Аскарида идиоадаптация

Аскарида идиоадаптация

Согласно данной концепции, имеются лишь два направления эволюционного процесса:

  1. Биологический прогресс.
  2. Биологический регресс.

По А. Н. Северцову, имеется 4 пути биологического прогресса:

  1. Ароморфоз.
  2. Идиоадаптация.
  3. Ценогенез.
  4. Общая дегенерация.

При биологическом прогрессе вид или более высокий таксон процветает. Количество особей увеличивается, ареал обитания расширяется. Также может возрастать количество видов в ходе прогресса в более высоком таксоне. При биологическом регрессе наблюдается противоположная картина: снижается численность особей, ареал сужается, видовое многообразие группы падает. Может вымереть вид или даже более высокий таксон.

Симптомы аскаридоза

Симптоматика заражения зависит от локализации паразитов:

в кишечнике — тошнота, рвота, дискомфорт в животе, диарея или чрезвычайно нерегулярный стул, кишечная блокада с сильной болью и рвотой, потеря аппетита, снижение веса, в кале — видимые черви, у детей — нарушение роста, развития;

в лёгких — кашель или рвота, одышка, иногда — аспирационная пневмония, кровь в выкашливаемой слизи, боль и дискомфорт в груди, лихорадка.

Неотложной медицинской помощи требуют кишечная блокада (масса глистов блокирует просвет кишечника, вызывая непроходимость), блокировка проходов к поджелудочной железе, печени. Такие осложнения могут привести к летальному исходу.

При масштабной инвазии могут развиваться аскаридозный аппендицит, аскаридоз поджелудочной (острый панкреатит), желчных путей и печени

Еще один яркий пример идиоадаптации – трансформация конечностей. Так у водоплавающих птиц появились перепонки, а у орлов и ястребов – мощные когти для охоты на грызунов. Также стоит обратить внимание на крылья. У страусов и пингвинов они вообще отсутствуют из-за обитания на равнинных территориях и довольно большого веса.

В верхних океанических слоях можно встретить огромное количество разнообразных тропических рыбок, но своей яркой окраской они в первую очередь обязаны большому количеству проникающего солнечного света. А вот, к примеру, донные обитатели отличаются своими особенностями строения. Они приспособились к высокому давлению толщи вод за счет плоской формы тела (скаты, камбала).

Морфология и физиология

Строение глиста аскариды имеет ряд характерных особенностей для нематод и круглых гельминтов:

  1. раздельнополость организмов;
  2. присутствием гладкой поперечно — полосатой мускулатуры;
  3. многослойной кутикулой;
  4. отсутствием вторичной полости и наличием первичной;
  5. сформированной нервной системой в форме нервных стволов, отходящих от глоточного кольца;
  6. атрофированными органами дыхания и кровообращения.

Дегенерация: исчезновение органа или системы органов, не нужных в новых условиях. Происходит при переходе к сидячему, подземному/пещерному и паразитическому образу жизни.
Например: у аскариды хуже, чем у свободноживущих нематод, развиты нервная система и органы чувств.

Еще можно почитать

Задания части 1

Выберите один, наиболее правильный вариант. Эволюция покрытосеменных растений по пути приспособления к опылению насекомыми – это пример
1) ароморфоза
2) дегенерации
3) идиоадаптации
4) биологического регресса

Выберите один, наиболее правильный вариант. Разнообразие какой систематической группы формировалось путем идиоадаптации
1) типа членистоногих
2) отряда грызунов
3) класса земноводных
4) царства животных

Выберите один, наиболее правильный вариант. Ластообразные конечности китов и дельфинов — это пример
1) идиоадаптации
2) дегенерации
3) ароморфоза
4) конвергенции

Выберите один, наиболее правильный вариант. Какая систематическая группа животных формируется в результате крупных ароморфозов?
1) вид
2) класс
3) семейство
4) род

Выберите один, наиболее правильный вариант. Переход наземных видов высших растений в водную среду обитания в процессе их эволюции — это
1) ароморфоз
2) дегенерация
3) идиоадаптация
4) биологический регресс

Выберите один, наиболее правильный вариант. Появление большого разнообразия видов насекомых на Земле – следствие развития их по пути
1) ароморфоза
2) дегенерации
3) биологического регресса
4) идиоадаптации

Выберите один, наиболее правильный вариант. Идиоадаптация приводит к возникновению новых систематических категорий
1) царств
2) типов
3) классов
4) родов

Выберите один, наиболее правильный вариант. Верны ли следующие суждения о направлениях эволюции? А) Упрощение в строении животных, связанное с паразитическим образом жизни, относят к биологическому регрессу. Б) Возникновение класса Насекомые, сопровождавшееся повышением общего уровня их организации, – пример ароморфоза
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Выберите один, наиболее правильный вариант. К появлению каких систематических групп приводят изменения в организации видов животных и растений путем идиоадаптаций
1) царств
2) семейств
3) типов
4) классов

ПРОГРЕСС ТЕКСТ
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания биологического прогресса в эволюции птиц. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) Класс Птицы относят к подтипу Позвоночные. (2) Класс подразделяется на большое количество отрядов, семейств, родов и видов. (3) Для представителей этого класса характерны высокая численность и приспособленность к разным условиям обитания. (4) Наряду с этим имеются некоторые виды птиц, которые в результате деятельности человека находятся на грани вымирания. (5) Некоторые птицы одомашнены человеком в процессе искусственного отбора. (6) Птицы освоили для жизни все природные зоны.

ПРОГРЕСС — РЕГРЕСС ПРИМЕРЫ
1. Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции, которое для него характерно: 1) биологический прогресс, 2) биологический регресс. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) крыса серая
Б) снежный барс
В) амурский тигр
Г) пырей ползучий
Д) лошадь Пржевальского
Е) одуванчик обыкновенный

2. Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции, которое для него характерно: 1) биологический прогресс, 2) биологический регресс. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) рыжий таракан
Б) мышь полевая
В) сизый голубь
Г) латимерия
Д) секвойя

Е) журавль стерх

3. Установите соответствие между видом организмов и направление эволюции, по которому в настоящее время происходит его развитие: 1) биологический прогресс, 2) биологический регресс
А) одуванчик обыкновенный
Б) домовая мышь
В) латимерия
Г) лотос ореховидный
Д) утконос
Е) заяц-русак

4. Установите соответствие между организмом и направлением эволюции, по которому в настоящее время происходит его развитие: 1) биологический прогресс, 2) биологический регресс. Напишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) розовый пеликан
Б) дождевой червь
В) домовая мышь
Г) комнатная муха
Д) уссурийский тигр

Е) гинкго двулопастный

5. Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции,по которому в настоящее время происходит его развитие: 1) биологический регресс, 2) биологический прогресс. Запишите в ответе цифры в порядке, соответствующем буквам.
А) латимерия
Б) заяц-русак
В) серая крыса
Г) австралийская ехидна
Д) выхухоль
Е) дуб черешчатый

РЕГРЕСС ТЕКСТ
1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания биологического регресса в эволюции амурского тигра. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) Амурский тигр занесён в Красную книгу, поскольку его численность сокращается. (2) Он обитает в лесах Дальнего Востока, имеет небольшой раздробленный ареал. (3) Особи этого вида имеют красивую шерсть, из-за чего длительное время являлись объектом охоты. (4) Снижение численности привело к снижению рождаемости и повышению смертности амурского тигра. (5) Питается копытными животными и другими крупными травоядными. (6) Амурский тигр – родственный вид бенгальскому тигру.

АРОМОРФОЗ
1. Выберите из текста три предложения, которые описывают ароморфозы в эволюции органического мира. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) Эволюционные преобразования ведут к морфо-физиологическому прогрессу. (2) Такие преобразования дают организмам новые возможности для освоения внешней среды с изменчивыми условиями жизни. (3) Например выход растений на сушу сопровождался появлением механических, проводящих, покровных тканей. (4) Адаптации, которые не связаны с радикальной перестройкой организма способствуют в эволюции освоению узких экологических ниш. (5) Например, у водных -цветковых растений слабо развита механическая ткань. (6) В листьях мхов имеются мертвые клетки для накопления воды.

2. Выберите три предложения, которые верно характеризуют ароморфозы в эволюции органического мира. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Ароморфоз — путь эволюции, для которого характерны мелкие адаптации. (2) В результате ароморфоза формируются новые виды в пределах одной группы. (3) Благодаря эволюционным изменениям организмы осваивают новые среды обитания. (4) В результате ароморфоза произошёл выход животных на сушу. (5) К ароморфозам также относят формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската. (6) Они имеют уплощённую форму тела и окраску под цвет грунта. (7) Результатом ароморфоза служит формирование крупного таксона.

3. Выберите три предложения, в которых охарактеризованы ароморфозы. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Появление новых признаков у организмов в процессе эволюции привело к освоению новой среды обитания, например обеспечило выход организмов на сушу. (2) Другие эволюционные изменения привели к повышению приспособленности организмов к конкретным условиям среды. (3) Появление лёгких и рычажных конечностей позволило земноводным освоить наземные биоценозы. (4) У земноводных сформировались приспособления к жизни в различных условиях: в прудах, реках, лиственных лесах. (5) Внутреннее оплодотворение, формирование яйца с запасом питательных веществ и зародышевыми оболочками позволили пресмыкающимся размножаться на суше. (6) У черепах сформировался костный панцирь, покрытый роговыми пластинами, который служит средством защиты.

4. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания ароморфозов в эволюции животных. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Популяция является элементарной единицей эволюции. (2) В генофондах предковых групп закреплялись признаки, способствующие усложнению организации. (3) Изменение генофонда популяции может быть обусловлено конвергенцией. (4) Возникновение воздушного дыхания с помощью трахей или лёгочных мешков позволило членистоногим освоить сушу. (5) Разнообразие ротовых аппаратов позволяет насекомым питаться различной пищей, что ведёт к увеличению их численности. (6) Перестройки общего уровня организации, такие как теплокровность и живорождение, дали возможность животным освоить новые природные условия жизни.

5. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания ароморфозов. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Эволюция птиц сопровождалась крупными изменениями в строении, существенно повышающими их уровень организации. (2) Наличие оперения, четырехкамерное сердце и теплокровность позволили им расселиться повсеместно на Земле. (3) Многие птицы приспособились к разным условиям обитания. (4) У водоплавающих птиц выделяется секрет копчиковой железы, которые делает перо ненамокаемым и сохраняет тепло в теле. (5) Плавательная перепонка между пальцами и особая форма клюва помогают им плавать и добывать пищу в воде. (6) Хорошо развитые полушария переднего мозга и мозжечок обуславливают сложное поведение птиц, заботу о потомстве и координацию сложных движений.

6ф. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания ароморфозов. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Риниофиты – первые растения, освоившие наземно-воздушную среду обитания. (2) Они занимали промежуточное положение между водорослями и наземными растениями. (3) У них сформировалась покровная ткань, обеспечившая им защиту от высыхания в наземно-воздушной среде. (4) Риниофиты размножались спорами. (5) Наряду с покровной тканью у них начали формироваться проводящие ткани, обеспечивающие передвижение в организме растения воды с растворёнными веществами. (6) Появившиеся механические ткани риниофитов составляли каркас (остов) растений.


Рассмотрите рисунок схемы А.Н. Северцова и определите (А) направление эволюции, (Б) путь, обозначенный на рисунке цифрой 1, (В) пример, характеризующий это направление и путь. Для каждой буквы выберите соответствующий термин из предложенного списка.

1) идиоадаптация
2) ароморфоз
3) появление семян
4) общая дегенерация
5) биологический прогресс
6) биологический регресс
7) разные типы ротовых аппаратов у насекомых

АРОМОРФОЗ ПРИМЕРЫ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие примеры иллюстрируют достижение биологического прогресса у растений путем ароморфозов?

1) наличие двойного оплодотворения
2) образование корней у папоротниковидных
3) снижение испарения путем образования воскового налета на листьях
4) усиление опушенности листьев у покрытосеменных растений
5) образование плодов с семенами у покрытосеменных растений
6) сокращение срока вегетации у растений, произрастающих в суровом климате

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?
1) наличие млечных желез у млекопитающих
2) образование корнеплода у моркови
3) возникновение полового процесса у организмов
4) возникновение процесса фотосинтеза
5) отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня
6) наличие плавательных перепонок конечностей у водоплавающих птиц

3. Выберите три варианта. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?
1) утрата конечностей у китов
2) усложнение головного мозга у млекопитающих
3) появление второго круга кровообращения у земноводных
4) предостерегающая окраска божьей коровки
5) развитие двустворчатой раковины у беззубки
6) появление у кольчатых червей брюшной нервной цепочки

4. Выберите три варианта. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?
1) самозатачивающиеся резцы у грызунов
2) листовидная форма тела у печеночного сосальщика
3) стрекательные клетки у гидры
4) членистые конечности насекомых
5) внутреннее оплодотворение у пресмыкающихся
6) узловая нервная система у кольчатых червей

5. Выберите три варианта. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?
1) появление хлорофилла в клетках
2) размножение пырея частями корневища
3) возникновение способности к фотосинтезу
4) появление многоклеточности у водорослей
5) удлинение главного корня у верблюжьей колючки
6) появление сочной мякоти в плодах земляники

6. Выберите три варианта. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?
1) сильное развитие половой системы у паразитических червей
2) появление кровеносной системы у кольчатых червей
3) возникновение теплокровности у млекопитающих
4) расположение пальцев у дятлов — два вперед и два назад
5) развитие сосущего ротового аппарата у насекомых
6) появление четырёхкамерного сердца у птиц

7. Выберите три варианта. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?
1) листья-иголки у хвойных
2) млечные железы у млекопитающих
3) корнеплоды у свеклы
4) половое размножение
5) ткани у растений
6) стебель соломина у злаков

СОБИРАЕМ 8
1) появление рога у носорога

2) способность к эхолокации у летучих мышей

3) появление дыхательной системы

АРОМОРФОЗ — ИДИОАДАПТАЦИЯ ПРИЗНАКИ
1. Установите соответствие между признаком и путем достижения организмами биологического прогресса в эволюции: 1) ароморфоз, 2) идиоадаптация. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) мелкие эволюционные изменения
Б) образование типов и классов животных
В) частные приспособления к среде обитания
Г) общий подъем организации
Д) усиление узкой специализации

2. Установите соответствие между характеристиками и путями достижения биологического прогресса: 1) ароморфоз, 2) идиоадаптация. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) частные приспособления к условиям жизни
Б) возникновение классов животных
В) образование родов внутри семейств
Г) повышение уровня организации организмов
Д) возникновение отделов растений

АРОМОРФОЗ — ИДИОАДАПТАЦИЯ ПРИМЕРЫ
1. Установите соответствие между преобразованием и направлением органической эволюции: 1) Идиоадаптация, 2) Ароморфоз. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) Появление семени
Б) Крупные, яркоокрашенные цветки
В) Двойное оплодотворение
Г) Приспособление к фотосинтезу
Д) Развитие воздушных полостей в плодах

2. Установите соответствие между признаком птиц и направлением эволюции, в результате которого этот признак сформировался: 1) ароморфоз, 2) идиоадаптация
А) четырёхкамерное сердце
Б) окраска оперения
В) теплокровность
Г) наличие перьевого покрова
Д) ласты у пингвинов
Е) длинный клюв у птиц болот

3. Установите соответствие между характером приспособления и направлением органической эволюции: 1) Ароморфоз, 2) Идиоадаптация. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Роющие лапы крота
Б) Редукция пальцев на ногах копытных
В) Возникновение полового размножения
Г) Появление шерсти у млекопитающих
Д) Развитие плотной кутикулы на листьях растений, обитающих в пустыне
Е) Мимикрия у насекомых

4. Установите соответствие между примерами и путями достижения биологического прогресса в эволюции: 1) ароморфоз, 2) идиоадаптация. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) цветок и плод у покрытосеменных растений
Б) наличие плавательных перепонок у водоплавающих птиц
В) четырехкамерное сердце у птиц
Г) колючки у кактуса
Д) обтекаемая форма тела кита
Е) двойное оплодотворение у цветковых растений

5. Установите соответствие между примерами и путями достижения биологического прогресса в эволюции: 1) идиоадаптация, 2) ароморфоз. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соотвествующем буквам.
А) обтекаемая форма тела рыб
Б) появление анального отверстия у человеческой аскариды
В) триплоидный эндосперм семени цветковых растений
Г) широкие роющие конечности медведки
Д) различные типы цветков покрытосеменных, приспособленные к опылению ветром, насекомыми
Е) длинный корень верблюжьей колючки

6ф. Установите соответствие между примером и путём эволюции органического мира, который он иллюстрирует: 1) ароморфоз, 2) идиоадаптация. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) альвеолярные лёгкие у млекопитающих
Б) уменьшение количества пальцев у лошадей
В) мелкие цветки в соцветии одуванчика
Г) двойное оплодотворение у цветковых растений
Д) восковой налёт на хвоинках у голосеменных
Е) узкие длинные крылья у ласточек и стрижей

7ф. Установите соответствие между примером биологического прогресса и путём его достижения: 1) ароморфоз, 2) идиоадаптация. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) возникновение приспособлений у придонных рыб к среде обитания
Б) появление зародышевых оболочек в яйце у пресмыкающихся
В) вскармливание потомства молоком у млекопитающих
Г) появление нервной сети у кишечнополостных
Д) формирование у вьюрков многообразных по форме клювов
Е) преобразование передних конечностей в ласты у китообразных

8ф. Установите соответствие между примерами и путями эволюции, которые этими примерами иллюстрируются: 1) ароморфозы, 2) идиоадаптации. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) образование нектарников в цветках липы
Б) формирование длинных крыльев у стрижей
В) возникновение многоклеточности у животных
Г) цветение ветроопыляемых растений до распускания листьев
Д) возникновение цветка у покрытосеменных растений
Е) развитие разнообразных ротовых аппаратов у насекомых

9ф. Установите соответствие между примерами приспособленности организмов и путями эволюции, которые этими примерами иллюстрируются: 1) ароморфозы, 2) идиоадаптации. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) лёгочное дыхание у земноводных
Б) наличие нектара в цветке
В) появление фотосинтеза
Г) формирование многоклеточности
Д) плоская форма тела придонных рыб
Е) покровительственная окраска насекомых

10. Установите соответствие между примерами приспособленности организмов и путями эволюции, которые этими примерами иллюстрируются: 1) ароморфозы, 2) идиоадаптации. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
1) цедильный аппарат у водоплавающих птиц

2) внутреннее оплодотворение рептилий

3) рычажные конечности у земноводных

4) копательные конечности у млекопитающих
5) сосущий ротовой аппарат у насекомых

11. Установите соответствие между примерами и путями достижения биологического прогресса в эволюции: 1) идиоадаптация, 2) ароморфоз. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие плотной кутикулы у человеческой аскариды
Б) расположение на головном конце тела присосок у бычьего цепня
В) развитие семян у голосеменных растений
Г) появление тканей и органов у наземных растений
Д) формирование альвеолярных легких у млекопитающих
Е) наличие цветка, плода у покрытосеменных растений

АРОМОРФОЗ — ИДИОАДАПТАЦИЯ — ДЕГЕНЕРАЦИЯ
1. Установите соответствие между признаком растения и путем эволюционного процесса: 1) ароморфоз, 2) идиоадаптация, 3) дегенерация. Запишите цифры 1, 2, 3 в порядке, соответствующем буквам.

А) появление фотосинтеза
Б) утрата корней, хлорофилла и листьев у раффлезии
В) появление псилофитов
Г) приспособленность к опылению мухами
Д) появление корнеплода у моркови
Е) появление плодов

2. Установите соответствие между эволюционными изменениями и главными путями эволюции: 1) ароморфоз, 2) идиоадаптация, 3) общая дегенерация. Запишите цифры 1, 2, 3 в порядке, соответствующем буквам.
А) появление цветка
Б) образование органов и тканей у растений
В) появление термофильных бактерий
Г) атрофия корней и листьев у повилики
Д) специализация некоторых растений к определенным опылителям
Е) утрата ленточными червями пищеварительной системы

3. Установите соответствие между примерами и путями эволюции: 1) общая дегенерация, 2) идиоадаптация, 3) ароморфоз. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) цветок у покрытосеменных растений
Б) колючки у кактуса
В) обтекаемая форма тела кита
Г) двойное оплодотворение цветковых растений
Д) отсутствие развитых органов чувств у червей-паразитов
Е) редукция глаз у крота

4. Установите соответствие между примерами и путями достижения биологического прогресса: 1) ароморфоз, 2) идиоадаптация, 3) общая дегенерация. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) перепонки между пальцами у водоплавающих птиц
Б) многоклеточность
В) фотосинтез
Г) ласты у дельфина
Д) длинная шея у жирафа
Е) редукция нервной системы и органов чувств у свиного цепня

5. Установите соответствие между признаками организмов и путями эволюции: 1) ароморфоз, 2) идиоадаптация, 3) общая дегенерация. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) редукция органов чувств у бычьего цепня
Б) наличие хвостового плавника у кита
В) замкнутая кровеносная система у кольчатых червей
Г) наличие альвеолярных лёгких у млекопитающих
Д) развитие луковиц у лилейных растений
Е) появление корней у папоротникообразных

6ф. Установите соответствие между признаками организмов и путями эволюции: 1) ароморфоз, 2) идиоадаптация, 3) общая дегенерация. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) развитие присосок и крючков у свиного цепня
Б) большая плодовитость аскариды
В) утрата органов у рачка-саккулины
Г) отсутствие хлорофилла у растения Петров крест
Д) появление многоклеточных организмов
Е) редукция волосяного покрова у слонов

7ф. Установите соответствие между признаками организмов и путями эволюции: 1) ароморфоз, 2) идиоадаптация, 3) общая дегенерация. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) сочная мякоть в плодах рябины
Б) отсутствие головного отдела у беззубки
В) редукция пищеварительной системы у цепней
Г) трахейное дыхание у членистоногих
Д) наличие нектарников в ярких цветках
Е) два пальца на ногах у страуса

8ф. Установите соответствие между признаками организмов и путями эволюции: 1) ароморфоз, 2) идиоадаптация, 3) общая дегенерация. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) развитие крылышек у плода клёна
Б) возникновение рычажных конечностей у хордовых
В) отсутствие головы у двустворчатых моллюсков
Г) видоизменение листьев гороха в усики
Д) утрата хлорофилла у растения заразихи
Е) формирование крупных жилок у подорожника

ИДИОАДАПТАЦИЯ ПРИЗНАКИ
Выберите три варианта. К чему привели идиоадаптации в классе Птицы?

1) общему подъёму организации
2) увеличению числа популяций и видов
3) широкому распространению
4) упрощению организации
5) возникновению частных приспособлений к условиям среды
6) понижению плодовитости

ИДИОАДАПТАЦИЯ ТЕКСТ
1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) Самый многочисленный надкласс современных хордовых животных – рыбы. (2) В процессе эволюции они приобрели множество частных приспособлений к жизни в гидросфере Земли. (3) У рыб глубоководных сообществ имеются биолюминесценция и приспособление к обитанию в условиях высокого давления. (4) Многие придонные рыбы, такие как скаты, камбылы и палтусы, имеют плоскую форму тела. (5) С появлением челюстей у их древних предков – бесчелюстных рыб существенно повысился уровень первых древних позвоночных. (6) Первые челюстные рыбы появились в конце ордовика и получили большое распространение в девоне, который назвали «эпохой рыб».

2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых охарактеризованы идиоадаптации. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Покрытосеменные наиболее распространённая группа растений. (2) У них появились генеративные органы – цветки и плоды. (3) Цветки и плоды обеспечили опыление и распространение этих растений. (4) Цветки могут иметь яркую окраску, содержать нектар, что обеспечивает привлечение насекомых-опылителей. (5) Ветроопыляемые растения имеют невзрачный редуцированный околоцветник. (6) Их тычинки на длинных тычиночных нитях выставлены из околоцветника, что обеспечивает перенос пыльцы ветром.

3. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых охарактеризованы идиоадаптации. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Прогрессивные признаки ведут к повышению уровня организации, позволяя растениям освоить новую среду обитания. (2) У водных обитателей в стеблях хорошо развита воздухоносная ткань. (3) Ветроопыляемые растения зацветают ранней весной, до появления листьев. (4) Выход растений на сушу сопровождался образованием покровных и механических тканей. (5) Наличие крылышек, зацепок, сочного яркого околоплодника обеспечило разные способы распространения семян. (6) Макроэволюция обусловила формирование отделов и классов растений.

4. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) В процессе эволюции у позвоночных животных произошли крупные, принципиально новые изменения в строении организма, существенно повышающие общий уровень их организации. (2) Четырехкамерное сердце и теплокровность, хорошо развитые отделы головного мозга позволили млекопитающими и птицам расселиться повсеместно на земном шаре. (3) У водных животных сформировались видоизмененные в ласты конечности, кожное сало препятствует намоканию покровов тела в воде. (4) Альвеолярные легкие млекопитающих способствуют обогащению крови кислородом и вырабатыванию большого количества энергии, необходимой для активной жизни. (5) Иногда в процессе эволюции может появиться крайняя степень приспособленности организма к очень ограниченным условиям обитания – специализация. (6) Например, сумчатое животное коала питается только листьями нескольких видов эвкалипта.

5. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Среди плоских и круглых червей достаточно много паразитов. (2) У паразитических круглых червей (аскарид) в процессе эволюции сформировались плотные покровы, которые позволяют им выжить при воздействии пищеварительных соков хозяина. (3) У паразитических плоских червей – бычьего и свиного цепней – во взрослом состоянии выделяются вещества, препятствующие их перевариванию в кишечнике хозяина. (4) Эти черви утратили пищеварительную систему. (5) На головке бычьего цепня сформировались четыре присоски, а у свиного цепня, кроме присосок, имеются крючочки. (6) В связи с паразитизмом червей их нервная система и органы чувств редуцировались.

6ф. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Эволюционные изменения, приводящие к понижению уровня организации, могут быть связаны с переходом к паразитизму. (2) Повышение уровня организации часто связано с переходом в новую среду обитания. (3) В результате частных эволюционных изменений формируется приспособленность организмов к разным условиям среды. (4) Теплокровность, альвеолярные лёгкие и вскармливание детёнышей молоком характерны для млекопитающих. (5) У представителей этого класса сформировались различные формы черепа и зубные системы, видоизменились конечности. (6) Особенности строения передних конечностей летучих мышей, белок-летяг являются примерами приспособленности этих животных к полёту или планированию.

7ф. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Покрытосеменные растения – наиболее распространённая на Земле группа растений. (2) В процессе эволюции у них появились цветок и плод. (3) Также у них формируется развитая проводящая система. (4) У многих крестоцветных развиваются видоизменённые корни в виде корнеплодов, в которых запасаются питательные вещества. (5) У лилейных побеги видоизменились в луковицы и корневища, участвующие в вегетативном размножении. (6) У картофеля органом вегетативного размножения являются подземные побеги – клубни.

8. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадатаций у рыб. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) В процессе эволюции у рыб возникло множество приспособлений, позволивших им занять разнообразные экологические ниши. (2) Донные рыбы часто имеют уплощённую форму тела и окраску, незаметную на фоне грунта. (3) Рыбы коралловых рифов обычно ярко окрашены и сжаты с боков, чтобы легко маневрировать и быстро прятаться в расщелинах. (4) Появление подвижных челюстей позволило рыбам эффективнее охотится и разнообразнее питаться. (5) Наличие парных плавников обеспечило возможность активного передвижения в водной среде. (6) У некоторых рыб плавники приобрели другие функции: у бычковых превратились в присоску для прикрепления, у удильщиков видоизменились в «удочку» для приманивания жертв.

9. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций у земноводных. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Появление лёгких у земноводных в процессе эволюции дало им возможность выйти на сушу. (2) Также при выходе земноводных на сушу важную роль сыграли пятипалые конечности рычажного типа. (3) У квакш, ведущих древесный образ жизни, на кончиках пальцев находятся присоски, с помощью которых квакши могут прилипать к любым поверхностям. (4) С помощью эластичных перепонок на пальцах некоторые виды квакш могут планировать на расстояние до двух метров. (5) Благодаря направлению глаз вперёд квакши совершают безошибочные прыжки до добычи или соседней ветки. (6) Кровеносная система квакш, как и всех земноводных, содержит трёхкамерное сердце и два круга кровообращения.

ИДИОАДАПТАЦИЯ — ДЕГЕНЕРАЦИЯ
1. Установите соответствие между особенностями организмов и путями эволюции: 1) идиоадаптация, 2) общая дегенерация. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) отсутствие хлорофилла у растений-паразитов
Б) наличие панциря у черепах
В) редукция зрения у крота
Г) наличие в цветках яркого венчика
Д) слабое развитие нервной системы у печеночного сосальщика
Е) редукция кишечника у свиного цепня

2. Установите соответствие между особенностями организмов и путями эволюции: 1) идиоадаптация, 2) общая дегенерация. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) исчезновение головы у двустворчатых моллюсков
Б) отсутствие шерсти у китообразных
В) утрата хорды при переходе асцидии во взрослую стадию
Г) превращение корней повилики в присоски
Д) наличие зубчатых пластин у пиявок для прорезания кожи
Е) ежегодное сбрасывание рогов у оленей

3. Установите соответствие между примерами и направлениями эволюции: 1) идиоадаптация, 2) общая дегенерация. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) редукция аппендикса у человека
Б) редукция органов зрения у крота
В) исчезновение хлорофилла у повилики
Г) редукция нервной системы у асцидии
Д) отсутствие головы у двустворчатых моллюсков
Е) редукция пищеварительной системы у бычьего цепня

ДЕГЕНЕРАЦИЯ ПРИЗНАКИ
Выберите три варианта. Укажите признаки общей дегенерации у животных

1) общий подъем организации
2) снижение интенсивности жизнедеятельности
3) понижение уровня организации
4) исчезновение органов пищеварения при паразитизме
5) приспособления частного характера
6) упрощение нервной системы в связи с сидячим образом жизни

ДЕГЕНЕРАЦИЯ ПРИМЕРЫ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Примером общей дегенерации служит

1) редукция органов чувств у ленточных червей
2) редукция задних конечностей у кита
3) отсутствие хлорофилла у растений-паразитов
4) отсутствие конечностей у змеи
5) отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня
6) потеря страусом способности к полету

2. Выберите три варианта. Примером общей дегенерации служит
1) утрата органов пищеварения у ленточных червей
2) редукция хорды у асцидии в связи с сидячим образом жизни
3) отсутствие задних конечностей у кита
4) короткий волосяной покров у крота
5) редукция органов чувств у бычьего цепня
6) отсутствие зубов у усатых китов

ДЕГЕНЕРАЦИЯ ТЕКСТ
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания общей дегенерации. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) Упрощение организации и образа жизни организмов, сопровождающееся утратой ряда органов или систем органов, – один из путей достижения биологического прогресса. (2) Гельминты перешли к паразитическому образу жизни, утратив ряд органов и систем органов. (3) Они отличаются высокой плодовитостью, сложными циклами развития и разнообразными приспособлениями к среде обитания. (4) У паразитического растения повилики в процессе эволюции утратилась способность к фотосинтезу в связи с отсутствием нормальных листьев и корней. (5) У змей произошла редукция конечностей, а у крота – редукция органов зрения. (6) Редукция органов связана с мутациями, которые закрепляются в поколениях и распространяются в популяции.

1. Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, примеры, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) биологический прогресс
2) наличие перепончатых конечностей у водоплавающих птиц
3) наличие теплокровности у хордовых животных
4) ароморфоз
5) дивергенция
6) биологический регресс

2. Проанализируйте таблицу «Главные пути эволюции». Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) автотрофное питание
2) ароморфоз
3) биологический прогресс
4) биологический регресс
5) паразитические черви
6) половое размножение
7) повышается
8) не изменяется

3. Проанализируйте таблицу «Пути эволюции». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) переход к сидячему образу жизни
2) общая дегенерация
3) биологический регресс
4) крупные изменения в строении, повышение уровня организации
5) отсутствие конечностей у змеи
6) специализации к условиям обитания
7) появление оболочек у зародыша пресмыкающихся
8) утрата корней у некоторых растений-паразитов

4. Проанализируйте таблицу «Направления эволюционного процесса». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) упрощение организации
2) уменьшение численности
3) вымирание видов
4) численность особей не изменяется
5) уменьшение числа видов, подвидов, популяций или их вымирание
6) повышение уровня организации
7) образование новых классов, типов, отделов
8) увеличение численности

5. Проанализируйте таблицу «Пути достижения биологического прогресса». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) мелкие изменения, направленные на усиление конкуренции между видами
2) крупные морфофизиологические изменения, повышающие общий уровень организации
3) изменение характеристик популяции для увеличения ареала обитания
4) идиоадаптация
5) биологический регресс
6) редукция глаз и ушных раковин у крота
7) редукция пищеварительной системы у паразитических червей
8) развитие присосок и крючьев у паразитических червей

Ниже приведен перечень терминов. Все они, кроме двух, используются в эволюционной теории. Запишите номера этих двух.
1) идиоадаптация
2) дивергенция
3) дигетерозигота
4) ароморфоз
5) гибридизация

Установите соответствие между признаком животного и путем эволюции: 1) морфофизиологический прогресс, 2) морфофизиологический регресс. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) трахейное дыхание
Б) трехкамерное сердце у земноводных
В) редукция хвоста и хорды у взрослой асцидии
Г) редукция конечностей у морских желудей
Д) редукция органов зрения и равновесия у ленточных червей
Е) теплокровность у птиц

Leave a Reply