Космецевтика – направление, объединяющее две области – косметологию и фармацевтику с целью создания косметической продукции эффективной для красоты и здоровья кожи на основе научных разработок.
Космецевтика. Начало
Египетскую царицу Клеопатру можно смело называть первым косметологом, создавшим настоящие косметические шедевры, эффективность которых проверена веками и не теряет актуальности в современном мире.
Поскольку для Клеопатры создавались средства с использованием новейших знаний того времени, то красавица-царица уже тогда пользовалась средствами, известными в наши дни как «космецевтика».
Именно о необходимости создания такой косметики, при создании которой наука и косметика не только встречаются, но и дополняют друг друга, в 1961 году говорил Реймонд Рид в ответной речи, по случаю получения им Медали Общества косметических химиков США. Ученый впервые обосновал причины появления новой категории, продукция которой была уже больше «детищем науки», чем произведением искусства в угоду потребителям.
Игры терминологии
Реймонд Рид дал определение новому направлению в косметике и впервые публично произнес слово «космецевтика», т.е. термин, придуманный специалистами компании, где работал Рид.
Ученый-практик объяснил, что эта комбинация из двух слов «косметика» и «фармацевтика» наиболее точно обозначает косметическую продукцию, которая, не являясь лекарственным средством, тем не менее, близко с ними связана и основана на научных разработках. Самому Реймонду Риду неологизм нравился, т.к. подходил лучше, чем все остальные, к тому типу косметических продуктов, производством которых занималась его компания.
Однако тогда концепция космецевтики, провозглашенная Ридом, развития не получила, и термин был забыт на долгие 20 лет.
Из забвения космецевтику «вытащил» Профессор дерматологии из Пенсильванского университета Альберт Монтгомери Клигман. О термине «космецевтика» Клигман вновь заговорил в 1984 году во время научной конференции того же Общества косметических химиков.
С тех пор продукцию косметических компаний, представляющую собой не столько средство для украшения кожи, сколько продукт, улучшающий ее состояние, стали называть космецевтикой.
Космецевтика: жизнь вне закона
Основная проблема космецевтики в том, что законодательно не определено:
- регулирование космецевтических продуктов;
- для самого понятия «космецевтика» нет узаконенного определения во многих странах.
Например, в США по закону космецевтика выделена в отдельный сегмент продукции. Она определяется и не как косметика, и не как лекарственное средство, но содержание в ней лечебных компонентов признается. То есть любой антиперспирант, например, согласно американским законам, относят к космецевтике, потому что он справляется с гипергидрозом, который считается заболеванием.
В Европе определено понятие «космецевтика» законодательно, но контроль за качеством отсутствует. Проводятся лишь тесты на аллергические реакции.
В России нет закона, определяющего понятие космецевтики.
Отсутствие законодательной базы породило большое количество разнообразных терминов, которыми производители жонглируют, как хотят: «лечебная косметика для профессионалов», «парафармацевтик», «космецевтика», «функциональная косметика», «дерматоцевтика», «активная косметика», «OTC продукты».
Концепция космецевтики
Концепция космецевтики – обеспечить уход за кожей, который даст ей возможность оставаться максимально долго здоровой и молодой.
В идеале средства, определенные как космецевтики, должны обладать:
- эффективностью, подтвержденной научными исследованиями;
- лечебными свойствами, обеспечивающими избавление от дефектов кожи;
- способностью оказывать профилактическое действие;
- видимой стойкой результативностью;
- отсутствием (или минимум) противопоказаний и неблагоприятных реакций;
- недопустимы искусственные консерванты.
Рецептура космецевтической продукции приближена к медицинским стандартам.
Цель выпуска космецевтиков – корректировать эстетические дефекты и служить лечебно-профилактическим средством.
К какой категории относится средство по уходу за кожей должно быть понятно из описания продукта.
- косметика – «увлажняет», «разглаживает», «выравнивает», «успокаивает»;
- лекарство – «омолаживает», «лечит», «действует как профилактическое средство».
Компетенция космецевтики
Компетенция космецевтики состоит в коррекции состояния кожи (естественное старение, пигментация, облысение, акне), поскольку от внешнего вида человека зависит то, как эстетически его будут воспринимать другие люди.
Проявление компетенции космецевтиков предполагает результативное и быстрое решение многих проблем:
- омоложение кожи лица, шеи, зоны декольте, тела, рук;
- осуществление подтяжки и увлажнения кожи;
- нейтрализация пигментации;
- борьба с целлюлитом и последствиями липосакции;
- реабилитация кожи после родов;
- быстрое заживление;
- помощь в лечении кожных заболеваний (псориаз, себорея, нейродермит, экзема);
- осуществление профессионального ухода за молочными железами;
- стимуляция роста волос.
Еще не лекарство, но уже не косметика
Во многих странах мира давно выпускают продукцию, которую ввиду отсутствия четкого законодательного определения, называют «лечебной косметикой», подразумевая «космецевтику». Не зря ведь термин, придуманный Реймондом Ридом, создан из двух слов; «косметика» и «фармацевтика», т.е. «подружились» и косметика, и фармакология.
Космецевтика обладает комплексными признаками и косметики, и лекарств.
Признаки, характерные для косметики:
- упаковка;
- текстура;
- аромат (есть продукция, где отсутствуют отдушки);
- комфорт в применении;
Признаки, характеризующие лекарственные препараты:
- терапевтические свойства;
- интенсивное воздействие на кожу;
- тщательная проверка и отбор ингредиентов;
- безопасность подтверждается научными исследованиями.
Вместе с тем, есть один объединяющий фактор, характерный для космецевтики: высокое качество продукции вкупе с отсутствием побочных эффектов и аллергических реакций.
Космецевтика призвана не только решать проблемы кожи, но и «научить» ее как справиться с этими проблемами.
Существующее в США Управление, контролирующее производство продуктов питания и лекарств (United States Food and Drug Administration – FDA) определило «космецевтику» как «парафармацию».
Специалисты Управления объяснили это тем, что заявленный в описании продукта эффект, не вписывается в рамки лишь косметического средства, т.е. космецевтика – еще не лекарство, но уже и не косметика.
В «Глобальной базе данных по новым косметическим средствам» (Global New Product Database) с 2003 года FDA зарегистрировало:
- более сорока новых видов продукции, где слово «космецевтика» упоминалось в описании;
- свыше семидесяти препаратов, обещающих ботокс-like эффект.
Согласно FDA, такой категории как «cosmeceuticals» в Америке не существует, т.к любые препараты, влияющие на физиологические процессы кожи, называются лекарством, значит, процедуру тестирования и регистрации они должны проходить так же, как и лекарственные средства.
Знакомство с космецевтикой
«Применение неядовитых и невредных для кожи ингридиентов!» — вот девиз, которого придерживается профессиональная космецевтика. Специальная наука нутрициология уже много знает о питании клеток и помогла фармацевтам включать в новейшие методики только натуральные биоактивные компоненты. Перед выпуском той или иной продукции все фармацевтические средства проходят серьёзные клинические испытания, поэтому их могут применять даже клиенты, страдающие псориазом и экземой.
Космецевтика — это продукция, после отмены которой не возникает эффекта старения и привыкания. Её можно использовать необходимое время, потом делать длительные перерывы, и это не скажется на состоянии кожи. Омолаживающий эффект после отмены этих средств сохраняется ещё длительное время, так как они проникают в самые нижние слои дермы и гиподермы. Лучшая космецевтика имеет очень высокие требования и международные стандарты качества, потому что должна давать терапевтический эффект. Такой высокой позиции смогли добиться немногие компании мира. В России существует только две фирмы, которые имеют международную сертификацию.
Отличие космецевтики от фармпрепаратов
- В космецевтических препаратах более низкая концентрация активных веществ. Что, однако, вовсе не проблема, которую невозможно решить. Здесь для врачей я всегда привожу пример с подбором антигипертензивных средств. Увеличение дозировки антигипертензивного препарата часто приводит к появлению побочных эффектов (например, кашель при назначении бета-блокаторов). Именно поэтому нередко вместо увеличения дозировки мы добавляем к существующей терапии препарат из другой группы (например, блокатор кальциевых каналов), также в не слишком высокой дозе. Чаще всего эффектом синергии мы добиваемся куда более выраженного контроля артериального давления, нежели если будем упрямо увеличивать дозу первого препарата, а на побочные эффекты говорить пациенту: «потерпите».
В фармпрепаратах действующих веществ, как правило, одно-два. Хорошо, три. В концентрации куда выше, чем в космецевтике. В космецевтике действующих веществ десятки. И все они, благодаря синергии, способны оказывать ничуть не меньшее воздействие, нежели фармпрепарат, при меньших побочных эффектах. - Фармпрепараты действуют, как правило, на что-то одно, на определенное заболевание. Тогда как препараты космецевтики способны воздействовать на множество проблем разом, благодаря своему богатому составу.
- Фармпрепараты назначают все-таки врачи. Космецевтические препараты способен также назначить косметолог со средним медицинским образованием, прошедший обучение и имеющий опыт работы на данном бренде.
- Основа крема (геля, прочих форм) фармацевтического препарата далеко не всегда радует нас своими уходовыми свойствами. Побочные эффекты фармпрепаратов нередко могут быть обусловлены и данным моментом.
На самом деле, для лечения дерматологических заболеваний чаще всего мы используем сочетанное применение фармпрепаратов и космецевтики, особенно, в том случае, если не можем добиться эффекта одним из средств.
Возникает вопрос. А для чего тогда вообще нужна обычная косметика? Пусть даже профессиональная. Особенно в рамках салонов и клиник.
Все дело в том, что космецевтика, ровно, как и инъекционные процедуры, это, грубо говоря, наш косметологический «скальпель». Нет, безусловно, мы можем использовать космецевтику в постоянном режиме. А можем использовать лишь курсом, в случае, например, финансовых затруднений пациента.
Для профилактики старения, для того, чтобы поддерживать лицо в ухоженном виде, вполне могут подойти препараты уходовой профессиональной косметики. Ровно также мы используем уходовые процедуры на подобной косметике в салоне. Космецевтические процедуры нередко вовсе не так приятны, как нам хотелось бы. Тогда как процедуры уходовой косметики максимально комфортны и безболезненны, приятны и нередко дополнены длительным массажем. Поэтому в случае отсутствия выраженных проблем или категорического нежелания пациента сталкиваться с какими-либо побочными эффектами и осложнениями, мы вполне можем рекомендовать регулярные уходовые процедуры и домашний уход на профессиональной косметике, но не космецевтике.
Тем не менее, в последнее время космецевтика становится все более популярной, как среди профессионалов и клиник, так и среди пациентов. Мы практически отходим от использования простых уходов, поскольку процедуры на космецевтике становятся все более комфортными, а по эффективности приближаются к инъекционным и аппаратным методам воздействия. Нисколько не сомневаюсь, тенденция продолжится, и будет лишь набирать вес. Куда как приятней выйти с лечебной процедуры у косметолога с красивым личиком вместо синяков и папул.
Основной проблемой для пациентов является, наверное, невозможность купить космецевтику, взяв ее в магазине с полки. Хотя, конечно, это сделать также можно – существует бездна интернет-магазинов и уже появились офлайн-магазины профессиональной косметики, в которых можно увидеть и космецевтические бренды.
Проблема тут в том, что самостоятельно достаточно сложно понять, как применять столь высококонцентрированные средства. Именно из-за этого нередко можно услышать про тот или иной космецевтический бренд, что он плох, кошмарен и ужасен, да и вообще… не работает. Из-за неверного (а бывает, и вполне себе верного) самоназначения какого-либо космецевтического препарата покупатель сталкивается с первоначальными побочными эффектами (например, покраснением или шелушением) и в панике препарат отменяет, считая данные явления аллергической реакцией. Тогда как при получении назначения у специалиста, покупатель был бы заранее предупрежден о подобной реакции и вполне возможно препарат продолжал бы использовать.
Кроме того, не стоит забывать, что космецевтические препараты нередко распределяются по линиям, исходя из химического состава, а не из удобства назначения и использования. И покупатель, прикупив всю линию одного бренда, искренне считает, что таким образом получит максимальный эффект. Тогда как на самом деле процесс подбора космецевтических препаратов, как правило, учитывает не одну конкретную проблему пациента (например, угревую болезнь), а включает в себя подбор комплекса из разных линий, которые бы наравне с лечением данной проблемы участвовали в лечении или коррекции других несовершенств пациента (например, одновременно с угревой болезнью космецевтическими препаратами мы можем лечить последствия угревой болезни (винные пятна и атрофические рубчики), уменьшить купероз, осветлить существующие пигментные пятна, улучшить тургор и заняться профилактикой старения. А одновременно с этим добиться ухоженного вида кожи. И все эти замечательные эффекты будут производить космецевтические препараты всего из нескольких баночек.
Leave a Reply