Денежные средства поступающие в распоряжение государства как властвующего субъекта относятся

Денежные средства поступающие в распоряжение государства как властвующего субъекта относятся

Финансы, которые являются экономической категорией, следует рассматривать с двух позиций, а именно: с одной стороны (в материальном смысле), как совокупность фондов (централизованных и децентрализованных), а с другой стороны — как совокупность общественных отношений по образованию, распределению и использованию централизованных фондов и по созданию условий для образования и распределения децентрализованных фондов в нужном публичному субъекту направлении. К централизованным фондам денежных средств, или централизованным финансам, относятся денежные средства, поступающие в распоряжение государства как властвующего субъекта. Прежде всего, это все средства, аккумулируемые в бюджетной системе государства, государственные внебюджетные фонды, государственное страхование (имущественное и личное), кредит (государственный и банковский). К децентрализованным фондам денежных средств относятся финансы предприятий и организаций всех форм собственности, образуемые как за счет собственных ресурсов, так и за счет бюджетных ассигнований, а также внебюджетные фонды.

Учитывая тот факт, что всякая совокупность складывается в систему, можно сделать вывод о том, что финансы следует рассматривать как систему, имеющую определенную структуру расположения соответствующих элементов в двух взаимообусловленных направлениях: совокупность фондов в материальном смысле и совокупность общественных отношений, связанных с их образованием, распределением и использованием. Именно эти элементы (а именно две их совокупности — фондов и отношений) и звенья можно рассматривать как финансовую систему.

Следует обратить внимание на то, что ни в финансово-правовой, ни в экономической литературе до настоящего времени не устоялась единообразная концепция относительно трактования содержания категории «финансовая система». Так, по мнению одних ученых-экономистов, финансовая система включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок, финансы организаций различных форм собственности (Баранникова Н.П). Другие считают, что система включает государственные финансы; местные финансы; финансы хозяйствующих субъектов; фонды страхования; кредит (государственный и банковский).

Также существует мнение, что финансовая система — это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и организаций. Более того, в экономической литературе встречается точка зрения, согласно которой термины «система финансов» и «финансовая система» не являются идентичными. В финансово-правовой литературе также просматривается различный подход к толкованию финансовой системы государства. Например, в учебнике «Финансовое право» под редакцией профессора Е.А. Ровинского говорится, что под финансовой системой понимают:

1) совокупность финансовых институтов, каждый из которых объединяет определенные финансовые отношения, направленные на образование и использование соответствующих фондов денежных средств;

2) совокупность органов государства и учреждений, а также организаций, осуществляющих финансовую деятельность.

В учебнике «Финансовое право» под редакцией профессора Г.С. Гурвича финансовая система рассматривается только как «совокупность различных звеньев финансовых отношений (финансовых институтов), посредством которых Советское государство планомерно образует, распределяет и использует соответствующие фонды денежных средств». Очевидно, что в приведенном определении отсутствует институциональный подход к финансовой системе как совокупности органов, осуществляющих финансовую деятельность в пределах своей компетенции.

В современной литературе просматривается как первая точка зрения, так и вторая. Например, Э.Д. Соколова подчеркивает, что одной из проблем науки финансового права до сих пор остается проблема раскрытия сущности финансовой системы и правовых основ ее функционирования.

Однако, несомненно, следующее. С одной стороны, финансы как совокупный фонд денежных средств в материальном смысле являются системой взаимосвязанных элементов, таких как различные целевые фонды (что можно определить как систему финансов), с другой стороны, финансы — это система финансово-экономических отношений, которая также состоит из соответствующих элементов.

Таким образом, содержание термина «система финансов» поглощается содержанием более общей категории (финансовой системой).

Финансовая система в материальном смысле в настоящее время традиционно представляется следующим образом (имеет следующую структуру):

— к централизованным фондам относятся бюджетная система (федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, бюджеты местного самоуправления, внебюджетные централизованные целевые фонды, государственный и муниципальный кредит;

— к децентрализованным фондам относятся внебюджетные децентрализованные целевые фонды (фонды экономического стимулирования, фонды развития производства на предприятиях); финансы хозяйствующих субъектов и отраслей; обязательное имущественное и личное страхование; банковский кредит.

Практически все ученые в области финансового права, изучающие финансовую систему (Е.Ю. Грачева, О.Н. Горбунова, М.В. Карасева, Н.А. Куфакова, Н.И. Химичева и др.), подчеркивают, что центральное место в финансовой системе принадлежит бюджетной системе. Следует обратить внимание на то, что, по мнению М.В. Карасевой, в финансовую систему не входит банковское кредитование.

Очень интересной и справедливой представляется точка зрения, высказанная Э.Д. Соколовой (совместно с В.Н. Ульяновой), о том, что с учетом изменений, происшедших в экономической жизни страны, можно предположить, что финансовая система представляет собой совокупность трех основных звеньев: государственных финансов, местных финансов, частных финансов.

Очевидно, что такое разнообразие подходов к толкованию рассматриваемой категории «финансовая система» свидетельствует о том, что она является динамичной и не до конца изученной.

Е.М Ашмарина обобщая в целом рассмотренные научные позиции, с учетом современных реалий, заключающихся в трансформации базисных экономических отношений, дифференцирует все денежные фонды, представляющие собой элементы финансовой системы в материальном смысле на три группы (звена) следующим образом:

— государственные и муниципальные централизованные фонды;

— государственные и муниципальные децентрализованные фонды;

Теперь нужно рассмотреть финансовую систему как совокупность общественных отношений, представленных в определенной структуре.

С учетом того, что в отечественной науке такие ученые, как Е.А. Ровинский, В.В. Бесчеревных, С.Д. Цыпкин и другие, считали, будто финансы — это система организуемых государством экономических отношений, в процессе которых происходит образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов, представляется, что следует сделать попытку конкретизировать систему экономических отношений, также разбив их на элементы. Например, Э.А. Вознесенский считал, что все денежные отношения, образующие систему финансов, можно разделить на две группы: во-первых, это отношения, связанные с формированием централизованных и децентрализованных денежных фондов;

во-вторых, это отношения, возникающие при использовании таких фондов.

В настоящее время следует говорить о значительно более сложном механизме элементного состава, составляющем в совокупности финансовую систему, понимаемую как систему финансово-экономических отношений.

Учитывая тот факт, что указанные отношения складываются по поводу материальных фондов денежных средств, можно сказать, что критерий классификации должен быть аналогичен рассмотренному, однако спектр возникающих при этом отношений шире, чем непосредственное образование, распределение и использование того или иного фонда.

Итак, исходя из вышесказанного, можно предположить, что отношения могут быть разделены на две большие группы.

В первую группу входят отношения, непосредственно связанные с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств. Ко второй группе следует отнести отношения, способствующие образованию, распределению и использованию фондов денежных средств или опосредующие процесс финансовой деятельности (эти отношения можно также охарактеризовать как вспомогательные).

Исходя из этого, к первой и основной группе общественных отношений относятся следующие:

— во-первых, отношения по образованию, перераспределению и использованию государственных и муниципальных денежных средств в процессе образования, распределения и использования бюджетов всех уровней Российской Федерации, внебюджетных централизованных фондов (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд обязательного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования), а также государственного кредита;

— во-вторых, в этой группе отношений следует выделить те, которые возникают по поводу образования, перераспределения и использования децентрализованных государственных и муниципальных фондов. Например, отношения в области образования, распределения и использования средств, получаемых в результате обязательного страхования, и др. Эти отношения имеют принципиальные отличия от первой группы ввиду того, что императив властного субъекта становится ограничен. Государство (посредством своих органов) может лишь оказывать влияние на процесс аккумулирования, перераспределения и использования фондов денежных средств в нужном ему направлении посредством тех или иных рычагов (например, финансовый контроль за законностью и целесообразностью использования средств);

— в-третьих, что касается отношений, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием частных (децентрализованных) денежных фондов, то они носят еще менее непосредственный и императивный характер. Эти отношения могут заключаться в применении тех или иных экономических рычагов, стимулирующих образование, распределение и использование фондов денежных средств с учетом интересов государства, и в контроле за соблюдением финансовой дисциплины всеми субъектами экономической деятельности.

Вместе с тем спектр общественных отношений, составляющих финансовую систему, шире, чем непосредственно образование, распределение и использование того или иного фонда. Этот спектр включает в себя некие вспомогательные отношения, без которых реализация основных не представляется возможной.

Вторая, вспомогательная группа общественных отношений, которые условно можно охарактеризовать как способствующие основным или опосредующим процесс финансовой деятельности.

Так, известно, что функционирование финансовой системы в материальном смысле обеспечивается движением наличных денег и безналичными расчетами (то есть денежным обращением). В этой связи следует иметь в виду, что отношения, складывающиеся в сфере денежного обращения, включая эмиссию, также являются элементом финансовой системы.

Очевидна также и роль отношений, складывающихся в сфере валютного регулирования (установления валютных ограничений и контроля за их соблюдением), которое непосредственно влияет на характер денежного обращения в стране, на уровень денежной массы на рублевом рынке. Следовательно, отношения, складывающиеся в процессе валютного регулирования, также следует причислить к элементам финансовой системы.

Такой представляется финансовая система как категория, по форме представляющая собой совокупность элементов в виде централизованных и децентрализованных денежных фондов, а по содержанию представляющая собой совокупность элементов в виде разнообразных финансовых отношений, которые можно разделить на две группы: отношения, непосредственно (напрямую) связанные с образованием, распределением и использованием разнообразных фондов денежных средств, и другие сопутствующие им отношения, опосредованно связанные с основным процессом, без которых, однако, этапы финансовой деятельности не находят своего реального воплощения.

Кроме того, в науке финансового права существует точка зрения, согласно которой финансовую систему следует рассматривать как совокупность органов, наделяемых государством общей или специальной компетенцией для осуществления отдельных направлений финансовой деятельности.

Такая точка зрения представляется обоснованной и является традиционной для отечественной науки финансового права, хотя следует отметить, что такие ученые, как С.Д. Цыпкин и В.В. Бесчеревных, придерживались другой точки зрения, а именно рассматривали финансовую систему только как совокупность входящих в нее звеньев.

Вместе с тем, поскольку государство не может осуществлять финансовую деятельность непосредственно, институциональный механизм, несомненно, должен быть рассмотрен, систематизирован и представлен как финансовая система государства. В этой связи следует иметь в виду, что финансовая система — это совокупность органов, принимающих участие в финансовой деятельности государства, связанной с эмиссией, образованием, накоплением, распределением и использованием денежных средств. В этой деятельности участвуют органы и агенты государства, что вытекает из Конституции РФ.

Таким образом, были рассмотрены три возможных подхода к рассмотрению содержания категории «финансовая система».

Их следовало бы упорядочить следующим образом.

Поскольку несомненна связь категорий «финансы» и «финансовая система» (вторая вытекает из первой), то комплексный подход к рассмотрению обеих категорий должен быть единообразен. Поэтому так же как финансы представляют собой, с одной стороны, денежный фонд, а с другой стороны — общественные отношения по образованию, распределению и использованию этого материального фонда, так и финансовая система, с одной стороны, представляет собой совокупность целевых фондов, а с другой стороны — комплекс общественных отношений, как связанных с образованием, распределением и использованием этих фондов, так и сопутствующих этому процессу.

Вместе с тем, финансовая деятельность государства невозможна без институционального механизма. Поэтому, логически было бы верным обязательно рассматривать финансовую систему и как совокупность соответствующих компетентных органов.

Еще финансовая система в широком смысле может быть представлена более широким спектром входящих элементов, например, как совокупность существенных условий финансовой деятельности государства, к которым следует отнести, в частности, финансовую политику и финансовое законодательство.

Обобщая все изложенное, представляется возможным предположить наличие следующих логических связей между содержанием категорий «финансы», «финансовая система» и «система финансов».

Так, самым широким содержанием, как представляется, обладает категория «финансовая система», которую следует рассматривать как совокупность элементов:

во-первых, сгруппированных в двух основных направлениях (фондов и общественных отношений по их аккумулированию, перераспределению и использованию);

во-вторых, как совокупность факультативных элементов (институциональный механизм, методы, функции, финансовая политика, финансовое законодательство и т.д.).

Содержание категории «финансы» (будучи более высокой степенью обобщения), думается, идентично содержанию финансовой системы как совокупности элементов, сгруппированных в двух основных направлениях (фондов и общественных отношений по их аккумулированию, перераспределению и использованию).

Система финансов, в свою очередь, представляет собой только совокупность фондов денежных средств.

Следует отметить признаки финансовой системы:

— все институты финансовой системы способствуют образованию и использованию соответствующих денежных фондов;

— в зависимости от задач государства элементы финансовой системы могут видоизменяться (возможно, появление новых институтов или прекращение действующих);

— объём каждого элемента может варьироваться в зависимости от экономической и финансовой политики государства;

— взаимосвязь элементов обусловлена постоянным движением денежных средств не только внутри каждого из них, но и между ними. При этом движение денежных средств в финансовой системе не хаотичное, а строго урегулированное;

— в финансовой системе должен поддерживаться определённый баланс денежных фондов, так как нехватка или переизбыток средств в каком-либо звене приводит к тому, что начинает «лихорадить» систему в целом.

Таким образом, финансовая система государства — это совокупность взаимосвязанных элементов и звеньев, представляющих финансовые институты и инструменты, создающих необходимые условия для финансовых процессов и формирования финансовых ресурсов.

Другие статьи:

Похожие статьи:

Популярное на сайте:

Leave a Reply