Художественная литература как средство формирования социально нравственного

Художественная литература как средство формирования социально нравственного

УДК 371

Каргаполова Е.В. 1 (Москва, Россия) -E-mail: k474671@list.ru, Дарчук М.Б. 1 (Москва, Россия) — E-mail: MariaDarchuk@yandex.ru, Давыдова Ю.А. 1 (Москва, Россия) — E-mail: ylkadav@mail.ru

1 Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова

Аннотация. В данной статье цель исследования состоит в анализе роли художественной литературы в духовно-нравственном воспитании студентов. Художественная литература рассматривается как ядро книжной культуры, важнейший фактор медиасоциализации современной молодежи в мире цифровизации и гаджетов. Методология. Информационная база исследования была получена на основе авторского социологического исследования «Круг чтения художественной литературы студенчества России», реализованного методом анкетирования в Москве, Волгограде и Астрахани в 2016 и 2019 гг. Результаты. Выявлено, что значительная часть опрошенных студентов на сегодняшний день демонстрирует читательский интерес и стремится увеличить объем чтения произведений художественной литературы. Выявлен рост группы студентов, которые любят читать и читают с удовольствием. Но при этом достаточно много тех, кто вообще не читает, читает по необходимости, признает, что читает мало, или читает мало, но при этом уверен, что достаточно для себя. Можно предположить, что наличие данных групп связано с социокультурными трансформациями, среди которых увеличение потоков информации и темпов жизни, нехватка свободного времени стремительная дифференциация по уровню доходов. Это приводит к смещению приоритетов в область практического знания и даже выживания, придавая чтению книг черты элитарности. В читательской аудитории эмпирически определены подгруппы, дифференцированные по оценке объемов чтения художественной литературы. Зафиксированы социально-демографические и социокультурные особенности данных подгрупп. Выводы. Книга сохраняет свой высокий потенциал как средство морально-нравственного воспитания, так как более 90% студенчества – авангарда общества – считает ее важнейшим фактором духовного развития и повышения образованности. Полученные результаты по дифференциации читательской аудитории и их литературных предпочтений позволит оптимизировать работу по популяризации книги и чтения среди студенчества.

Ключевые слова: художественная литература, нравственное воспитание, духовное развитие, книга, читательские предпочтения, книжная культура, студенчество, социологическое исследование.

Ход занятия

Воспитатель демонстрирует детям знакомые книжки и просит (2–3 детей) показать картинки, которые им понравились. Предлагает малышам (как умеют) рассказать, что нарисовано на иллюстрации.

Затем педагог показывает детям самый крупный рисунок и интересуется, что они увидели. Рассказывает о том, что «ускользнуло» от внимания малышей. «Чтобы увидеть больше, надо учиться рассматривать рисунки. И у вас это уже получается», – обобщает педагог.

Воспитатель просит детей следить за его действиями и говорить,что он делает:

– Книжку (коробочку, крышку игрушечного кофейника) открыла и… (закрыла).

– Лист бумаги (носовой платок) смяла и… (расправила).

– Ленту завязала и… (развязала).

– Пуговицу расстегнула и… (застегнула).

– Крупу в банку насыпала и… (высыпала). (Повторить 2–3 раза.)

– Воду в стакан налила и… (вылила).

– Кольцо с пирамидки сняла и… (надела). И так далее.

(В. В. Гербова. Занятия по развитию речи впервой младшей группе детского сада. Планы занятий. -2-е изд., испр. и доп. –М. : Мозаика-Синтез, 2008. –С. 76)

2. Повторение сказки «Маша и медведь». Рассказ воспитателя об иллюстрациях к сказке

Цель. Постараться убедить детей в том, что, рассматривая рисунки, можно увидеть много интересного; помочь детям разыграть отрывок из сказки «Маша и медведь», прививая им интерес к драматизации.

Предварительная работа. После прочтения сказки воспитатель показывает детям ее иллюстрированные издания (рисунки Ю. Васнецова, Е. Рачева, Н. Устинова, А. Елисеева). Периодически он привлекает детей (2–4 человека) к рассматриванию иллюстраций, уточняя, кому какой рисунок особенно понравился.

Голышева, И. А. Детская художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников / И. А. Голышева, Е. С. Сбитнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 563-565. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37399/ (дата обращения: 02.10.2021).

The article discusses the possibility of children’s literature in the spiritual — moral education of younger students.

Keywords: junior high school student, spiritual and moral education, and children’s literature

По мнению многих авторов (М. Горького, В. А. Сухомлинского, З. И. Романовской) важную роль в воспитании духовно-нравственной культуры ребенка играет хорошая книга. Одних она учит добру, другим она становится хорошим другом, советчиком, третьим, позволяет черпать материал для размышлений.

В детские годы книга играет большее значение, благодаря ей дети познают примеры нравственности, учатся различать добро и зло. В последнее время родители, педагоги, а также детские писатели ищут усовершенствованные пути к активизации воспитательного потенциала книги. Как мы часто говорим, что книга — это открытие мира. Не только сознание, но и чувства, поступки ребенка зависят от художественного слова. Оно помогает осознать отношения между людьми, вызывает стремление быть лучше, оно словно окрыляет ребенка и заставляет его делать только хорошее. Во время чтения художественной литературы младшие школьники знакомятся с такими понятиями как: добро, совесть, справедливость, честность и т. п. Детская литература дает возможности расширения кругозора ребят, формирует мировоззрение и моральные представления, развивает эмоциональную сферу.

Для того, чтобы добиться высокой эффективности в области нравственного воспитания младших школьников в процессе ознакомления с детской художественной литературой, необходимо выполнять некоторые условия:

– использовать различные методы и формы работы с книгой;

– проводить непрерывную работу по ознакомлению младших школьников с детской художественной литературой;

– правильно подбирать художественную литературу с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей [2].

Выбор учителем художественного произведения для чтения и анализа следует производить так, чтобы рассказ или сказка вызывала интерес у детей младшего школьного возраста и способствовала развитию их нравственной культуры. Художественные произведения, заданные учителем для чтения, должны быть из разных жанров, а также должны ставить и раскрывать различные проблемы и быть традиционными для детского чтения.

В условиях реализации ФГОС именно внеурочная деятельность позволяет вести планомерную и систематическую работу по духовно-нравственному воспитанию на основе чтения художественной литературы. Оптимальным условием для воспитания духовно-нравственных качеств является создание кружка «Путешествие в мир книг». Такие формы проведения занятий кружка как: литературные часы, поэтические минутки, библиотечные уроки, литературные праздники, защита «Читательского дневника» являются наиболее результативными. Чтобы вызвать интерес у детей необходимо придумывать такие занятия, которые будут отличаться от других разнообразием и необычностью. Чтение становится для детей приятным и желанным, когда оно мотивированно любознательностью и целенаправленным интересом [3].

Нравственная тематика литературных часов включает произведения русской классики, фольклор, произведения современных писателей, отечественную духовную поэзию. Список рекомендуемой литературы выдается обучающимся заранее.

В каждом классе начальной школы проводятся литературные часы, темы которых выбирает сам учитель, в зависимости от изученного материала на уроках, а также возраста и интереса учащихся.

Например, в первом классе тема литературного часа может звучать, как «В гости к сказке», в процессе которого рассматриваются и анализируются русские народные сказки. Во втором классе темы могут быть такими, как «Книги, которые учат нас добру», так же можно затронуть тему «Мудрости наших предков» на которой детям будет интересно узнать о многих пословицах и поговорках. В третьем классе учащимся очень интересно анализировать книгу В.Драгунского «Денискины рассказы», тему литературного часа можно назвать как «Мастер доброй улыбки». В четвертом классе за основу художественного произведения, рассматриваемого на литературном часе берутся такие произведения, как рассказы К. М. Станюковича «Максимка» и Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома».

Книги с моральным содержанием так же имеют большое значение в чтении художественной литературы. Именно в них, через художественные образы, воспитываются у младшего школьника такие качества, как сочувствие, отзывчивость, заботливое отношение к близким. На литературном часе главную роль играет обсуждение прочитанного произведения, так как во время непринужденной беседы дети могут выразить свое отношение к художественному произведению. На таких часах младшие школьники учатся выслушивать друг друга, спорить, доказывать свою точку зрения, давать оценку поступкам героев, их мотивам. Задачей педагога на таких литературных часах является то, что он должен помочь детям осмыслить отношение к героям, добиться понимания главной идеи автора. Таким образом, у детей со временем начинает возникать желание подражать нравственным поступкам героев.

Еще одной из наиболее эффективных форм литературного развития младших школьников является ведение «Читательского дневника», в котором дети оставляют свои впечатления на самостоятельно прочитанную книгу. На начальном этапе ведения читательского дневника необходима помощь учителя, родителей, потому что ребенок остается наедине с книгой. Нужно указать ему правильные пути, которые помогут рационально мыслить и действовать, как безошибочно извлечь нравственную идею автора книги. Показателем формирования читательской самостоятельности и духовно-нравственного воспитания является активная читательская деятельность учащихся.

Ребенок извлекает из прочитанного нравственный урок только в том случае, если усваивается как нечто личное, пережитое самим собой, а не каким-либо отстраненным нравоучением.

В начальной школе, во время работы с текстами художественной литературы, кроме традиционных могут применятся и нестандартные формы обучения, которые в наше время стали активно применятся в различных школах. Это могут быть такие формы занятий, как урок-игра, урок — викторина, экспресс — опрос, урок — анализ первоисточников и др.

При изучении какого-либо художественного произведения так или иначе у младших школьников происходит процесс восприятия. Этот процесс активно влияет на развитие и становление личности, а также с помощью него в сознании человека происходит отражение ситуаций и событий, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств» [1 с.66]

Для того, чтобы изучение художественного произведения было эффективным и направлено на развитие духовно-нравственного воспитания учителю начальных классов на уроках следует применять различные взаимодействия методов и приемов обучения.

Приведем одну из классификаций методов:

  1. метод устного изложения знаний (рассказ учителя, объяснение, беседа);
  2. метод работы с печатным словом (объяснительное чтение материала);
  3. метод наглядного обучения.

На этапе первоначального восприятия текста, его выразительное прочтение будет способствовать осмыслению произведения и улавливанию основных мыслей, заложенных автором. Чтение с комментариями поможет младшим школьникам заметить те факты и особенности рассказа или сказки, которые при самостоятельном прочтении не могут быть восприняты или поняты детьми.

Метод беседы особенно эффективен тогда, когда у детей есть заинтересованность в анализе произведения, когда они могут рассуждать по теме, сопоставлять поступки героев рассказа и приходить к определенным выводам.

Специально составленные познавательные задачи так же являются эффективным приемом духовно-нравственного воспитания. В процессе решения таких задач младшие школьники уже используют известные им нравственные понятия при размышлении над поступками литературных героев и выражают свое личное отношение к ним.

На наш взгляд, детская художественная литература обладает огромным воспитательным потенциалом в работе по воспитанию духовно-нравственных качеств у младших школьников.

Другие статьи:

Похожие статьи:

Популярное на сайте:

Leave a Reply