Формирование общей культуры личности детей в том числе ценностей здорового образа жизни

Формирование общей культуры личности детей в том числе ценностей здорового образа жизни

В настоящее время в соответствии с законом об образовании, ФГОС ДО осуществляется модернизация системы дошкольного образования. В современном обществе происходят значительные преобразования, связанные с изменением ценностных ориентиров политики дошкольного образования. Изменения отражены в нормативно — правовых документах в реализации целевых установках, принципах, задачах современного образования.

Вектором целеполагания в работе служат основные принципы ДО:

1. Формирование ценностных ориентиров как основа для качественного воспитания и образования личности ребенка.

2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений (ФГОС ДО 1.4 (4)Основные принципы дошкольного образов.).

3. Сотрудничество Организации с семьей, (ФГОС ДО 1.4 (5)Основные принципы дошкольного образов.).

4. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, (ФГОС ДО 1.4 (6)Основные принципы дошкольного образования).

5. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, (ФГОС ДО 1.6 (4) задачи Стандарта).

6. Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, (ФГОС ДО 1.6 (5) задачи Стандарта).

7. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности (ФГОС ДО 1.6 (6) задачи Стандарта).

8. Дошкольный возраст является важным периодом формирования социальных компетентностей.

9.Фундаментальные ценности: гражданственность, патриотизм, социальная солидарность, трудолюбие, человеколюбие являются основой духовно-нравственного развития, воспитания и обучения детей;

Цель современного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его развития, самопознания и самоутверждения в этом мире.

Опираясь на основные принципы дошкольного образования, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста, сегодня детские сады реализуют различные формы, методы, культурные практики в области познавательное развитие. Важной проблемой является не только обучать детей, сообщать им определенную систему знаний, но и научить детей учиться, мыслить самостоятельно, познавать, исследовать мир. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка реализуются через разнообразные виды деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно – исследовательскую, продуктивную, музыкально – художественную, чтение художественной литературы. Включение детей в эти виды деятельности дает возможность вариативно использовать образовательный материал.

Следовательно, на современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Естественным процессом прослеживается формирование социокультурной среды ДОУ. Поэтому социокультурная среда— представлена как единство трех составляющих:

социокультурные события, значимые как для детей, так и для родителей и педагогов (событийность).

• принципы, нормы и правила взаимодействия и стиля отношений между всеми участниками педагогического процесса;

• развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации.

Синонимом социокультурной среды я бы назвала детско- взрослой общностью. Эта среда не замкнута в дошкольном «мире», а выводит детей в реальные социальные, а сотрудников в партнерские отношения, и производит общественное благо.

Таким образом, в условиях гуманизации образования, социокультурной среде отводится роль – обеспечение личностно-ориентированного сопровождения ребенка дошкольного возраста. Личностно-ориентированное образование создает условия для полноценного развития и проявления индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Сегодня не менее важно обеспечить социокультурную среду сопровождения личности дошкольника, что будет обеспечивать в целом более качественный уровень образования. Фундаментальными основами формирования среды становятся:

• высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволяет педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями.

• обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития. смысл понятия «развивающая среда» — это среда, которая даёт возможность ребёнку развивать ценности познания, преобразования и отношения к миру не только с помощью педагога, но и самостоятельно.

• Взаимодействие с детьми (культурные практики, технологии) Компетентность педагогов в знании той или иной технологии, культурной практики, позволяет реализовать основные принципы ДО здоровье сберегающие технологий, коллекционирование, экспериментирование и. т. д Так же

• Взаимодействие с семьей трансформируется в виде работы семейной академии. Сюда входят домашние задания, рабочие тетради, читательские дневники, совместные проекты, мероприятия, развлечения.

• Сайт нашего детского сада — это официальный информационный web-ресурс, с помощью которого посетители могут узнать о последних новостях в детском саду, о наших планах, о проходящих праздниках и о жизни каждой группы. Основные задачи нашего сайтотворения — развитие сотрудничества между воспитателем и родителем посредством живого общения на страницах блога (сайта, домашних заданий, обратной связи. Сайт создан как для родителей, так и педагогов для поддержки процесса информатизации современного общества кроме того есть возможность найти информацию о детском саде, о реализуемых программах обучения и воспитания детей; ознакомиться с советами специалистов; задать интересующие вопросы по воспитанию и обучению (одним словом, педагогическое просвещение родителей). Кроме того каждый посетитель имеет право ознакомиться с нормативно-правовой базой деятельности учреждения, результатами работы организации. а также имеются все необходимые полезные ссылки Таким образом, сотрудничество с нашим сайтом каждый родитель имеет возможность интересоваться жизнью ребенка даже тогда, когда их нет рядом.

• Трансляция работ на социум В современном мире невозможно выполнить главную задачу дошкольного учреждения — воспитать гармонично развитую личность — без взаимодействия с социумом. Детскому саду сформирован уровень взаимодействия с социальными институтами города, такими как библиотека с 3-мя филиалами, детская поликлиника, стоматология. Работа ведется по размещению выставок детских работ, коллажей, агитационных плакатов. Так же планируется выставки коллекций детей в детской библиотеке с рассказами самих детей. Это помогло выйти за территориальную границу учреждения, стать социально доступным звеном образовательной системы. К сожалению наблюдается низкий социокультурный потенциал социума микрорайона города в создании единой воспитательной системы. Детский сад — открытое учреждение для межличностного и группового общения как для детей, так и для взрослых, мы планируем расширять и укреплять взаимосвязи с жизнью, социокультурной средой, институтами воспитания, культуры, семьей, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями, местными структурами власти.

• Интеграция образовательного процесса. Детский сад как живой организм постоянно направлен на освоение мира. Воспитатели и специалисты работают в творческом взаимодействии, реализуя поставленные цели. Используя метод проектов педагоги осуществляют непрерывный образовательный процесс. Например «Мыльная история», «Наш край Урал» — реализуя ЧФУ образовательного процесса в рамках вариативной знакомясь с ландшафтом Урала специалист по ИЗО деятельности технологией создавали горы, создавали каслинское литье, лепили из глины столовую утварь. Организовывали выставки коллекций. Выставки мини- музей.

Музей-результат совместной работы воспитателя, детей, родителей. Это большая поисковая деятельность, содержанием которой являются встречи с хранителями старинных вещей, работа с семейных архивом, семейными реликвиями. Ребенок-экскурсовод (ребенок-рассказчик на качественно лучшем уровне усваивает информацию, а дети-слушатели воспринимают слова своего товарища с большим вниманием и отдачей).

• Конкурсное движение ДОУ. Становится традиционным участие коллектива детского сада в городских и областных конкурсах. Детские сады участвуют в областных конкурса «Марш парков», «Родники». Это воспитывает е детей желание развивать активную гражданскую позицию, участвовать в жизни детского сада, родного города, учит детей использовать навыки социального партнерства для гармоничного развития личности, создаются возможности обеспечения эмоционального благополучия детей.

Таким образом создание в дошкольном образовательном учреждении детско- взрослой общности, ориентированную на формирование социкультурной среды, духовно- нравственные ценности, как одно из главных условий повышения качества образования.

Результатами данной деятельности стали:

— на уровне педагогов: изменение их ментальности, мотивации и ответственности за качество работы;

— на уровне воспитанников: личностное развитие, самостоятельность, ответственность, инициативность.

— на уровне родителей: получение качественной образовательной услуги, изменение отношения к детскому саду.

Рубрика Педагогика
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 04.11.2012
Размер файла 71,0 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на Allbest.ru

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания

Инструктор физической культуры

Глава 1.Теоретико-методологические основы формирования здорового образа жизни

1.1 Здоровье и здоровый образ жизни как ценности культуры личности

1.2 Факторы, обеспечивающие функционирование системы формирования здорового образа жизни

Глава 2. Практика формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания в ДОУ

2.1 Диагностика состояния здоровья и уровня физической культуры детей старшего дошкольного возраста

2.2 Содержание педагогической деятельности по формированию ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста

2.3 Результаты работы по формированию ценностного отношения старших дошкольников к здоровому образу жизни

воспитание дошкольный личность здоровье

Актуальность. Дошкольный возраст характеризуется бурным развитием основных функциональных систем, которые способствуют созданию устойчивого уровня адаптации и обеспечивают здоровье ребенка в течение всего последующего его развития.

Сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст. 51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации».

В последние годы наблюдается тенденция увеличения количества детей, имеющих недостатки в физическом и психическом развитии. Проблема рождения здорового ребенка, его воспитания и обучения давно вышла за рамки медицинской и превратилась в социальную (Е.Н. Вавилова, И.А. Аршавский, Ю.П. Лисицын, Ю.Ф. Змановский, В.В. Марков и др.).

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось: снизилось количество детей 1-й группы здоровья (с 23,2 % до 15,1 %) и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (2-я группа — с 60,9 % до 67,6 %) и хронические заболевания (3-я группа — с 15,9 % до 17,3 %). Вызывает тревогу тот факт, что к моменту поступления в школу наблюдается тенденция роста хронической заболеваемости у детей (Е.Г. Мильнер; Г.А. Пономарева, Т.Я. Спицина, В.Н. Кордашенко, Ю.А. Смирнов, О.В. Морозова, 2000; О.В. Виноградская и др.).

В настоящее время ведется активный поиск педагогических технологий, способствующих формированию и укреплению здоровья дошкольников, не требующих особых материальных затрат и рассчитанных как на коммерческие, так и на государственные дошкольные учреждения.

Наиболее перспективным путем обновления содержания дошкольного образования, на наш взгляд, является системная интеграция психолого-педагогических и естественных наук с целью создания единого информационного пространства для обучения основам здорового образа жизни, формирования мотивации к нему и коррекции нарушенных функций детей дошкольного возраста.

Следует подчеркнуть немногочисленность серьезных исследований, представляющих процесс формирования здорового образа жизни как комплексную проблему, решение которой может быть осуществлено только при интегральном подходе, с использованием достижений многих наук: философии, педагогики, психологии, физиологии, гигиены, медицины и других (Н.В. Седых, Н.А. Фомина и др.). При этом физическая культура должна взять на себя роль интегратора, так как по способности воздействия на сохранение и приумножение здоровья человека она является исключительным фактором. Любая из ценностей физической культуры, в той или иной мере, «работает» на здоровье человека.

Анализ действующих в настоящее время программ обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях свидетельствует о неоднородности взглядов их составителей на вопрос учета возрастных особенностей развития физических качеств и формирования основ здорового образа жизни ребенка (С.С. Солодков, В.А. Бауэр и др. ). Авторами делаются попытки решить вопросы проведения активной оздоровительной работы среди дошкольников с использованием в режиме дня всех естественных факторов внешней среды, повышения двигательной активности детей, обеспечения максимального пребывания их на открытом воздухе, рационального, богатого витаминами питания, соблюдения санитарно-гигиенических требований (Т.М. Максимова, Л.С. Годинова, Н.И. Латышевская, В.А. Балуева и др.). Однако до сих пор еще не сформирована единая система, которая, наряду с созданием необходимых условий для полноценного естественного развития ребенка, способствует формированию у него осознанной потребности в здоровье, пониманию и овладению основами ЗОЖ, обеспечивает возможность практического освоения навыков сохранения и укрепления физического здоровья.

Технологии и программы дошкольного воспитания не уделяют должного внимания обучению дошкольников ценностям и навыкам здорового образа жизни, предлагая стандартный набор средств, среди которых: основные движе ния (ходьба, бег, лазание, перелазание, прыжки, переноска предметов и т.д.), упражнения для развития физических качеств, под вижные игры; в старшей и подготовительной группах — упражнения с элементами спортивных игр (баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис, городки).

Таким образом, актуальность моего опыта определяется рядом факторов: социальным заказом на воспитание здоровых граждан общества в течение всей их учебной и трудовой деятельности; необходимостью создания целостной педагогической системы формирования здорового образа жизни, как ценности культуры личности, где дошкольное образование занимает ключевую позицию. Попыткой решения указанной проблемы является наш опыт работы в условиях дошкольного учреждения.

Цель — разработка педагогической системы формирования ценностного отношения здоровому образу жизни детей в процессе физического воспитания в ДОУ.

Объект исследования — процесс физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования — педагогическая система (цель, содержание средства, методы, формы организации физического воспитания), обеспечивающая формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования. Педагогическая система формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни дошкольников в процессе физического воспитания в ДОУ будет педагогически целесообразной и эффективной, если:

- главной целью педагогических мероприятий станет воспитание у детей внутренней потребности к активной двигательной деятельности и выработка позитивной мотивации к ценностям здорового образа жизни.

Изучить теоретико-методологические основы формирования ценности здорового образа жизни в научных исследованиях.

Провести диагностику состояния здоровья и уровня развития основ физической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Спроектировать педагогическую систему, обеспечивающую формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания.

Теоретико-методологическая основа опыта работы:

— деятельностный подход (А.Н. Леонтьеви др.), системный подход (В.П. Беспалько, В.Н. Волкова, А.А. Денисови др.);

— основные положения и принципы гуманистической педагогики (П.Ф. Каптерев, Ш.А. Амоношвили, С.Н. Гиссен, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков и др.);

— идеи оздоровительно-развивающей работы с дошкольниками (В.Т. Кудрявцев и Б.Б. Егоров);

Теоретические положения об основах здоровья и здорового образе жизни (В.И. Столяров, И.М. Быховская, Л.И Лубышева и др.);

— идеи здоровьеформирующей и здоровьесберегающей и здоровьетворящей педагогики (П.Ф. Лесгафт, В.В. Давыдов, Л.В. Абдульманова, Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович, Л.В.Абдульманова, Т.Н.Таран и др.).

Глава 1. Теоретико-методические основы формирования здорового образа жизни

1.1 Здоровье и здоровый образ жизни как ценности культуры личности

Анализ научной и методической литературы, затрагивающей и раскрывающей проблемы формирования культуры здорового образа жизни, показывает многообразие подходов и неоднозначность в определении сущности и компонентного состава культуры здорового образа жизни.

Отчасти это связано с тем, что данный вопрос раскрывается с позиции более высокого уровня теории культуры. В литературе же присутствуют зачастую противоречивые взгляды на культуру. «Культурой» называют как определенные виды деятельности человека, так и средства, методы, созданные в обществе, а так же результаты, представляющие ценность, как для личности, так и для общества в целом. Человек же по отношению к культуре представляется как ее носитель, потребитель, созидатель.

В своем опыте работы мы используем следующее понятие культуры. «Культура — это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе» [10].

Проблемы определения сущности и компонентного состава культуры здорового образа жизни связанны, отчасти, с неоднозначностью в истолковании сущности понятия «здоровье», являющегося основной категорией в проблеме здоровый образ жизни. Разнообразие в определении этого понятия есть отражение неоднозначности самого человека, многообразия его природы. Ведь человек неоднозначен не только внешне, но и внутренне: поведение, восприятие, мысли, поступки, реакции на то или иное воздействие. Разные люди совершенно по разному отражают действительность. Но самое, пожалуй, главное то, что один и тот же человек на одно и тоже воздействие в разные периоды жизни реагирует совершенно по-разному [7]. Здоровье человека — это очень сложный феномен общечеловеческого и индивидуального бытия. Сегодня нет сомнений, что оно комплексно, ибо зависит от взаимодействия множества сложных факторов физического и психического, социального и индивидуального порядка, а нередко и философского свойства. Здоровье — «динамическое состояние (процесс) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни» (академик В.П. Казначеев) [15]. Здоровье представляет состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и дефектов развития. Образ жизни — совокупность конкретных форм жизнедеятельности людей во всех сферах общественной жизни [15]. Здоровый образ жизни — способ и организация физической, социальной и духовной жизнедеятельности людей, обеспечивающих их действенное развитие, работоспособность и активное долголетие.

Это социально и исторически определенное представление на предмет здоровья, а также средства и методы его интеграции в практическую жизнедеятельность (Г.М. Соловьев). По мнению Г.М. Соловьева, культура здорового образа жизни личности — это социально детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамическое ее состояние, характеризующееся определенным уровнем знаний и интеллектуальных способностей, мотивационно-ценностных ориентации, физической культуры, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания и интегрированных в практической жизнедеятельности, физическом и психофизическом здоровье. Укрепление здоровья — система индивидуальных и общественных мероприятий, направленных на совершенствование здорового образа жизни человека и социума [4].

В нашей работе мы исходили из того, что культура здорового образа жизни представляет собой комплекс культурно-оздоровительных мер, направленных на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей. Формировать его целесообразно в дошкольном возрасте, так как именно на этом этапе закладывается фундамент здоровья; происходит созревание и совершенствование жизненно важных систем и функций организма, повышаются адаптационные возможности; формируются движения, осанка, развиваются физические качества. Рассмотрим сущностные характеристики понятий «образ жизни», «здоровье». На основании анализа этих понятий формулируется рабочее определение «здоровый образ жизни», которое не стоит рассматривать лишь как способ организации всех сторон жизнедеятельности, направленных на укрепление здоровья и выполнения общепринятых норм и правил здорового образа жизни. Данная категория предусматривает выработку у человека ценностей, приоритетной среди которых является здоровье, формирование осознанного отношения к собственному здоровью и на этой основе выбор личностью своего поведения в сферах различной деятельности, позволяющей строить физические, психические и социальные отношения.

В связи с этим, основу методологии формирования здорового образа жизни составляет системный подход. С его позиции любая функциональная система различного уровня организации, в том числе и организм человека, строится по принципу саморегуляции. По своей архитектуре каждая функциональная система представляет собой циклическую, замкнутую саморегулирующуюся организацию. Центральным пунктом этой организации является тот или иной полезный для организма приспособительный результат. Пусковым механизмом в цепи процессов саморегуляции функциональных систем, приводящих к целенаправленному поведению, является наличие потребностей.

Выступая в качестве определенной структуры поведенческих образов, ориентированных на гармоничное развитие человека, физическая культура и спорт являются важным элементом его образа и стиля жизни. Как показывают результаты опроса, социологические исследования, экспертные оценки и анализ литературных источников, одним из ведущих мотивов занятий физической культурой и спортом является озабоченность своим здоровьем. Однако ценностное отношение человека к физической культуре носит непостоянный характер. Оно меняется в зависимости от циклов и фаз развития жизни, характеризуемых различной двигательной активностью и потребностью в движениях [2].

Являясь мощным стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка, двигательная активность неразрывно связана с процессом обучения навыкам здорового образа жизни. Ведь в современных социальных и экологических условиях весьма важны навыки, позволяющие человеку предохранять свой организм от неблагоприятных воздействий внешней среды, а также знания, позволяющие сохранить не только свое здоровье, но и здоровье окружающих людей [18].

В настоящее ведется поиск и предпринимаются попытки создания такой системы обучения, которая наряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного развития ребенка способствовала бы формированию у него осознанной потребности в здоровье, пониманию и овладению основами здорового образа жизни, обеспечивала бы практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического здоровья (В.Н. Артамонов, Н.В. Седых, Г.Ф. Беренштейн, Л.М. Куликов и др.). По мнению Л.В. Абдульмановой воспитание культуры здоровья личности, осознание здоровья и здорового образа жизни как ценностных ориентаций связано с принятием их как основной идеи, внутреннего убеждения в построении собственной жизнедеятельности [1].В исследовании Т.Н. Таран определяется понятие «культура здоровья», освоение которого связано с формированием в сознании ребенка понимания здоровья и болезни не только как медицинской помощи человеку, но и работу его над собой, выработку индивидуального здоровья, здорового образа жизни [17].

Считается, что большое влияние на уровень здоровья детей оказывает окружающая среда, семья и образ жизни [23]. Ведь именно в этот период развития происходят решающие процессы формирования человеческой личности. На протяжении первых лет жизни ребенок проходит огромный путь физического и духовного совершенствования. Именно в дошкольном возрасте формируется общая выносливость и работоспособность, память, внимание и другие, физические и психические способности, необходимые для всестороннего гармонического развития личности.

Исследования О.В. Фомина, Ю.К. Чернышенко, Ю.А. показали, что формирование мотивов к занятиям физическими упражнениями, основ психической саморегуляции, навыков использования различных закаливающих процедур, следует начинать уже с 3-летнего возраста. Также экспериментально доказана возможность целенаправленного формирования основ психической саморегуляции у детей 5-летнего возраста. Причем достигаемые с помощью психической саморегуляции управление эмоциональным состоянием, повышение возможностей реализации физиологических резервов организма позволяют использовать психическую саморегуляцию и в оздоравливающем плане в качестве психопрофилактического и психогигиенического средства [19]. Формирование здоровья ребенка — процесс динамический и категория биосоциально управляемая, то есть на него можно целенаправленно воздействовать средствами физического воспитания и достигать определенного эффекта. В этот период ставится задача не только конкретного воздействия на организм ребенка, но, и формирование у него стойких мотиваций к воспитанию здорового образа жизни [17].

В настоящее время дошкольным учреждениям предоставлено право применять вариативные образовательные программы. К программам нового поколения относятся программы, рекомендованные Министерством образования РФ к использованию, построенные на принципе личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком. Наиболее известные из них: «Радуга» (лаборатория дошкольного воспитания Института общего образования РФ под руководством Т.Н Дороновой; 1989); «Здоровье» (В.Г. Алямовская, Нижний Новгород; 1993); «Развитие» (лаборатория способностей и творчества РАО под руководством Л.А. Венгера; 1994); «Детство» (В.И. Логинова, Санкт-Петербург; 1995); «Истоки» (Научно-исследовательский центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца; 1997) и др.

К сожалению, практически все вышеперечисленные программы не уделяют должного внимания физическому воспитанию, предлагая стандартный набор средств, среди которых: основные движения, упражнения для развития физических качеств, подвижные игры; в старшей и подготовительной группах рекомендуются упражнения и элементы спортивных игр (баскетбола, футбола, хоккея, бадминтона, настольного тенниса, городков).

Одним из резервов оптимизации образовательного процесса в детских дошкольных учреждениях является осуществление индивидуального подхода, позволяющего обеспечить максимальное развитие каждого ребенка, мобилизацию его активности, самостоятельности. Осуществление индивидуального подхода к дошкольникам во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему. Первым звеном этой системы является изучение особенностей каждого ребенка и соблюдение принципа индивидуализации в физическом воспитании.

Кроме этого, имеющиеся на сегодняшний момент технологии и программы дошкольного воспитания не уделяют должного внимания обучению дошкольников навыкам здорового образа жизни, предлагая стандартный набор средств, среди которых: основные движения (ходьба, бег, лазание, перелазание, прыжки, переноска предметов и т.д.), упражнения для развития физических качеств, подвижные игры; в старшей и подготовительной группах — упражнения с элементами спортивных игр (баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис, городки). И даже при таком подходе, согласно результатам исследований Э.С. Вильчковского Г.П. Юрко Т.В. Артамоновой и других авторов, официально существующие программы все равно не могут обеспечить потребность дошкольников в движениях.

В исследованиях В.Т. Кудрявцева и Б. Егорова акцент делается на единстве развивающей и оздоровительной работы с детьми. Оздоровительная работа становится приоритетом и внутренним звеном развивающего образовательного процесса. Развитие психически и физически здоровой личности — не только условие, но и закономерный эффект развивающего образования. Это выражается в невысокой (по сравнению с массовыми детскими садами и школами) заболеваемости, возрастном улучшении показателей умственной работоспособности, повышением адаптации к учебным и вне учебным нагрузкам, оптимальных показателях роста организма и др. Этот эффект может быть усилен при условии внедрения развивающих форм оздоровительной работы, которые носят комплексный междисциплинарный характер. Они обеспечивают прежде всего развитие творческого воображения, осмысленности, произвольности, выразительности движений и действий воспитанников и учащихся, что позитивно влияет на целостное телесно-психическое состояние ребенка, способствует закреплению положительных сдвигов в нем. Соответствующая работа при этом может проводится как на физкультурных, так и на не физкультурных занятиях, а также в свободное время [12].

Это позволяет говорить не об «охране» или «поддержании», а именно о развитии здоровья детей утверждает В. Кудрявцев [11].

1.2 Факторы, обеспечивающие функционирование системы формиров а ния здорового образа жизни

В нашей стране долгие десятилетия в воспитании подрастающего поколения здоровье, здоровый образ жизни не рассматривались в качестве основных жизненный целей. Разрозненность получаемой ребенком информации об идеале здорового человека, о его образе жизни определяла такое поведение ребенка, где он сам, его тело и движения, состояние организма, здоровье не выступали в качестве поведенческих ориентиров.

В исследовании Н.В. Седых анализируется результат влияния экологических проблем как фактора, влияющего на здоровье дошкольников и всего населения. Ею доказано, что одним из наиболее социально значимых биоэффектов воздействия загрязнения окружающей среды, является динамика показателей заболеваемости детского населения, как наиболее чувствительного к антропогенной нагрузке [16].

Между интегральным показателем здоровья детского населения и показателями потенциального риска воздействия загрязнений атмосферного воздуха отмечено, что практически треть неспецифической заболеваемости детей на территории города обусловлена особенностями среды проживания, в том числе и загрязнением окружающей среды. Наиболее значимо влияние комплекса экологических факторов на заболеваемость болезнями крови и кроветворных органов, на возникновение психических расстройств. В классе болезней органов дыхания отдельно проанализировали связь загрязнения атмосферного воздуха с пневмонией и бронхиальной астмой.

Учитывая основную тенденцию заболеваемости, поиск новых форм и методов оздоровления детей, Н.В Седых предлагается проведение системы профилактических мероприятий в дошкольных учреждениях с учетом региональных особенностей и экономических возможностей современных ДОУ [16]

На дошкольный возраст выпадает два критических (сенситивных) периода, в которые организм ребенка особенно чувствителен к проявлениям внешней среды и физическим нагрузкам. Эти периоды приходятся на 2-3 года и 6-8 лет, когда возникает большое несоответствие роста и развития, которые обеспечивают становление организма.

При этом необходимо учитывать также тот факт, что каждый возрастной период характеризуется присущими ему качественными особенностями функционирования организма, проявляющимися, в частности, в специфике адаптации к мышечной деятельности. При решении стратегических задач выбора и дозирования физических нагрузок в дошкольном возрасте большое значение имеет познание уровней биологической зрелости и скорости течения основных онтогенетических процессов по сравнению с другими возрастными этапами (А.С. Батуев, А.С. Солодков и др.).

Многие ученые (Н.М. Амосов, И.А. Аршавский, В.К. Бельсевич и др.) главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе занятия физической культурой [14]. Современная наука располагает данными о роли физической культуры в росте, развитии и становлении организма. Установлено ее положительное влияние на дыхательную систему (Б.Б. Егоров, А.М. Фонарев и др.), сердечно-сосудистую (И.А. Аршавский, Р.А. Парси, Н.И. Шлык и др.), костно- мышечную (А.Г. Глущенко, Т.В. Панасюк и др.), нервную (Ю.Ф. Змановский и др.), оздоровительную (Л.В. Абдульманова и др.).

По мнению ведущих специалистов (Л.И. Божович, А.А. Венгер, Л.С. Выготский и др.) именно старший дошкольный возраст является оптимальным для осознанного формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни через доступные и интересные им виды деятельности (Дошкольное воспитание № 4-08 с. 55).

Сохранение и развитие здоровья ребёнка как педагогическая задача может быть решена, если деятельность педагога будет основана на практическом применении знаний психофизиологических закономерностей развития человека и направлена на создание условий физического, духовного и интеллектуального развития ребёнка. В связи с этим появляется необходимость актуализации профессиональной ответственности педагогов и руководителей органов и учреждений образования за организацию образовательного процесса в соответствии с требованиями:

· учёт индивидуальных (интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и других) особенностей ребёнка, его темперамента, характера восприятия им учебного материала и т.п.;

· отказ от чрезмерной, изнуряющей интеллектуальной и эмоциональной нагрузки при освоении учебного материала;

· обеспечение благоприятного морально-психологического климата в коллективе, безусловное сохранение, поддержание и укрепление психического здоровья детей, исключение любых факторов, которые могут негативно повлиять на психическое состояние ребёнка (авторитарное давление, грубость, едкая обидная ирония, бестактность, отсутствие условий для удовлетворения базовых потребностей учащегося в самовыражении, защищённости, хорошем отношении к друзьям и т.п.).

Образовательный процесс можно рассматривать как образ жизни, который развивающийся человек ведёт в течение многих лет, прежде чем обретёт (или окончательно утратит, что, к сожалению, случается) независимость, автономию, социальную и личностную ответственность — способность самостоятельно строить такой образ жизни, который наилучшим образом подходил бы именно данному человеку и в то же время воплощал бы потенциальные человеческие возможности. Образовательный процесс как образ жизни, выстраиваемый изо дня в день педагогами, руководителями, родителями и детьми, содержит в себе огромный развивающий или разрушительный потенциал, в зависимости от того, насколько он согласуется с общечеловеческими потребностями — потребностями в телесном благополучии, безопасности, человеческих отношениях, уважении, достоинстве, смысле повседневных занятий и перспективах. Пренебрежение этими общечеловеческими потребностями является самой сильной, если не преодолимой преградой получения каких бы, то ни было результатов образования. Внимание к человеческим потребностям компенсирует недостаток многих частных условий и даже при минимальном обеспечении образовательного процесса гарантирует результат.

Глава 2. Практика формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания в ДОУ

2.1 Диагностика состояния здоровья и уровня развития основ физической культуры детей старшего дошкольного возраста

Формирование здорового образа жизни может иметь активный, управляемый характер в случае, если обеспечена его исходная диагностика, создаются условия для удовлетворения мотивов деятельности детей, реализация мотивов и ценностей детей получает эмоциональное подкрепление, ребенок осознает его субъективное положение в образовательной деятельности. Результаты диагностики позволяют спроектировать необходимое содержание педагогической деятельности.

Совместно с администрацией детского сада, ПМПк в ДОУ № 149 на начальном этапе исследовательской деятельности осуществлена комплексная психолого-физиологическая диагностика развития детей старших дошкольных групп (контрольной и экспериментальной), а также мониторинг состояния здоровья и физического развития.

Формирование здорового образа жизни может иметь активный, управляемый характер в случае, если обеспечена его исходная диагностика, создаются условия для удовлетворения мотивов деятельности детей, реализация мотивов и ценностей детей получает эмоциональное подкрепление, ребенок осознает его субъективное положение в образовательной деятельности. Результаты диагностики позволяют спроектировать необходимое содержание педагогической деятельности.

Совместно с администрацией детского сада, ПМПк в ДОУ № 149» на начальном этапе исследовательской деятельности осуществлена комплексная психолого-физиологическая диагностика развития детей старших дошкольных групп (контрольной и экспериментальной), а также мониторинг состояния здоровья и физического развития.

В нашем детском саду имеется две группы старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось на контрольной группе и группе, работающей в экспериментальном режиме. Списочный состав контрольной группы и экспериментальной включал по 20 детей.

В ходе констатирующего этапа исследования, цель которого заключалась в изучении состояния здоровья и уровня развития основ физической культуры детей старшего дошкольного возраста, нами отобраны критерии и показатели основ физической культуры детей по методике Л.В. Абдульмановой (Развитие основ физической культуры детей 4-7 лет в парадигме культуросообразного образования). Особенности и уровень развития основ физической культуры детей старших дошкольных группы изучались методиками соответствующим основным критериям.

Культура движения изучалась с помощью тестов « Кто больше знает о себе?»

Цель: определить уровень представлений о своих движениях и их особенностях, назначении (перемещение, изменение), характере (быстрые, точные, плавные), направленности (созидательные, разрушительные), об элементарных связях между своими движениями и назначениями в жизни и в природе.

Тест « Волшебный цветик-семицветик»

Цель: выявление уровня понимания ценности движения — красота, результативность и открытие смысла- коммуникативный, жизнеопределяющий.

Тест «Определи настроение»

Цель: изучить уровень эмоционально-ценностного отношения ребенка к своим движениям.

Культура телосложения изучалась с помощью следующих методик.

Тест « Выбери фигуру»

Цель: выявление уровня представлений детей о строении своего тела, из каких частей оно состоит; их функциональное назначение; эмоционально-ценностное отношение к своему телу и его изменениям.

Тест «Похожи — непохожи»

Цель: выявление уровня представлений об отличительных особенностях строения тела человека и животного, элементарных практических связях между строением тела человека и его движением.

Цель: определение уровня эмоционально- ценностного отношения детей к своему телу.

Культура здоровья изучалась следующими методиками:

Беседа о строении своего организма.

Цель: выявление уровня представлений детей о состоянии своего организма, об элементарных практических связях, обеспечивающих здоровое состояние организма, о способах сохранения, поддержания, изменения состояния организма и здоровья ребенка.

Тест « Хочуха — нехочуха»

Цель: изучение уровня эмоционально- ценностного отношения детей к состоянию своего организма, здоровью.

Результаты количественных показателей по критериям: культура движения, культура телосложения, культура здоровья в контрольной и экспериментальной группе детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе исследования представлены в таблице.

Другие статьи:

Похожие статьи:

Популярное на сайте:

Leave a Reply