Эстетическое воспитание как средство развития детей дошкольного возраста

Эстетическое воспитание как средство развития детей дошкольного возраста

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б.Т. Лихачёв). Такое определение имеет отношение к зрелой личности. Однако и дети в дошкольном и даже в раннем возрасте способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Эти наблюдения за детьми дают основания считать, что эстетическое воспитание возможно и необходимо уже применительно к детям дошкольного возраста.

Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребёнка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятие «красивый» и «добрый» почти идентичны), повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.

Современная педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развития творческих способностей.

Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла. Эстетическое воспитание средствами искусства обозначается термином «художественное воспитание».

Принцип всестороннего и гармоничного развития личности подразумевает воспитание трудолюбия, общей культуры, развитие чувства красоты. Эстетическое начало входит в общую систему воспитания. Эстетическое воспитание не является изолированной областью педагогики, а взаимодействует со всеми её сторонами.

Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусству характеризуют целостную, гармонически развитую личность, нравственное совершенствование которой во многом зависит от эстетического воспитания.

Современные исследования педагогов и психологов показали, что в последние годы значительно повысился уровень умственной и эстетической деятельности, нравственно – волевых качеств детей, которые проявляются уже в раннем возрасте.

Задачи эстетического воспитания непосредственно связаны с формированием морального облика ребёнка — дошкольника. Научить малыша различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок – это значит сделать его лучше, чище, содержательнее.

Наиболее характерными признаками нравственной направленности в эстетическом воспитании являются: эмоциональный отклик детей на доступные их пониманию явления социальной жизни; стремление сопереживать чужую радость и печаль; активные попытки преобразовывать быт, хотя бы и в игре; желание участвовать в посильном художественном труде, украшающем жизнь; потребность в совместных действиях, способность радоваться успехам других и т .д.

Художественные впечатления раннего детства сильны и остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь. Для успешного художественного развития ребёнка необходимо правильно использовать в соответствии с возрастом различные формы и виды детских занятий и развлечений.

Эстетическое воспитание тесно связано с современностью, во многом определяется ею. Эстетическое освоение действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.

Чем теснее познавательный процесс связан с эстетическими переживаниями, тем глубже его восприятие и полноценнее результаты.

В современных условиях в детском саду выдвигаются следующие задачи эстетического воспитания:

1. Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природа и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлечённость.

2. Приобщать детей к деятельности в области искусства, обучая их первоначальным, художественным знаниям, практическим умениям, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в окружающую среду, общественные отношения.

3. Формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.

4. Развивать художественно- творческие способности детей. Их деятельность, связанная с искусством, всегда должна быть непринуждённой, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем более эстетически развит ребёнок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее развёртывается его творческая деятельность.

В среднем дошкольном возрасте происходит существенное развитие детского восприятия, его точности и дифференцированности. Вместе с тем эстетическое восприятие продолжает характеризоваться фрагментарностью; оно тесно связано с личным опытом ребёнка, его интересами.

Дети способны к элементарной эстетической оценке художественного образа, к осознанию некоторых эстетических средств, постепенному проникновению во внутреннюю сущность изображаемого, например, в настроение произведения искусства. Дошкольники замечают связь между содержанием произведения и его выразительно- изобразительными средствами. У них возникает предпочтение конкретных произведений и определённых жанров, возникает стремление сравнивать произведения, сопоставлять только что услышанное со знакомым и подходить к некоторым обобщениям. Дети хорошо отличают стихи от прозы, различают некоторые виды и жанры произведений литературного, музыкального и изобразительного творчества (сказку от рассказа, марш от пляски, колыбельную песню от плясовой и т.д.). У них отчётливо проявляется стремление к творчеству, самостоятельному решению поставленной задачи в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности. Дети становятся способными сознательно добиваться выразительности образа в танце, пении, драматизации.

К концу старшего дошкольного возраста ребёнок может более сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства, а также более глубоко их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному, доброму и осуждать зло. У ребёнка развивается музыкальный и поэтический слух. Он не только замечает выразительно – изобразительные средства в различных произведениях искусства, но и умеет объяснить их необходимость в данном жанре, осознанно воспринимая жанровое своеобразие различных видов искусства. У детей появляются устойчивые предпочтения к определённым жанрам музыкальных, литературных и изобразительных произведений.

Активно развиваются художественно- творческие способности, дети сами придумывают загадки, сказки, песни, сочиняют стихи, создают аппликацию, рисуют. У них появляется оценочное отношение к творческим проявлениям как своих сверстников, так и своим собственным.

Постепенно благодаря обучению у детей формируется эмоциональная отзывчивость на различные выразительные средства в их сочетании, на простейшие художественные образы. Дети начинают не только видеть, но и осознавать первоначальные эстетические качества в произведениях искусства. Они в состоянии заметить более тонкие различия, делать более тонкие сопоставления, найти выразительные слова. Дети запоминают поэтические образы из художественных произведений и используют их в своей речи.

У них формируется интерес к красивому в окружающей жизни и в искусстве, к различным видам художественной и игровой деятельности. У детей наблюдается яркое выражение эмоциональной восприимчивости к поведению литературного героя, хотя скрытые мотивы его поведения детьми еще не осознаются. Продолжает развиваться художественное творчество, однако детские замыслы еще характеризуются недостаточной устойчивостью и отчетливостью. Дальнейшее эстетическое развитие ребёнка осуществляется в школе.

Таким образом, дошкольный возраст – это период, характеризующийся становлением эстетического развития, совершенствующегося под воздействием воспитания, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из цели эстетического воспитания и его значения в развитии личности.

Задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста определяются общей целью воспитания, возрастными возможностями детей. Их можно объединить в четыре группы, направленные:

На развитие эстетической восприимчивости, эстетического запаса образов, на формирование эстетических эмоций, чувств, отношений, интересов;

2. На формирование элементарного эстетического сознания;

3. На освоение эстетической деятельности;

4. На развитие эстетических и художественно – творческих способностей.

К первой группе относятся задачи, обеспечивающие развитие эстетической восприимчивости, эстетического запаса образов окружающей действительности и произведений искусства, эмоциональной отзывчивости на них; формирование эстетических чувств, потребностей, вкусов и отношений.

Вторая группа задач включает формирование элементов эстетического сознания детей (объём представлений и знаний, эстетические суждения и оценки). Для этого детей знакомят с различными эталонами правильного определения красивого или безобразного, комического или трагического в действительности и искусстве, вооружая их правильным отношением к окружающему и пониманием красоты, Это разнообразные эталоны: сенсорные (свойства и качества предметов действительности- форма, цвет, звуки), эмоциональные (радость, грусть, горе, удивление, печаль), искусствоведческие (виды и жанры искусства, их выразительные средства, знание имен некоторых художников, композиторов), эстетические (красивое, некрасивое, смешное, героическое).

Решение третьей группы задач поможет приобщить детей к активной эстетической и художественной деятельности: а) развить эстетическое и художественное восприятие; б) формировать первичные умения и навыки исполнительской художественной деятельности; в) воспитать у детей творческие умения и навыки активно вносить элементы прекрасного в быт, природу, собственный облик, в отношения с окружающими людьми.

К четвёртой группе задач относится развитие у каждого ребёнка общих и специальных художественно — творческих способностей. Общие способности – это сенсомоторное развитие, способность к эмоциональной отзывчивости, творческое воображение и др. К специальным способностям в области, например, изобразительной относятся особая деятельность творческого воображения, особая зрительная чувствительность, дающая лёгкость и полноту восприятия пространственных и цветовых отношений, глазомер, хорошая зрительная память, специальная умелость руки, эмоциональная чувствительность, создающая эмоциональное настроение и т.д.

Развитие эстетического восприятия, эстетических и художественных способностей, эстетической и художественной деятельности опирается на своевременное развитие сенсорных систем, деятельность различных анализаторов, обеспечивающих необходимую точность и тонкость дифференцировок.

Решение задач эстетического воспитания тесно связано с формированием у детей таких качеств, как инициативность, умение предвидеть определённые результаты, стремиться к ним, умение мечтать.

Указанные задачи эстетического воспитания детей взаимно обусловлены и тесно переплетаются между собой. На основе задач, конкретизированных для разных возрастных групп, разрабатываются содержание и методика эстетического воспитания дошкольников.

Художественно-эстетическое воспитание как одно из средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, поэтому мы, педагоги, заинтересованы в расширении этого потенциала, формировании и совершенствовании уникальных детских способностей.

Работа по художественно-эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательно-образовательного процесса. Формы организации эстетического развития детей очень разнообразны и важны, и результативность этой работы проявляется во всех видах деятельности ребёнка – дошкольника.

Художественно-эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Дети в дошкольном и даже в раннем возрасте способны реагировать на красивое в окружающей обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу; сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Уже изначально от своей природы они – творцы и наша задача – помочь каждому ребёнку раскрыть имеющийся у него творческий потенциал, его индивидуальные творческие способности. Результатом же эстетического воспитания является эстетическое развитие, которое, в свою очередь, влияет на нравственное, физическое, психическое и даже умственное развитие ребёнка, способствует обогащению эмоциональной сферы личности.

Составляющей основой эстетического развития становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений и навыков, развития способностей и переход к самостоятельному художественному творчеству.

Опираясь на исследования учёных (Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, В. В. Давыдова, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугиной, Н. П. Саккулиной, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой, Л. А. Парамоновой, А. М. Виноградовой, Л. П. Стрелковой, Л. Н. Комиссаровой, В. А. Езикеевой, Л. В. Куцаковой, С. И. Мерзляковой и др., я ещё раз убедилась в необходимости совершенствования методов и средств художественно – эстетического воспитания детей, их духовного развития. Новизна и оригинальность моей методической работы заключается в том, что система художественно – эстетического воспитания в работе с детьми дошкольного возраста основывается на синтезе произведений народного искусства и художественных видов деятельности. Целенаправленная работа педагогов по введению элементов народной культуры в различные виды деятельности ребёнка является одним из главных условий полноценного эстетического и духовно – нравственного воспитания дошкольников и развития на этой основе их индивидуальных художественно – творческих способностей.

Поставив цель развития художественно – творческих способностей детей средствами интегрирования народной культуры во все виды творческой деятельности дошкольников, я базируюсь на следующих принципах:

— во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными особенностями отборе художественного материала по различным видам народного творчества;

— во-вторых, интеграции работы на основе народного творчества с различными направлениями воспитательной работы и видов деятельности;

— в–третьих, активного включения детей в разнообразные виды художественно – творческой деятельности детей;

— в- четвертых, бережного и уважительного отношения к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось;

— в-пятых, на основе широкого включения выполненных детьми работ в жизнь группы и дошкольного учреждения;

— в- шестых, и что самое важное, на основе принципа индивидуального подхода к детям, учета их индивидуальных потребностей, склонностей, интересов, уровня развития той или иной художественной деятельности, индивидуальной работы с каждым ребёнком в процессе коллективных занятий с детьми.

Методика моей работы с детьми строится на эмоциональном воздействии произведений народной культуры на чувства ребёнка. Доказано, что чем больше развита сфера чувств ребёнка, тем он одарённее. Вот почему особый акцент в ознакомлении детей с лучшими и доступными детскому пониманию произведениями народного творчества я делаю на чувственном познании мира ребёнком. Так музыка, художественное слово, изобразительная деятельность способствуют объединению всех видов художественной деятельности в единый, целостный педагогический процесс формирования у детей эстетической культуры, духовности и развития самостоятельного художественного творчества.

В основе современного образования лежит личностно – ориентированное обучение. Я считаю, что лишь через творческое взаимодействие индивидуальностей в образовательном процессе (педагоги – воспитанники — родители) возможно оптимальное развитие участников педагогической деятельности, обогащение и раскрытие природного, национального, творческого потенциала русского народа.

Основным же условием успешной активизации детской деятельности является творческое отношение к ней самих детей, педагогов, родителей и окружающего социума.

Педагоги должны помочь семье восполнить пробел в знаниях художественно-эстетического развития детей родителями, оказать помощь в выявлении и дальнейшем развитии на этой основе индивидуальных творческих способностей их детей через: индивидуальное, групповое, коллективное общение, изучение запросов и пожеланий родителей, проведение круглых столов, конкурсов, посиделок, выставок совместного с детьми творчества с использованием русских народных традиций, обычаев, лучших образцов народного искусства.

Только в творческой деятельности происходит развитие творческих

способностей — овладение методами познания и преобразования признаков объектов. Отсюда возникает необходимость активизировать творческую познавательную и практическую деятельность детей.

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке. Решать возникшие проблемы. А это во многом зависит от нас. Ребёнок раннего возраста уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, к развитию творческих способностей.

Процесс познания творческий и наша задача — поддержать и развивать в ребёнке интерес.

Можно с уверенностью сказать, что каждый ребёнок рождается с врождёнными творческими способностями. Но они находятся в скрытом состоянии и для того, чтобы их раскрыть, необходимо создать определённые условия.

Работа эта начинается с построения предметно — развивающей среды,

азрабатывается перспективные, тематические планы для работы с детьми и родителями. Отношения с детьми строятся на основе партнёрства. Большую радость, удивление и даже восторг малыши испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них удовлетворения от проделанной работы. В процессе работы каждый ребёнок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый — не учитель- наставник, а равноправный партнёр. Соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять свои творческие способности.

Какими бы ни были виды, формы, способы развития творческих способностей ребёнка, главное чтобы ребёнок испытывал радость от процесса и результативности, чувствовал поддержку и одобрение со стороны воспитателей, научился мыслить свободно и смело. Только от нас зависит. Будет ли жизнь ребёнка удивительной и интересной!

Прикреплённые файлы:

Другие статьи:

Похожие статьи:

Популярное на сайте:

Leave a Reply