельно, но жизнь в сообществе приносит им обоим пользу, называется:
А) Нейтрализм Б) Кооперация В) Симбиоз
6. Форма симбиоза, при которой один из партнеров доставляет пищу или убежище другому виду; в этом случае один вид извлекает пользу, другой – не имеет ни пользы, ни вреда. Такой вид отношений называется:
А) Кооперация Б) Комменсализм В) Конкуренция
7. Тип взаимоотношений, при которых оба организма получают взаимную пользу
А) хищничество Б) конкуренция В) симбиоз Г) паразитизм
8. Организм, в теле которого происходит половое размножение паразита, называется:
А) основным хозяином Б) промежуточным хозяином
В) переносчиком Г) паразитоидом
9. Опыление пчелами разных луговых растений является примером:
А) симбиоза Б) комменсализма В) мутуализма Г) протокооперации
10. Отношения жвачных копытных и инфузорий обитающих в желудке являются
примером:
А) комменсализма Б) мутуализма В) паразитизма Г) протокооперации
Тестирование по теме «Биотические отношения»
1.Первичное сотрудничество, при котором совместное проживание необязательно это:
А) протокооперация; Б) нахлебничесово В) хищничество
2.Связи между разными организмами называется:
А) биотические Б) абиотические В) антропогенные
3.Рыба-прилипала это пример:
А) сотрапезничества Б) нахлебничества В) квартиранства
4.Отношения, в которых выгода всегда односторонняя это отношения:
А) нахлебничество Б) хищничество В) комменсализм
5.Симбиоз это отношения:
А) взаимовыгодые Б) вредные
В) полезно-вредные Г) полезно-нейтральные
А)хищники Б)паразиты В) квартиранты
7.Отношения, при которых средой обитания служит хозяин называются:
А) нахлебничество Б) квартиранство
В) паразитизм Г) мутализм
8.Азотофиксирующие бактерии в клубеньках бобовых это пример:
А)паразитизма Б) хищничества
В) симбиоза Г) комменсализма
9.Пример полезно-вредных отношений это:
А) гельменты -паразитические черви; Б) лишайники
В) распространение семян муравьями; Г) рыба-прилипала
10.Форма связи, при которой один организм получает необходимые питательные вещества от другого организма, принося ему обычно вред, но не вызывая немедленную гибель это:
А) симбиоз Б) паразитизм В) хищничество
Домашнее задание по группам: создание презентации
1 группа — изучают симбиоз. Найдите информацию по теме «симбиоз» в любом поисковике, ответы на следующие вопросы и выполните необходимые задания.
1.Что такое симбиоз?
2.Приведите примеры такого типа взаимодействий между организмами на примере:
а) растений, б) животных
3.Опишите разновидность симбиоза — комменсализм
4.Какие виды комменсализма существуют в природе? Приведите примеры.
5.Что такое протокооперция? Покажите это на конкретных примерах.
2 группа — изучают паразитизм. Найдите информацию по теме «паразитизм» в любом поисковике, ответы на следующие вопросы и выполните необходимые задания.
1.Дайте определение понятию паразитизм.
2.Приведите примеры паразитизма:
А) среди животных Б) среди растений В) среди грибов.
3 группа — изучают хищничество. Найдите информацию по теме «хищничество» в любом поисковике, ответы на следующие вопросы и выполните необходимые задания.
1.Дайте определение понятию хищничество.
2.Приведите пример хищничества между:
А) животными Б) растениями и животными.
3.Какие средства умерщвления, добывания и переваривания пищи развиты у хищников?
1. Раффлезия и лиана.
Раффлезия Арнольди — растение, обладающее самым крупным цветком, который распускается на поверхности почвы. Остальная часть растения представляет собой разветвленную сеть нитей, пронизывающих корни лиан. Раффлезия высасывает соки (воду и питательные вещества) из лиан и поэтому не нуждается в собственной корневой системе, стебле и зеленых листьях, которые позволяли бы ей самой создавать питательные вещества.
2.Росянка и муха.
Росянка — насекомоядное растение, привлекающее насекомое каплей жидкости (напоминает росу), захватывающее и переваривающее его.
3. Корова и слепень.
Слепень — кровососущее насекомое, питающееся кровью крупного рогатого скота, а также других животных и человека. Наружный паразит.
Ель и сосна — растения хвойного леса, которым для осуществления процесса фотосинтеза требуются солнечная энергия и вода почвы, с растворенными' в ней минеральными веществами.
5. Дятел и жук-короед.
Короеды — растительноядные насекомые; их жуки и личинки часто обитают под корой деревьев, прогрызая сложные ходы. Дятлы — птицы, питающиеся семенами, насекомыми;
имеют долотообразный клюв и тонкий длинный
язык, приспособленные для поиска и захвата насекомых и их личинок под корой ствола дерева.
6. Лисица и полевка.
Лисица — хищник, питающийся мышевидными грызунами.
7. Аскарида и человек.
Аскарида — круглый червь, семейства нематод. Паразитирует в кишечнике позвоночных животных и человека. Вызывает сильную интоксикацию организма хозяина.
8. Кенгуру и кролики в Австралии.
Кенгуру и завезенные в Австралию, кролики встречаются в сходных
местах обитания и, питаются вегетативными частями
растений.
Заяц — наземное травоядное животное, крот — подземное насекомоядное животное.
10. Лось и хохлатая синица. Хохлатая синица и лось занимают разные горизонтальные ярусы леса, используют в пишу различные корма и непосредственно никак друг с другом не связаны.
11. Волк и бабочка-крапивница.
Волк — хищное млекопитающее, питающееся, в основном, позвоночными животными. Крапивница питается нектаром цветков, а её личинки (гусеницы) —. вегетативными частями растений.
12. Акула и рыба-прилипала.
Рыба-прилипала присосками прикрепляется к брюху акулы, путешествуя вместе с ней и питаясь остатками её трапезы.
13. Воробей в гнезде скопы.
Скопа — рыбоядная птица, но, охраняя свою гнездовую территорию, она тем самым охраняет и мелких птиц, поселяющихся в
стенках ее гнезда
14. Лев и птицы — падальщики.
Лев — крупное хищное млекопитающее, питающееся антилопами и другими копытными животными. Грифы, сипы, стервятники — птицы — падальщики, которые могут также довольствоваться остатками трапезы наземных хищников.
15. Гречиха и пчела медоносная.
Пчела опыляет растение гречихи, взамен получая нектар и пыльцу.
16. Рябина и дрозд-рябинник.
Ягоды рябины являются пищей для птицы. Пройдя через кишечный тракт дрозда, оболочки семян частично разрушаются, что способствует прорастанию семян. Птица распространяет семена рябины на значительные расстояния.
17. Медоуказчик и медоед.
Птицы — медоуказчики питаются насекомыми, в том числе личинками пчёл, а также медом и воском (воск переваривается благо
даря присутствию в желудке бактерий — микрококкус), однако сами добраться до пчелиных гнезд не способны. Медоуказчики разыскивают поселения пчел и привлекают к ним медоеда (класс млекопитающих, семейство куньих), издавая крики около пчелиного гнезда. Когда медоед разоряет гнездо, медоуказчики кормятся остатками меда и воска.
Лишайник образован двумя организмами: грибом и водорослью. Гриб обеспечивает водоросли защиту, позволяя ей выживать в сухих местах обитания. Водоросль посредством фотосинтеза снабжает себя и гриб питательными веществами.
19. Клубеньковые бактерии и клевер.
Азотфиксирующие бактерии, проникая в корни бобовых, образуют клубеньки на корнях, обеспечивая азотное питание растений. Взамен бактерии получают органическое питание.
Микориза – это связь грибницы гриба и дерева. Грибница гриба оплетает корни и тем самым увеличивает всасывающую поверхность корней, а также связывает фосфор, обеспечивая фосфорное питание растений. Взамен гриб получает органические вещества.
Leave a Reply