Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий

Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно полезным трудом.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившая в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Актуальность данной темы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании.

Понятие «здоровый образ жизни» охватывает все сферы жизнедеятельностии рассматриваются учеными в рамках многих научных дисциплин: медицины, философии, социологии, культурологи, педагогики, психологии, и других отраслях познания.

Многочисленные авторы — М. А. Антропова, Л. Ф. Бережков, М. М. Безруких и др. считают, что наиболее важным фактором, влияющим на умственную работоспособность ребенка, является здоровье, которое в свою очередь непосредственно зависит от организации воспитательно — образовательного процесса. Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо использовать все, что может помочь в решении этой проблемы. В условиях нашего детского сада, особенно в группе с нарушением речи, проблема здоровьясбережения наиболее актуальна.

Результаты использования новых технологий в системе оздоровления дошкольников свидетельствуют о его эффективности — улучшения здоровья детей и их психофизического развития. Планомерная работа по использованию технологий приводит к улучшению состояния здоровья воспитанников, повышению их самооценки, воспитанию уверенности в себе, расширяет кругозор.

Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению и сохранению здоровья, развитию движений и психофизического развития. Забота о здоровом образе жизни — это основа физического и нравственного здоровья. В силу этого возникает потребность в создании гибких социально-педагогических технологий.

Использование данных технологий позволяет сформировать основы здорового образа жизни.

Коллектив нашего детского сада уже много лет занимается поиском эффективных методов оздоровления детей. Одним из приоритетных направлений деятельности — это охрана и укрепление здоровья воспитанников, воспитание потребности в здоровом образе жизни, создание здоровьесберегающей среды, вовлечение родителей в активную деятельность по воспитанию дошкольников.

В компенсирующей группе «Сказка» ведется работа по здоровьюсбережению, так как есть проблемы в здоровье и коррекции развития. На основе диагностических данных была составлена система воспитания и оздоровления детей. В группе проводятся профилактическая и оздоровительная работа. Используем следующие оздоровительные технологии:

• методика дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой;

• методики, направленные на развитие двигательной активности;

• методики, направленные на профилактику ОРЗ;

• методики, направленные на развитие речевого аппарата.

Педагогами нашей группы рационально используются физкультурный уголок, «сухой» бассейн, дорожки «здоровья», разнообразное оборудование для силовых упражнений, развития ручной моторики и зрительно-моторной координации, глазомера. Особое место в воспитании придаем развитию движений через подвижные игры, как в образовательной деятельности, так и в повседневной жизни.

В процессе образовательной деятельности даем детям представление о способах и методах здоровьесбережения, формируем у них навыки здорового образа жизни, а также способствуем их рациональному использованию. Оздоровительная деятельность является в своем роде «уроками здоровья». Опыт показывает, что в работу по оздоровлению детей нужно еженедельно включать познавательные циклы деятельности, знакомящие детей со строением тела человека и безопасным поведением в быту и на природе.

С целью организации целенаправленной помощи детям с ОВЗ был создан кружок «Здоровячок». Организация деятельности в кружке с ориентацией на оздоровительные и коррекционные мероприятия выявила положительное их влияние на повышение речевой и двигательной активности детей, укреплению здоровья.

Для реализации поставленных задач по формированию здорового образа жизни, используем проектный метод. В группе был реализован проект «Хочу быть здоровым». Целью проекта является подвести к осознанию потребностей ребенка в знаниях о себе и о своем здоровье, о влиянии правильного питания на здоровье.

Семья и детский сад — это микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи мы используем разнообразные формы работы: открытые просмотры образовательной деятельности; общие и групповые родительские собрания; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; участие родителей в проведении праздников, досугов; анкетирование; дни здоровья.

Результаты использования педагогических технологий в системе оздоровления дошкольников свидетельствуют о его эффективности — улучшение здоровья детей и их психофизического здоровья, заметно уменьшилось число болеющих детей, хороший показатель полученных знаний и умений в повседневной жизни. Как показала практика, планомерная работа по использованию технологий приводит к расширению кругозора детей, воспитанию уверенности в себе, повышению их самооценки. По результатам диагностики уровень знаний на высоком и среднем.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение здоровьесберегающих технологий отвечает задачам дошкольников и может быть использован в образовательных системах других образовательных учреждений.

Список использованной литературы

1. Крылова Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ: проектирование, тренинги / сост. Н. И. Крылова –Волгоград: Учитель, 2009.– 218 с.

2. Картушина М. Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6 – 7 лет/ М. Ю Картушина – М,: ТЦ Сфера, 2008. – 224 с.

3. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: метод. пособие/ М,: ТЦ Сфера, 2007. – 160 с.

4. Горбатенко О. Ф. Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ: планирование, упражнения, спортивно – досуговые мероприятия / авт. -сост. О. Ф. Горбатенко, Т. А. Кардаильская, Г. П. Попова –Волгоград: Учитель, 2008. – 159 с.

Развитие умственных способностей старших дошкольников через использование здоровьесберегающих технологий Долгосрочный психолого – педагогический проект «Развитие умственных способностей старших дошкольников через использование здоровьесберегающих.

Формирование основ здорового образа жизни (фотоотчёт) Лето ясное пришло, Одеваемся легко. Майка, шорты и сандали, От жары чтоб не страдали. Солнце будет нам светить, И тепло свое дарить.

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников (из опыта работы) Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников. Из опыта работы Ивановой Надежды Ивановны, воспитателя МБ ДОУ «Детский сад №.

Формирование у дошкольников привычки здорового образа жизни Здоровье это великий дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. У здорового ребенка быстрее формируются необходимые.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни» Подраздел:Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Возраст:старшая группа (от 5 до 6 лет) Цель:Способствовать сознанию.

Консультация для педагогов «Формирование привычек здорового образа жизни через утреннюю гимнастику». Утренняя гимнастика в детском саду рассматривается как важный элемент двигательного режима, средство поднятия эмоционального тонуса детей.

Формирование у дошкольников знаний о себе и своем организме в целях укрепления здоровья и здорового образа жизни Доклад на тему: «Формирование у детей старшей группы знаний о себе и своем организме в направлении здоровья и здорового образа жизни. » Воспитатель.

Семинар-практикум «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи» Одному древнему философу задали вопрос: “Что является ценным для человека – богатство или слава? ” И он ответил так: “Ни богатство, ни слава.

Консультация для родителей «Всё начинается в детстве». Формирование здорового образа жизни дошкольников Дошкольный возраст является решающим в формировании физического и психического здоровья. До 7 лет ребёнок проходит огромный путь развития,.

Ход педагогического совета:

«Здоровый ребёнок – успешный ребёнок»

Добрый вечер, уважаемые гости, участники педсовета. Сегодняшняя тема нашего педсовета является одной из самых актуальных в системе мер сохранения и укрепления здоровья не только детей, но и взрослых. Форма педсовета: интерактивное общение. Общение педагогов с родителями-детьми, специалистами.

На педсовете присутствуют___

Председатель педсовета:___

Здоровья детей — приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Наш детскиий сад так же ведет полноценную работу в этой области. Помимо работы с детьми в нашем учреждении систематически проходят внутренние проверки.

— Чистота – залог здоровья! Так ежемесячно комиссия в составе 4 человек (Заведующий, завхоз, медсестра, ст. воспитатель) проводит операционный контроль санитарного состояния групп. Выявленные нарушения контролируются и исправляются к кратчайшие сроки.

Так же проходят по план-графику операционный контроль по «Организации прогулок», «Организация режимных моментов», «Анализ заболеваемости», «Организация двигательного режима», «Организация питания».

За период с ноября по март в МДОУ были проведены две плановых проверки комитета по «Организации питания в ДОУ» Нарушений у нас не обнаружено.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.

Здоровьесберегающая технология — это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

Главное для работников детского сада — обеспечить ребенку счастливое детство как самого ценного периода развития. Чтобы дети были счастливыми, они обязательно должны быть здоровыми, поэтому работа нашего коллектива по сохранению и укреплению здоровья детей — это не дань моде, а настоящая необходимость.

Ни одна система, направленная на сохранение и развитие здоровья детей, не может дать полноценных результатов, если в этом направлении работает только один специалист, например медицинский работник или педагог. Созданное, в ДОУ, детско-взрослое сообщество может дать положительные результаты в процессе оздоровления детей.

Так, в детском саду постепенно сложилась система здоровьесбережения:

— различные оздоровительные режимы (адаптация малышей, соблюдение режима дня, подвижные игры и т. д.)

— комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, профилактика плоскостопия; максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика после дневного сна);

непосредственная образовательная деятельность по физической культуре.

— оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки);

— организация рационального питания;

— медико-профилактическая работа с детьми и родителями;

— соблюдение требований СанПиН к организации педагогического процесса;

— комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.

Решая очередную годовую задачу ДОУ по формированию здорового образа жизнинами запланированы и проведены такие мероприятия как:

Семинар-практикум: «Роль здоровьесберегающих технологий в образовательном»

Пед. час «Аукцион здоровеющих идей»

Проект «Движение+двжение=формула здоровья»

Анкетирование родителей «О здоровье всерьез»

Консультации для родителей и педагогов.

Деловая игра: «Если хочешь быть здоров»

Посещение занятий по физкультуре.

Тематический контроль: «Оценка здоровьесберегающей среды в доу»

Спортивные мероприятия: «Детки+предки», «Спортивный переполох», «Один день из жизни солдата», «Зарница», Летние олимпийские игры и др.

Это мы все проводим с детьми. Но у нас вопрос, а в хорошей ли вы форме?

Предлагаем вам пройти небольшой тест.

Тест «В хорошей ли вы форме (для педагогов, родителей).

Чтобы постоянно поддерживать себя в хорошей форме, нужно ежедневно давать организму хотя бы небольшую физическую нагрузку. Тест поможет вам определить, насколько ваш распорядок дня помогает поддерживать хорошую физическую форму.

• Часто ли вы садитесь в транспорт (машину, автобус, чтобы доехать туда, куда можно дойти пешком?

• Часто ли вы принимаете участие в спортивных или иных соревнованиях (теннис, футбол, плавание, спортивные танцы?

• Если нужно подняться на несколько этажей, часто ли вы идёте пешком? (Никогда, иногда, всегда).

• Даёте ли вы себе хотя бы 20-минутную нагрузку, вызывающую небольшую одышку? (Да, нет).

• Если вы пробежите 100 метров, чтобы успеть сесть в автобус, сколько проходит времени, прежде чем ваше дыхание придёт в норму?

• Часто ли вы за один раз проходите пешком 3 км? (Да, нет).

• Вы активно проводите свой день? (Да, нет).

• Сколько часов в неделю смотрите телевизор? (24 и больше, от 10 до 24 часов, менее 10).

• Часто ли вы занимаетесь тяжёлой работой (перекапыванием огорода, генеральной уборкой? (Да, нет).

• Вы активно проводите воскресный день? (Да, нет).

Подведите итог. За каждый ответ «да» вам начисляется 1 очко, за ответ «нет» — 2 очка.

Сложите полученные очки:

• 14 – 20 — Ваш образ жизни почти наверняка достаточно активен для того, чтобы вы были в хорошей форме.

• 7 – 13 — Вероятно, вы находитесь в довольно приличной форме физической, но вам ещё далеко до совершенства. Постарайтесь найти время для ежедневных физических нагрузок.

• 6 и менее — Похоже, у вас не очень активный образ жизни, а ведь любая физическая нагрузка идёт только на пользу. Постарайтесь больше гулять и быть в движении, а не сидеть на месте.

4. «Здоровьесберегающие технологии»

Каждый день в нашем детском саду дети начинают с утренней гимнастики. Так же есть и физкультурные занятия. Но не только на этих занятиях дети приобщаются к здорововму образу жизни. Каждая группа изготовила нестандартное оборуднования для укрепления здоровья детей.

Занятия с нестандартным оборудованием могут носить как развлекательный характер, так и тренировочный характер; их можно организовывать в форме игровых, сюжетных, тематических, учебно-тренировочных занятий. Новизна заключается в необычной форме и красочности нестандартного оборудования, которые привлекают внимание детей и повышают их интерес к выполнению основных движений и упражнений и способствуют высокому эмоциональному тонусу во время занятий.

Изготовленное нестандартное оборудование малогабаритное и достаточно универсальное, легко обрабатывается. Оно легко трансформируется при минимальных затратах времени и его можно использовать как в условиях помещений, так и на улице.

Нестандартное оборудование – это дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому, оно, никогда не бывает лишним и скучным. Для педагогов и родителей, я предлагаю несколько примеров нестандартного физкультурного оборудования, которые легко можно изготовить своими руками.

Первую презентация своих технологий представит

— подготовительная гр. «Лучики»

-гр. «Звездочка»

— гр. «Капелька»

— гр. «Облачко»

Как ранее было сказано, в средних группах идет долгосрочный проект «Движение+движение=формула здоровья». Обратите внимание на экран.

(Презентация)

6. «Школа мяча»

Кто с зарядкой дружит смело

Кто с утра прогонит лень,

Будет смелым и умелым

И веселым целый день!

Здоровье впорядке? – спасибо зарядке!

Так каждое утро дети отвечают своему инструктору по физической культуре. На занятиях дети не только учат комплексы общеразвивающих упражнений, но и как правильно ходить и ползать по гимнастической, как правильно ходить, бегать, лазать, прыгать, а так же осваиваем спортивные игры по упрощенным правилам. Сейчас наши дети покажут вам небольшой фрагмент владения баскетбольными мячами. Инструктор по физической культуре Еремина Любовь Ивановна. Она даст небольшой мастер-класс по «баскетболу»

7. «Са-фи-данс»

Есть новое направление в спорте – «Са-фи-данс». Это танцевально — игровая гимнастика. Элементы са-фи-данса активно используются во время музыкальных занятий.

Но нашем ДОУ мы заботимся не только о здоровье воспитанников, но и о здоровье коллектива в целом. У нас есть социальные партнеры «Клуб максюта юнион», фитнес-клуб «Фит- карвс», — они приходили к нам на «Спортивный переполох» и «Один день из жизни солдата». Но так же у нас есть молодой перспективный воспитатель Виктория Анатольевна. Помимо специализации воспитатель, у нее есть образование хореографического училища. С нами она занимается аэробикой. Может быть кто-то видел визитную карточку нашего детского сада, которую мы представили на фестивале «День матери». Сегодня мы предлагаем вам тоже встать, и разучить с нами новый, не сложный комплекс.

8. «Дыхательная гимнастика»

Хочется представить еще одного друга нашего детского сада – это Ершова Ольга Юрьевна – специалист по дыхательной гимнастике «Боди флекс». Каждый день она приходит к нам в детский сад и проводит с нами производственную гимнастику.

9. «О здоровом питании»

Чтобы выглядеть здоровым нужно сильно постараться.

Заниматься чаще спортом, спать и правильно питаться.

Сейчас речь пойдет о правильном и балансированном питании в детском саду. Слово предоставляется ст. медсестре Белимовой Тамаре Анатольевне

(презентация).

В каждом саду есть «малоешки», и у нас они были но благодаря высокому профессионализму наших поваров, которые очень вкусно готовят блюда наши малоешки постепенно превратились в «Хочу добавки».

Наши повара – Ханина Оксана Владимировна и Перова Маргарита Валентиновна.

(Презентация блюд)

Предлагаем Вас продегустировать наши блюда и дать оценку нашим поварам. Проведем «Контрольное блюдо»

В качестве одной из составляющих здоровья человека в целом выделяют психологическое здоровье. Оно является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.Наши воспитатели каждый день дают эмоциональную разгрузку детям: это включают спокойную расслабляющую музыку, проводят игры на основе нервно- мышечной релаксации (мороженое, воздушный шарик, холодно-жарко и др.). У нас есть в холле аквариум и попугай. Очень выручает нас зоотерапия. Особенно при адаптации совсем маленьких детишек. В каждой группе есть уголок с семейными фотографиями, книгами. Ребенок может сесть в уголок, отвлечься от посторонних и побыть один наедине с собой, рассмотреть фотографии, раскрасить, или просто отдохнуть. Очень хочется, чтобы в саду была сенсорная комната. Мы работаем над этим вопросом.

А еще у нас есть кислородный коктейль. Дети в спокойной обстановке с удовольствием едят полезную пену, тем самым происходит одновременное насыщение его кислородом, витаминами и фитоэлементами, содержащимися в основе напитка. При курсовом употреблении (не менее 10 дней – по 1 коктейлю в день, он оказывает выраженное лечебное воздействие на весь организм. Эффективен кислородный коктейль при хронической усталости, снижении работоспособности, бессоннице, частых простудных заболеваниях и хронических болезнях.

При употреблении кислородного коктейля активизируются обменные процессы, улучшается кровообращение, укрепляется иммунитет и нервная система. Так что, прием кислородных коктейлей рекомендован детям, особенно в периоды быстрого роста, жителям крупных промышленных центров, людям, страдающим от нервного перенапряжения, хронической усталости и бессонницы.

Предлагаем Вам попробовать наши кислородный коктейль.

11. Проект решения педсовета:

-Продолжить применение в работе ДОУ инновационные здоровьесберегающие педагогических технологии тем самым повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, сформировать у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, создать условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ;

— опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, внести необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку;

сформировать положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

-Применять формы организации здоровьесберегающей работы:

1. физкультурные занятия

2. самостоятельная деятельность детей

3. подвижные игры

4. утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)

5. двигательно-оздоровительные физкультминутки

6. физические упражнения после дневного сна

7. физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами

8. физкультурные прогулки

9. физкультурные досуги

10. спортивные праздники

11. Музыкально- оздоровительные процедуры.

Формирование привычки к здоровому образу жизни с учетом интегрированного подхода у детей старшего дошкольного возраста Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей?.

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий на занятиях Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий на занятиях по плаванию.

Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей 3–4 лет посредством рекреационных зон ДОУ Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей 3 – 4 лет посредством рекреационных зон ДОУ. СЛАЙД 1. На территории МБДОУ д/с №.

Мастер-класс для воспитателей «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры» Мастер – класс для воспитателей «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры» Цель: Систематизировать представления.

Модель работы по формированию привычки к здоровому образу жизни у детей средней группы «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Педсовет «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста» Педсовет «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста». Составила старший воспитатель МДОУ «Детский сад.

Презентация «Взаимодействие педагогов и родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни» Родительское собрание Тема: «В здоровой семье — здоровые дети» Цель: Заинтересовать каждого ребенка и родителя в здоровом образе жизни.

Семинар-практикум для родителей «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры» Цель: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Познакомить.

Стенгазета «Зимние забавы». Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни Зима — самое любимое время года как маленьких детишек, так и взрослых. Как сделать, чтобы время, отпущенное на прогулку, были наполнены.

Опыт работы «Формирование привычек к здоровому образу жизни» Выступление на педагогическом совете «Формирование привычек к здоровому образу жизни» Здоровые дети – это благополучие нашего общества.

Другие статьи:

Похожие статьи:

Популярное на сайте:

Leave a Reply