Формирование навыков здорового образа жизни у воспитанников детского дома

Формирование навыков здорового образа жизни у воспитанников детского дома

На реализацию функций здоровья влияют многие внешние и внутренние факторы, в том числе социально-культурно-политическая система, индивидуальное поведение, индивидуальный потенциал здоровья, склонности и способности, физико-биологическая среда обитания.

Методики констатируют значительное ухудшение состояния здоровье у детей и подростков. Наблюдается изменение показателей физического развития, патологии зрения, все чаще среди школьников диагностируются аллергические заболевания, нарушения в опорно-двигательной системе, депрессивные состояния.

У детей, важно выработать и сформировать культуру здорового образа жизни. (ЗОЖ).

ЗОЖ – это такой образ жизни, при котором поддерживаются в здоровом состоянии все органы и системы организма.

Здоровый образ жизни включает в себя:

  1. настрой на здоровый образ жизни;
  2. двигательную активность;
  3. личную гигиену;
  4. умеренное и сбалансированное питание;
  5. ритмичность жизни;
  6. безопасность жизни.

Анализ условий жизни воспитанников до поступления в детский дом показывают, что в большинстве случаев дети воспитывались в неблагополучных семьях, условия которых создали прямую угрозу для их жизни и здоровья. Жизненный опыт, который дети получают, в таких семьях, приводит к раннему пристрастию к курению, алкоголю и пробе наркотиков, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Зачастую, педагогические приемы уже не срабатывают, а вредные привычки остаются с ребенком навсегда.

Поэтому, работа по формированию навыков ЗОЖ актуальна для детей в условиях детского дома.

Для изучения ЗОЖ воспитанников детского дома было проведено:

  1. анкетирование «Отношение к своему здоровью». Автор Тихомиров С. В. По результатам анкетирования установлено, что материальные блага, друзей, любовь дети ставят выше, чем свое здоровье.
  2. диагностика «Потребность в новых ощущениях», М. Цукерман. По результатам исследования: 10,8% — высокий уровень потребности в ощущениях; 67,5% — средний; 21,6% — низкий.

Проведенное анкетирование и диагностическое исследование подтвердили необходимость формирования представлений о здоровом образе жизни и мотивации к его сохранению у воспитанников детских домов.

Анализ изученной литературы: «Здоровье наших учеников» Варламовой С.И., «Педагогические здоровье сберегающие технологии» Лабутина Н.Ю. и Майского А.Б., «Обратная сторона здоровья» Бойко А. показывает на недостаточность разработки данной проблемы применительно к условиям детского дома.

Учитывая тот фактор, что по своему физическому и психическому развитию дети, воспитывающиеся в детском доме, отличаются от ровесников из семьи, ввиду ограниченного круга общения у них формируется неадекватность поведения, что выражается в постоянных конфликтах с окружающими, неприятие замечаний и запретов.

Поэтому возникла необходимость в составлении программы «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детских домов».

Цель: Формирование у детей социальных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельность и долголетие.

Данная цель может быть достигнута через решение следующих задач.

  1. информирование всех участников образовательного процесса по проблемам сохранения здоровья и формирование культуры здорового образа жизни.
  2. выявление проблем, связанных со здоровьем воспитанников на основе результатов анкетирования, диагностики; на основе данных предоставленных медицинской службой детского дома.
  3. проведение занятий с воспитанниками, направленных на формирование культуры здорового образа жизни.
  4. проведение занятий с воспитанниками направленных на улучшение эмоционального состояния и повышения стрессоустойчивости с использованием игровых и релаксационных упражнений.

Основные направления программы:

I. Азбука гигиены.
II. Береги свое здоровье.
III. Сделай свой выбор.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 14 лет. Срок реализации 3 года, занятия будут проводиться два раза в месяц, по длительности составят от 30 до 45 минут. В целях поддержания устойчивого интереса к занятиям у воспитанников, закрепления опыта ЗОЖ на практике, получение ими удовольствия от познания нового, формированию интереса к самопознанию, саморазвитию и рефлексии, на протяжении каждого года реализации применяется принцип чередования и взаимопроникновения тем всех трех блоков.

К организации и проведению занятий планируется привлечение специалистов: психолога, социального педагога, медицинского работника, воспитателя.

Организационные моменты проведения занятий предусматривают использование видео и музыкальных записей, технических средств: телевизор, DVD, музыкальный центр.

Занятия содержат следующие этапы:

I. Организационный этап;
II. Проверочный;
III. Подготовительный;
IV. Основной;
V. Контрольный.
VI. Итоговый, рефлексия.

Предлагаемые формы работы – беседа, тренинг, практическое занятие, ролевая игра, рассказ, конкурс рисунков, активное слушание, диспут.

Для отслеживания результативности программы, будут использоваться диагностические методики, анкетирование по изученным направлениям.

Критерии результативности усвоения программы:

– составляющие здоровья;
– особенности развития своего организма;
– правила личной гигиены и здорового образа жизни;
– основные группы питания;
– защитные силы организма;
– здоровьесберегающие технологии;
– о вреде табака, алкоголя, ПАВ;
– правила соблюдения режима дня;
– различные формы закаливания.

– ответственно относиться к своему здоровью;
– управлять своим эмоциональным состоянием;
– соблюдать правила личной гигиены;
– ухаживать за кожей, глазами, зубами;
– правильно распределять свой рацион питания;
– преодолевать психологические установки, препятствующие развитию личности;
– совершать самостоятельный выбор в пользу ЗОЖ;
– ставить цель, достигать ее и оценивать результат.

– ценностное отношение к миру, окружающим людям, самому себе;
– достигая поставленной цели использовать личные знания, опыт;
– отрицательного отношения к наркотикам, алкоголю и курению;
– четкой жизненной позиции направленной на положительное формирование личности в социуме;
– информированность по вопросам репродуктивного здоровья.

Знания, умения и навыки будут отслеживаться на начало реализации программы в середине и в конце учебного года, с использованием диагностических методик, опросов, тестов, игровых форм работы и внешних показателей успешности воспитанников.

Предварительный просмотр:

Формирование навыков здорового образа жизни

у воспитанников детского дома

Современные условия накладывают серьезный отпечаток на здоровье человека, особенно это сказывается в детском и подростковом возрасте. Увеличилось количество детей с нарушением физического развития, хронических заболеваний, эпидемические заболевания. Эти же тенденции, но в большей степени и с определенными особенностями, имеют место среди воспитанников детских домов. Зачастую ребята попадают детский дом вследствие асоциального и аморального поведения своих родителей. Жизненный опыт, который получает ребенок в такой семье, приводит к раннему пристрастию к вредным привычкам, пробе наркотиков, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Неблагополучные социальные условия наряду с плохой наследственностью вызывают нарушения физического развития, психоэмоциональную неустойчивость, хронические заболевания. Все эти факторы вызывают острую необходимость в формировании у детей навыков ЗОЖ. В понятие «здоровый образ жизни» входят такие компоненты, как физическая активность, рациональное и здоровое питание, отказ от вредных привычек, создание, укрепление и сохранение психологического климата, соблюдение правил личной гигиены.

Поэтому важным направлением здоровьесберегающей деятельности педагогов детского дома является работа по формированию навыков ЗОЖ у воспитанников. Педагоги детского дома применяют следующие формы работы с детьми: беседы в кругу семьи о вреде алкоголя и табакокурения, а также о пагубном влиянии на детский организм наркотиков; регулярно проводятся конкурсы рисунков и плакатов, различные спортивные соревнования (по настольному теннису, футболу, волейболу, шашкам и шахматам). Педагоги детского дома проводят различные мероприятия, игры, конкурсы, направленные на формирование навыков ЗОЖ у детей.

Медицинскими работниками организуются встречи с приглашением в детский дом специалистов здравоохранения для индивидуальных и групповых бесед с детьми. В летний период дети оздоравливаются в летних лагерях и санаториях, а также ходят в туристические походы. Кроме того, воспитанники посещают бассейн, спортивные городские секции, участвуют в городских и областных соревнованиях.

Забота о здоровье ребенка – это важнейший труд педагогов. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Окончила: «Светлоградский педагогический колледж» в июне 2012 года.

Стаж педагогической работы: 4 года

Квалификационная категория: СЗД

Курсы повышения квалификации:

«Психолого-педагогические технологии в практической работе с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья»

Дистанционное обучение по курсу « Адаптивная физическая культура» в Сибирском институте практической психологии, педагогики и социальной работы г. Новосибирск. — октябрь – декабрь 2017 г.

Дата начала работы над темой: сентябрь 2017 г.

Предполагаемая дата окончания работы: май 2017 г.

Тема: « Формирование навыков здорового образа жизни у воспитанников

в условиях детского дома ».

Пояснительная записка

Актуальность:

Актуальность данной темы выражена в формировании убеждений и привычек здорового образа жизни у воспитанников детского дома, необходимости воспитания потребности в сохранении и укреплении здоровья. Именно в детском возрасте закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением детей методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Тем более что исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50 % от образа жизни.

Большую часть времени воспитанники находятся в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья.

Важным направлением здоровьесберегающей деятельности педагогов детского дома является работа по формированию навыков ЗОЖ у воспитанников.

Забота о здоровье детей – это важнейший труд педагогов. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Цель : Овладение методами культурно-гигиенического воспитания, внедрение современных здоровьесберегающих технологий в работу по формированию у воспитанников здорового образа жизни, совершенствование и распространение пропаганды по бережному отношению к здоровью детей среди педагогов и работников ДДИ.

-Повысить собственную профессиональную квалификацию путем изучения необходимой литературы, прохождение курсов повышения квалификации, совместной работы со специалистами ДДИ, отбора нужной информации, полученной из различных журналов, методических пособий, а также через электронно-образовательные ресурсы.

— Разработать проект по работе с воспитанниками;

— Провести диагностические исследования на начало и конец учебного года;

— Организовать систематическую работу с детьми;

— Провести консультацию для педагогов на тему: « Здоровый образ жизни наших воспитанников», «Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды»

— Разработка бесед, игр, дидактического и практического материала

— Самостоятельно изготовить картотеки : «Гимнастика для глаз», «Дыхательная гимнастика», «Подвижные игры», «Физкультминутки» для формирования навыка здорового образа жизни

— Оформление папки-передвижки для родителей: «Будьте здоровы»

— Участие во всероссийских интернет — конкурсах: «Доутесса» и др. ;

Источники самообразования : методическая литература, Интернет-ресурсы, курсы профессиональной переподготовки.

Формы самообразования:

Групповая – через взаимодействие с педагогами в группах и с родственниками воспитанников, сетевое взаимодействие с педагогами посредством сети Интернет.

Другие статьи:

Похожие статьи:

Популярное на сайте:

Leave a Reply