Исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуально творческого

Исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуально творческого

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образования . Новые специальные запросы определяют решение ключевой педагогической задачи «научить учиться». Мы, учителя, должны формировать личность, способную самостоятельно выходить из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить простейшие исследования, рефлексию своей деятельности. Ученик должен научиться самостоятельно осуществлять продуктивную деятельность, направленную на саморазвитие и самоизменение.

Современное общество все чаще называют информационным. Для человека одним из самых важных умений сегодня становиться умение работать с информацией:

умение добывать информацию;

осмысливать ее и преобразовывать;

извлекать из нее необходимые знания;

применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира.

Информационная культура личности — это одна из важных составляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодействовать в современном обществе.

Анализ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и примерной основной общеобразовательной программы начального общего образования (ООП НОО), показал, что среди требований, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представлены и требования непосредственно связанные с формированием информационной культуры личности.

Формированию информационной культуры школьников способствует использование в учебном процессе метода проектов, так как реализация проекта предполагает работу с информацией – поиск, обработку, использование и т.п. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена.

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание».

Метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие методики. «Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю», — этими словами Конфуция можно кратко и ёмко охарактеризовать метод учебного проекта.

Основной задачей обучения посредством проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Учебный проект для учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;

-это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;

-это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Проектная деятельность – это та среда, где каждый может себя проявить.

В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы — нет деятельности. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность. В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы :

− мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный настрой; обучающиеся: обсуждают, предлагают собственные идеи);

– планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

– информационно-операционный (обучающиеся: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

– рефлексивно-оценочный (обучающиеся: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

В начальной школе могут быть эффективно реализованы следующие типы проектов:

— творческие проекты (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск газеты, съемки фильма и т. д.), которые позволяют ребенку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности;

— ролевые, игровые проекты , сообразные возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать таким образом мир, учиться строить взаимоотношения в нем;

— ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие аналитическую работу с полученной информацией;

— практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;

— исследовательские проекты , направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.

Обучение младших школьников проектной деятельности может осуществляться в рамках различных общеобразовательных дисциплин, а также во внеурочной деятельности. Дети младшего школьного возраста по своей природе уже исследователи, им свойственна любознательность, жажда новых впечатлений. Они с удовольствием принимают участие в видах учебной работы, которые предполагают выполнение поисковых и экспериментальных заданий.

На уроках можно выполнять мини-проекты. На мой взгляд, легче такую работу проводить на уроках окружающего мира. Например, изучая тему «Наше питание» (3 класс, учебник «Мир вокруг нас» под редакцией А.А.Плешакова) на уроке проводили мини-исследование на тему «Пищевая тарелка». Дома дети составили примерное меню своего завтрака, обеда и ужина. В классе, используя состав продуктов, выяснили, содержатся ли в продуктах меню белки, жиры, углеводы, витамины. Какие преобладают, каких мало и сделали выводы.

На уроке ИЗО можно продолжить данную работу — предложить творческий проект «Какие продукты укрепляют мое здоровье, а какие разрушают». Дети рисуют на одной половине листа полезные продукты, а на другой – вредные. Затем объясняют свой выбор и делают выводы. Использование исследовательских методов при проведении интегрированных уроков позволяют значительно повысить развивающий и воспитательный потенциал учебного процесса.

Надо заметить, если проекты создаются по проблемам, волнующим самого ребенка, то авторы проектов проявляют особую активность и личную заинтересованность в получении результатов. Эта работа проводится индивидуально — с теми детьми, которые проявляют выраженный интерес, имеют развитые познавательные способности и навыки самостоятельной учебной работы. В моем классе в настоящий момент девочка проводит исследовательскую работу для участия в школьной конференции « Почемучки».

Работу над проектами можно продолжать и во внеурочное время, работая с заинтересованными детьми. Весной выполняли коллективный проект «Город моего детства», посвященный 45-летию города Апатиты. Ученики рисовали достопримечательности и любимые места родного города и рассказывали, почему это место является для них любимым. По работам детей оформили творческий альбом и сдали на городской конкурс «Тебе мой город посвящаю…» В ходе проектной деятельности учащиеся видят реальное применение своих знаний, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут.

В настоящее время на уроках краеведения проводим с ребятами работу над проектом «Животные под охраной». Каждый ученик собрал материал про животного заповедника нашего края (информационный материал, картинку или рисунок) и постарался рассказать, как животное приспособилось к жизни в тундре. Сейчас дети выполняют творческую домашнюю работу: составляют сказки, стихотворения и загадки про животных, живущих в заповедниках. По результатам выполненных детьми работ будем оформлять книгу «Животные под охраной».

Развитие проектной деятельности в начальной школе уже заложено в новых учебниках УМК «Школа России» для 1 -го класса, переработанных в соответствии с ФГОСами. В 1-ом классе происходит подготовка к проектной деятельности. Учащиеся овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем и родителями.

Так, по предмету «Окружающий мир» в 1-ом классе ученики выполняют проекты по темам «Мой любимый город», «Моя малая родина», «Моя семья», «Мои домашние питомцы», составляя фоторассказы с подписями, в которых выражают свое отношение к окружающему. Такая работа развивает в ребенке способность мыслить творчески и нестандартно, активизирует его личный потенциал.

Развитие проектной деятельности в начальной школе уже заложено в новых учебниках УМК «Школа России» для 1 -го класса, переработанных в соответствии с ФГОСами. В 1-ом классе происходит подготовка к проектной деятельности. Учащиеся овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем и родителями.

Так, по предмету «Окружающий мир» в 1-ом классе ученики выполняют проекты по темам «Мой любимый город», «Моя малая родина», «Моя семья», «Мои домашние питомцы», составляя фоторассказы с подписями, в которых выражают свое отношение к окружающему. Такая работа развивает в ребенке способность мыслить творчески и нестандартно, активизирует его личный потенциал.

Надо отметить, что рассчитывать на полную самостоятельность детей младшего школьного возраста при выполнении проектов нельзя — они еще не способны проявлять ее в силу своих возрастных особенностей, поэтому роль учителя здесь особенно велика, хотя необходимо выстроить работу над проектом таким образом, чтобы дети выполняли ее максимально самостоятельно.

Организовать работу по обучению учащихся проектной деятельности можно по рабочим тетрадям для младших школьников « Я — исследователь», автор А.И.Савенков. Она содержит полный ряд исследовательской деятельности- от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.

Таким образом, проектная деятельность младших школьников способствует разностороннему развитию, обучению и воспитанию обучающихся; формированию информационной культуры личности; развитию творческих способностей и активности учащихся; формированию проектного мировоззрения и мышления, формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Тема: Исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуально-творческого развития.

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Изучив материалы по данной теме, я пришла к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Многочисленными изысканиями в области психологии и педагогики доказано, что именно исследовательская деятельность человека в наибольшей степени развивает его способность мыслить творчески и нестандартно,активизирует его личностный потенциал.

Решив заняться этой проблемой, я определила цели и задачи.

Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

— обучение проведению учебных исследований младших школьников

— развитие творческой исследовательской активности детей

-стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам

— ознакомление с научной картиной мира

— умение работать с дополнительной литературой

— вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

В своей работе я приучаю учеников к самому слову "исследование”, "исследуем”. Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты. В своей практической деятельности я стремлюсь реализовать различные способы привлечения каждого школьника к самостоятельной работе в процессе обучения, в том числе я использую исследовательские модели обучения.Мною активно используются: метод проектов, метод погружения, методы сбора и обработки данных, исследовательский и проблемный методы. Особое внимание уделяется анализу справочных и литературных источников. Мы ставим эксперименты, проводим опытную работу, учимся анализировать и правильно оформлять результаты.

Вот, например, в 1 классе мы провели познавательное занятие "Путешествие капельки", где с помощью экспериментов, проведенных прямо на занятии выявили основные свойства воды (вкус, цвет, вода — растворитель для других веществ), на опыте определили три состояния воды, роль воды в природе. На мероприятии была организована книжная выставка познавательной и справочной литературы и обзор источников, в которых рассказывается о воде и ее функциях работниками сельской библиотеки.

При подготовке были определены задачи для самостоятельной исследовательской деятельности в соответствиис уровнем возможностей каждого ребенка. Были детьми подготовлены и оформлены выступления на темы: "Вода — дом для растений, животных", "Водная сказка"; так же были созданы творческие работы детей на данную тему, оформленные в рисунках и поделках. Итогом такого занятия стало развитие фантазии детей, которые пытались из капли, кляксы, расплывшейся по листу, создать осмысленный рисунок. Все материалы мы оформили в соответствующую папку. (обзор и показ папки).

Детям очень понравилось подобное занятие. И темой для следующего исследования мы взяли "Электричество". Здесь уже рассматривалась техника безопасности, зачем и для чего нам нужно электричество. На самом же занятии мы "Ловили безобидное электричество, с которым можно играть". Это к примеру наэлетролизованные воздушные шары, которые то "ссорятся, то дружат", в зависимости от полярности, как с помодью расчески и сылы трения заставить "плясать" бумажных человечков. (показ и обзор папки)

Следующая наша познавательная деятельность прошла под темой "Покорми птиц зимой". Здесь уже исследовались птицы, которые зимуют в наших краях. Был собран материал о птицах, так же исследовалась не только научная литература, но и художественная. Дети находили стихи и рассказы, где гороями были тоже птицы. Помимо этого мы изготовили кормушки, красочно оформили их, развесили и всю зиму следили за тем, какие птицы прилетают за нашим угощение. (показ и обзор папки)

Я считаю, что исследовательская деятельность младших школьников — это прежде всего творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.

Данные исследований (Л.П.Виноградова, А.В.Леонтович, А.Н. Поддьяков, А.И.Савенков) говорят о возможности успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования.

В своей практической деятельности я исхожу из понимания, что «всякое развитие представляет собой процесс «самодвижения», совершающийся по своим внутренним законам. Движущими силами развития личности являются внутренние противоречия, приобретающие свой конкретный характер на каждом этапе развития» (Г. С. Костюк). Такими считаю противоречия между новыми потребностями, запросами, стремлениями школьника и уровнем развития его возможностей, между предъявляемыми к нему требованиями и степенью овладения необходимыми для их выполнения умениями и навыками, между новыми задачами и сложившимися ранее привычными способами мышления и поведения. Разрешение этих противоречий происходит благодаря переходу ученика на более сложный уровень деятельности, что ведет к повышению его интеллектуальных и творческих способностей. В данном случае я имею ввиду исследовательскую деятельность.

Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний учащихся, я взяла на вооружение организацию исследовательской работы младших школьников в своём классе. Уже второй год работаю над темой по самообразованию "Познавательная и исследовательская деятельность младших школьников", результаты работ по данной теме я представила выше. В этом году мои дети уже второклассники, поэтому уровень работ немного усложнится.

Далее я буду уделять большую часть для самостоятельной проектной деятельности, направленной на создание ими собственных творческих, исследовательских проектов, который можно назвать учебными исследованиями потому, что главный их результат лежит в педагогической плоскости.Дети младшего школьного возраста, как отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности.

Организация индивидуальных ученических исследований и специально разработанные интегративные уроки, предполагающие коллективное выполнение исследовательских заданий, ведут к вполне конкретным результатам, а именно:

1) повышение уровеня знаний учащихся, что проявляется в более глубоком понимании закономерностей изучаемых явлений;

2) изменение уровеня сформированности мыслительной деятельности детей, они начинают рассматривать учебный материал как самостоятельно добываемую важную для них информацию;

3) в процессе выполнения исследовательских заданий увеличилось использование произведений изобразительного искусства, художественной литературы,музыки, что способствует эмоционально-нравственному развитию младших школьников;

4) стали ярче проявляться познавательные интересы детей и их стремление к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время;

5) школьники начали активно участвовать в творческой и проектной деятельности.

Анализ сущности и особенностей организации исследовательской деятельности позволяет сделать вывод, что при правильной организации создаются условия для интеллектуального, творческого, личностного развития учащихся. Они направлены на создание у детей качественно новых ценностей на основе самостоятельного приобретения новых знаний, умений и навыков, значимых для них на данном этапе развития. Каковы же значимые ценности младшего школьника, занимающегося такого типа деятельностью? Чувствовать себя активным субъектом этой деятельности,способным к самостоятельному поиску важной в социальном и личностном смысле информации. Учащиеся, осознающие свою способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, переходят на принципиально иной уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в школьной среде.

Другие статьи:

Похожие статьи:

Популярное на сайте:

Leave a Reply