Информация по пропаганде здорового образа жизни в школе

Информация по пропаганде здорового образа жизни в школе

Сегодня человечество переживает настоящий кризис: распространение среди подростков курения, пьянства, токсикомании и наркомании достигает критических масштабов. Ученые бьют тревогу – наша нация постепенно вымирает: растет детская смертность; увеличивается число детей, имеющих психические и неврологические отклонения, что в свою очередь способствует росту детской преступности.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это не только отсутствие болезней, а состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но, по данным ВОЗ он лишь на 10-15 % связан с последним фактором, на 15-20 % обусловлен генетическими факторами, на 25 % его определяют экологические условия и на 50-55 % — условия и образ жизни человека. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Вместе с тем современный человек в большинстве случаев перекладывает ответственность за свое здоровье на врачей. Он фактически равнодушен по отношению к себе, не отвечает за силы и здоровье своего организма, и наряду с этим не старается исследовать и понимать свою душу. В действительности человек занят не заботой о собственном здоровье, а лечением болезней, что и приводит к наблюдающемуся в настоящее время увяданию здоровья на фоне значительных успехов медицины. В действительности же, укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека.

Первым шагом в этом направлении может служить выяснение представлений о здоровом образе жизни в современном обществе с целью дальнейшей их корректировки, а также формирования новых представлений и установок на здоровье, здоровый образ жизни и болезнь. В первую очередь это имеет значение для молодого поколения, так как его здоровье — это общественное здоровье через 10 — 30 лет.

В нашей школе проводится большая работа по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся и их родителей с целью изменения ценностного отношения детей и подростков к табакокурению, алкоголю, наркотикам и формирования личной ответственности учащихся за свое поведение, привлечения подростков к решению актуальной проблемы российского общества, формирования активной гражданской позиции обучающихся.

Ежегодно проводятся мониторинги по вредным привычкам, месячники по профилактике вредных привычек, акции, тематические классные часы, родительские собрания. Хорошо организована занятость учащихся во внеурочное время, 90% учащихся посещают кружки и секции организованные при школе. В школе оборудован тренажерный зал, в зимний период действует ледовая площадка и все учащиеся могут использовать зимний спортивный инвентарь для занятия спортом.

Для определения состояния здоровья, уровня физического развития учащихся 1-11 классов в школе ежегодно проводятся специальные исследования – мониторинги здоровья.

Так как для оценки физического развития ребенка первостепенное значение имеют показание роста, веса, состояния его здоровья, поэтому ежегодно в начале и в конце учебного года в школе проводится обследование физического здоровья школьников. Исследования показали, что за 2008 год показатели физического развития и здоровья детей изменились. Отмечено постепенное увеличение темпов физического развития и созревания детей. Об этом свидетельствуют увеличение средних показателей развития, таких как рост, вес, окружность груди. Анализ обследования представлен в таблицах.

В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, а доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой.

Познавая себя, прислушиваясь к себе, мы становимся на путь творения здоровья… Сегодня, сейчас мы определяем наше здоровье в будущем. Мы сами за него отвечаем! Для совершенствования и формирования здоровья важно учиться быть здоровым!

В нашей школе в 2011/2012 учебном году программа по ЗОЖ выполнена в полном объёме. Согласно плану ЗОЖ были проведены такие мероприятия как «День здоровья», легкоатлетический кросс «Золотая осень», открытое мероприятие по ФК в рамках недели МО психолого-эстетического направления, всемирный День здоровья, внутришкольные соревнования по настольным играм: шашкам, шахматам, тогыз-кумалаку, настольному теннису, мини футболу, сдача норм Президентских тестов среди учащихся 5,9,11 классов. Также учащиеся нашей школы принимали участие в районных соревнованиях.

В районных соревнованиях по легкоатлетическому кроссу «Золотая осень» второе место заняли Чеховской Юрий, Сапаргалиев Айдан, третье место заняла Айдарбек Аяна. Кроме того, учащиеся нашей школы приняли участие в районных соревнованиях по настольному теннису, где заняли второе общекомандное место, а Чеховской Юрий в личном зачёте занял первое место. В районных соревнованиях по тогыз-кумалаку заняли пятое общекомандное место. Также по шахматам заняли пятое общекомандное место на районном фестивале настольных видов спорта. Затем участвовали в открытом чемпионате Садовской СШ по настольному теннису, где заняли первое общекомандное место среди сильнейших команд района. В личном зачёте чемпионом стал Чеховской Юрий. В составе команды также участвовали Пархоменко Виктор и Ергазиева Салтанат. И лишь по техническим причинам (нехватка денежных средств) наша команда не смогла участвовать в областных соревнованиях по настольному теннису. Команда лыжников участвовала в районных соревнованиях по лыжным гонкам. Всего в районных соревнованиях участвовало 16 учащихся нашей школы.

В нашей школе проводятся спортивные секции по футболу, настольному теннису, шахматам, в которых занимается 34 учащихся. Занятия проводятся четыре раза в неделю по два часа – футбол и настольный теннис и один раз в неделю секция шахмат. Каждое утро проводится утренняя физзарядка, под руководством дежурного учителя. В начале и в конце учебного года организовываются походы и экскурсии на природу, в которых принимают участие все учителя и ученики нашей школы. Внутришкольные соревнования проходят всегда интересно и насыщенно, в них всегда принимает участие максимальное число учащихся. Кроме того в нашей школе постоянно проводятся лекции и беседы по ЗОЖ, а наши учителя личным примером показывают образцы здорового образа жизни. Надо отметить, что в нашей школе нет ни одного курящего преподавателя и, как следствие, нет ни одного курящего учащегося.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Макарова В.К.

Московский государственный психолого-педагогический университет ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Статья посвящена проблеме пропаганды здорового образа жизни в образовательной среде. Объектом исследования в данной статье является в образовательная среда. Предметом является здоровый образ жизни и его пропаганда. Анализ и изучение проблемы пропаганды здорового образа жизни в образовательной среде позволил сформулировать цель данной статьи — это рассмотрение и обоснование различных методов пропаганды здорового образа жизни.

Ключевые слова: школьники, студенты, пропаганда, здоровый образ жизни, общеобразовательная организация.

Вопросы здорового образа жизни имеют большую актуальность, так как растет уровень заболеваемости среди молодежи, а также, что очень страшно — это уровень смертности. Поэтому необходимым является внедрение здорового образа жизни, понимание о компонентах здорового образа жизни, культуры здорового образа жизни, все это должно проводиться с дошкольного возраста. Активная работа с дошколятами, школьниками, а также их родителями — позволит нашему обществу и нашему государству вырастить отличное, умное, физически здоровое поколение детей, которые смогут жить в этом сложном, постоянно изменяющемся мире.

В глобальном смысле сейчас рассматриваются причины заболеваний людей. Необходимо отметить, что люди, которые ведут здоровый образ жизни, имеют меньше различных болезней. Все это рассматривается на уровне государства, представителями различных служб, а также учеными со всего мира. Пропаганда здорового образа жизни -важнейший этап в формировании различных привычек и увлечений детей и подростков, а также и взрослых людей.

Но перед тем, как в статье будет описано формирование и пропаганда и различные детали этого процесса, нужно рассмотреть, что же такое здоровый образ жизни и что в него входит. К сожалению, существует много различных размытых понятий, но выделим одно, которое является наиболее подходящим.

Здоровый образ жизни — это система жизненных ценностей и установок, которые направлены на ведение активного образа жизни, а также правильное питание и предотвращение различных заболеваний, это укрепление и повышение иммунитета организма.

В настоящее время большое внимание уделяется воспитанию здорового образа жизни у школьников и дошкольников. Все должны знать основы ЗОЖ.

Важным элементом здорового образа жизни является здоровье. В современной науке выделены следующие факторы, оказывающие на него влияние:

— от человека, от образа жизни (50%)

— от наследственных факторов (20%)

— от работы учреждений здравоохранения (10%)

По результатам различных исследований основным фактором сохранения жизни и здоровья — это правильный, здоровый образ жизни.

Основой здорового образа жизни является замотивированность человека на развитие самого себя.

Для здорового образа жизни очень важно безопасность поведения в быту, на улице и в школе. Оно обеспечит предупреждение получения травм и различных неприятных моментов в сфере здоровья. К сожалению, наши дети, подростки, молодые люди, а зачастую и взрослые часто не несут и не видят никакой ответственности за себя, свое здоровье и свою жизнь.

Можно с уверенностью сказать, что формирование здорового уровня жизни является сложным процессом, действующим на нескольких уровнях человеческого развития и бытия:

1) социальный: пропаганда, информационно-просветительская работа;

2) инфраструктурный: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности, профилактические учреждения, экологический контроль;

3) личностный: система ценностных ориентиров человека.

К сожалению, наши образовательные программы выделяют мало часов на дисциплины, связаны со здоровым образом жизни, нашим педагогам приходится также нелегко в этом деле.

Пропаганда здорового образа жизни — это особая система мероприятий, которая направлена на раскрытие сущности ЗОЖ в рамках быстро развивающегося общества.

Семья. Именно с нее должна начинать пропаганда ЗОЖ, именно там должны прививать, объяснять, подсказывать и выращивать здорового ребенка, который хотел бы вести здоровый образ жизни, хотел бы быть как его родители [5]. Каждый ребенок смотрит на родителей и хочет быть как они, поэтому ребенок не должен жить в атмосфере вредных привычек, он должен видеть здоровых родителей. В атмосфере вредных привычек не вырастет ребенок без них. Главная задача родителей — охранять своего ребенка от пагубных влияний и создавать условия для здоровой жизни ребенка.

Тяжелейшим трудом является укрепление и воспитание здорового образа жизни среди подростков. Требуется активнейшая пропаганда не только в образовательных учреждениях, но и в общественных местах, которые посещают подростки.

Не смотря, на то, что современном обществе молодежь увлечена здоровым питанием, походами в спортивные залы, фитнесов, но при этом это неполное соблюдение ЗОЖ. Ведь зачастую молодежь живет именно так: плохой нерегулярный сон, курение, алкоголь. Должна проводиться достойная, адекватная пропаганда для детей и молодежи, так как в дальнейшем они формируют общество и его поведение.

Укрепление ЗОЖ и его формирование — это создание системы преодоления различных рисков, которая должна быть в форме активной деятельности людей, направленная на укрепление здоровья.

ЗОЖ и его компоненты:

1) создание таких условий труда, которые способствуют сохранению здоровья и работоспособности;

2) привлечение и создание условий для участия в культурно-массовых мероприятиях, отказ от сидячего образа жизни, различные тренинги и отказ от вредных привычек, соблюдение режима правильного питания, личной гигиены;

3) формирование отношений в трудовых, образовательных коллективах, отношение к больным людям;

4) охрана экологии и окружающей среды;

5) участие в различных мероприятиях по профилактике, которые проводятся в медицинских учреждениях.

В соответствии с приказами Министерства здравоохранения РФ пропаганда ЗОЖ является обязанностью каждого медицинского работника. При этом используются методы устной, печатной, наглядной (изобразительной) и комбинированной пропаганды.

Метод устной пропаганды: Самый эффективный метод, так как он самый распространенный и популярный, а также не запрашивает денежные средства на это. Это различные лекции, семинары, дискуссии.

Метод печатной пропаганды: охватывает достаточно большое количество населения, так как включает в себя статьи, букеты, листовки, стенные газеты, журнал.

Наглядный метод: в него сходит больше всего различных средств. Они делятся на 2 группы: натуральные объекты и изобразительные средства (объемные и плоскостные).

Комбинированный метод: это метод массового воздействия, влияет как на зрительный анализатор, так и на слуховой.

Должны быть привлечены различные кадры из различных областей для эффективности пропаганды в учебных учреждениях, так как там дети проводят время чаще всего. Это полицейские, врачи, наркологи, спортсмены.

Важно помнить, что здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Именно поэтому профилактика здорового образа жизни не менее важна, чем пропаганда. Здоровье — это труд одного человека, а вклад во все общество.

Пропаганда здорового образа жизни является актуальной проблемой в нашем обществе.

Таким образом, было проведено анонимное анкетирование среди 155 школьников и учеников профессиональных технических училищ студентами Московского государственного психолого-педагогического университета. Было выделено 6 вопросов для анализа проблемы пропаганды здорового образа жизни в образовательной среде. Они представлены на рисунках далее.

Но также хотелось, сразу бы хотелось отметить то, каким образом наши ученики получают информацию и как бы они хотели ее получать.

Было выявлено, что 48% получают информацию о здоровом образе жизни от родителей, а 40 % в образовательном учреждении, 10 % из различных телепередач и 2 % от сотрудников полиции.

Можно сделать вывод о том, откуда наши ученики получают информацию о здоровом образе жизни. Чаще всего наши подростки получают информацию в школе и от родителей, это достаточно хороший показатель, так как наши ученики больше всего времени проводят в образовательном учреждении, а также дома, среди своей семьи.

Но в рамках нашего анкетирования, также был задан вопрос о том, откуда наши ученики хотели бы ее получать.

Рассмотрев и проанализировав полученные ответы, можно сделать вывод о том, что 78% наших учеников хотят получать информацию из различных интернет — ресурсов, 10% от друзей, 5 % из различных телепередач, 4% от родителей и 4% хотело бы получать информацию в школе. Большинство учеников (78%) хотело бы получать информацию из интернета, это обусловлено тем, что 21 век — век информационных технологий и наши ученики проводят много свободного времени на различных сайтах и в социальных сетях. Наши ученики заинтересованы в получении полезной информации о здоровом образе жизни из интернета.

Далее был произведен анализ ответов на вопросы наших респондентов.

Вопрос, который интересовал нас в рамках данного исследования, отражен в этой статье. В рамках данного исследования нас интересовал вопрос о том, знают ли наши ученики, какие компоненты относятся к понятию «здоровый образ жизни». Результаты, которые мы получили, дают нам понять то, что большее число наших подростков знают о них, а это хороший показатель.

■ з)Слыш:ш о многня,но не о всея

В г)Не знал о том, что понятие «здоровый образ жизни» включает столько компонентов

Рисунок 1 — Результаты ответов на вопрос: «Знаешь ли ты какие компоненты входят в понятие « Здоровый образ жизни»?»

Анализ ответов на этот вопрос дает информацию о том, что большее число наших учеников знают о компонентах здорового образа жизни, можно сделать вывод о том, что полученная информация в школе или от родителей воспринимается нашими учениками и отложилась в их сознании, но также многие ученики, целых 25% не знают о всех компонентах здорового образа жизни.

Следующий вопрос, интересующий нас о том, влияет ли информация о наркотиках и табаке, алкоголе на ученика. Результаты отображены на рисунке 2.

■ а) Вызывает негативное отношение к употреблению наркотиков, алкоголя и табака

■ б) Вызывает желание попробовать

Ш в) Не влияет на мое отношение к наркотикам, курению и алкоголю

■ г) Затрудняюсь ответить

Рисунок 2 — Результаты ответов на вопрос: «Какое влияние оказывает на тебя информация о наркотиках, табаке и алкоголе?»

Проанализированная информация дает показатель, который говорит нам о том, информация не влияет вовсе или несет за собой негативное отношение к вредным привычкам. Это очень важный показатель, который дает информацию о том, что респонденты эмоционально стойкие личности, способные «фильтровать» огромный негативный посыл из внешнего мира.

Следующий вопрос, взятый для анализа, о том, что считают наши ученики о государственной пропаганде здорового образа жизни. Информация представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 — Результаты ответов на вопрос: «Как ты думаешь, ведется ли активная государственная пропаганда здорового образа жизни?»

Большинство опрошенных считают, что ведется активная пропаганда со стороны государства. Но также 35 % респондентов считают, что нет, и 9% затрудняются ответить на этот вопрос, а это значит, что нельзя сказать о том, что ведется активная пропаганда здорового образа жизни в государственной политике.

Следующий вопрос, раскрывает заинтересованность респондентов о том, нужна ли им дополнительная информация о здоровом образе жизни.

В целом да,не Была оы лишней

Рисунок 4 — Результаты ответов на вопрос: «Нужна ли тебе дополнительная информация о здоровом образе жизни?»

Можно сделать вывод о том, что наши ученики заинтересованы в этом и хотели бы знать и владеть дополнительной информацией о ЗОЖ. Результаты достаточно позитивны и говорят о заинтересованности учеников этой проблемой.

И последним вопросом для анализа был взят вопрос, какое же внимание обращают наши ученики на АНТИнаркотическую и АНТИтабачную рекламу. Результаты представлены на рисунке 5.

Рисунок 5 — Результаты ответов на вопрос: «Обращаешь ли ты внимание на АНТИнаркотичеческую и АНТИтабачную рекламу?»

Итак, результаты следующие — наши ученики не очень заинтересованы антитабачной и антинаркотической рекламой, они лишь иногда могут обратить на нее внимание. Это говорит о том, что реклама неэффективна, что с этим нужно бороться и наше государство должно поменять свою политику в этой сфере, чтобы наше подрастающее поколение чаще обращало внимание на рекламу, и было заинтересовано собой и своим образом жизни.

Можно сделать вывод о том, что наша молодежь достаточно заинтересована здоровым образом жизни и ее аспектами, наши ученики — эмоционально стойкие личности.

В заключении статьи хотелось подчеркнуть, что здоровый образ жизни является важной составляющей полноценной жизни в быстро меняющемся мире. Глобальной задачей общества и государства является внедрение в образовательные стандарты как можно больше аспектов, связанных со здоровым образом жизни.

1. Баранов, А. А. Смертность детского населения России / А. А. Баранов, В. Ю. Альбицкий. — М.: Литтерра, 2007. — 328 с.

2. Дерябо С., Ясвин В. Отношение к здоровью и здоровому образу жизни: методика измерения // Директор школы. — 2013. — № 2. — С. 7-16.

3. Дмитриева Е. В. Еще раз о понятиях. От социологии медицины к социологии здоровья // Социс. — 2013. — № 11.

4. Журавлева И. В. Самосохранительное поведение подростков и заболевания, передающиеся половым путем // Социс. — 2015. — № 5.

5. Мясникова О. С. Социально-экологические риски от электромагнитного воздействия сотовой связи на детей // Вестник СГСЭУ. — 2009. — № 3.

6. Савченко И. А. Модель социальной политики современной России // Инновационная наука. — 2016. — № 3-4. — С. 192-195.

7. Салько, С. В. Условия формирования умений здорового образа жизни у студентов медицинского колледжа в индивидуальной и профессиональной деятельности: автореф. дисс. . канд. пед. наук С. В. Салько — Новосибирск, 2007. — 18 с.

Другие статьи:

Похожие статьи:

Популярное на сайте:

Leave a Reply