Что такое техосмотр транспортного средства

Что такое техосмотр транспортного средства

1 марта 2021 года в России вступили в силу новые правила проведения технического осмотра транспортных средств. Изменения регламента коснутся как обычных водителей, так и операторов технического осмотра автомобилей. А еще дополнительные права получат сотрудники ГИБДД: они смогут аннулировать диагностические карты. Изменится и административная ответственность для операторов техосмотра, которые оформляют диагностические карты не глядя на автомобиль.

Не все операторы техосмотра оказались готовы работать по новым правилам, поэтому правительство собиралось отложить их введение. Но в итоге сделали по-другому : если диагностическая карта заканчивается в период с 1 февраля по 30 сентября, ее действие продлевается на полгода, но не меньше чем до 1 октября 2021 года. А сами правила начали действовать, как и задумывалось изначально, с 1 марта 2021 года.

Вроде бы всё учли: диагностические карты, выданные до 1 марта 2021 года, действуют и дальше, делать ничего не нужно. Но есть нюанс: автомобили 2017 года выпуска еще не получали диагностическую карту, но им она уже нужна для оформления страховки. Поэтому юридически владельцам таких автомобилей нужно проходить техосмотр по новым правилам уже сейчас: ведь эти правила действуют, а диагностической карты нет — продлять нечего.

Что делать тем, у кого диагностическая карта кончилась до 1 февраля, тоже непонятно. По закону они должны проходить техосмотр по новым правилам.

Мы позвонили в несколько СТО — там говорят, что в этом случае проходить техосмотр пока можно по старым правилам. Но юридического подтверждения этому нет: правила вступили в силу, а отсрочка положена тем, у кого уже есть диагностическая карта.

При этом в РСА заверили, что все станции техосмотра из перечня, который опубликован у них на сайте, соответствуют новым требованиям. Если обратиться на такую станцию, теоретически можно уже получить диагностическую карту по новым правилам.

Поэтому расскажу, как все это будет работать — а может, для кого-то уже работает. Если у кого-то получилось пройти техосмотр по новым правилам — расскажите в комментариях.

Как записаться и куда платить?

Напомним, что автомобили, которые используются для коммерческих перевозок пассажиров, проходят техосмотр раз в полгода. Водителям легковых автомобилей старше 10 лет нужно предоставлять машину на осмотр каждые 12 месяцев. Автомобили моложе 10 лет, мотоциклы и мопеды проходят техосмотр раз в два года.

Перед выездом на станцию техосмотра следует самостоятельно осмотреть свой автомобиль, желательно на эстакаде. Проверить работоспособность звукового сигнала, всех лампочек, исключить подтекание масла и других технических жидкостей. Также не мешало бы долить жидкость в бачок стеклоомывателя – будет обидно, если она закончится в момент проверки.

Останавливаться на всех технических нюансах не будем. О подготовке к техосмотру мы подробно рассказали в материале «Документы, лампочки, коррозия. Как пройти техосмотр с первого раза». Добавим только, что при прохождении техосмотра в период с 1 декабря до 1 марта на автомобиле обязательно должны быть установлены зимние шины.

На шинах не должно быть трещин, «булок» и других повреждений, они должны иметь остаточную высоту рисунка протектора не менее 1,6 мм у легковых автомобилей. Напомним, что шина считается непригодной к эксплуатации, если появился один индикатор износа, расположенный по дну канавки протектора, при равномерном износе или два индикатора в каждом из двух сечений при неравномерном.

Еще один немаловажный момент – перед прохождением техосмотра машину обязательно нужно помыть. Сотрудники вправе отказаться осматривать грязный автомобиль, вам придется ехать на станцию еще раз.

Если по техническому состоянию у вас все в порядке, стоит вспомнить о таких незаслуженно забытых предметах, как огнетушитель, знак аварийной остановки и аптечка. На станции могут обратить внимание не только на их наличие, но и на сроки годности лекарств и огнетушителя, а также на состав аптечки. Если вы не проходили техосмотр 4-5 лет и не обновляли лекарства и огнетушитель, скорее всего, пришло время это сделать. Подробно о требованиях к ним мы писали здесь.

Что же, машину помыли, лекарства и огнетушитель заменили, пора ехать. Документы, которые требуется взять с собой на станцию, – водительское удостоверение (опять же убедитесь, чтобы оно не просрочено), свидетельство о регистрации транспортного средства (техпаспорт) и полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Как видим, за последние годы список документов значительно поредел: с начала 2020 года со вступлением в силу президентского указа №492 от 30 декабря 2019 г. из списка обязательных документов исчезли талон к водительскому удостоверению, сертификат к техпаспорту, где ставились отметки о прохождении техосмотра, и медицинская справка. А в связи с заменой госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении на транспортный налог с 1 января 2021 года из списка исключили и квитанцию о ее оплате.

В связи с тем, что спрос на услуги станций гостехосмотра сейчас велик, чтобы не стоять в очереди, можно записаться на определенное время.

Сделать это можно по телефону, позвонив на станцию, или онлайн. Оформить заявку в интернете можно через сайт zapros.by, выбрав раздел «Техосмотр», удобную по расположению станцию и время. В форме нужно будет указать ФИО хозяина, марку, модель и госномер автомобиля, контактный телефон. На сайте есть удобная функция напоминания – система пришлет вам СМС за 1-12 часов до визита, чтобы вы не забыли о нем.

Правда, как мы поняли, записаться можно не на любую станцию – на некоторых значках на карте кнопки записи не оказалось.

Еще один способ записи – через сайт УП «Белтехосмотр». Здесь тоже нужно выбрать станцию с соответствующим значком, выбрать время, ввести ФИО, данные автомобиля и контактный телефон. Как мы увидели на обоих сайтах, записаться сегодня на завтра возможно, но придется выбирать то время, которое осталось. А если записываться на послезавтра, можно выбрать любое – свободных клеточек полно.

Перед входом на станцию не забудьте надеть маску – на всех станциях диагностики действует масочный режим. Порядок дальнейших действий будет следующим. Идем в окошко регистрации, отдаем туда все документы, перечисленные выше. После в кассе или терминале (в зависимости от того, что есть на станции) оплачиваем услуги прохождения техосмотра. Стоить они будут в районе 30 рублей за легковой автомобиль. Можно внести этот платеж заранее в банке, но большинство автомобилистов предпочитает оплачивать на месте, чтобы избежать путаницы. Если на станции нет кассы, но есть терминал, там будет инструкция по оплате.

Если вы захотите внести деньги через ЕРИП заранее из дома через телефон или в ближайшем банке через терминал, это возможно, но придется потрудиться, чтобы узнать, как платеж найти.

Руководство по оплате есть на сайте «Белтехосмотра». Однако оплатить услуги прохождения линии по данной инструкции можно только на одной станции в Минске – №210 на ул. Социалистической, 26, – только она есть на карте. Нажимаем на значок, выбираем тип транспортного средства, к примеру, «Легковой дизель/газ 4х2», вводим номер техпаспорта – и получаем номер заказа. Стоимость – 31 рубль. Далее переходим в ЕРИП, последовательно переходим по пунктам «Прочие платежи» – «Белтехосмотр» – «Техосмотр», вводим номер заказа, сгенерированный системой. Высвечивается сумма 31 рубль – оплачиваем.

Для других станций вопрос усложняется. Например, в ЕРИП последовательно переходим в раздел «Авто-мото покупка, обслуживание» – «Минск» и выбираем нужную нам организацию по названию. Однако при оплате возникает много нюансов. Например, не каждая станция, которая есть в Минске, находится в этом списке, а если она все же окажется, сумму для оплаты вам придется уточнять на сайте организации или по телефону. Например, нам оплатить услуги на нужной станции не удалось. Станция автокомбината №3 на ул. Ванеева, 29, оказалась в списке, однако после введения номера техпаспорта система выдала ошибку.

Есть еще один вариант найти нужную станцию – ввести в поиске в ЕРИП название организации, которой принадлежит станция. Например, мы ввели «Минскводоканал» и нашли платеж за прохождение техосмотра там. Он оказался в разделе «Коммунальные платежи» – «Водоснабжение».

Если станция находится в автобусном или троллейбусном парке, можно пройти последовательно по пути «Прочие платежи» – «Минсктранс» и выбрать нужный парк. Однако в каждом из случаев вам все равно придется звонить на станцию и уточнять сумму платежа, так как цены отличаются. Квитанцию об оплате стоит на всякий случай сохранить, но на станции ее вряд ли потребуют – при оплате через ЕРИП данные вносятся в базу автоматически.

Что проверяют специалисты?

Специалисты «Белтехосмотр» проводят всестороннюю диагностику транспортного средства, которая подробна описана в специальном документе о государственных стандартах – ТКП 309-2011 (02190). Если коротко, проверке подлежат:

  • Тормозная система
  • Рулевое управление
  • Световые приборы
  • Двигатель
  • Ходовая часть
  • Шины
  • Стекла и омыватели
  • Регистрационные и опознавательные знаки
  • Спидометр
  • Звуковой сигнал
  • Аптечка
  • Огнетушитель
  • Знак аварийной остановки

Обратите внимание, что при наличии на лобовом стекле с водительской стороны сколов техосмотр пройти не получится. Также еще раз напомним, что с 1 декабря до 1 марта на всех автомобилях до 3,5 тонн должна быть установлена зимняя резина.

После тщательного осмотра инженер станции распечатывает диагностическую карту транспортного средства в трех экземплярах. Одна отдается владельцу, остальные остаются для учета и хранения в «Белтехосмотр». В документе будет заключение – всего существует три варианта:

  1. Автомобиль прошел техосмотр
  2. Автомобиль прошел техосмотр с замечаниями
  3. Автомобиль не прошел техосмотр

В первом случае все понятно, во втором – техосмотр пройден, но водителю в будущем нужно будет исправить мелкие недочеты.

В последнем случае специалисты станции диагностики указывают причину отказа в допуске транспортного средства к участию в дорожном движении. Недостатки нужно будет устранить в течение 20 дней и снова явиться на станцию. Специалисты станции техосмотра повторно проверяют только те системы, которые вызвали вопросы при предыдущем посещении. Если 20-дневный срок был превышен, то автовладелец будет проходить всю процедуру заново и повторно оплачивать всю стоимость услуг.

Если проверка выявила признаки изменения регистрационных знаков, шасси, рамы или маркировок кузова, то информация об этом передается в милицию.

Какие документы нужны для прохождения техосмотра, перечень

действительное водительское удостоверение на управление транспортным средством соответствующей категории (талон теперь не требуют, так как он отменен со 02.01.2020 года согласно указу № 492 от 30 декабря 2019 года, подробнее)

свидетельство о регистрации транспортного средства (техпаспорт) (сертификат, в котором ранее ставилась отметка о прохождении техпаспорта отменен со 02.01.2020 года согласно указу № 492 от 30 декабря 2019 года, подробнее)

страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности транспортных средств(«автогражданку»)

квитанцию об оплате госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

Если автомобиль оснащен газовым оборудованием, дополнительно к выше указанному перечню документов необходимо предоставить акт об освидетельствовании газового баллона.

Из перечня документов, которые ранее требовались для получения допуска к участию транспортного средства в дорожном движении исключили: медицинскую справку о состоянии здоровья водителя, разрешающую управление ТС определенными категориями, между тем остались случаи, когда медсправку необходимо иметь.

Штрафы

Усугубились и санкции против тех, кто незаконно торгует диагностическими картами:

    если эксперт сформировал карту и допустил не прошедшую техосмотр машину к движению, ему выпишут штраф до 10 000 рублей;

Водитель вышеописанных категорий транспортных средств, у которых инспекторы имеют право проверять наличие карты ТО, не сможет ехать на транспортном средстве дальше в случае ее отсутствия или просроченного срока действия. Его машину, скорее всего, направят на штраф стоянку. Инспектор не допустит передвижение потенциально неисправного автомобиля по дороге. При повторном допущении нарушения, виновное лицо оштрафуют уже на 5 тысяч рублей и дополнительно могут лишить права управления авто на срок до 3 месяцев.

Если машина только куплена, то водителю дается десять дней для её оформления. Сюда же относится прохождение ТО, если его нет, покупка ОСАГО и постановка машины на учет. Все три процедуры взаимосвязаны между собой.

Согласно действующему законодательству, отсутствие ОСАГО карается следующими штрафами:

Если автовладелец не имеет страховки вообще, на него налагается штрафная санкция в размере 800 рублей. За своевременную оплату в течение 20 дней предусматривается 50% скидка, и штраф в таком случае равняется 400 рублям.

Если водитель имеет при себе просроченный полис ОСАГО или же предъявляет документ, оформленный без учета законодательных норм, на него налагается санкция в размере 500 рублей.

Если автовладелец не может предъявить заявленный документ прямо на месте, на него налагается штраф в размере 500 рублей. Другой вариант, предусмотренный законодательством — официальное предупреждение.

Если водитель не вписан в ОСАГО, на него налагается санкция в размере 500 рублей.

Другие статьи:

Похожие статьи:

Популярное на сайте:

Leave a Reply