Средства измерений (СИ) подлежат обязательным испытаниям, в целях подтверждения метрологических характеристик, заявляемых производителем, и внесения данных средств измерений в государственный реестр средств измерений. Эти испытания могут проводить метрологические центры, аккредитованные в установленном порядке. В ходе выполнения процедуры разрабатывается программа испытаний, проект описания типа, методика поверки. На основании данных документов подтверждаются метрологические характеристики, указанные в заявке и выдается метрологический сертификат (сертификат об утверждении типа средств измерений) .
Для проведения испытаний в целях утверждения типа средств измерений используется, программа испытаний, которая разрабатывается метрологическим центром или лабораторией. В нее входят следующие процедуры:
- Определение метрологических характеристик образцов средств измерения, представленных для проведения испытаний
- Апробация методики проверки
В настоящих правилах использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные документы:
ГОСТ 2.105-95 Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам
ГОСТ 8.207-76 Государственная система обеспечения единства измерений. Прямые измерения с многократными наблюдениями. Методы обработки результатов наблюдений. Основные положения
В Российской Федерации действует ГОСТ Р 8.736-2011.
ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий
РМГ 51-2002 Государственная система обеспечения единства измерений. Документы на методики поверки средств измерений. Основные положения
РМГ 74-2004 Государственная система обеспечения единства измерений. Методы определения межповерочных и межкалибровочных интервалов средств измерений
Примечание — При пользовании настоящими правилами целесообразно проверить действие ссылочных документов по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящими правилами следует руководствоваться заменяющим (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
Испытания средств измерений в целях утверждения типа средств измерений проводят государственные центры испытаний средств измерений в соответствии с областью
их аккредитации.
Испытания средств измерений для утверждения типа средств измерений проводят по программе, утвержденной ГЦИ СИ, или по типовой программе, согласованной с ГЦИ СИ.
Программа испытаний средств измерений может предусматривать только определение метрологических характеристик конкретных образцов средств измерений и экспериментальную апробацию методики поверки.
На испытание средств измерений для целей утверждения заявитель представляет:
− образцы средств измерений (не менее 3 экз.);
− проект технических условий, подписанный руководителем, а для средств измерений, подлежащих импорту,
– проспект фирмы-изготовителя средств измерений с переводом на русский язык;
− эксплуатационные документы по ГОСТ 2. 601-68, а для средств измерений, подлежащих импорту, – комплект документации фирмы-изготовителя к поставляемому средству измерений с переводом на русский язык;
− проект нормативного документа (НД) по поверке средств измерений при отсутствии раздела «Методика поверки» в эксплуатационной документации;
− проект описания типа средств измерений с фотографиями общего вида 13× 18 или 18× 24 в 3 экз.;
− акт экспертизы организации – разработчика о допустимости опубликования описания типа средств измерений в открытой печати;
− программу испытаний, утвержденную ГЦИ СИ.
Проект описания типа средств измерений включает:
− наименование средства измерения и обозначение их типа;
− обозначение стандартов и технических условий, в соответствии с которыми выпускается средство измерения;
− назначение и область применения;
− описание (принцип действия, описание конструкции, число модификаций, их обозначение и особенности, основные технические характеристики, включая метрологические);
− знак утверждения типа (место и способ нанесения знака на образцы и эксплуатационную документацию);
− наименование и обозначение нормативного документа по поверке, перечень основного оборудования, необходимого для поверки средств измерений и условия эксплуатации;
− основные нормативные документы (НД) на средства измерений конкретного типа.
Для проведения испытаний в необходимых случаях организация – разработчик предоставляет в ГЦИ СИ необходимые для испытания оборудование и средства измерений.
По результатам проведенных испытаний средств измерений для утверждения типа исполнитель согласовывает методику поверки, описание типа и составляет акт испытаний средств измерений для целей утверждения типа в 3 экз.
После подписания акта испытаний ГЦИ СИ проводивший испытания направляет во Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы (ВНИИМС) следующие документы:
− сопроводительное письмо, содержащее наименование и обозначение средства измерения, номер письма поручения;
− заключение о возможности утверждения типа средств измерений;
− программу испытаний, утвержденную ГЦИ СИ;
− проект технических условий на средство измерения;
− эксплуатационную документацию на средство измерения;
− проект НД на средство измерения;
− проект описания типа с фотографиями;
− акт экспертизы о допустимости опубликования описания типа в открытой печати.
ВНИИМС рассматривает направленные на его адрес документы на соответствие правилам по метрологии ПР. 50. 2. 009-94 и готовит проект решения Госстандарта РФ об утверждении типа СИ.
Госстандарт рассматривает представленные ВНИИМС документы и принимает решение об утверждении типа.
Госстандарт после утверждения типа регистрирует его и выдает сертификат об утверждении типа, а ВНИИМС вносит данное средство измерения в Государственный реестр в разделе «Средства измерений утвержденных типов».
Государственная регистрация об утверждении типа производится в течение 5 дней со дня поступления во ВНИИМС решения об утверждении типа.
Сертификат об утверждении типа выдается на каждое средство измерения на основании решений Госстандарта России об утверждении типа.
Сертификату об утверждении типа присваивается регистрационный номер, соответствующий номеру утвержденного типа.
Сфера законодательной метрологии распространяется на измерения, выполняемые при:
- осуществлении торговли и расчетов между покупателем и продавцом;
- определении налоговой базы;
- осуществлении таможенных и банковских операций;
- обеспечении защиты жизни и охраны здоровья человека;
- проведении государственного технического осмотра транспортных средств, диагностике технического состояния транспортных средств;
- обеспечении промышленной безопасности опасных производственных объектов, пожарной безопасности и радиационной безопасности;
- осуществлении геодезической и картографической деятельности;
- осуществлении гидрометеорологической деятельности;
- оказании услуг почтовой связи и электросвязи;
- проведении испытаний и осуществлении контроля за соответствием продукции и сырья требованиям законодательства Республики Беларусь;
- проведении экспертиз;
- обеспечении обороны и безопасности государства;
- обеспечении охраны окружающей среды;
- обеспечении охраны труда;
- осуществлении государственного метрологического надзора;
- осуществлении метрологического контроля;
- осуществлении контроля за соблюдением требований, предъявляемых к фасованным товарам;
- проведении лабораторно-диагностических исследований ветеринарной службой;
- производстве и применении игровых автоматов и устройств с денежным выигрышем;
- регистрации международных и национальных спортивных рекордов.
Законодательными актами Республики Беларусь сфера законодательной метрологии может распространяться на измерения, выполняемые в иных сферах деятельности.
Если рассматриваемое средство измерений попадает в одну из вышеуказанных областей, следует провести анализ:
– требований нормативно правовых актов и технических нормативно-правовых актов, касающихся конкретной области применения средства измерений и иных распорядительных документов, регулирующих применение СИ.
Комментарий : При отнесении средства измерений к СЗМ, следует проверить наличие прямых указаний НПА и ТНПА и др. на поверку этих средств измерений в органах Государственной метрологической службы (ГМС). Такое требование подразумевает применение СИ в СЗМ и его вывод из СЗМ возможен только после изменения соответствующих требований НПА и ТНПА. Например, Постановление Минсельхозпрода требует проведения поверки в ГМС термометров на овощехранилищах. В данном случае контроль температуры является технологической операцией, не попадающей ни в одну из областей СЗМ, и поверку могли бы делать иные юридические лица.
– наличия дублирующих средств измерений и устройств, выполняющих ту же функцию и подпадающих под метрологический или иной вид контроля;
Комментарий : Как правило, на опасных технологических объектах (см. области 4, 6, 14) предусмотрены дублирующие схемотехнические решения, обеспечивающие безопасность с вероятностью 99,9%. Например, в водонагревательных котлах наряду с манометрами установлены предохранительные клапаны давления. В таком случае п. 4, 6, 14 обеспечиваются именно клапанами, которые проходят отдельную проверку, а манометры выполняют второстепенную роль — контроля изменения температуры и могут быть выведены из СЗМ. Показывающие манометры также могут быть выведены из СЗМ.
– возможность выполнения метрологического контроля средства измерений.
Комментарий : Средство измерений, например, датчик вибрации, термопара, датчик давления и т.п., предназначенные для контроля критических нагрузок (см. области 4, 6, 14) установлены в таком месте технологического оборудования, которое не позволяет провести его метрологический контроль. В данном случае необходимо определиться, есть ли на оборудовании а) средства измерений, дублирующие указанные функции и обеспечивающие безопасность технологического оборудования в целом. Например, на узле подшипника парогенератора установлен бесконтактный термометр или накладной термопреобразователь, позволяющий проводить корреляцию значений температуры, регистрируемой недоступной для снятия термопары и генерировать управляющий сигнал. В некоторых случаях б) возможно проведение внешнего периодического контроля условий эксплуатации технологического оборудования. В указанных случаях средства измерений, установленные в труднодоступных местах, могут быть исключены из перечня, подлежащего контролю в сфере законодательной метрологии.
ВОПРОС : Просим дать разъяснения по вопросу правомерности применения термина «поверка» к средствам измерений, применяемых вне сферы законодательной метрологии, эксплуатируемых на предприятии, в том случае, если данные работы проводятся силами работников предприятия (поверителями) без аккредитации поверочной (калибровочной) лаборатории; или же в соответствии с п.4.1 ТКП 8.003-2011 термин «поверка» применим только к СИ, поверяемым в аккредитованных поверочных лабораториях. Некоторые предприятия вышеуказанную процедуру обозначают а своих СТП как,например, «поверка», выполняя фактически все технические операции по методикам поверки. Правильно ли это?
ОТВЕТ от 05.08.2013:
В соответствии с определением, данным в Законе Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений» (в редакции Законов Республики Беларусь от 20.07.2006 № 163-З, от 09.11.2009 № 53-З, от 04.01.2010 № 109-З), поверка представляет собой совокупность работ, в ходе которых подтверждаются метрологические характеристики средств измерений и определяется соответствие средств измерений требованиям законодательства Республики Беларусь об обеспечении единства измерений.
Поверка средств измерений, применяемых вне сферы законодательной метрологии, проводится для средств измерений, в отношении которых осуществлено утверждение типа средств измерений (они внесены в Госреестр средств измерений, имеется методика поверки). Поверка указанных средств измерений осуществляется юридическими лицами, аккредитованными для ее осуществления, либо юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство средств измерений, их ремонт, реализацию, применение, передачу в аренду (прокат), а также на основе договора иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (статья 25 Закона Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений»). Поверка должна осуществляться непосредственно поверителями при условиях, определенных методиками поверки средств измерений, с применением эталонов, поверенных юридическими лицами государственной метрологической службы.
В ТКП 8.003-2011 (пункт 4.1) указано, что Госстандарт, в случае необходимости, может предоставлять аккредитованным поверочным лабораториям других юридических лиц право поверки средств измерений, указанных в Перечне областей в сфере законодательной метрологии, в которых применение средств измерений допускается после их поверки с установленной периодичностью юридическими лицами, входящими в государственную метрологическую службу.
Законом Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений» (далее – Закон) определено, что средства измерений, применяемые вне, сферы законодательной метрологии, могут подвергаться поверке или калибровке либо в отношении этих средств измерений могут применяться иные способы обеспечения единства измерений, определенные юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или иным физическим лицом, применяющими эти средства измерений (статья 13 Закона), при этом иной способ обеспечения единства измерений может быть назван, в том числе, «проверкой».
Leave a Reply