Игровая деятельность как средство воспитания детей дошкольного возраста

Игровая деятельность как средство воспитания детей дошкольного возраста

Игра — естественный для ребёнка вид деятельности, мотив её лежит в самой её сущности. Свободное от регламентации игровое действие позволяет ребёнку выразить самые фантастические желания, свои мечты, ему открывается широкий простор для проявления творчества, активности, смекалки.

Л. С. Выготский писал, что «. игра ребёнка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребёнка».

В дошкольномдетстве ребенок осваивает разнообразные игры: сюжетные, режиссерские, народные, подвижные и прочие. Среди многообразия игр, особое место занимают театрализованные игры.

Театрализованная игра привлекает внимание многих исследователей (И. Г. Вечканова, Л. В. Артёмова, А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская, О. В. Акулова). Как показывает анализ, существуют различия в понимании театрализованной игры. Так, И. Г. Вечканова даёт следующее понятие театрализованной игре: театрализованная игра — это деятельность, моделирующая социальные отношения, внешне подчинённые сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках; в этой деятельности принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой и пантомимикой, графикой, речью, пением).[2, с. 6] О. В. Акулова определяет театрализованную игру как интегративный вид деятельности, способ самовыражения ребёнка, средство его эмоционального, социального и речевого развития. Л. В. Артёмова обозначает театрализованную игру как вид сюжетной игры, развитие которой происходит по заранее определённому сценарию, в основе которого заложен литературный сюжет. Персонажи литературных произведений становятся действующими лицами в театрализованной игре детей, а их приключения, дополненные детской фантазией, — сюжетом игры.

Театрально-игровая деятельность воплощает в себе черты игровой деятельности:

• Импровизированный, творческий, активный характер (поле творчества).

• Эмоциональная наполненность, состязательность, эффект включённости, удовольствие от процесса (эмоциональное поле).

• Фантазийность, мнимость ситуации (поле условности).

• Бескорыстность, непредсказуемость результата (поле свободы).

Театрализованныеигры можно разделить на две основные группы: режиссёрские игры и игры-драматизации.

К режиссёрским играм относятся:

• настольный театр игрушек;

• настольный театр картинок;

К играм-драматизациям относятся:

• игры с пальчиками, театр ложек;

• игры с куклами би-ба-бо;

• игры с куклами-марионетками;

• игры с большими напольными куклами.

Театрально-игровая деятельность является эффективным средством социально-эмоционального, речевого и художественно-эстетического развития дошкольников. Она имеет непосредственное отношение к двум видам деятельности — игровой и художественной, что определяет её «рубежный» характер (А. Н. Леонтьев). Связь с игровой деятельностью придаёт театрализованной игре характер импровизации.

Театрализованная игра детей старшего дошкольного возраста является интегративным видом деятельности, способом самовыражения ребенка, средством его эмоционального, социального и речевого развития. [1, с. 114]

К театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста относятся очень разные по сложности, развёрнутости и направленности виды детского художественно-игрового опыта:

-игра-имитация образов животных, людей, литературных персонажей;

-ролевой диалог на основе фрагмента текста;

-игра-импровизация с разыгрыванием сюжета или контаминация нескольких сюжетов без предварительной подготовки;

-инсценирование крупного отрывка произведения;

-драматизация всего текста;

-постановка целостного спектакля по одному или нескольким произведениям.

При этом ребенок может либо принимать роль на себя, являясь «артистом», либо действовать фигурками театральных игрушек, организуя деятельность как «режиссер». [1, с. 114]

О. В. Акулова подчеркивает, что развитие театрально-игровой деятельности состоит в постепенном переходе ребёнка:

• от игры по одному литературному или фольклорному тексту — к игре- контаминации, подразумевающей свободное построение ребёнком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной интерпретацией её ребёнком, соединяются несколько произведений (коллаж);

• от игры, где передаются некоторые особенности персонажа — к игре, в которой создаётся целостный и «живой» образ героя с помощью комплекса вербальных и невербальных средств выразительности;

• от игры, в которой центром является «артист», — к игре,в которой представлен комплекс позиций: «артист», «режиссёр», «сценарист», «оформитель», «костюмер», но при этом предпочтения каждого ребёнка связаны с какими-либо из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов. [3, с. 191]

Театрально-игровая деятельность протекает чаще всего как совместная деятельность детей. Дети объединяются на основе интереса к литературному произведению, желании эмоционально ярко передать образы литературных героев, внести творческое дополнение, творчески подойти к развитию сюжета и представить новые линии развития сюжета и литературных событий. Нередко объединяют несколько литературных произведений в единый сюжет. Как показывают многие исследования (М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, С. А. Козлова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, Т. А. Репина) у старших дошкольников значительно активнее и настойчивее, чем на предыдущих ступенях, проявляется стремление к содержательному и разнообразному общению и взаимодействию со сверстниками в разных видах деятельности.

В целом, содержание и организация театрально-игровой деятельности требует от детей проявления разнообразных контактов и взаимодействия на уровне игрового замысла, выбора темы игры, организации игрового пространства, распределения ролей и творческого воплощения замысла. Можно сказать, что театрализованные игры являются «школой социального взаимодействия» (О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, О. В. Солнцева). В совместной театрализованной игре обогащается опыт сотрудничества детей со сверстниками в соответствии возрастными особенностями и возможностями дошкольников.

1. Акулова О. В., Солнцева О. В. Образовательная область «Социализация. Игра». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. — 176с.

2. Баряева Л. Б., Вечканова И. Г., Загребаева Е. В., Зарин А. П. Театрализованные игры — занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. — СПб. : Союз, 2001 учреждений. — М. : ТЦ «Сфера», 2001. — 128с.

3. Методические советы к программе «Детство» — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. — 304с.

Семинар-практикум «Игровая деятельность как средство развития детей дошкольного возраста» (оформление документации) Приказ 03.12.2015г. г. Троицк № О проведении семинара — практикума «Игровая деятельность, как средство развития.

Доклад «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Особая роль в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка-дошкольника, принадлежит театрализованной деятельности. Анализ.

Игровая деятельность как средство развития общения детей старшего дошкольного возраста Основные положения Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе.

Консультация для родителей «Игровая деятельность детей дошкольного возраста с задержкой психического развития» Значение игры для всестороннего развития личности ребенка Игра – один из видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях.

Изобразительная деятельность, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Разрешите представить Вашему вниманию презентацию моего опыта работы по теме «Изобразительная деятельность, как средство развития мелкой.

Программа самообразования на тему «Игровая деятельность как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Автор: Смертина Светлана Мартемьяновна.

Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Под этим подразумевается развитие личности каждого ребенка, его.

Театрализованная деятельность как средство экологического воспитания детей раннего возраста. Формирование предпосылок экологического сознания детей раннего возраста в различных видах деятельность стало традиционным для нашего детского.

Консультация «Театрально-игровая деятельность как средство формирования эмоциональной отзывчивости у детей 6–7 лет» Сегодня дошкольное образование особое внимание обращает на развитие эмоциональной сферы ребенка. Это нашло отражение в государственных стандартах.

Вложение Размер
doklad._igrovaya_deyatelnost_kak_sredstvo_razvitiya_rechi_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx 22.23 КБ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ДОЛГОПРУДНОГО

АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. ДОЛГОПРУДНОГО

ДЕТСКИЙ САД № 10 «ЛУЧИК»

(АОУ детский сад № 10 «Лучик»)

Педагогический совет. Протокол №3.

Тема: Развитие речи у детей через игровую деятельность».

«Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста ».

Подготовила и провела:

Воспитатель Ферафонтова О.А.

Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не на учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника — в игре.

Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей другому — от старших к младшим. В настоящее время эта связь детских поколений прервана (разновозрастные детские сообщества — в семье, во дворе, в квартире — встречаются лишь как исключение). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само детство.

Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей. Как известно, именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра — это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и хотеть действовать правильно. Отношение современных дошкольников к игре (а значит и сама игровая деятельность) существенно изменились. Несмотря на сохранение и популярность некоторых игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери), дети в большинстве случаев не знают правил игры и не считают обязательным их выполнение. Они перестают соотносить своё поведение и свои желания с образом идеального взрослого или образом правильного поведения.

А ведь именно это самостоятельное регулирование своих действий превращает ребёнка в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. Конечно, это не означает, что современные дети не овладевают правилами поведения — бытовыми, учебными, коммуникативными, дорожного движения и пр. Однако эти правила исходят извне, со стороны взрослых, а ребёнок вынужден принимать их и приспосабливаться к ним.

Главное преимущество игровых правил заключается в том, что они добровольно и ответственно принимаются (или порождаются) самими детьми, поэтому в них представление о том, что и как надо делать слиты с желаниями и эмоциями. В развитой форме игры дети сами хотят действовать правильно. Уход таких правил из игры может свидетельствовать о том, что у современных детей игра перестаёт быть «школой произвольного поведения», но никакая другая деятельность для ребёнка 3-6 лет выполнить эту функцию не может.

А ведь произвольность — это не только действия по правилам, это осознанность, независимость, ответственность, самоконтроль, внутренняя свобода.

Лишившись игры, дети не приобретают всего этого. В результате их поведение остаётся ситуативным, непроизвольным, зависимым от окружающих взрослых.

Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют сами организовать свою деятельность, наполнить её смыслом: они слоняются, толкаются, перебирают игрушки и пр. У большинства из них не развито воображение, отсутствует творческая инициатива и самостоятельность мышления. А поскольку дошкольный возраст является оптимальным периодом для формирования этих важнейших качеств, трудно питать иллюзии, что все эти способности возникнут сами собой потом, в более зрелом возрасте. Между тем и родителей, как правило, мало волнуют эти проблемы.

Главным показателем эффективности работы детского сада и благополучия ребёнка считается степень готовности к школе, которая выражается в умении считать, читать, писать и выполнять инструкции взрослого. Такая «готовность» не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению: пресытившись принудительными учебными занятиями в детском саду, дети часто не хотят в школу, или теряют интерес к учёбе уже в младших классах.

Преимущества раннего обучения сказываются только в первые 2-3 месяца школьной жизни — таких «готовых» детей уже не надо учить читать и считать. Но как только нужно проявить самостоятельность, любознательность, способность решать и думать — эти дети пасуют и ждут указаний взрослого. Надо ли говорить, что такая пассивность, отсутствие интересов и самостоятельности, внутренняя пустота будет иметь весьма печальные результаты не только в школе [20, с. 52]

Игра — один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения.

Теоретические представления о сущности детской игры, развитые в отечественной психологии, в основном сводятся к следующему:

— игра занимает свое место в ряду других воспроизводящих деятельностей, являясь ведущей в дошкольном возрасте. Именно в процессе игры как ведущей деятельности возникают основные психические новообразования данного возраста;

— игра является особой, социальной по происхождению, содержанию и структуре деятельностью;

— развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий воспитания ребенка, т.е. социальных явлений.

Общественность в жизни ребенка — это тот коллектив детей, в котором он живет и развивается. Основной вид его деятельности — это игра.

Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.

С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол.

Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивать их язык.

Участие воспитателя в свободных играх детей не может ограничиться организацией обстановки, подбором игрового материала. Он должен проявлять интерес к самому процессу игры, давать детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения; разговаривая с ними по существу их игр, влиять на обогащение их языка. Руководя наблюдениями детей при ознакомлении их с окружающей средой, воспитатель должен содействовать тому, чтобы наблюдаемая детьми жизнь стимулировала их к воспроизведению в игре, а стало быть, и в языке, своих положительных, лучших сторон.

Таким образом, педагогические мероприятия в организации свободной игры детей сводятся к следующему:

1. Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей.

2. Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей.

3. Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни.

4. Содействовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию, речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих. Рекомендуется включать в игру малышей старших детей.

5. Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей.

Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору.

Но есть игрушки, значение которых как стимулов для проявления речи детей исключительное. Это игрушки, изображающие одушевленные предметы: животных, людей. Лошадка, которой играет ребенок, для него — живое существо. Он говорит с ней так, как говорит со своей живой лошадью обслуживающий ее или с ней работающий хозяин.

Особенно значительна воспитывающая роль куклы. Это понимает каждый, кто наблюдал правильно организованные игры в куклы.

Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Кукла — человек, член коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь — игру в слове. Но эта жизнь требует педагогического руководства.

Игры куклами при условии правильной организации их и педагогического руководства ими выдвигают широкие возможности для ориентировки детей в разнообразных формах и установках социальной и трудовой жизни. Играя в куклы, обслуживая их , дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью, для них наиболее близкой и понятной, навыков, к которым мы их подводим в первую очередь, которые они закрепляют в игре и из которых каждый требует сотрудничества языка. Взрослые уделяют недостаточно внимания свободным, но под педагогическим контролем, оформляющимся играм детей. В режиме детского дня для таких игр должно отводиться определенное, соответствующее их значению время. Педагоги должны овладеть методикой организации таких игр, прежде всего в интересах развития языка детей.

Особого внимания к себе требуют так называемые подвижные игры. Эти игры обусловлены определенными правилами, соблюдать которые маленьким 3-4-летним детям трудно.

Толковое, обстоятельное, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения — уже путь к развитию их языка. Хорошо подводить старших детей к тому, чтобы они толково излагали правила той или другой игры товарищам, с ней еще незнакомым. Изредка следует предлагать всему коллективу детей сообща рассказать о том, как мы проводим ту или другую игру. Таким высказываниям мы придаем большое значение. Особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или другое игровое действие («Совушка», «Кони», «Лохматый пес» и др.). Вначале, предлагая новую игру, воспитатель сам четко и выразительно прочитывает относящийся к ней стишок. В течение игры стихи прочитываются несколько раз, а любимые детьми игры вообще повторяются много раз. Не удивительно, что дети скоро запоминают текст стиха; тогда они могут во время игры читать его сами. К стихам этого рода, как и к фигурирующим в игре считалочкам, предъявляются те же требования, что к стихам вообще. Мы уже говорили о том, какую огромную роль играет взрослый человек, используя слово для ознакомления ребенка с миром вещей. Он является посредником между предметом и ребенком, он способствует последовательному выделению отдельных предметов сознанием ребенка из окружающей сложной среды; он знакомит с наименованиями предметов. Это происходит в процессе самой жизни, в общении с представленными в ней вещами.

Другие статьи:

Похожие статьи:

Популярное на сайте:

Leave a Reply