Художественная деятельность детей как средство эстетического восприятия

Художественная деятельность детей как средство эстетического восприятия

Вложение Размер
samostoyatelnaya_hudozhestvennaya_deyatelnost_detey_kak_sredstvo_esteticheskogo_vospitaniya.doc 46.5 КБ

Самостоятельная художественная деятельность детей, как средство эстетического воспитания.

Посредством искусства у детей интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства. Перед ними раскрываются богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм движений. С помощью искусства дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями жизни, проникаются высокими идеями.

Основное назначение Художественного творчества – образное отражение действительности. Изобразительная деятельность одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она вызывает положительные эмоции, помогает ребенку отразить то, что ему понравилось, вызвало у него интерес.

Художественная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитание ребенка дошкольного возраста.

  • Умственное развитие. (помогает в образном познании окружающего мира. Развивается зрительное восприятие – наблюдение, изучение формы, цвета, величины, расположение частей предмета. Также формируются анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей)
  • Сенсорное развитие (непосредственное, чувственное знакомство с предметами, явлениями их свойствами и качествами)
  • Нравственное воспитание
  • Эстетическое воспитание.

В процессе худ.деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Выделение свойств предметов (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства.

Эстетическое восприятие направляется в первую очередь на предмет в целом, на его эстетический облик – стройность формы, красоту цвета, пропорциональность частей и т.д. на разных уровнях детского развития эстетическое восприятие имеет различное содержание. Но целостное эстетическое восприятие, проникнутое чувством красоты, еще недостаточно для создания изображения. Знакомство с предметом, который будет изображен, должно иметь особый характер. После целостного восприятия следует подвести детей к вычленению отдельных свойств. Однако очень важно закончить восприятие целостным охватом предмета в совокупности всех основных свойств и дать оценку его облику, его выразительным качествам. Например, внимательно рассмотрев березку, толщину ствола, направление веток, цвета, следует вновь подчеркнуть ее стройность, тонкость ветвей, плавный изгиб их. При этом снова возникает эстетическое чувство.

Для развития эстетического восприятия очень важно при знакомстве с предметом, явлением подчеркивать его красоту, использовать образное сравнение.

Развитие эстетических чувств.

При наблюдении предметов и явлений окружающей жизни у детей дошкольного возраста легко возникает волнение, в котором в неосознанном, зачаточном виде проявляется и эстетическое чувство. Малышей волнует яркий цвет, блестящая поверхность; старших привлекает повторность элементов, симметрия в расположении частей, конструктивная стройность предмета, выразительность силуэта. Эстетические чувства у детей с возрастом становятся более глубокими и осознанными. По мере развития и обогащения представлений дети воспринимают уже более сложные свойства явлений: разнообразие форм, богатство цветов, цветовых сочетаний.

Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составные элементы. Так, можно выделить чувство цвета, когда эстетические чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний: яркие звезды на темном небе, золотисто-желтые цветы одуванчиков в зелени травы, темное пальто и яркая (или светлая) шапочка. Чувство ритма возникает в том случае, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей, например ветвей дерева, комнатных растений. Эстетическое чувство может быть вызвано цельностью, гармоничностью формы предмета, например глиняных и керамических изделий. Чувство пропорции, конструктивной цельности вырабатывается при восприятии разнообразных построек.

В эстетическом чувстве одна из его сторон — чувство цвета или формы — может быть наиболее ярко выраженной. Развитие этих чувств непосредственно связано с тонкостью ощущений (цветовых, пространственных, двигательных). Чем тоньше дети различают цвета и оттенки цвета, тем более глубоко они могут испытывать радость от восприятия красивых цветосочетаний. Развитие чувства цвета, фор­мы на занятиях возможно лишь при хорошем знании детьми цветов и форм предметов и явлений.

Чем более осознанно начинает ребенок воспринимать окружающее, тем глубже, устойчивее и содержательнее становятся эстетические чувства. Постепенно дети приобретают способность к элементарным эстетическим суждениям (о явлениях жизни, о предметах, созданных человеком, о произведениях искусства).

Развитие у детей эстетических чувств позволяет подвести их к эстетическим оценкам предмета и его отдельных свойств, которые можно обозначить различными определениями: огромный, изящный, легкий, радостный, праздничный, живой и др. Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинах, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетическое переживание, помогают детям глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунках, лепке, аппликации.

Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Развитие художественного творчества.

В рисунке, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем мире и выражают свое отношение к нему. Задача педагога — научить детей художественной деятельности, выразительному изображению предметов и явлений, а не просто копированию их.

Изобразительная деятельность только тогда может приобрести творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями.

Эстетическое восприятие содействует развитию соответствующих представлений, в которых отражаются эстетические качества предметов и явлений. Творческий характер деятельности предусматривает возникновение и развитие замысла. В рисунок, лепку и аппликацию ребенок не просто переносит то, что запомнил: у него

возникают какие-то переживания в связи с этим предметом, определенное отношение к нему. В одно представление включается то, что воспринималось в разное время, в разной обстановке. Из всего этого создается образ, который ребенок выражает с помощью изобразительных средств.

Воспитатель предлагает детям такую тему для рисунка, лепки, аппликации, которая вызывает необходимость вспоминать, придумывать, воображать. Очень важно, чтобы тема заинтересовала ребенка, взволновала его, чтобы малышу захотелось выразить ее как можно лучше: например, предложение нарисовать дом подается в такой форме, что у детей возникает желание пофантазировать и придумать «свой» дом с присущими только ему выразительными чертами. Это могут быть дача, здание новой школы или дом для зайчика, для Снегурочки и т. д.

Эстетическое воздействие занятий на детей зависит и от того, какие предметы и явления отбирает педагог для изображения (это не только хорошо знакомые предметы, игрушки, явления природы и общественной жизни, но и предметы красивые, вызывающие положительные эмоции, радость, удивление, восхищение). Важно также, чтобы воспитатель сумел объяснить задание, рассмотреть с детьми предмет, вызвать желание его изобразить. Для этого нужно, прежде всего, обратить внимание на красоту предмета или явления, найти образные, выразительные слова. И если цитируется стихотворный или песенный текст, то от этого эстетическое впечатление только усиливается. Характерная черта изобразительного художественного творчества — создание выразительных изображений. Однако дети не могут создать образа, не овладев хотя бы в какой-то мере способностью передавать в рисунке, лепке и аппликации присущие предметам свойства: форму, строение, цвет. Красота и выразительность изображения зависят и от того, как дети овладели формообразующими движениями и умеют передавать в рисунке, лепке, аппликации форму предмета. Отчетливо изображенная форма делает образ узнаваемым и вызывает у самого исполнителя удовольствие, положительные эмоции.

Эстетические эмоции вызывает и удачная композиция. Если рису­нок, аппликация продуманно расположены на бумаге с учетом формы и пропорций предмета: не слишком крупно (чтобы части изображения не упирались в края листа) и не слишком мелко (нет неоправданно пустых мест, изображение не смещается в сторону),— это так­же радует ребенка.

Изображение детьми предметов и явлений действительности — это вместе с тем и отражение их отношения к этим предметам и явлениям. Иными словами, дети отмечают, чем красив предмет, что в нем интересного, чем хорош, полезен, чем вызывает к себе симпатию, радует или огорчает и т. д. Все эти стороны порой тесно переплетены между собой, но может выступать и какая-либо одна из них — чисто познавательная, эстетическая, нравственная.

Характеристика эстетических свойств предметов, созданных чело­веком, близка их идейно-нравственной оценке. За вещами стоят трудовая деятельность людей, их взаимоотношения. То, что делается на благо человека, для его счастья, воспринимается как прекрасное. Детям понятнее это сочетание эстетического и нравственного в том случае, когда внешняя красота совпадает с благородным назначением предмета. Знакомя детей с явлениями природы, событиями жизни (разумеется, в доступной форме), воспитатель обращает их внимание на значительность и красоту этих событий и явлений. Он ставит своей задачей: посредством переживания через красивое подвести детей к оценке окружающего, развить в них высокие чувства гуманизма, любви к Родине, уважения к трудящемуся человеку.

Однако не только интерес к содержанию рисунка, лепки, аппликации побуждает детей выполнять работу лучше, стремиться достигнуть выразительности образа. Большое значение имеет, и воспитание у них желания сделать работу понятной и интересной для других. А возникает оно уже на четвертом году жизни. Дети испытывают удовлетворение от того, что их работа понравилась, что товарищи выразили свое одобрение, отметили ее. Но положительную оценку педагог дает по заслугам, т. е. за действительно хорошее качество, выразительность, красоту. Конечно, при этом не следует забывать о возможностях возраста. Воспитание у детей стремления выполнить работу лучше, сделать ее красивее, чтобы доставить радость другим,— задача педагога. Воспитатель должен руководить всеми процессами детской художественной деятельности, связанными с созданием выразительного образа: от эстетического восприятия самого предмета, формирования представлений о его свойствах и общем облике до воплощения замысла в рисунке, лепке, аппликации и пр.

Актуальность проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста обуславливает возрастающая потребность общества в творческих личностях. Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Этот возраст является временем интенсивного развития и музыкальной восприимчивости. Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту.

Музыка есть совершенно особый, ничем другим не заменимый путь познания разнообразных оттенков эмоционально-чувственных состояний человека, его переживаний, настроений, являясь одновременно и инструментом познания, осмысления и освоения прекрасного в самой действительности, красоты и глубины человеческих чувств, отношений.

«Музыка переносит нас из сферы видимости – в сферу чувств, из области предметных образов – в область бесплотных звуков, из царства зрения в царство слуха. Предметом музыки становится непосредственно слышимая «жизнь души», интонационно выраженные переживания и чувства людей, заключенный в них жизненный смысл» (Р. М. Чумичева).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, — это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка. Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыкальная деятельности есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкально-художественной деятельности содержания программы в соответствии со Стандартом.

Музыкальная деятельность в ДОУ в условиях ФГОС входит в образовательную область «Художественно — эстетическое развития», раздел музыкальная деятельность.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Стандартам допускается привлечение парциальных программ и авторских технологий для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Практически всегда специалистом привлекаются парциальные программы, например «Ладушки» И. М Каплуновой, И. А. Новоскольцевой, «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой. «Музыкальная ритмопластика» Л. М. Бурениной и др. На их основе музыкальный педагог разрабатывает свою программу, которая успешна и результативна, сориентирована на воспитанников детского сада, их потребности, интересы и возможности учреждения.

Активное восприятие музыкальных произведений способно удовлетворять потребность людей в самих переживаниях, которые монотонный быт приносит в недостаточном количестве. Вместе с тем в процессе восприятия музыки могут хотя бы частично удовлетворяться такие эстетические потребности, которые в сегодняшних условиях жизни практически невыполнимы. М. Марков утверждает, что итогом восприятия музыкального произведения является преобразование эмоционального состояния и поведения человека.

Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Воспитательная эффективность музыкального воздействия таится в самой специфике постижения музыки на уровне музыкального восприятия как художественного общения, когда в музыкальном звучании воспринимаются не просто звуки или структурные элементы, а «социальные чувства человека, и эстетическое переживание заключается в сопереживании, в сочувствии выраженной радости или горю, дружбе или вражде».

У ребенка в процессе восприятия музыкальных образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться. После завершения контакта с музыкальным произведением ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность музыки дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворения множества потребностей. Это было доказано в работах Н. Б. Берхина, О. П. Радыновой, А. Н. Сохор.

Современное социально-экономическое и духовное состояние нашего общества привлекает особое внимание к вопросам совершенствования дошкольной системы образования и воспитания, призванной развивать индивидуальность каждого растущего человека. Необходимым условием преодоления наблюдающегося духовного кризиса выступает полноценное музыкально — эстетическое воспитание подрастающего поколения, развития основ восприятия музыки.

Проблема формирования восприятия музыки нашла свое отражение в работах педагогов В. А. Сухомлинского, В. Н. Шацкого. Б. В. Асафьева, психологов Б. М. Теплова, Е. В. Назайкина.

Воспитательные возможности музыки — древнейшего вида искусства признавали многие выдающиеся умы прошлого. Значение влияния музыкина личность отмечали античные философы: Аристотель, Пифагор, Платон. Важное значение музыки в становление личности подчеркивают в своих исследованиях отечественные педагоги Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова.

Проблема исследования заключается в поиске и разработке условий для успешного формирования музыкально-художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального восприятия. Решение данной проблемы определило цель исследования.

Цель: изучение и экспериментальная апробация способов развития у детей старшего дошкольного возраста музыкально-художественной деятельности посредством восприятия музыки.

Объектом исследования является педагогический процесс формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников.

Предметом данного исследования является методика развития восприятия музыки, детей старшего дошкольного возраста.

Анализ отечественной и зарубежной психологической, музыковедческой, педагогической литературы по изучению проблемы восприятия музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельностипозволили выдвинуть гипотезу исследования: развитие музыкально-художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если будут созданы определенные педагогические условия, содержание которых будет способствовать наилучшему восприятию музыки через серию разработанных конспектов.

Учитывая объект, предмет и цель исследования, мы сосредоточиливнимание на решении следующих задач:

1. Определить особенности развития музыкально-художественной деятельности старших дошкольников.

2. Определить психолого-педагогические основы содержания музыкального восприятия.

3. Раскрыть сущность восприятия музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников.

4. Разработать серию музыкально-тематических занятий и апробировать их в экспериментальном исследовании.

Методологическую основу исследования составляют: теория музыкальной деятельности Н. А. Ветлугиной, О. П. Радыновой и психология музыкальных способностей Теплова Б. М.

Для решения поставленных в исследовании задач использован комплекс методов исследования взаимодополняющих друг друга: изучения и анализа педагогической, психологической, методической литературы, наблюдений, экспериментов, количественной и качественной обработки результатов.

Музыкально-художественная деятельность — это способ взаимодействия человека с музыкой. Художественная деятельность — одно из самых загадочных проявлений человеческой активности.

Музыкально-художественная деятельность — целенаправленный процесс формирования у ребенка ценностно-смыслового восприятия к действительности. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведения искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.

Музыкально — художественная деятельность — деятельность, в процессе которой создается и воспринимается произведение искусства. Музыкально-художественная деятельность старших дошкольников развивает эстетические чувства, эмоции, эстетическое восприятие произведений искусства, формирует умение выделять их выразительные средства. Учит соотносить художественный образ и средства выразительности, подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности.

Музыкально-художественная деятельность — это творчество. Наиболее яркой сущностной особенностью художественной деятельности является творчество как необходимое условие ее осуществления. Без творчества невозможно создавать, исполнять и воспринимать произведение искусства.

В музыкально-художественной деятельности человек особенно свободен в своих творческих проявлениях. Музыка — самое вариативное из искусств. Поэтому каждое исполнение или восприятие музыкального произведения — это всегда уникальный, единичный творческий акт.

Музыкально-художественная деятельность старшего возраста развивает интерес и любовь к музыкальной деятельности, музыкальную отзывчивость на нее. Формирует музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой. Развивает музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух. А также способствует дальнейшему развитию навыков пения, движений под музыку, игры мелодий на детских музыкальных инструментах; творческую активность детей.

Через восприятие музыки формируется музыкально-художественное познание и художественная оценка мира, создается новая художественная реальность. Восприятие, освоение произведений искусства как носителей художественной ценности.

Восприятие музыкально-художественной деятельности формирует чувства детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, музыкально-художественных способностей.

Музыкально-художественная деятельность детей старшего дошкольного возраста способствует у детей развитию поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, формирование песенного, музыкального вкуса.

Таким образом, музыкально-художественная деятельность — это творчество, особенностью которой лежит художественная деятельность, творчество как необходимое условие ее осуществления. Без творчества невозможно создавать, исполнять и воспринимать произведение искусства. Музыкально-художественная деятельность, прежде всего — язык чувств.

Знакомя ребенка старшего дошкольного возраста с произведениями яркой эмоциональной окраски, его побуждают к сопереживанию и размышлению о услышанном в музыке. В представлении детей музыка всегда о чем-то повествует, поэтому они ждут рассказа о содержании музыки и таким образом проявляют живой интерес к программным пьесам, поэтическим текстам песен.

Спасибо всем за внимание!

Сказка как средство формирования нравственных качеств у дошкольников В настоящее время увеличилось количество дошкольников, у которых отмечаются нарушения поведения в виде тревожности, гиперактивности. У современных.

Здоровьесберегающие технологии как средство формирования потребности в здоровом образе жизни у дошкольников Видео Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мне хочется представить вашему вниманию свой опыт работы по формированию у детей потребности в здоровом.

Проект «Интегрированные творческие проекты — средство формирования познавательной активности старших дошкольников» Чем больше ребенок видел, слышал, пережил. Чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее.

Использование элементов художественной гимнастики как средство формирования гибкости у детей дошкольного возраста Актуальность: За последние годы увеличился процент детей с неправильной осанкой и заболеваниями позвоночника, заметно возросло количество.

Логические игры и упражнения как средство формирования мыслительных операций у старших дошкольников Логические игры и упражнения, как средство формирования мыслительных операций у старших дошкольников. (Методические рекомендации для воспитателей.

Музыкально–ритмические и танцевальные движения как средство формирования основ музыкальной культуры дошкольников 4–7 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 комбинированного вида» с. Айкино Опыт работы Музыкально.

Палочки Кюизенера как средство формирования математических представлений дошкольников. Формирование у дошкольников элементарных математических представлений, умений и навыков, познавательных способностей и развитие логического.

Занимательный материал как средство формирования элементарных математический представлений у старших дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 127 г. Липецка Педагогический проект Тема: «Занимательный материал как.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативной компетентности у дошкольников Коммуникативная компетентность обладает особой значимостью в жизни ребенка-дошкольника, поэтому ее формированию следует уделять пристальное.

Экологическая лаборатория — как средство формирования исследовательской деятельности Разнообразие растительного и животного мира, правильная – с экологической точки зрения – организация зоны природы в помещении детского сада.

Другие статьи:

Похожие статьи:

Популярное на сайте:

Leave a Reply