Какова главная проблема приведенного эпизода? Какие средства драматургии используются для ее раскрытия?
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.
Лука (задумчиво, Бубнову). Вот. ты говоришь — правда. Она, правда-то, — не всегда по недугу человеку. не всегда правдой душу вылечишь. Был, примерно, такой случай: знал я одного человека, который в праведную землю верил.
Лука. В праведную землю. Должна, говорил, быть на свете праведная земля. в той, дескать, земле — особые люди населяют. хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке — завсяко-просто — помогают. и все у них славно-хорошо! И вот человек все собирался идти. праведную эту землю искать. Был он — бедный, жил — плохо. и, когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай, — духа он не терял, а все, бывало, усмехался только да высказывал: «Ничего! потерплю! Еще несколько — пожду. а потом — брошу всю эту жизнь и — уйду в праведную землю. » Одна у него радость была — земля эта.
Бубнов. Куда? Хо-хо!
Лука. И вот в это место — в Сибири дело-то было — прислали ссыльного, ученого. с книгами, с планами он, ученый-то, и со всякими штуками. Человек и говорит ученому: «Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога?» Сейчас это ученый книги раскрыл, планы разложил. глядел-глядел — нет нигде праведной земли! Все верно, все земли показаны, а праведной — нет.
Пепел (негромко). Ну? Нету?
Бубнов хохочет.
Наташа. Погоди ты. ну, дедушка?
Лука. Человек — не верит. Должна, говорит, быть. ищи лучше! А то, говорит, книги и планы твои — ни к чему, если праведной земли нет. Ученый — в обиду. Мои, говорит, планы самые верные, а праведной земли вовсе нигде нет. Ну, тут и человек рассердился — как так? Жил-жил, терпел-терпел и все верил — есть! а по планам выходит — нету! Грабеж. И говорит он ученому: «Ах ты. сволочь эдакой! Подлец ты, а не ученый. » Да в ухо ему — раз! Да еще. (Помолчав.) А после того пошел домой — и удавился.
Все молчат. Лука, улыбаясь, смотрит на Пепла и Наташу.
Укажите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
Фрагмент взят из драмы. Дадим определение.
Драма — один из основных родов художественной литературы. В широком смысле слова драмой называется всякое литературное произведение, написанное в форме разговора действующих лиц, без авторской речи.
В пьесе М. Горького «На дне» отражается жизнь людей, опустившихся на дно своей жизни, однако проблематика произведения состоит в том, что «дно» для каждого из героев разное.
Укажите !ЖАНР! произведения, из которого взят фрагмент.
Фрагмент взят из !ДРАМЫ!. Дадим определение.
Драма — один из основных !РОДОВ! художественной литературы.
В !ПЬЕСЕ! М. Горького «На дне» отражается жизнь людей.
Почему же тогда это не комедия? И почему не пьеса?
Драма — слово, имеющее несколько значений. Драма — это не только РОД литературы, на и литературный (драматический), сценический и кинематографический жанр. По литературному жанру пьеса “На дне” является драмой. Для драмы характерны сюжетность и конфликтность действия.
ПЬЕСА же (франц. piece — «вещь», «кусок») — как драматургический термин применяется для тех произведений, которые затруднительно отнести к каким-либо из уже канонизированных теорией жанров. Являясь наиболее общим, универсальным обозначением драматических произведений и имея возможность объединить в себе все драматургические жанры, пьеса нивелировала каждый из них и тем самым лишилась индивидуальных свойств. Таким образом, развитие драматургии идет не к закреплению пьесы как жанра, а, напротив, к созданию целого ряда новых жанров, имеющих рельефное индивидуальное очертание и лишенных той аморфности и гибридности, которые составляют существо пьесы.
Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и родом их занятий.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Лука — очень неоднозначный персонаж пьесы. Это пожилой странник, который на некоторое время появляется в ночлежке. Л. утешает людей. Но как можно утешить этих выброшенных из жизни, опустившихся на дно ее людей? Л. прибегает ко лжи. Но это ложь во спасение. Умирающей Анне, которой нечего вспомнить в жизни хорошего, Л. говорит, что на том свете ей будет очень хорошо. Проститутка Настя всем рассказывает, что в ее жизни была большая любовь. В ответ все смеются. Но Лука говорит, что если она верит, значит, эта любовь у нее действительно была. Вора Ваську Пепла Л. уговаривает поехать в Сибирь, потому что там он сможет честно работать. Алкоголику Актеру Л. рассказывает о бесплатной лечебнице, где лечат от пьянства. Он уговаривает его подготовиться к лечению, взять себя в руки. Обосновывая то, что нужно жалеть человека, Л. рассказывает, как когда-то сам пожалел грабителей, чем их спас. Иначе они убили бы его и сгинули на каторге. Также Л. рассказывает притчу о «праведной земле». Один бедный человек верил в существование такой земли. Но на карте у ученого ее не оказалось. Человек разочаровался во всем и повесился. Так Л. хочет показать необходимость жалости и надежды для каждого человека. Л. исчезает неожиданно, во время завязавшейся драки, когда Пепел убивает Костылева. Такое исчезновение воспринимается неоднозначно. В последнем действии ночлежники вспоминают о Л., высказывая различные точки зрения на ложь утешительную.
Бубнов — картузник, один из обитателей ночлежки. Мы узнаем, что в прошлом он был владельцем красильной мастерской. Но обстоятельства изменились, его жена сошлась с мастером, и ему, чтоб остаться в живых, пришлось уйти. Теперь этот человек опустился на самое дно. Позиция Б. — это скепсис, фатализм, он всегда принижает человека. Он жесток, не желает сохранять в себе какие-либо хорошие качества. В нем нет ни капли сострадания. На просьбу умирающей Анны вести себя потише, он отвечает: «шум — смерти не помеха. ». Он считает, что «все люди на земле — лишние. ». С точки зрения Б., именно на абсолютном дне жизни обнажается истинная сущность человека, с него слетает наслоение цивилизованной, культурной жизни: «. все слиняло, один голый человек остался». Видимо, тем самым он хочет сказать о животной сущности человека. Б. видит в нем лишь низкое, эгоистичное, не желая принимать во внимание развитие общественной, культурной жизни. В этом случае можно считать значительной такую его фразу: «Выходит — снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется. все сотрется, да!» Опустившись на самое дно жизни, Б. уже не верит в человека, он занимает пассивную не только внешнюю, но и внутреннюю позицию.
Пепел — обитатель ночлежки, потомственный вор. П. — любовник жены хозяина ночлежки Василисы. Это очень жестокая женщина, которая постоянно толкает того на воровство. Но П. надоела такая жизнь. Ему хочется стать честным человеком. Он влюбляется в сестру Василисы Наташу, хорошую девушку, жертву хозяев жизни. П. признается девушке в любви и зовет ее уйти вместе. Лука призывает П. идти работать в Сибирь. Там П. желает стать порядочным и честным. Василиса ревнует П., запирает дома и избивает Наташу. Позже, в завязавшейся драке П. убивает Костылева. Мы понимаем, что теперь ему прямой путь в тюрьму или на каторгу.
Ответ подготовленный экспертами Учись.Ru
Для того чтобы дать полноценный ответ, был привлечен специалист, который хорошо разбирается требуемой тематике «Экономика предприятий (организаций)». Ваш вопрос звучал следующим образом: Что из перечисленного относится к привлеченным средствам для формирования оборотных средств.
После проведенного совещания с другими специалистами нашего сервиса, мы склонны полагать, что правильный ответ на заданный вами вопрос будет звучать следующим образом:
-
Ответ: капитал от продажи акций на рынке
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ ЭТОГО ОТВЕТА:
Работы, которые я готовлю для студентов, преподаватели всегда оценивают на отлично. Я занимаюсь написанием студенческих работ уже более 4-х лет. За это время, мне еще ни разу не возвращали выполненную работу на доработку! Если вы желаете заказать у меня помощь оставьте заявку на этом сайте. Ознакомиться с отзывами моих клиентов можно на этой странице.
Анисимова Глафира Рудольфовна — автор студенческих работ, заработанная сумма за прошлый месяц 84 300 рублей. Её работа началась с того, что она просто откликнулась на эту вакансию
ПОМОГАЕМ УЧИТЬСЯ НА ОТЛИЧНО!
Выполняем ученические работы любой сложности на заказ. Гарантируем низкие цены и высокое качество.
Деятельность компании в цифрах:
Зачтено оказывает услуги помощи студентам с 1999 года. За все время деятельности мы выполнили более 400 тысяч работ. Написанные нами работы все были успешно защищены и сданы. К настоящему моменту наши офисы работают в 40 городах.
Ответы на вопросы — в этот раздел попадают вопросы, которые задают нам посетители нашего сайта. Рубрику ведут эксперты различных научных отраслей.
Полезные статьи — раздел наполняется студенческой информацией, которая может помочь в сдаче экзаменов и сессий, а так же при написании различных учебных работ.
Красивые высказывания — цитаты, афоризмы, статусы для социальных сетей. Мы собрали полный сборник высказываний всех народов мира и отсортировали его по соответствующим рубрикам. Вы можете свободно поделиться любой цитатой с нашего сайта в социальных сетях без предварительного уведомления администрации.
Площадка Учись.Ru разработана специально для студентов и школьников. Здесь можно найти ответы на вопросы по гуманитарным, техническим, естественным, общественным, прикладным и прочим наукам. Если же ответ не удается найти, то можно задать свой вопрос экспертам. С нами сотрудничают преподаватели школ, колледжей, университетов, которые с радостью помогут вам. Помощь студентам и школьникам оказывается круглосуточно. С Учись.Ru обучение станет в несколько раз проще, так как здесь можно не только получить ответ на свой вопрос, но расширить свои знания изучая ответы экспертов по различным направлениям науки.
1. правильного ответа нет. С оговорками и большой натяжкой можно считать правильным последний вариант — укрепление вертикали государственной власти. С учетом введения в марте 1990 г. поста Президента СССР и получения Горбачевым на 3 съезде народных депутатов дополнительных полномочий
3. подписание Договора об уничтожении ракет средней и меньшей дальности между СССР и США
4. обострение межнациональных противоречий
5. М. С. Горбачёвым
6. приоритет общечеловеческих ценностей
7. народных депутатов
11. провозглашение курса на ускорение социально-экономического развития страны
Два русских характера в рассказе И.С.Тургенева «Певцы»
Два русских характера из народа в рассказе И.С.Тургенева «Певцы».
Аннотация: Традиционные формы занятий замедляют дух творческих поисков учителя и учеников. Данный урок настраивает учащихся на творческий подход к анализу текста.
Ключевые слова: Тургенев, «Записки охотника», цикл произведений, сопоставление образов, песня, поединок.
Цель урока: проверить понимание самостоятельно прочитанного рассказа, выявить различные, но дополняющие друг друга стороны натуры русского человека, развитие умения создавать сравнительную характеристику, вести диалог на уроке; определить отношение писателя к простому русскому мужику; воспитание интереса к проблемам нации, к истории нашей культуры; развивать навыки выразительного чтения текста, работы с иллюстрациями, лексическая работа.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок – сопоставление образов.
Символы урока: тетрадь писателя-охотника для записи наблюдений.
Эпиграф: Эпиграф урока:
Тот не русский, кто не переживал странного волнения и упрека
при звуках заунывной народной песни.
Оборудование урока: репродукции картин русских художников (Крамской, Кустодиев и др.), пластинка с песней “Не одна во поле дороженька пролегала…»
1этап – формирование внутренней готовности учащихся к уроку, мотивации изучения нового материала. Вступительное слово учителя:
“В наше время, время мученического очищения России, её исторического оправдания и духовного возрождения чудится мне, что у всех нас есть потребность обратиться к России в её историческом целом, окинуть взором, сколько хватит его, нашего взора, пути, и судьбы, и задания нашей Родины, основы и первоосновы её культуры, из коих всё вышло и к коим всё сводится, увидеть их в силе и славе, увидеть всё это не только в исторической ткани нашей страны, но и в нас самих, в наших душах, в их сознательном и бессознательном укладе; с тем, чтобы каждый из нас осязал в самом себе и чудесные дары нашей России, составляющие самую русскость нашей русскости, и те пробелы, те слабости, те недостроенности и неустроенности русской души, те несовершенства и незавершённости нашего национального характера, без одоления которых нам не построить России — ни нам, ни нашим детям, ни внукам”.[1]
2 этап – введение в атмосферу эпохи; тема рассказа «Певцы».
Я не случайно начала наш сегодняшний урок со слов замечательного русского религиозного философа И.А. Ильина. Произнесённые в 20-е годы, они словно обращены к нам, которые призваны строить сегодня новую Россию.
(Зачитывается тема урока, эпиграф)
“Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слёзы”. Таковы ощущения и эмоции рассказчика в “Певцах” И. С. Тургенева. А ваши впечатления? Как вы думаете, о чём этот рассказ? Что в нем особенного?
Сегодня нам и предстоит разобраться, что увидел в русском характере И. С. Тургенев, что писателю особенно дорого в нем и о чем он скорбит.
3 этап – осмысление идеи, темы и проблем рассказа «Певцы», анализ отдельных сцен, характеристика персонажей.
Учитель: Откроем рассказ… его начало
“Небольшое село Колотовка… (до конца абзаца) Что вам слышится в этих строках?
(Ученики отмечают, что особую смысловую нагрузку несут строки: “на скате голого холма, сверху донизу рассеченного оврагом, который, зияя как бездна, вьется разрытый и размытый… ”.
Эта пейзажная зарисовка создает ощущение какой-то безотчетной тревоги и по дальнейшем прочтении рассказа начинаешь понимать, что такой пейзаж далеко не случаен, поскольку напрямую связан с судьбами героев рассказа, такими же разрытыми и размытыми, как и этот овраг.)
Учитель: Что же довершает и без того невеселую картину?
Учитель: А что такое кабак?
-Это место, где удовлетворяются низменные и грубые потребности простого люда. -Тургенев подчёркивает “отдельность” местоположения кабака, который стоит на краю “страшного оврага”.
Учитель: Всмотримся в них повнимательнее. Кто они? Кого видит Яков в трактире, выйдя на середину зала?
I группа. Целовальник Николай Иванович — человек “расторопный и сметливый”, хорошо знающий жизнь и во многом разбирающийся:”в лошадях и скотине, в лесе, кирпичах и посуде, в красном товаре и в кожевенном…” Чем-то он напоминает крестьянина Хоря из рассказа “Хорь и Калиныч”. Так же обстоятелен, немногословен и себе на уме.
II группа. Приказчик Моргач. “Это человек опытный, сам себе на уме”, “тертый калач, который знает людей и умеет ими пользоваться”.
Поэтому автор и акцентирует наше внимание на его глазах: “…я никогда не видел более проницательных и умных глаз…” И все же есть в этом человеке какая-то тайна (в жизни его остались “темные пятна”). Не все гладко в его жизни, когда-то бежал он от своей барыни.
Именно потому, что это человек расчетливый, ему после неудавшегося побега и возвращения все же удается встать на ноги и даже зажить припеваючи.
III группа. Дикий Барин… Что-то богатырское чувствуется в нем. Это характер во многом загадочный. Какая-то необъяснимая сила исходит от него.
Рассказчик замечает: “…какие-то громадные силы угрюмо покоились в нем, как бы зная, что раз поднявшись, что сорвавшись раз на волю, они должны разрушить и себя и всё, до чего ни коснутся…” Есть в Диком Барине и какая-то противоречивость: “смесь какой-то врожденной, природной свирепости и такого же врожденного благородства”.
IV группа. Обалдуй — выбившийся из жизни крепостной гуляка, от которого отказались даже собственные господа. Поэтому и прозвище его далеко не случайно: от глагола обалдеть прост. — одуреть, потерять всякое соображение, ошалеть. Не прочь покутить за чужой счет. “Отроду не сказал не только умного, даже путного слова: все “лотошил” да врал, что ни попало — прямо Обалдуй”.
(Идет работа с репродукциями, ребята пытаются увидеть в них тургеневских персонажей)
Учитель. Как складывалась жизнь этих людей? Счастливы ли они? Что общего в их судьбах?
Учитель: Это, действительно, скопление изломанных, выпавших из всех былых взаимосвязей бесприютных и в прошлом, и в будущем людей. А что за стенами кабака?
-грязная Колотовка с её оврагом;
-скудный выгон, пруд, покрытый гусиным пухом;
(Составление ассоциативного ряда)
Учитель: За стенами кабака — грязная Колотовка с её оврагом, рвущим надвое холм, улицу. Нестерпимая духота жаркого июльского дня. Бессмысленно злобный лай собак… Какая страшная и неприглядная картина… Поистине не радующий глаз пейзаж, лишающий всякой надежды.
Обобщение учителя: Кабак — некий последний приют людей с искалеченными судьбами. “Притынный кабак вообще-то сам по себе “жизни край”, “место”, куда стекается человеческая “щебень” изо всех сословий, тоже разрытых и размытых ударами судеб”. [2] Вот здесь-то, у бездны на краю, и будет проходить своеобразное “духовное ристалище”, поэтическое соревнование, дуэль двух талантливых людей.
Учитель: Ждут ли этого поединка люди? Давайте понаблюдаем за ними.(озвучивание диалога по ролям от слов “Зачем я тебя зову — плут ты этакой, Моргач!” и далее: “Ну что ж! -возопил вдруг Обалдуй…” до “Жеребий кинуть..”)
Лексическая работа: Что такое поединок?
Учитель: Что это? Обычное житейское любопытство, желание торжества над побежденным? Почему так ждут поединка эти люди?
— Ждут они скорее песни, а не самого состязания.
-Песня, особенно задушевная, как-то по-особенному переживается человеком.
-Она помогает забыться, отрешиться от сиюминутного.
-Песня способна расширить узость пространства, раздвинуть границы кабака.
-Помогает на какие-то мгновения стать чуточку счастлив ее, способна подарить настоящую радость. Вспомните, что после заключительного замирающего голоса рядчика именно Яков, как сумасшедший, закричал: “Молодец! Молодец!”
-Песня — это особый мир, это красота, по которой, может быть, истосковалась душа этих не очень счастливых людей. Может быть, это своеобразный протест против этой жизни.
-По песне, по красоте истосковалась душа мужицкая.
-Может быть, этот поединок — тоска о несбывшемся, жажда раздвинуть стены, изгнать тесноту? Это своеобразный протест против оврага.
Учитель: Но почему именно песня?
-Песня — это история души народа, её поэзия. Страшна и тяжка жизнь русского крепостного, но в человеке, все же не изжита тяга к хорошему, светлому в жизни.
— Мне кажется, сегодня из песни уходит душа
Лексическая работа: Песня как жанр. В чем ее особенности?
Учитель: “Еще доселе загадка — этот необъяснимый разгул, который слышится в наших песнях, несётся куда-то мимо жизни и самой песни, как бы сгораемый желанием лучшей Отчизны”, — писал Н. В. Гоголь. И где рождалась такая песня? Где звучала? Чаще всего в кабаке или ином местечке, где собираются связанные в горе непрочной верёвочкой люди.
Сравним соперников. Рядчик и Яков Турок.
(Идёт сравнительный анализ по группам, которые отслеживали одну из линий сравнения )
Линии сравнения
-Поведение до начала состязания.
-Пение… Есть ли в нём душа?
а) “Он бойко поглядывал кругом, подсунув под себя руки, беспечно болтал и постукивал ногами (неспособность к осознанию высоты предстоящего духовного и душевного испытания), лишь перед самим поединком он немного волнуется(“приходя в волнение”).
б) Пение рядчика (чтение текста подготовленным учеником).
“Рядчик выступил вперед …” и закончить
“Он пел”. Далее: “Ободренный знаками всеобщего удовольствия…” и закончить словами: “…последний задирающий возглас”.
в) Какова реакция слушателей?
(“Слушали с большим вниманием”, “не возбуждая слишком сильного сочувствия в своих слушателях”). Яков Турок
а) В состоянии лихорадки перед началом пения ( “мигал глазами, неровно дышал, руки его дрожали…”, лицо было “бледно, как у мертвого…”). Пение для него нечто священное, способное озарить жизнь, задеть самые тонкие душевные струны.
б) Пение Якова (чтение текста).
“Русская, правдивая…” и закончить словами: “…словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль”.
в) Какова реакция слушателей? ( “ Всем нам становилось сладко и жутко”, “закипали на сердце и поднимались к глазам слезы”, “всеобщее томленье”, “стояли как оцепенелые”).
(После сравнительного анализа слушаем в грамзаписи песню “Не одна во поле дороженька пролегала” и делимся впечатлениями)
Учитель: Почему же рядчик проиграл?
— Рядчик пел веселую плясовую песню. Но песня, хотя и исполненная мастерски, не затронула сердца и души.
-Его пение не раздвинуло стен кабака, не смогло заставить пережить слушателей душевного потрясения. Его просят: “Вытягивай еще! Накаливай еще, собака ты этакая, пес!” Они ожидали чуда, а его не случилось.
— Его песня красива, но остаётся лишь игрой.
-Здесь не было самозабвения, всё рассчитано на эффект. Эта песня не затронула души.
Учитель: А как пел Яков?
— В его пении была “неподдельная, глубокая страсть, и молодость, и сила, и грустная скорбь”.
— “От его голоса веяло чем-то родным, задевающим за живое. Не случайно на глаза слушателей наворачиваются слезы.
— В этой песне поет и плачет душа.
— Эта песня несет в себе безотчётное чувство простора.
— Какой-то особый свет проникает в душу.
— В этой песне душа протестует против всего мелкого и пошлого.
Учитель: Да, Якова хотел, хотя и ненадолго, “унести” этих искалеченных судьбой людей из пошлой действительности, из этого душного кабака. Он хочет осилить зло этой жизни, ее измельчание, одолеть тоску. А о чём пел Яков в любовной, “прощальной”, по определению А. Григорьева, песне?
Обобщение учителя: Пел Яков о какой-то редкостной высоте нравственных требований, о непрощённой вине, о горькой сердечной муке.
Сударушка, которую обиженно и нежно отвергает душа, остаётся тем не менее единственной и неповторимой.
Учитель: Вечером рассказчик вновь заглядывает в кабак. Что же открывается ему?
-В кабаке все пьяны. Зрелище неприятное, отталкивающее.
— Эти строки рождают горькие мысли и чувства.
— Рассказчик замечает, что Дикого Барина среди подгулявших нет. Не на него ли надеется писатель? Может быть, он настоящее, здоровое начало русской нации?
Учитель. Да, на смену духовному и чистому приходит низменное и обезображенное.
Зачитаем финал. Достоевский назвал его поистине гениальным, почему?
-Может быть, не всё так безотрадно в России? Ведь в финале – дети, а дети — будущее.
-Здесь как-то тихо, слышен только один зов.
Учитель: Да, здесь полная гармония с природой и нет той напряжённости, противоречивости и катастрофичности, которыми полна взрослая жизнь.
Что же мы увидели в русском человеке сегодня на уроке?
— талант, потребность творить;
— способность глубоко чувствовать;
— потребность в высоком;
Учитель: Самое удивительное, что всё это помогла увидеть и прочувствовать песня. Мне хочется привести слова К.С. Аксакова: “Как широк напев её! Кажется дух и образ великого, могучего пространства… лежит в ней.
Нет ей конца, бесконечная песня… В самом деле, нельзя сказать, что русская песня оканчивается; она не оканчивается, но уносится…
слух едва ловит последние звуки русской песни, — нет, она не кончилась, она унеслась, удалилась только и где-то поётся, вечно поётся”.
Что же ещё вы увидели в русском человеке?
— упоение в разгуле;
— прошло полтора столетия, и ничего не изменилось.
4 этап, заключительный – архивирование учебной информации урока, подведение итогов, оценивание учащихся, рефлексия, домашнее задание.
Учитель: Итак, что же вслед за Тургеневым мы увидели в русском человеке сегодня на уроке? ( Талант, ум, проницательность, потребность творить, способность глубоко чувствовать, удаль, душевный размах, потребность в высоком, скрытую силу).
Мы говорили сегодня о важном: о русском народе. Народ-это средоточие всех надежд и возможностей российской истории. Так что же нужно нам, сегодняшним, для спасения России, о чём так мечтал писатель?
— Надеяться только на самих себя, на свои собственные силы;
— преодоление того, что недостойно человека, очищение души;
— вера в великое будущее России;
Учитель: Да, быть может, покаяние и вера дадут нам не только уверенность в своей правоте, но и веру в Россию, веру в призвание нашего народа. Они научат нас, по словам Языкова:
Надёжно уважать свои родные силы,
Спасенья чаять только в них.
Цикл рассказов «Записки охотника» явился ответом на вопрос, который задал в своей статье В.Г.
Белинский, обращаясь к читателям: «А разве мужик – не человек?» Критик предвидел ответный возмущенный вопрос: «Но что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?»-«Как что?- негодовал критик-гуманист. – Его душа, ум, сердце, страсти, склонности – словом, все то же, что и в образованном человеке».
Домашнее задание ( по выбору учащихся): написать письмо автору произведения, описать дальнейшую судьбу одного из героев, передать от лица одного из героев увиденное в трактире.
Фраза-напутствие: люби ближнего своего, как самого себя.
1. Ильин И.А. Собр. соч. в10 т.,кн.2.- М.,1996. т.6 с.7.
2. Тургенев И.А.Собрание сочинений в 5 т., т.1. — М., 1994.
3. Чалмаев В.А. Иван Тургенев. — М.,1986 с.149.
Leave a Reply