Взаимодействие в работе различных видов пассажирского транспорта, охватывая координацию планированию, организации движения и управления движения, направлено на более полное удовлетворение возрастающих потребностей населения в перевозках, улучшение качества транспортного обслуживания городского и сельского населения, наиболее эффективное использование транспортных средств при минимальных транспортных расходах.
Перевозки пассажиров в городах осуществляются многими видами транспорта: автомобильным (автобусами, автомобилями-такси), электротранспортом (троллейбусы, трамваи, метрополитен), специальным (фуникулеры, подвесные дороги и т.п.)
Каждый вид городского пассажирского транспорта имеет рациональную сферу применения, которое связано с местными географическими, климатическими и другими условиями.
Выбор тех или иных видов транспорта пассажирами определяется:
Ø Предоставляемыми удобствами и комфортом поездки
Ø Временем доставки к месту назначения
Ø Интервалом и частотой движения
Ø Тарифами и стоимостью проезда.
Координация планирования, единая организация движения и комплексное управление движением оказывает значительное влияние на:
Ø Улучшение качества обслуживания пассажиров
Ø Повышение эффективности использования транспортных средств
Ø Сокращение материальных и трудовых затрат
Пути решения координации:
Ø Согласование построения транспортной и маршрутной сети в соответствии с распределением пассажиропотоков в городе
Ø Согласование распределения подвижного состава по маршрутам, с учетом пропускной способности улиц и допустимой скорости движения
Ø Составление рациональных, скоординированных со всеми видами транспорта расписаний движения
Ø Увязка интервалов движения по периодам дня на соприкасающихся маршрутах
Ø Согласование размещения остановочных пунктов по маршруту
Ø Совместное нормирование скоростей движения и согласование скорости подвижного состава на совмещенных направлениях.
Эффективная координация движения всех видов пассажирского городского транспорта позволяет:
Ø Сократить пересадки пассажиров на различные виды транспорта
Ø Снизить наполняемость подвижного состава в часы «пик»
Ø Сократить затраты времени пассажиров на подход к остановочным пунктам, ожидание подвижного состава и передвижения
Ø Повысить производительность подвижного состава
Ø Улучшить сбор проездной платы.
В пригородном и междугороднем сообщении перевозки пассажиров осуществляются: автомобильным (автобусами, легковыми автомобилями); железнодорожным; водным; воздушным транспортом.
Взаимодействие и координация движения этих видов внегородского пассажирского транспорта обеспечивают необходимые условия для повышения эффективности использования транспортных средств и улучшения качества обслуживания пассажиров.
Координация движения включает:
Ø Рациональное распределение объема перевозок между отдельными видами транспорта
Ø Согласование построения транспортной и маршрутной сети
Ø Увязку расписаний и графиков движения автобусов, железнодорожных поездов, речных пароходов, морских судов и самолетов по направлениям, пунктам прибытия и отправления
Ø Совместное использование транспортных сооружений (вокзалов, портов, пристаней и т.д.)
Ø Совместное использование средств связи и управления
Ø Согласование правил пользования всеми видами пассажирского транспорта.
Тема 3.2: Диспетчерское управление автобусными перевозками
Появление общественного транспорта было продиктовано экономическими потребностями и необходимостью массовой и стабильной перевозки жителей. В Москве первый рельсовый общественный транспорт появился в 1870 году (конка). Широкое использование общественного транспорта вызвано экономической целесообразностью и является общемировой практикой борьбы с транспортными заторами. Коэффициент использования площади общественного транспорта в 7-10 раз больше по сравнению с аналогичным показателем личного транспорта.
Пассажирские перевозки включают формирование пассажиропотоков, посадку-высадку пассажиров, продажу билетов, подачу транспортных средств. Главными показателями формирования маршрутной сети служат направление и плотность пассажиропотоков и грузопотоков. Лишь располагая указанными данными, можно определить маршрут, вид и количество необходимого транспорта. Координация работы транспорта осуществляется из отдельных управлений (автобусного, трамвайно-троллейбусного и пр.). Только в крупных городах, таких как Москва, организован единый центр управления наземным транспортом.
Регулирование интенсивности движения транспорта осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ. К примеру, закон «О дальнейшем совершенствовании системы организации пассажирского транспорта» определяет полномочия и обязанности органов государственной власти области и органов местного самоуправления по управлению пассажирским автомобильным и городским наземным транспортом, в частности систематическое изучение пассажиропотоков, разработку маршрутных схем, выбор типа подвижного состава, координацию работы транспорта.
Рост цен и сокращение объемов производства способствует перераспределению структуры транспорта. Износ техники — это одна из наиболее актуальных проблем: эксплуатационные расходы изменяются по закону, близкому к линейному (т.е. находятся в прямой зависимости от затрат на приобретение новой техники).
Мероприятия, направленные на увеличение показателей качества, надежности, эффективности использования транспортных путей, относятся к сфере деятельности логистических компаний. Анализ работы транспорта включает сравнение производительности труда, прибыли, рентабельности, себестоимости перевозок.
КООРДИНАЦИЯ, ЛОГИСТИЧЕСКАЯ — интегрированный подход к планированию работы логистической системы. Предполагает разработку взаимоувязанных планов обработки материального потока как внутри, так и во вне логистической системы; разработку стандартов и технических условий на… … Большой экономический словарь
Федеральное агентство воздушного транспорта России — Федеральное агентство воздушного транспорта (сокращенное наименование Росавиация) федеральный орган исполнительной власти; находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации. Росавиация образована в рамках административной реформы в … Википедия
Федеральное агентство воздушного транспорта — Флаг Росавиации Федеральное агентство воздушного транспорта (сокращенное наименование Росавиация) федеральный орган исполнительной власти, находится в ведени … Википедия
Министерство моря, транспорта и инфраструктуры (Хорватия) — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Инфраструктура — (Infrastructure) Инфраструктура это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов Транспортная, социальная, дорожная, рыночная, инновационная инфраструктуры, их развитие и элементы Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
высота — 3.4 высота (height): Размер самой короткой кромки карты. Источник: ГОСТ Р ИСО/МЭК 15457 1 2006: Карты идентификационные. Карты тонкие гибкие. Часть 1. Физические характеристики … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Большая восьмёрка — это группа восьми промышленно развитых стран, проводящая регулярные встречи на высшем уровне. Саммит большой восьмёрки в который входят страны: Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Япония, США, Канада, а также Россия. Содержание >>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
Международные авиационные организации — транспортные делятся на межправительственные (ММАО) и неправительственные (МНАО). ММАО создаются государствами на основе международных договоров, которые определяют цели и задачи организаций, членство в них, права и обязанности их участников,… … Энциклопедия техники
международные авиационные организации — транспортные — делятся на межправительственные (ММАО) и неправительственные (МНАО). ММАО создаются государствами на основе международных договоров, которые определяют цели и задачи организаций, членство в них, права и обязанности их… … Энциклопедия «Авиация»
международные авиационные организации — транспортные — делятся на межправительственные (ММАО) и неправительственные (МНАО). ММАО создаются государствами на основе международных договоров, которые определяют цели и задачи организаций, членство в них, права и обязанности их… … Энциклопедия «Авиация»
История возникновения сферы
Первый официальный «выход в свет» этой фразы произошел на Европейском Конгрессе, проходящем в Германии в 1974 г. Там же впервые были обозначены главные цели: доставка товаров в согласованную точку за установленный период и с минимальными затратами.
На Западе услуги начали предоставляться еще в 90-е. По анализу экспертов, ежегодно обороты на рынке растут примерно на 20%. А вот в России об этом позаботились только при переходе страны на рыночный тип экономики, поэтому развитие транспортно-логистических услуг — это не самая быстрорастущая сфера. В основном это связано с тем, что отсутствуют бизнес-планы, а на одного работника компании приходятся разнородные функции.
Рынок предъявляет к АТ высокие требования по ускорению времени доставки грузов и пассажиров (при минимизации транспортной составляющей в цене готовой продукции, удобстве доставки в точно назначенное время и место). Удовлетворить данные требования возможно, совершенствуя технологии, организацию и координацию действий участников транспортного обслуживания.
Грузоотправителя и грузополучателя связывает сложная система производственных и экономических отношений, экономическая эффективность которой во многом определяется организацией и координацией участников процесса доставки, и прежде всего перевозчиков, которые должны обеспечить необходимое качество транспортных услуг.
Выполнение обязательств каждым из участников этих отношений связано с развитием транспортной системы вообще, отдельных видов транспорта и их материально-технической базы, организацией работы всех участников доставки в транспортных узлах, в отдельных транспортных операциях, развитием видов услуг и их наборов, а также (в связи с высокой степенью свободы участников рынка) с хорошими координацией действий и качеством государственного регулирования отрасли. Основная роль здесь отводится АТ, который обслуживает потребности всех видов транспорта при доставке от мест производства к местам потребления.
Технология производства услyг (от греч. techne — искусство, мастерство), использование научных и технических знаний в целях усовершенствования производственного (перевозочного; логистического) процесса и продукции (товаров, услуг) лежат в основе организации транспортного обслуживания. Для транспорта под технологией следует понимать логичную последовательность операций и основные приемы выполнения транспортных услуг при комплексном транспортном обслуживании или доставке. Для обеспечения высокой производительности и эффективности всей транспортной системы необходимо учесть поведение внешней среды рынка, каждого из участников, разработать типовые и стратегические решения, создавая тем самым управляемую систему, качественно обеспечивающую потребности государства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Такая система в настоящее время сформирована, имеет собственную форму для каждого вида транспорта в отдельности и для транспортной отрасли в целом и основана на экономической модели РТУ.
Технологические особенности развития производства и обращения товаров (на базе концепции логистики) представляют собой новую ступень экономического и технологического развития АТ России; транспорта всех видов; национальной транспортной системы.
Логистика как организационное и научное направление деятельности предприятий, связанное с разработкой рациональных методов управления материальными, финансовыми и информационными потоками в различных функциональных сферах и с необходимостью перемещения товарных и других масс ресурсов, ориентирована на максимальное удовлетворение потребителя транспортными услугами с наименьшими затратами. Движение разнообразных потоков рассматривается в интегрированных системах «производство-реализация». В рыночных условиях это предполагает максимальное сокращение запасов на всех уровнях и уменьшение рисков в деятельности АТП в том числе. Анализ работы зарубежных компаний в сфере логистики показал возможность снижения производственных площадей на 50%, а запасов готовой продукции на 80% только за счет ускорения движения материальных потоков на базе совершенствования технологий (и прежде всего доставки и перевозки).
Логистику часто рассматривают как науку о выборе техники и технологии. Однако для транспорта ее основные аспекты должны быть сведены к развитию логистических систем, в которых транспортным предприятиям передается часть несвойственных им ранее функций и операций, технологически принадлежащих к сферам производства или обращения. В этих условиях транспортные предприятия берут на себя создание и планирование единой технологии транспортирования с привлечением множества участников к ее реализации. Подобные фирмы снижают конкуренцию на РТУ, сводя ее в область видовой взаимодополняемости.
Логистика детально определила основные элементы повышения экономической эффективности и конкурентоспособности транспортной отрасли. В технологическом аспекте — это развитие таких технологий и процессов, как единая технология транспортирования; контейнеризация, пакетирование, создание унифицированной и стандартизированной тары, упаковки, маркировки; консолидация и разукрупнение партий грузов (с ориентацией на наименее рисковые виды доставки товаров — бесперегрузочное сообщение, прямая перегрузка) и др. В техническом аспекте — это новая типизация транспортных средств и их унификация для перевозки практически всей номенклатуры грузов; стандартизация весогабаритных размеров и параметров транспортных средств на различных видах транспорта и обслуживающего оборудования; формирование крупных перегрузочных комплексов, терминалов, современных автоматизированных складов; развитие информационных и телекоммуникационных систем слежения за грузами и транспортными средствами в пути, а также при выполнении других технологических операций доставки. В экономическом аспекте — это общая методология исследования конъюнктуры РТУ, построения единой системы тарифов и использования методов добросовестной конкуренции; формирование системы методов и инструментов поиска резервов затрат на логистику и транспортировку, эффективных методов организации труда в отрасли и т.д.
Логистика позволила сформировать цели и условия работы транспорта в связке с другими отраслями, предложила транспорту единую технологию управления производственно-транспортными процессами и процессами обращения.
Единая технология транспортирования предполагает непрерывность транспортного обслуживания с минимизацией возможных рисковых ситуаций, требует детального расчета потребности в типах и количествах транспортных средств, перегрузочной техники, согласования операций по видам транспорта и видам работ (в соответствии с графиками производственного процесса и организацией обращения товаров). Примерами могут служить графики работы морских портов, сложных транспортных узлов на железной дороге, аэропортов, где выполнение различных технологических операций ложится на плечи множества участников этого процесса: автомобильного, морского или другого перевозчика, экспедитора и др.
Развитие технологий транспортирования обусловило необходимость хорошей организации всех участников одного технологического процесса доставки, в основе которой лежало требование экономической эффективности. Так, например, развитие разнообразия систем перевозок было вызвано необходимостью сократить контейнерные перевозки из-за их большой стоимости, занятости территорий транспортных узлов терминальными системами и площадками для хранения, громоздкости и дороговизны изготовления и эксплуатации контейнеров. В настоящее время эти вопросы решены на основе развития индустрии новых материалов для изготовления контейнеров и единой политики стандартизации их типоразмеров в мире, что существенно ограничило области распространения перечисленных систем.
В зарубежной практике в совершенствование технологий серьезный вклад внесли экспедиторы. Обслуживая перевозки как посредники в продаже транспортных услуг, экспедиторы в настоящее время выполняют и роль координаторов процесса доставки, способствуют выстраиванию сложных, но наиболее экономичных для клиента маршрутов и цепей поставок, в которых может участвовать множество фирм разного профиля и перевозчиков различными видами транспорта.
Такая работа экспедиторов — четкое выполнение операций по времени и с наименьшими затратами — имеет целью отладить взаимодействие видов транспорта (в том числе транспортных средств разных видов и специализации, перегрузочной техники, оборудования).
В основу организации работы крупного транспортного узла положены следующие принципы: рациональное размещение узла относительно обслуживаемой клиентуры; оснащенность погрузочно-разгрузочных фронтов и мест временного складирования высокопроизводительными перегрузочными средствами и механизмами; наличие информационной и коммуникационной систем; соответствие пропускной способности техники и мощностей транспортных узлов с учетом перспектив развития транспорта и производства товаров, составляющих основной грузопоток. Организация работы в транспортных узлах происходит только при условии согласования, координации технической политики, в частности параметров подвижного состава и перегрузочной техники, организации движения транспортных средств на территории узла по единой технологии, организации завоза-вывоза грузов с использованием избранных клиентом технологий.
Для того чтобы достичь высокой экономической эффективности эксплуатации транспорта в условиях столь сложной организации работы многих участников, требуется не просто закрепленная в документах, прогрессивная и гибкая технология работы внутри узла, но и координация работы всех участников транспортного обслуживания.
Организация регулирования транспортной деятельности (и автотранспортной в том числе) осуществляется через сформированный механизм государственного регулирования, представленный федеральными и местными органами власти. Транспортную стратегию и политику разрабатывают и реализуют Министерства транспорта РФ, однако в разработке этих документов принимают участие, влияют на избираемые направления развития еще Министерство по налогам и сборам и МВД России. Экономические рычаги регулирования транспортной деятельности, используемые в системе налогов и сборов и на местах, реализуются налоговыми инспекциями. Техническое состояние и безопасность движения, его организация и допуск транспортных средств к деятельности осуществляется через ГИБДД, подчиненную МВД России. Регулирование сформированного рынка через систему допуска к транспортной деятельности и ее организацию на предприятиях и на обслуживаемых маршрутах (лицензирование) входит в сферу деятельности Российской транспортной инспекции. При этом из сферы влияния государственного регулирования практически исключены технологические аспекты деятельности автотранспортных предприятий (АТП). В связи с этим введена сертификация качества транспортных услуг и деятельности АТП на базе международных стандартов ИСО.
Координация осуществляется организационно-управленческими, планово-экономическими и правовыми методами.
Организационно-управленческие методы включают в себя:
создание предприятий и организаций по координации деятельности;
создание сети организаций для координации деятельности транспортно-экспедиционного обслуживания и управления ею;
обеспечение необходимыми погрузочно-разгрузочными мощностями;
создание единой для всех видов транспорта информационной системы;
внедрение современных технологий доставки;
оперативное регулирование перевозок грузов в смешанных сообщениях.
Планово-экономические методы ориентированы на:
регулирование тенденций и пропорций развития видов транспорта;
внедрение и использование единой унифицированной номенклатуры грузов;
унификацию документооборота видов транспорта;
координацию перевалки грузов между видами транспорта.
Правовые методы предусматривают:
единое правовое регулирование взаимоотношений клиентуры и прочих субъектов РТУ;
определение и разделение ответственности за выполнение сроков и условий перевозки, договоров о совместной деятельности.
Выбор того или иного вида технологии, организации и координации деятельности участников транспортного обслуживания определен либо спецификой грузопотока транспортного узла, либо особенностями перевозки вида груза, в соответствии с которыми (клиентом или его экспедитором) выбирается тип обслуживания и условия перевозки. И тот и другой фактор находятся в сфере компетентности прежде всего перевозчика или экспедитора, ориентированных на удовлетворение потребностей клиента; минимум затрат; установление требований клиента и получение достаточной прибыли.
Использование современных технологий, а также рациональная организация и координация деятельности участников транспортного процесса являются важными условиями его эффективности.
Leave a Reply