Что такое резерв материальных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций

Что такое резерв материальных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций

На основании Закона Республики Беларусь от 5 мая 1998 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20 ноября 1998 г. N 1800 «О создании республиканской системы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций» Мстиславский районный исполнительный комитет РЕШИЛ:

1. Создать местный резерв материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

2. Определить номенклатуру и объемы создания местного резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно приложению.

3. Установить, что:

3.1. выделение из местного резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций производится по распоряжению председателя Мстиславского районного исполнительного комитета;

3.2. на восполнение местного резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций направляются денежные средства резервного фонда Мстиславского районного исполнительного комитета.

4. Утвердить Инструкцию о порядке создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

5. Координацию работ по созданию, освежению, использованию и восполнению местного резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и контроль за использованием выведенных из него материальных ресурсов возложить на комиссию по чрезвычайным ситуациям при Мстиславском районном исполнительном комитете.

6. Контроль за исполнением данного решения возложить на заместителя председателя районного исполнительного комитета по строительству и коммунальному хозяйству Старченко В.А.

7. Настоящее решение вступает в силу с даты его официального опубликования.

Заместитель председателя В.А.Старченко

Управляющий делами В.О.Казусев

Приложение
к решению
Мстиславского районного
исполнительного комитета
05.01.2011 N 1-24

НОМЕНКЛАТУРА И ОБЪЕМЫ СОЗДАНИЯ МЕСТНОГО РЕЗЕРВА МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ СОЗДАНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ВОСПОЛНЕНИЯ РЕЗЕРВОВ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок создания, использования и восполнения местного и производственных резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2. Резервы материальных ресурсов представляют собой резервы продовольствия и пищевого сырья, изделий медицинского назначения и медикаментов, строительных материалов, средств индивидуальной защиты и других материальных ресурсов, необходимых для осуществления мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и жизнеобеспечения пострадавшего в них населения (далее — резервы материальных ресурсов).

3. Резервы материальных ресурсов создаются:

местный резерв — решением Мстиславского районного исполнительного комитета;

производственные резервы — приказами руководителей организаций независимо от их организационно-правовых форм.

4. Номенклатуру и объемы резервов материальных ресурсов определяют создающие их организации, исходя из прогноза возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по согласованию с Мстиславским районным отделом по чрезвычайным ситуациям.

Порядок накопления, хранения, использования и восполнения резервов материальных ресурсов устанавливается решениями организаций, их создавших.

5. Резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций размещается на территории организаций, их создающих.

6. Хранение и освежение резервов материальных ресурсов осуществляются в соответствии с требованиями и гарантийными сроками хранения соответствующих материальных ресурсов, определенными заводами-изготовителями.

7. Восполнение резервов материальных ресурсов производится на основании решения руководителя организации, создавшего резерв.

8. Для ликвидации последствий локальных и местных чрезвычайных ситуаций используются резервы материальных ресурсов.

При недостаточности указанных резервов комиссией по чрезвычайным ситуациям при Мстиславском районном исполнительном комитете направляется ходатайство в комиссию по чрезвычайным ситуациям при Могилевском областном исполнительном комитете о выделении недостающих строительных материалов (финансовых средств) из территориального резерва.

9. Решение об использовании местного резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций принимается Мстиславским районным исполнительным комитетом. Производственный резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций используется в соответствии с решением руководителей организаций, предприятий и учреждений, их создавших.

10. Финансирование расходов по созданию и размещению резервов материальных ресурсов, хранению, освежению и восполнению этих ресурсов осуществляется за счет районного бюджета, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, их создавших.

11. Координация работы по созданию, размещению, хранению, освежению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов и контроль за этой работой осуществляются комиссией по чрезвычайным ситуациям при Мстиславском районном исполнительном комитете.

Всестороннее материальное обеспечение проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, первоочередное жизнеобеспечение населения при возникновении чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС) является одной из основных задач Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС), позволяющее уменьшить его потери и сохранить ему здоровье.

Государственный резерв является особым федеральным (общероссийским) резервом материальных ценностей и составляет имущество казны Российской Федерации.

В состав государственного резерва входят резервы материальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации (в том числе мобилизационный резерв), резервы стратегических материалов и товаров, резервы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ст.1 Федерального закона от 29.12.1994 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве»).

Резервы создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций 1 .

Ответственность за создание нормальных условий для жизнедеятельности населения субъектов Российской Федерации в повседневной жизни несут органы управления региональных и территориальных подсистем РСЧС и является одной из важнейших обязанностей руководителей (председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности) всех уровней.

Резервы материальных ресурсов

Постановление Правительства РФ от 10.10.1996 № 1340 утвердило Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в котором определено, что резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы (п. 2).

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются (п. 3):

федеральный резерв материальных ресурсов в составе государственного материального резерва решением Правительства Российской Федерации;

резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти решением федеральных органов исполнительной власти;

резервы материальных ресурсов субъектов Российской Федерации решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

местные резервы материальных ресурсов решением органов местного самоуправления;

объектовые резервы материальных ресурсов решением администраций предприятий, учреждений и организаций.

Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются исходя из 2 :

прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций,

предполагаемого объема работ по их ликвидации,

максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В расчетах рекомендуется принимать следующие продолжительности периода жизнеобеспечения:

— в зоне ЧС после землетрясения — до 30 суток;

— в местах временного отселения после аварии на химически опасном объекте — до 3 суток;

— в приемных эвакуационных пунктах после аварии на радиационно опасном объекте (вне зон опасного радиоактивного заражения) — до 3-10 суток (в зависимости от сроков организации эвакуации);

— в местах сосредоточения отселенного населения из зон затопления при наводнениях — по среднестатистическим многолетним данным для данной местности.

При оценке потребностей пострадавшего населения в продуктах питания следует считать, что в первые 2-3 суток после стихийного бедствия, до организации в зоне ЧС приготовления горячей пищи, для его обеспечения представится возможность использовать только сухие пайки, консервированные и другие продукты, не требующие тепловой обработки. Хлеб потребуется доставлять из соседних населенных пунктов любым видом транспорта. Следует учитывать необходимость поставки в зону ЧС для грудных детей и детей до 3 лет готового детского питания, а для некоторых категорий больных — специального питания до их срочной эвакуации из зоны ЧС. При определении необходимых пострадавшему населению объемов хлеба, мяса, рыбопродуктов, картофеля, овощей, макаронных и крупяных изделий, жиров, сахара, соли, следует исходить из необходимости организации двухразового горячего питания в сутки и одного раза в сутки — консервированными продуктами или сборными пайками 3 .

Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом.

Номенклатура резервов материальных ресурсов п редназначена для обеспечения:

средствами индивидуальной защиты,

другими материальными ресурсами.

Возможности субъекта Российской Федерации по удовлетворению потребностей пострадавшего населения в случае возникновения на его территории ЧС и потребностей личного состава спасательных служб (отрядов, групп, команд, невоенизированных формирований, бригад), участвующих в ликвидации последствий этой ситуации, оцениваются:

— по запасам материальных средств, продуктов, товаров, имущества различного назначения, имеющихся в населенных пунктах на территории субъекта Российской Федерации;

— по суточным объемам производства продуктов питания, пищевого сырья на предприятиях каждого населенного пункта этого субъекта, при этом особое внимание должно быть обращено на наличие продуктов питания, готовых к употреблению без тепловой обработки, для снабжения населения в первые 3 суток после возникновения ЧС;

— по численности специалистов каждого вида жизнеобеспечения, которые подготовлены и могут быть привлечены к работе в чрезвычайной ситуации;

— по наличию мобильных технических средств жизнеобеспечения населения;

— по численности пострадавшего в ЧС населения, которое может быть размещено и обеспечено всем необходимым в населенных пунктах субъекта Российской Федерации при его эвакуации из зоны ЧС;

— по наличию и возможностям стационарных медицинских организаций в населенных пунктах субъекта Российской Федерации для приема пораженных из зоны ЧС;

— по транспорту для всех видов транспортной работы (доставка в зону ЧС воды, продуктов питания, личного состава бригад, служб и формирований, топлива и ГСМ, палаток, юрт сборных и контейнерных домиков, технических средств жизнеобеспечения, эвакуации пострадавшего населения и т.п.);

— по средствам для проведения разведки в зоне ЧС (самолетам, вертолетам, автотранспорту), специалистам и их оснащенности соответствующей аппаратурой и приборами для оценки радиационной и химической обстановки;

— по специалистам и средствам контроля за качеством воды, пищи и проведения санитарно-эпидемиологических мероприятий в зоне ЧС или в местах сосредоточения эвакуируемого или отселенного населения 4 .

Внезапность возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера и техногенных аварий и катастроф, отсутствие методов и способов краткосрочного прогнозирования времени их возникновения, масштабность охватываемой ими территории, вероятность массового поражения населения требуют высокой подготовленности всех звеньев РСЧС и, прежде всего, территориальных ее подсистем, к ликвидации их последствий и организации первоочередного жизнеобеспечения населения.

Резерв финансовых средств

Письмо директора Департамента территориальной политики МЧС России от 15.01.2015 № 7-2-59 «О резервах финансовых средств и материальных ресурсов для ликвидации ЧС».

Формирование резервов финансовых средств на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, может осуществляться через механизм страхования. Данный способ формирования резервов, особенно эффективен для тех предприятий, которые испытывают нехватку финансовых средств.

Размер финансового резерва определяется на основании методик страховых компаний по расчёту страховых сумм при страховании расходов предприятий на ликвидацию и локализацию чрезвычайных ситуаций.

Финансирование расходов по созданию резервов

Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС производятся за счет средств организаций независимо от их организационно-правовой формы, находящихся в зонах ЧС, средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.

При отсутствии или недостаточности указанных средств федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ могут обращаться в установленном порядке в Правительство РФ с просьбой о выделении средств из резервного фонда.

В просьбе должны указываться раздельно средства организаций, федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников, израсходованных им выделенных на ликвидацию ЧС.

Постановлением Правительства РФ от 15. 02. 2014 № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидаций чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий:

а) проведение аварийно-спасательных работ;

б) проведение неотложных аварийно-восстановительных работ;

в) развертывание и содержание в течение необходимого срока (но не более 6 месяцев) пунктов временного размещения и питания для эвакуируемых граждан из расчета — за временное размещение — до 550 руб. на человека в сутки, за питание — до 250 руб. на человека в сутки;

г) оказание гражданам единовременной материальной помощи из расчета до 10 тыс. руб. на человека;

д) оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (из расчета: за частично утраченное имущество — 50 тыс. руб. на человека, за полностью утраченное имущество — 100 тыс. руб. на человека);

е) выплата единовременного пособия:

членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате ЧС, в размере 1 млн. руб. на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи;

семьям граждан, погибших (умерших) в результате ЧС, в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному законодательством РФ;

гражданам, получившим в результате ЧС вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета степени тяжести вреда (тяжкий вред или средней тяжести вред — в размере 400 тыс. руб. на человека, легкий вред — 200 тыс. руб. на человека);

ж) проведение ФГУ судебно-медицинской экспертизы, транспортировка биологического материала для проведения указанных исследований, а также эвакуация и оказание гражданам, пострадавшим в результате ЧС , специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных ФОИВ.

Расходы, связанные с созданием, хранением, обслуживанием (перемещением, подработкой, консервацией, проведением лабораторных испытаний, технических проверок и защиты от биологических вредителей) и восполнением (освещением, заменой и т.д.) резервов материальных ресурсов, для ликвидации ЧС, осуществляются за счет финансовых средств, предусмотренных в бюджетах органов их создающих.

Создание резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС, формирование их номенклатуры и объемов должны регламентироваться специальными нормативно-правовыми актами органов их создающих. В этих документах (положениях, порядках, распоряжениях, приказах и т.д.) необходимо четкое определение ответственных за создание ресурсов, источников финансирования, порядка выпуска и возмещения ресурсов, учета и контроля их хранения и расходования.

Использование резервов материальных ресурсов

При возникновении ЧС локального характера для ликвидации их последствий используются объектовые резервы по распоряжению руководителя организации, на территории которой произошла ЧС или которая оказалась в зоне ЧС. При недостаточности собственных средств организациями представляются заявки в администрации соответствующих районов Санкт-Петербурга об оказании помощи за счет городского резерва с приложением обоснований объемов и номенклатуры требуемых материальных ресурсов.

Резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС используются при проведении АСДНР по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, для развертывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан, оказания им единовременной материальной помощи и других первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения на том уровне, к которому они относятся.

Решение об использовании ресурсов материальных резервов при ликвидации ЧС принимает орган, создающий этот резерв.

Каждое решение о выпуске материальных ресурсов из резерва должно сопровождаться письменным распоряжением органа, на который возложены функции по созданию и использованию резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС.

При недостаточности материальных ресурсов и имеющихся местных резервов органы местного самоуправления в установленном порядке обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых они расположены.

Восполнение материальных ресурсов резервов 5

Осуществляется за счет средств организаций, в интересах которых использовались материальные средства резерва, или за счет иных источников по решению органа, издавшего распоряжение о выпуске ресурсов из резервов.

Объемы финансирования мероприятий по восстановлению материальных ресурсов резервов включаются в стоимость работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Организацию учета и контроль за созданием, использованием, хранением и восполнением резервов осуществляют органы, их создавшие.

Успешное проведение мероприятий материального обеспечения при ЧС во многом будут зависеть от созданной материально-технической базы, четкого научного прогнозирования, планирования, наиболее эффективного распределения и использовании имеющихся материальных ресурсов, организации и рассредоточению, защиты, своевременного подвоза и управления.

Только заблаговременная подготовка системы материального обеспечения позволит успешно решить задачи органами управления РСЧС.

1. О государственном материальном резерве [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.1994 № 79-ФЗ. Сетевой доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

2. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ. Сетевой доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

3. О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794. Сетевой доступ из справочно-правовой системы «Гарант».

4. О порядке создания и использовании резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 № 1340. Сетевой доступ из справочно-правовой системы «Гарант».

5. О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110. Сетевой доступ из справочно-правовой системы «Гарант».

8. Методические рекомендации по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и работы пунктов временного размещения пострадавшего населения МЧС России (утверждены 25.12.2013 № 2-4-87-37-14).

10. О резервах финансовых средств и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций [Электронный ресурс]: Письмо директора Департамента территориальной политики от 15.01.2015 № 7-2-59. Сетевой доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

1 ст.25Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

2 П. 4 Порядка создания и использовании резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера (Постановление правительства РФ от 10.11.1996 № 1340 ).

3 П 3.1.4-5 Методические рекомендации по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и работы пунктов временного размещения пострадавшего населения МЧС России (утверждены 25.12.2013 № 2-4-87-37-14).

4 П. 3.2.1 Методические рекомендации по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и работы пунктов временного размещения пострадавшего населения МЧС России (утверждены 25.12.2013 № 2-4-87-37-14).

5 П. 5-7 Порядка создания, использования, хранения и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Санкт-Петербурга (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30 ноября 2012 года № 1246 )

Другие статьи:

Похожие статьи:

Популярное на сайте:

Leave a Reply