Генетические, физиологические, психологические ,факторы природной окружающей среды, факторы социальной и урбанистической окружающей среды, факторы медицинского обслуживания.
Из этих факторов выбрать наиболее соответствующие уровню работы в МДОУ.
При рассмотрении физиологических факторов можно использоватьследующие темы и направления:
1. Морфофункциональные показатели здоровья:
– уровень физического развития;
– уровень физической подготовленности.
2. Состояние иммунитета:
– количество простудных и инфекционных заболеваний в течение определенного периода;
– при наличии хронического заболевания – динамику его течения.
3. Адаптацию к социально-экономическим условиям жизни:
– эффективность профессиональной деятельности;
– активность исполнения семейно-бытовых обязанностей;
– широту и степень проявления социальных и личностных интересов.
4. Оценку уровня валеологических показателей:
– степень сформированности установки на здоровый образ жизни;
– уровень валеологических знаний;
– уровень усвоения практических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья;
– умение самостоятельно построить индивидуальную траекторию здоровья и программу здорового образа жизни.
Оснащение:
В любом случае вы должны исходить из того, что имеется в образовательном учреждении, не исключая, однако, возможности подключения других средств на общественных началах или на договорной основе.
зимний сад, музыкальный зал, физкультурный зал, плавательный бассейн, фитобар, люстры Чижевского, освежающие и насыщающие воздух ионами, кабинеты медперсонала, физио-, кабинет массажиста, процедурный кабинет, изолятор для заболевших детей, имеется коррекционный центр (логопед, педагог-валеолог, психолог), врач-педиатр.
Что можно предложить?
В ваших силах предложить различные методы оздоровления, предварительно проконсультировавшись с врачом.
Например:
курсы медикаментозной профилактики,
комплексные медосмотры с участием врачей специалистов,
курсы противорецедивной терапии для часто болеющих детей,
общий и точечный массаж, ингаляции, дыхательная гимнастика,
централизованное обеспечение йодомарином и витамином С.
кварцевание детей в зимний период с целью повышения иммунитета.
общеукрепляющая профилактика, закаливающие процедуры (воздушные ванны, влажные обтирания, контрастные обливания ног),
санация носоглотки согласно назначения ЛОР врача
фито и чеснокотерапия, а также дополнительные мероприятия по предупреждению заболеваний
Для тубинфицированных и контактных по виражу детей мероприятия выполняются по назначению врача фтизиатра.
Понятие здоровья и здорового образа жизни.
Валеология и педагогика в тесном сотрудничестве накопили некоторый опыт здравотворчества, формирования здорового образа жизни человека (Ю. Ф. Змановский, В. В. Колбанов, В. И. Сыренский, Л. Г. Татарникова, представлений у дошкольников о себе как о представителях человеческого рода (С. А. Козлова, основ безопасности детей дошкольного возраста (Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, необходимых знаний, умений и навыков для организации здорового образа жизни (В. Г. Алямовская, ГА. Баранчукова, Л. Н. Лагуткина, Т. Л. Розанова, Л. В. Симошина, Л. Г Татарникова). Этот опыт должен быть востребован в педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений.
Это формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни; накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье; становление валеологической компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания элементарной медицинской, психологической помощи.
В рамках работы со взрослыми можно было предложить, например:
Семинары-практикумы по обретению родителями валеологических профилактических умений и навыков;
Рубрика | Медицина |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 03.10.2017 |
Размер файла | 37,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра физической культуры и спорта
Д. С. Герасимовой
1. Главное — образ жизни человека
2. Критерии эффективности ЗОЖ
3. Физическое самовоспитание и самосовершенствование — условие здорового образа жизни
4. Вредные привычки
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы — это здоровье. Недаром в народе говорят: «Здоровому все здорово!». Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда. А не только в те моменты, когда в организме начинаются сбои, и мы вынуждены обращаться к врачам, требуя от них порой невозможного.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек сам творец своего здоровья! Вместо того чтобы грезить о «живой воде» и прочих чудотворных эликсирах, лучше с раннего возраста вести активный и здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной и общественной гигиены — словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
формирование устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, ответственности за состояние своего здоровья, за собственное благосостояние и за состояние общества.
Задача:
сформировать ценностные установки жизненных приоритетов на здоровый образ жизни;
1. Главное — образ жизни человека
Что же такое ЗОЖ? Это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продления их творческого долголетия.
Путь каждого человека к здоровому образу жизни отмечается своими особенностями, как во времени, так и по траектории. Принципиального значения это обстоятельство не имеет, так как важен конечный результат. Эффективность здорового образа жизни для данного человека можно определить по ряду биосоциальных критериев, включающих:
— оценку морфофункциональных показателей здоровья: уровень физического развития, уровень физической подготовленности, уровень адаптивных возможностей человека;
— оценку состояния иммунитета: количество простудных и инфекционных заболеваний в течение определенного периода;
— оценку адаптации к социально-экономическим условиям жизни (с учетом эффективности профессиональной деятельности, успешности деятельности и ее «физиологической стоимости» и психофизиологических особенностей); активности исполнения семейно-бытовых обязанностей; широты и проявления социальных и личностных интересов;
— оценку уровня валеологической грамотности, в том числе: степень сформированности установки на здоровый образ жизни (психологический аспект); уровень валеологических знаний (педагогический аспект); уровень усвоения практических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья (медико-физиологический и психолого-педагогический аспекты); умение самостоятельно построить индивидуальную траекторию здоровья и программу здорового образа жизни.
2. Критерии эффективности ЗОЖ
Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны проявлений организма и личности человека. В поведении это проявляется в большей жизненной энергии, собранности, хорошей коммуникабельности; ощущении своей физической и психо-эмоциональной привлекательности, оптимистическом настрое, умении обеспечить свой полноценный и приятный отдых, целостную культуру жизнедеятельности. В психологическом аспекте достоинства здорового образа жизни обнаруживаются в качестве психического здоровья, хорошем самочувствии, в нервно-психической устойчивости, способности успешно переносить последствия психических стрессов; в хорошо выраженной волевой организации (самообладании, целеустремленности, настойчивости в достижении поставленной цели, решительности), уверенности в своих силах, меньшей подверженности депрессии, ипохондрии, мнительности. В функциональном проявлении можно отметить: более высокое качество здоровья, улучшение адаптационных процессов, повышение работоспособности и тренированности; снижение заболеваемости и болезненных ощущений; более быстрое и полноценное течение процессов восстановления после физической и умственной деятельности; усиление иммунных механизмов защиты организма; активность обменных процессов в организме; усиление половой потенции, нормализация соотношения массы тела и роста; хорошую осанку и легкость походки.
Основными критериями являются:
v Двигательная активность (деятельность) является обязательным и определяющим фактором, обусловливающим разворачивание структурно-функциональной генетической программы организма в процессе индивидуального возрастного развития. Это хорошо понимали в Древней Индии, Китае и других странах, — уже тогда в жизни и воспитании людей широко использовались гимнастика, дыхательные упражнения, массаж.
Физическая активность — это целеустремленная двигательная деятельность человека, направленная на укрепление здоровья, развитие физического потенциала и достижение физического совершенства для эффективной реализации своих задатков с учетом личностной мотивации и социальных потребностей.
В настоящее время человечество накопило многочисленные факты благотворного влияния двигательной активности на уровень обменных процессов, функцию внутренних органов, объем мышечной ткани, увеличение жизненной емкости легких, состояние сердечно-сосудистой системы организма человека. Общепризнанно, что рациональная физическая активность, приводя к увеличению мощности и стабильности механизма общей адаптации за счет совершенствования функций ЦНС, восстановительных процессов, позволяет поддерживать состояние здоровья и трудоспособность человека на высоком уровне.
Известно, что после 25 лет максимальное потребление кислорода снижается каждые 10 лет на 8%, что обусловлено главным образом ограничением физической активности. У физически же активных людей этот показатель может ограничиться 4%, т.е. у них тормозятся процессы старения. Регулярное использование средств физической культуры с целью медицинской реабилитации позволяет снизить число хронических заболеваний на 15 — 25%, а также обращаемость за медицинской помощью в 2 — 4 раза по сравнению с остальной частью населения. В механизме адаптации к физическим нагрузкам имеют значение усиленное образование метаболитов и гормонов, а также адаптивный синтез белка. Благодаря этому увеличивается функциональная мощность работающих клеточных структур, что указывает на переход от срочной к устойчивой, долговременной, неспецифической адаптации. При систематическом воздействии физических упражнений их действие постепенно ослабевает в связи с повышением устойчивости центральных регуляторных механизмов, а также периферических клеточных структур (изменение биохимических и биофизических свойств клеток), расширением резерва функциональных систем и адаптационных возможностей организма.
При использовании двигательной нагрузки в индивидуальных и групповых занятиях восполняется мышечный дефицит. При этом включаются резервные возможности организма, улучшается его функциональное состояние. Двигательная активность (деятельность) является неспецифическим раздражителем, вовлекающим в ответную реакцию все звенья нервной системы, и выступает в качестве общего воздействия на организм человека. Она стимулирует физиологические процессы в организме и повышает тонус системы, а значит, ее чувствительность и способность к реагированию. Физические упражнения увеличивают стойкость и полноту антистрессорных физиологических реакций. Но, как уже упоминалось выше, все эти особенности физических нагрузок наиболее хорошо проявляются при нахождении некого оптимума в дозировании, при котором развивается наибольшая чувствительность организма.
Таким образом, оптимальное сочетание различных подходов способствует сохранению здоровья и поддержанию его на должном уровне.
v Рациональное питание — это питание, которое обеспечивает нормальную жизнедеятельность человека, способствует улучшению его здоровья и предупреждает заболевания. Принципы рационального питания — энергетическое равновесие, соблюдение режима прием пищи и сбалансированное питание.
Первый принцип рационального питания — энергетическое равновесие — предполагает соответствие энергетической ценности суточного рациона энергозатратам организма, не больше и не меньше.
Второй принцип рационального питания — сбалансированное питание. Это значит, что в организм должны поступать те вещества, которые ему нужны, и в том количестве или пропорциях, в которых это нужно. Белки — строительный материал для клеток, источник синтеза гормонов и ферментов, а также антител к вирусам. Жиры — склад энергии, питательных веществ и воды. Углеводы и клетчатка — топливо. Соотношение белков, жиров и углеводов в суточном рационе должно быть строго определенным.
Кратко нормы рационального питания можно представить следующим образом:
· животные жиры — 10%;
· растительные жиры — 12%;
· животные белки — 6%;
· растительные белки — 7%;
· сложные углеводы — 60%;
Третий принцип рационального питания — режим питания. Режим рационального питания характеризуется следующим образом:
· дробное питание 3-4 раза в сутки;
· регулярное питание — всегда в одно и то же время;
· последний прием пищи не позднее, чем за 3 часа до сна.
Основами рационального питания являются следующие правила:
1. Для того, чтобы рацион был полноценным и сбалансированным, необходимо потреблять разнообразные продукты, содержащие множество разных питательных веществ, микроэлементов, витаминов. Так вы сможете удовлетворить потребности организма в полном объеме.
2. Обязательно при каждом приеме пищи съедайте хлеб, злаки, макаронные изделия или картофель. В этих продуктах содержится много белка и углеводов, а также клетчатка, минеральные вещества (кальций, магний, калий), витамины (аскорбиновая кислота, каротиноиды, фолиевая кислота, витамин В6), при этом в чистом виде эти продукты обладают невысокой калорийностью.
3. Овощи и фрукты (а также бобовые) — обязательный компонент дневного рациона. В день вам необходимо съедать не менее 500 гр овощей и фруктов. В овощах содержатся необходимые организму пищевые волокна, витамины, органические кислоты и антиоксиданты. Особенно полезны зеленые и листовые овощи — шпинат, брокколи, руккола, салат, зелень, огурцы, брюссельская капуста.
4. Каждый день необходимо потреблять молочные продукты с низким содержанием соли и жира — это ценный источник кальция.
5. Жирное мясо замените на рыбу, птицу, яйца, бобовые или постное мясо. Белка в них содержится столько же, а вот ненужный животный жир кушать незачем — необходимое в соответствии с нормами рационального питания количество животного жира вы получите и из маложирных сортов мяса, рыбы и птицы.
6. Выбирайте обезжиренные продукты, откажитесь от привычки есть хлеб с маслом, вместо жареной на масле пищи предпочитайте вареную или запеченную — жиры содержатся везде, и вы наверняка не останетесь без установленной нормами рационального питания порции жиров, а вот превышать ее не следует. Вместо сливочного и подсолнечного масла используйте оливковое — в нем содержится больше полезных веществ и антиоксидантов. Откажитесь от маргаринов и рафинированных масел — в них больше вредных веществ, чем полезных.
7. Ограничьте употребление быстрых углеводов и сахаров — они не имеют никакой питательной ценности: все, что они дают организму — быстрая энергия, кариес и дисбаланс в обмене веществ. Помните, что доля быстрых углеводов по нормам рационального питания составляет всего лишь 5% общей суточной калорийности (это всего 150-200 ккал в сутки).
8. Пейте воду. Для взрослого человека (не спортсмена) суточная норма воды — 2 литра, для спортсмена — 3-3,5 литров. Вода необходима для всех химических реакций в организме, без нее вы просто не сможете жить.
9. Норма употребления поваренной соли для взрослого человека — 6 г в сутки. Современный же человек употребляет около 18 г поваренной соли в сутки. Откажитесь от употребления соленых, копченых и консервированных продуктов, научитесь есть слабосоленую пищу.
10. Значение индекса массы тела (ИМТ) вычисляется по формуле: (вес в кг) делится на рост в метрах в квадрате. При значении ИМТ менее 18,5 у вас недостаток массы тела, при значении ИМТ более 25 — лишний вес. Контролируйте свой вес.
11. Максимально допустимая нормами рационального питания дневная доза алкоголя — 20 гр. чистого алкоголя. Даже однократное превышение этой дозы может нанести вред организму. Ежедневное же употребление алкоголя рано или поздно разовьется в алкоголизм. Разумно подходите к вопросу употребления алкоголя, а когда употребляете его, предпочитайте натуральные алкогольные напитки — вино, коньяк.
12. Основа рационального питания — здоровая натуральная пища. Все ненатуральное в своем рационе стремитесь заменить натуральным.
v Закаливание — это своеобразная тренировка всего организма, и прежде всего — терморегулирующего аппарата, к действию соответствующих факторов. Это система гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды (холода, тепла, солнечной радиации и т.д.).
Большое значение имеет постоянство закаливания. Если в течение какого-то времени закаливающие процедуры не проводить, то степень закаленности организма становится все ниже и постепенно в течение нескольких месяцев сходит на нет. Начинать закаливать свой организм можно в любом возрасте. Чем раньше начинать закаливание, тем лучше будут результаты.
Что дает нам закаливание?
Много чего, и в первую очередь крепкое здоровье. Даже пресловутая простуда способна надолго выбить из колеи, чего уж говорить про более серьезные заболевания, такие, как бронхит или ангина. С помощью закаливания, повышается сопротивляемость организма к воздействию факторов внешней среды, а если мы способны противостоять им, то справиться с такими факторами, как избыточная влажность, перегрев или колебания давления, не составит особого труда.
В процессе закаливания закаливается не только организм, но и сознание человека. А это не только здоровье — это совершенно новое, особое состояние. Это душевный подъем, бодрость и энергичность, это осознание собственной победы над собой и обстоятельствами, и ни с чем несравнимое ощущение уверенности в своих силах. Уже ради этого стоит закаляться.
При закаливании изменяется кровоток не только в сосудах кожи, но и внутренних органов, а также величина кровяного давления, частота дыхания и сердечных сокращений. При этом повышается обмен веществ, улучшается состояние эндокринной и нервной систем, в результате чего повышается устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Кроме того, закаливание способствует формированию принципов и привычек здорового образа жизни.
v Личная гигиена определяется совокупностью гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья и включает общие гигиенические правила для любого возраста; правильное чередование умственного и физического труда, регулярный прием полноценной пищи, занятия физкультурой, чередование труда и активного отдыха, полноценный сон.
К личной гигиене относят:
1) гигиенические требования к содержанию в чистоте белья, одежды;
2) требования к содержанию в чистоте жилища;
3) соблюдение чистоты при приготовлении пищи.
Первоочередным является соблюдение чистоты тела. Кожу нужно своевременно и регулярно мыть, в противном случае нарушаются ее защитные свойства и соотношение микроорганизмов, постоянно населяющих покровы тела, создаются благоприятные условия для размножения гноеродных микробов, паразитарных грибков и других вредных микроорганизмов. Особенно много бактерий обнаруживается под ногтями, поэтому очень важен систематический и правильный уход и тщательное мытье рук. Чистота рук работников общественного питания — обязательное условие работы. Необходимо тщательно ухаживать за кожей тела и волосами — принимать душ, посещать баню. Необходимо помнить, что при нарушении целости кожного покрова легко могут возникнуть грибковые заболевания и гнойничковые заболевания кожи. Уход за полостью рта не только способствует сохранению целости зубов, но и предупреждает многие заболевания внутренних органов. Чистить зубы нужно каждый день, полоскать рот после каждого приема пищи. Не реже двух раз в год посещать стоматолога. оздоровительный закаливание гигиена физический
Помимо общегигиенических мероприятий, личная гигиена включает уход за наружными половыми органами. Эти специальные мероприятия нужно начинать с момента рождения ребенка и проводить постоянно.
Важное место занимает соблюдение чистоты нательного белья, рабочей одежды, ежедневная смена носков (чулок), особенно при повышенной потливости ног. Каждому члену семьи рекомендуется иметь отдельную постель и полотенца (личное и банное); перед сном менять дневное нательное белье на ночную сорочку.
Соблюдение чистоты тела и одежды немыслимо без соблюдения чистоты в жилых комнатах, кухне, а также в производственных помещениях.
Все эти гигиенические мероприятия приобретают особое значение в тех случаях, когда в семье кто-нибудь заболевает, так как несоблюдение гигиенических требований может отрицательно сказаться на здоровье и трудоспособности окружающих больного людей, особенно детей.
3. Физическое самовоспитание и самосовершенствование — условие здорового образа жизни
Физическое самовоспитание понимается как процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой и ориентированный на формирование физической культуры личности. Он включает совокупность приемов и видов деятельности, определяющих и регулирующих эмоционально окрашенную, действенную позицию личности в отношении своего здоровья, психофизического состояния, физического совершенствования и образования.
Физическое воспитание и образование не дадут долговременных положительных результатов, если они не активизируют стремление студента к самовоспитанию и самосовершенствованию. Самовоспитание интенсифицирует процесс физического воспитания, закрепляет, расширяет и совершенствует практические умения и навыки, приобретаемые в физическом воспитании.
Для самовоспитания нужна воля, хотя она сама формируется и закрепляется в работе, преодолении трудностей, стоящих на пути к цели. Оно может быть сопряжено с другими видами самовоспитания — нравственным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим и др.
Основными мотивами физического самовоспитания выступают: требования социальной жизни и культуры; притязание на признание в коллективе; соревнование, осознание несоответствия собственных сил требованиям социально-профессиональной деятельности. В качестве мотивов могут выступать критика и самокритика, помогающие осознать собственные недостатки.
Процесс физического самовоспитания включает три основных этапа.
1 этап связан с самопознанием собственной личности, выделением ее положительных психических и физических качеств, а также негативных проявлений, которые необходимо преодолеть. Эффект самопознания обусловлен требовательностью студента к себе. К методам самопознания относятся самонаблюдение, самоанализ и самооценка. Самонаблюдение — универсальный метод самопознания, глубина и адекватность которого зависят от его целенаправленности и умения субъекта видеть, систематически наблюдать на основе выделенных критериев за качествами или свойствами личности. Самоанализ требует рассмотрения совершенного действия, поступка, причин, вызвавших это (например, отказ от выполнения запланированного комплекса упражнений в режиме дня может быть вызван — дополнительной работой по выполнению учебных заданий, ухудшением самочувствия, отсутствием желания и т.д.); помогает выяснить истинную причину поступка и определить способ преодоления нежелательного поведения в следующий раз. Действенность самоанализа обусловлена адекватностью самооценки как средства организации личностью своего поведения, деятельности, отношений с окружающими, отношения к успехам и неудачам, что влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т.е. степенью трудности достижения целей, которые студент ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что студент начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным. Самооценка зависит от ее качества (адекватная, завышенная, заниженная). Если она занижена, то способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы. Ее адекватность в значительной мере определяется наличием четких критериев поведения, действий, развития физических качеств, состояния организма и др. Первый этап завершается решением работать над собой.
На 2 этапе, исходя из самохарактеристики, определяется цель и программа самовоспитания, а на их основе личный план. Цель может носить обобщенный характер и ставится, как правило, на большой отрезок времени — годы (например, достигнуть высокого уровня физической культуры личности); частные цели (задачи) — на несколько недель, месяцев.
Примерная программа — ориентир физического самовоспитания может быть представлена следующим образом:
Цель — формирование физической культуры личности.
1. Включить в здоровый образ жизни и укрепить здоровье.
2. Активизировать познавательную и практическую физкультурно-спортивную деятельность.
3. Сформировать нравственно-волевые качества личности.
4.Овладеть основами методики физического самовоспитания.
5. Улучшить физическое развитие и физическую подготовленность в соответствии с требованиями будущей профессиональной деятельности.
Общая программа должна учитывать условия жизни, особенности самой личности, ее потребности. На основе программы формируется личный план физического самовоспитания, примерный вид которого представлен в таблице.
3 этап физического самовоспитания связан непосредственно с его практическим осуществлением. Он базируется на использовании способов воздействия на самого себя с целью самоизменения. Методы самовоздействования, направленные на совершенствование личности, именуют методами самоуправления. К ним относятся самоприказ, самовнушение, самоубеждение, самоупражнение, самокритика, самоободрение, самообязательство, самоконтроль, самоотчет.
Таблица. Личный план физического самовоспитания
Используемые средства и методы
Укрепление здоровья, закаливание организма, включение в здоровый образ жизни.
Утренняя гимнастика, физические упражнения, гигиенические и природные факторы, режим дня.
Комплекс из 10 упражнений (их описание); контрастный душ, воздушные ванны; соблюдение режима дня, сна, питания; прогулка перед сном 30 мин.; передвижение из общежития в вуз и обратно пешком.
Обязательное выполнение намеченного на день, неделю.
Подъем в 6ч 30 мин., отход ко сну в 11ч.; занятия физическими упражнениями по 45 мин. в 18ч.; самоподготовка с 19 до 21ч.
Воспитание координационных способностей.
Упражнения на развитие координации движений.
Описание упражнений, количество серий и их повторений.
Бег, пешие походы, прогулки на велосипеде и т.д.
Бег в чередовании с ходьбой с постепенным ее сокращением в течение 30 мин.; пешие походы, велопоходы по 2 — 4 ч.
2 раза в неделю по выходным.
Систематическое заполнение дневника самоконтроля является как бы самоотчетом о проделанном за день. Отчитываясь за свои действия, поступки, человек глубже осознает, какие качества ему необходимо формировать в первую очередь, от каких недостатков избавиться, чтобы улучшить свою личность, какие вносить изменения в личный план работы над собой. Можно выделить два вида самоотчета: итоговый и текущий. Итоговый подводится за достаточно длительный период времени — несколько месяцев, год. Его основой служит самоанализ фактического материала, характеризующего поведение человека в различных ситуациях и обстоятельствах и результаты его, отражающиеся на его морфофункциональном, психическом, психофизическом состоянии. Текущий самоотчет подводится за короткий промежуток времени — день, неделю, несколько недель.
Таким образом, способность человека отмечать даже незначительные изменения в работе над собой имеет важное значение, так как подкрепляет его уверенность в своих силах, активизирует, содействует дальнейшему совершенствованию программы самовоспитания, реализации здорового образа жизни.
4. Вредные привычки
Вредные привычки — это привычки, которые вредят здоровью человека и мешают ему осуществлять свои цели и полностью использовать в течение жизни свои возможности.
Вредные привычки обладают рядом особенностей, среди которых особенно следует отметить:
· Употребление алкоголя, наркотиков и курение вредны как здоровью самого подверженного им человека, так и здоровью окружающих его
· Вредные привычки в конечном итоге обязательно подчиняют себе все остальные действия человека, всю его деятельность.
· Отличительной чертой вредных привычек является привыкание, невозможность без них прожить.
· Избавиться от вредных привычек чрезвычайно трудно.
Наиболее распространенными среди вредных привычек являются курение и употребление алкоголя и наркотиков.
Влияние алкоголя на кровь и мозг.
По наблюдениям, сделанным в МГУ доктором биологических наук Л. Е. Поповым совместно со студентами, комки эритроцитов появляются в пробах крови человека через 10 мин. после приема алкоголя, их число достигает максимума через полтора-два часа, когда концентрация алкоголя в крови также максимальна. Сгустки имеют неправильную форму и содержит в среднем 200-500 эритроцитов, средний их размер равен 60 микрон. Отдельные сгустки содержат тысячи эритроцитов. Тромбы таких размеров перекрывают артерии далеко не самого мелкого калибра, тканевым клеткам перестают поступать кислород и питательные вещества. Они гибнут.
Влияние табачного дыма на кровь, мозг и органы дыхания .
Никотин действует на кровь так же, как и алкоголь, только тромбы поменьше — до 100 штук эритроцитов, но никотин через 10 минут после того, как человек закурил, вызывает стойкое сужение кровеносных сосудов, которое длится около часа. И так же происходит отсекание мелких сосудов и капилляров, так же страдает память (понаблюдайте за курящими).
Погибшие нейроны не восстанавливаются, а выносятся, вымываются, как и другие погибшие клетки, и мозг становится меньше, происходит явление сморщивания мозга.
В области дыхательных путей большого сечения развивается кашель и активизируется выделение мокроты. Малые дыхательные пути воспаляются и сужаются. В легких курильщиков обнаруживается повышенное содержание воспаленных клеток. Приступы астмы происходят чаще и приобретают более тяжелую форму. Возникает склонность к рецидивам респираторных инфекций.
95% людей, страдающих различными заболеваниями органов дыхания,- курящие. Это бронхиты, легочная гипертония, легочно-сердечная недостаточность, пневмония, эмфизема, бронхоэктазы, аллергические заболевания, туберкулез, рак легких.
О вреде наркотиков.
Человек, потребляющий наркотики в любом виде, становится слабым, легко поддается дурному влиянию, т. к. кора» больших полушарий у него блокирована, воля парализована, он становится легкой «добычей» любого нечестного человека, инстинкт самосохранения у него не срабатывает.
Страна ежегодно теряет от героина 30-40 тысяч молодых людей. Наркотизация населения является основной причиной распространения серьезных заболеваний: ВИЧ и вирусных гепатитов. Из 500 000 официально зарегистрированных ВИЧ-инфицированных в России около 60% составляют люди, заразившиеся через инъекционное употребление наркотиков. До 90% наркозависимых больны гепатитом В или С.
Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это — основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.
К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение , другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения , склероза сосудов, а у некоторых — сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.
Так вот, давайте еще раз продумаем свои жизненные задачи и цели, выделив тем самым время для укрепления своего здоровья.
Список литературы
1. С.М.Минаков «Здоровый образ жизни» 1999 г
2. Н.Н.Власова «Физкультура и спорт» Москва 1980г.
3. А.Д.Полосов, Е.М. Лобанева «Критерии эффективности ЗОЖ» 2004г.
4. «Прозрение», Н.Н. Острожная, О.П. Мазурова.
5. Все о здоровом образе жизни. Ридерз Дайджест 1998г
6. Шаталова Г.С. Философия здоровья. М, 1997.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Проблемы здоровья и здорового образа жизни в России: история и современное состояние. Специфика ПР–деятельности в здравоохранении по формированию здорового образа жизни. Анализ формирования здорового образа жизни на примере деятельности ГУЗ «РКДЦ МЗ УР».
дипломная работа [101,1 K], добавлен 04.08.2008
Сущность здорового образа жизни. Вредные привычки молодого поколения. Здоровый образ жизни в глазах молодежи. Его основные составляющие. Деятельность, направленная на популяризацию здорового образа жизни. Анализ состояния здоровья современной молодежи.
реферат [37,3 K], добавлен 18.08.2014
Гигиена общеобразовательного процесса в дошкольном учреждении. Гигиена среды и пространства. Государственный санитарный надзор по гигиене детей и подростков. Естественное и искусственное освещение. Роль личной гигиены и образа жизни в укреплении здоровья.
реферат [58,0 K], добавлен 21.08.2011
Определение образа жизни, как определенного типа жизнедеятельности индивида, его медико-биологический смысл. Компоненты здорового образа жизни, оценка его эффективности по ряду биосоциальных критериев. Виды и значение адаптивной физической культуры.
контрольная работа [31,3 K], добавлен 17.04.2015
Понятие и базовые составляющие здорового образа жизни, его теоретики и пропагандисты. Эмоциональное, интеллектуальное, духовное и социальное самочувствие как аспекты здорового образа жизни. Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья.
Leave a Reply