124.3. Сложноподчиненным называется сложное предложение, части которого связаны подчинительными союзами или относительными (союзными) словами. Подчинительная связь между частями сложноподчиненного предложения выражается в синтаксической зависимости одной части от другой.
Часть, которая является зависимой, называется придаточным предложением. … Для облегчения обозначения выражения «сложноподчиненное предложение» принято употреблять сокращение СПП. СПП может иметь одно придаточное предложение, а может иметь несколько.
По характеру связи между предложениями все тексты можно разделить на три разновидности:
- тексты с цепными связями;
- тексты с параллельными связями;
- тексты с присоединительными связями.
Цепная (последовательная, линейная) связь, пожалуй, самый распространённый способ соединения предложений (ср. последовательную связь придаточных в сложноподчинённом предложении). Широкое использование цепных связей во всех стилях речи объясняется тем, что они в наибольшей степени соответствуют специфике мышления, особенностям соединения суждений. Там, где мысль развивается линейно, последовательно, где каждое последующее предложение развивает предшествующее, как бы вытекает из него, неизбежны цепные связи.
Среди различных видов цепной связи по способу выражения наиболее широко распространены:
- местоименные связи (существительные, прилагательные, числительные заменяются в последующем предложении местоимениями и местоименными наречиями);
- лексические и синтаксические повторы;
- синонимические замены.
В качестве примера приведём отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Уездный лекарь»:
Однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля, я простудился и занемог. К счастью, лихорадка застигла меня в уездном городе, в гостинице; я послал за доктором. Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый. Он прописал мне обычное потогонное, велел приставить горчичник, весьма ловко запустил себе под обшлаг пятирублёвую бумажку, причём, однако, сухо кашлянул и глянул в сторону, и уже совсем было собрался отправиться восвояси, да как-то разговорился и остался.
При построении данного текста каждое последующее предложение развивает предыдущее, причём наиболее значимая информация в предыдущем предложении различными средствами повторяется в последующем, становясь основой для введения новой информации. А эта новая информация в следующем предложении вновь повторяется, становясь основой для следующей новой информации.
Так, первое предложение: Однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля, я простудился и занемог – можно условно разделить на две части по типу передаваемой информации. Вначале даётся описание общей ситуации (однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля), а затем – наиболее значимая по смыслу часть, характеризующая то, что, собственно говоря, произошло (я простудился и занемог). Во втором предложении: К счастью, лихорадка застигла меня в уездном городе, в гостинице; я послал за доктором – дается повтор этой информации. Существительное (лихорадка) соотносится с информацией, передаваемой ранее глаголами того же тематического ряда (простудился и занемог). Новой в этом предложении и потому наиболее значимой становится информация о том, что рассказчик послал за доктором. В следующем предложении: Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый – эта информация вновь повторяется (для этого используется синонимическая замена: доктор → лекарь), а новым является описание доктора. Далее вновь следует отсылка к предшествующему тексту (для этого используется местоимение он), и в качестве новой информации сообщается о поступках и поведении доктора.
Цепные связи очень характерны для деловой, научной, публицистической речи, то есть они присутствуют везде, где есть линейное, последовательное, цепное развитие мысли.
В текстах с параллельной (централизованной) связью связанные по смыслу предложения обычно имеют один и тот же субъект (ср. сложноподчинённые предложения с параллельной связью придаточных частей). Называя действия, события, явления, располагающиеся рядом (рядоположенные), параллельные связи по самой своей природе предназначены для описания и повествования.
Наиболее типичной для текстов с параллельной связью является следующая структура. Сначала следует зачин, содержащий мысль-тезис всего текста. Затем следует серия предложений, раскрывающих эту мысль, причём синтаксическими признаками данных предложений являются:
- параллелизм их структуры;
- единство форм выражения сказуемых.
Лишь в концовке обычно допускается смена временного плана и отсутствие параллелизма.
В качестве примера рассмотрим отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч», в котором автор даёт сопоставительную характеристику своим героям:
Оба приятеля нисколько не походили друг на друга. Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист; Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями; Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как. Хорь расплодил большое семейство, покорное и единодушное; у Калиныча была когда-то жена, которой он боялся, а детей и не бывало и вовсе. Хорь насквозь видел г-на Полутыкина; Калиныч благоговел перед своим господином. Хорь любил Калиныча и оказывал ему покровительство; Калиныч любил и уважал Хоря. Хорь говорил мало, посмеивался и разумел про себя; Калиныч объяснялся с жаром, хотя и не пел соловьём, как бойкий фабричный человек.
Первое предложение представляет собой зачин-тезис: Оба приятеля нисколько не походили друг на друга. Каждое следующее предложение содержит противопоставление Хоря и Калиныча (субъекта здесь два, но они объединены в одно целое в зачине – оба приятеля) по какому-либо признаку, причём это противопоставление даётся через систему параллельных конструкций. Параллелизм структур проявляется, в частности, в том, что предложения представляют собой сложные бессоюзные конструкции, первая часть которых характеризует Хоря, вторая – Калиныча, причём их имена, повторяясь, открывают каждую часть. Далее обычно следует группа сказуемого, причём все глаголы стоят в прошедшем времени обычно несовершенного вида: был, принадлежал, понимал, ладил, ходил, благоговел и т.д. Поскольку целью описания является доказательство полной противоположности характеров героев, то И.С. Тургенев использует систему параллельных контекстуальных антонимов: человек практический, административная голова, рационалист – идеалист, романтик, человек восторженный и мечтательный; понимал действительность, обстроился, накопил деньжонку – ходил в лаптях, перебивался кое-как; расплодил большое семейство – детей и не бывало и вовсе; насквозь видел г-на Полутыкина – благоговел перед господином и т.д. Тем самым повествовательные контексты раскрывают тесно связанные между собой явления.
Третий вид связи между самостоятельными предложениями – присоединение. Это такой принцип построения высказывания, при котором часть его в виде отдельной, как бы дополнительной информации прикрепляется к основному сообщению, например: Ефремова жена слыла бабой неглупой – и недаром (Тургенев); Незачем мне оправдываться, да и не в моих это правилах (Чехов).
Присоединительные конструкции обычно содержат дополнительную информацию – по ассоциации, в виде пояснения, комментария и т.д. Они имитируют живую речь с её непринужденностью, естественностью и т.д. Г.А. Солганик в пособии «Стилистика текста» в качестве характерной иллюстрации этого вида связи приводит отрывок из очерка К.И. Чуковского «Чехов»:
И до такой степени он был артельный, хоровой человек, что даже писать он мечтал не в одиночку, а вместе с другими и готов был приглашать к себе в соавторы самых неподходящих людей.
«Слушайте, Короленко. Будем вместе работать. Напишем драму. В четыре действия. В две недели».
Хотя Короленко никогда никаких драм не писал и к театру не имел отношения.
И Билибину: «Давайте вместе напишем водевиль в 2-х действиях! Придумайте 1-е действие, а я – 2-е. Гонорар пополам».
И Суворину: «Давайте напишем трагедию. »
И ему через несколько лет:
«Давайте напишем два–три рассказа. Вы – начало, а я – конец».
Обратите внимание, что присоединение, в отличие от цепной и параллельной связи, имеет более узкое применение в текстообразовании и обычно не способно самостоятельно образовывать тексты.
Кроме того, текст, особенно достаточно объёмный, обычно не строится с использованием какого-либо одного типа связи. Как правило, в тексте наблюдается их совмещение в зависимости от конкретных авторских задач.
ССП – это сложносочиненное предложение. СПП – это сложноподчиненное предложение. Все грамматические основы равноправны между собой. От одной части предложения к другой невозможно задать какой-либо уточняющий вопрос.
Сложное предложение — это объединение двух или более предложений в одно. Когда объединяются равноценные предложения, то образуется сложносочиненное предложение. Объединение главного и придаточного (то есть неравноценных) предложений называется сложноподчиненным предложением.
Цель: 1) систематизировать и обобщить знания о СПП, формировать умения находить СПП, отличать их от ССП, БСП; находить главную и придаточную части, определять средства связи, вид придаточных и способ подчинения; 2) развивать память, монологическую речь, умение делать выводы, сравнивать, работать с учебной литературой; 3) воспитывать ответственное отношение к подготовке к ЕНТ.
Оборудование: видеоуроки по теме
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний
Мозговой штурм. Мини-тест по теме «Способы связи слов в словосочетании». Проверка и оценивание по ключу (слайд 1). Работа над ошибками.
1. В каком словосочетании вид связи — согласование?
1) наши шефы
2) быстро доехать
3) прогулка верхом
4) выглянуло из-за туч
2. В каком словосочетании вид связи — управление?
1) немного странно
2) забыл рассказать
3) таять во мгле
4) рубашка навыпуск
3. В каком словосочетании вид связи — примыкание?
1) бутылка из-под молока
2) говорить по-французски
3) тринадцатая глава
4) глядеть по сторонам
4. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения.
5. Из предложений 4-7 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
(4) Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. (5) Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие. (6) Утраты в природе до известных пределов восстановимы. (7) Иное дело — ценности нравственные.
6. Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Впервые вижу его днем.
7. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики — вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.
8. Сколько простых словосочетаний со связью УПРАВЛЕНИЕ входит в состав предложения?
Переполненный радостью, я вскочил на дворец, превратив его снова в груду песка.
9. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Три года тому назад я уехал из Москвы и через Эстонию приехал в Германию, а оттуда во Францию.
10. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Для России такой путь заказан.
Объявление темы урока. Формулирование цели урока. Что должны знать? Что должны уметь?
Работа в группах (3 группы по 4, в каждой группе 1 сильный ученик, который оказывает консультативную помощь).
Шаг 1: видеоурок 1 «Строение СПП»
Заполнение таблицы (каждый заполняет самостоятельно, взаимопомощь)
Какие предложения называются СПП?
Средства связи в СПП
Где может находиться придаточное предложение по отношению к главному?
Как обозначаются в схеме части СПП?
Куда входит союз (союзное слово) в СПП?
Практическая работа. Цель: формировать у учащихся умение находить СПП в тексте. Выполняют самостоятельно. Вспомнить алгоритм работы с предложением.
Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. Найдите СПП, докажите, что это СПП, используя таблицу. Составьте схемы этих предложений
1) Я узнал что осень смешала все чистые краски существующие на земле и нанесла их на далёкие пространства земли и неба. 2) Я видел листву не только золотую и пурпурную но и алую фиолетовую коричневую чёрную серую и почти белую. 3) Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы неподвижно висевшей в воздухе. 4) Когда шли дожди мягкость красок сменялась блеском. 5) В сосновых чащах дрожали от холода берёзы осыпанные сусальной позолотой. 6) Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины красные внизу и совсем ещё зелёные на верхушках. 7) Я уверил себя что эта осень первая и последняя в моей жизни. (К. Паустовский) – Проверка. Работа над ошибками. Самооценка
6. Шаг 2: видеоуроки 2,3,4 «Виды придаточных предложений»
Заполнение таблицы по ходу просмотра (каждый заполняет самостоятельно, взаимопомощь)
Вид придаточного предложения
Где находится по отношению к главному
Практическая работа. Цель: формировать умение отличать придаточные в СПП. Работают в паре.
Тест по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными»
1. Каким членом предложения является союзное слово в предложении?
Мне нравятся люди, которым небезразлична жизнь страны.
1) Подлежащим
2) Дополнением
3) Обстоятельством
4) Определением
2. Каким членом предложения является союзное слово в данном ниже предложении?
Яркие звезды, которые как бы бежали по макушкам деревьев, теперь остановились.
1) Подлежащим
2) Дополнением
3) Обстоятельством
4) Определением
3. Каким членом предложения является союзное слово в предложении?
На его письменном столе с выцветшим зеленым сукном стояла модель крейсера «Громобой», на котором он плавал.
1) Подлежащим
2) Дополнением
3) Обстоятельством
4) Определением
4. Каким членом предложения является союзное слово в данном ниже предложении?
Дом, которого теперь вы уже не найдёте, был покрыт голландской черепицей.
1) Подлежащим
2) Дополнением
3) Обстоятельством
4) Определением
5. Какое предложение соответствует схеме: [ Существительное, ( союзное слово ), ] — знаки препинания в схеме не расставлены
1) Он дал слово, что никогда больше так не поступит.
2) Слово, что прозвучало вслед, показалось мне оскорбительным.
3) Слова эти сказал он, когда мы прощались.
4) Мне нравятся люди, которым небезразлична жизнь страны.
6. Определите верную схему разбора предложения (знаки препинания не расставлены): Вчера я шел по зале освещенной где так давно встречались мы с тобой.
1) [глагол ], ( где ).
2) [существительное, (где ), ].
3) [существительное ], ( где ).
4) [ глагол, ( где ), ].
7. Определите вид придаточной части, относящейся к слову в главной части сложноподчиненного предложения.
Купальницы, затопившие было весенней желтизной все луга, теперь уступили место этим колокольцам, первым ромашкам и нежной, пронзительно-розовой, словно лазурной гвоздичке, которую называют в народе девичьей красотой (В. Белов).
1) Придаточная определительная часть.
2) Придаточная изъяснительная часть.
3) Придаточная часть меры и степени.
4) Придаточная присоединительная часть.
8. К чему относится придаточная часть сложноподчиненного предложения?
Но я любитель старых тополей, Которые до первой зимней вьюги
Пытаются не сбрасывать с ветвей Своей сухой заржавленной кольчуги (Н. Заболоцкий).
1) Придаточная часть относится ко всей главной части предложения в целом.
2) Придаточная часть относится к одному слову – существительному – в главной части.
3) Придаточная часть относится к словосочетанию в главной части.
4) Придаточная часть относится к одному слову – местоимению – в главной части.
9. В каком варианте правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Желудки с двумя самостоятельными отделами (1) в каждом из которых (2) выделяется (3) особый желудочный сок (4) отличают кашалотов от других китов.
1) 1,2
2) 1,3,4
3) 1,4
4) 2,4
10. В каком варианте правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Персонажи ранних рассказов Чехова (1) ёмкие образы (2) которых (3) выстроены автором посредством ряда ярких художественных деталей (4) одновременно и реалистичны, и карикатурны.
Проверка (слайд 2). Работа над ошибками. Взаимооценка
Синтаксический разбор предложения (у доски): Он уверял меня, что в море бывает две весны. (Вспомнить порядок разбора сложного предложения)
Шаг 3: видеоурок 5 «Союзы и союзные слова»
Практическая работа. Цель: формировать умение отличать подчинительные союзы от союзных слов.
1) Определите вид придаточного предложения. Что является средством связи: союз или союзное слово? Выполняют задание устно в группе. Проверка. Оценивание.
1) Скажите мне, кого мы тут ждем. (Я Каверин.) 2) Я должен знать, на что ты собираешься истратить эту сумму. (В. Катаев.) 3) Он хорошо знал, как надо обращаться с крабами. (В. Катаев.) 4) Я терпеливо ждал, когда поплавок вздрогнет и пойдет в зеленую речную глубину. (К. Паустовский) 5) Я давно угадал, что мы сердцем родня (А Фет.) 6) Антошка попросил Наташу, чтобы она подняла его высоко на руки. (А Платонов.) 7) Все почувствовали, что в воздухе пахнет молодой листвой тополя, розами и сиренью. (А Чехов.) 8) Он боялся, что ему как художнику не удается проявить все силы души. (В. Каверин.)
2) Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Составьте схемы предложений. Установите вид придаточных, которые присоединяются к главному с помощью союзного слова (местоименного наречия) где.
1) Меж гор лжащих (полу)кругом пойдём туда где ручеёк б..жит зелёным лугом к реке сквозь липовый лесок. (А. Пушкин) 2) В безмолвный терем вход..т он где дремл..т чудным сном Людмила. (А. Пушкин) 3) Где (не)когда всё было пусто голо теперь младая роща разр..слась. (А. Пушкин) 4) Онегин добрый мой пр..ятель родился на брегах Невы где может быть родились вы или бл..стали мой читатель. (А. Пушкин) 5) Умолк аул где бе..заботно (н..)давно слушали певца. (М. Лермонтов) 6) Мой дом везде где есть небесный свод. (М. Лермонтов) 7) Вчера я шёл по зале осв..щё(н, нн)ой где так д..вно встречались мы с тобой. (А. Фет) 8) (Н..)когда (н..)знаешь где найдёшь настоящее слово. (К. Паустовский) 9) На горах под м..телями где лишь ели одни веч(?)но зелены сел орёл в тень под елями. (Я. Полонский) Проверка в группе. Работа над ошибками.
7. Шаг 4: видеоурок 5 «СПП с несколькими придаточными»
8. Составление кластера: «Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными» (работают в группе). Защита кластеров.
9. Практическая работа. Цель: формировать умение отличать СПП с разними видами связи, составлять схемы СПП с несколькими придаточными.
Составьте схемы предложений. Определите вид подчинения придаточных (последовательное, однородное, неоднородное).
1) Не надо хвалиться, коли не знаешь, как рожь родится. (Пословица) 2) Кому приходилось странствовать по тайге, тот знает, что значит во время непогоды найти зверовую фанзу. (В. Арсеньев) 3) Я узнал, что залив этот похож на исполинский конденсатор соли и что вся местность вокруг него не исследована. (Я. Паустовский) 4.) Она вдруг поняла, что где-то сошла с тропы, и повернула туда, где, показалось, проходила тропа. (М. Пришвин) 5) Мы сразу поняли, что дети дома не ночевали и что они, скорее всего, заблудились в болоте. (М. Пришвин) 6) Собрались мало-помалу и другие соседи, стали думать, как нам выручить детей, если только они ещё живы. (М. Пришвин) 7) Талант в том, чтобы увидеть там, где другие не замечают. (Д. Гранин) 8) Я наблюдал, как светлели предрассветные сумерки и над рекой занималась алая заря. (К. Паустовский) Проверка схем у доски.
10. Итоговый тест по теме «СПП»
1. Найдите сложноподчиненное предложение.
А. Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.
Б. В Мещерском крае нет никаких богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.
В. Живопись Левитана, как считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней полосы России.
Г. В ком добра нет, в том правды мало.
2. Прочитайте предложение: Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. Придаточное предложение в нем стоит…
А. перед главным предложением
Б. после главного предложения
В. в середине главного предложения
3. Определите вид придаточного в сложноподчиненном предложении: Надо поймать тот час, когда косые лучи начнут пронизывать лес.
А. придаточное времени
Б. придаточное определительное
В. придаточное условное
4. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места.
А. Я рассказал, где прошло мое детство.
Б. Я поехал туда, где прошло мое детство.
В. Я побывал в городе, где прошло мое детство.
5. Какое предложение соответствует схеме: ( ),[ ],( )
А. Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.
Б. Легко работать, когда знаешь, что труд твой ценят.
6. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
А. Для того чтобы правдиво сыграть любую роль, прежде всего нужно найти зерно художественного образа.
Б. Особенно мне нравится ночное пение соловья, когда над головой светят звезды и все в лесу примолкает.
В. На задаваемые вопросы Дерсу объяснял, что если в тихую погоду туман поднимается кверху, непременно надо ждать затяжного дождя.
7. Выберите правильный вариант характеристики придаточного предложения.
А. Очевидно, это было то место, где шоссе обрывалось над рекой у сожженного моста (придаточное места).
Б. Началась та чудная пора, когда природа, пробудясь ото сна, начинает жить полной жизнью (придаточное времени).
В. Когда вы согласились, так уже нельзя вам отказываться (придаточное условия).
Г. Иногда и не заметит человек первого седого волоса, как не замечает порой первого желтого листа (придаточное образа действия).
8. Выберите правильный вариант характеристики придаточного предложения.
А. Мы не просидели и четверти часа, так как сторож попросил выйти на улицу (придаточное цели).
Б. Глядела я, как мчатся сани, и слушала язык родной (придаточное образа действия).
В. И хотя в камнях ничего не было чужого, угрюмого, они ему показались недобрыми, могильными (придаточное условия).
Г. Она ловко кружилась на одном месте, так что получалось нечто вроде вальса (придаточное следствия).
1. Найдите сложноподчиненное предложение.
А. Истина необходима человеку так же, как слепому поводырь..
Б. Мост снесло во время половодья, и нам пришлось делать большой крюк.
В. Аист, как говорит народное поверье, стережет счастье, не подпуская беду.
Г. Кто пахать не ленится, у того хлеб родится.
2. Прочитайте предложение: Только исследуя какой-нибудь клочок нашей земли, можно понять, как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги. Придаточное предложение в нем стоит…
А. перед главным предложением
Б. после главного предложения
В. в середине главного предложения
3. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении: Когда командир не робеет, бойцы за ним в огонь и в воду пойдут.
А. придаточное сравнительное
Б. придаточное условия
В. придаточное времени
4. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места.
А. Это и была школа, куда меня направили.
Б. Я знал, куда меня направили.
В. Я приехал туда, куда меня направили.
5. Какое предложение соответствует схеме: ( ), [ ], ( )
А. Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.
Б. Труд составляет самую крепкую и надежную связь между тем человеком, который трудится, и тем обществом, на пользу которого направлен этот труд.
6. Какая схема соответствует предложению: Внимательно прочитав все написанное Пришвиным, убеждаешься, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что превосходно видел и знал?
7. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
А. В то время как мы готовили материалы экспедиции, начальник отряда договаривался с проводниками.
Б. Слышно было, как над полем пел жаворонок и как вдали куковала кукушка.
В. Я ждал ее рассказа и молчал, боясь, что если я спрошу ее о чем-либо, она опять отвлечется в сторону.
8. Выберите неправильный вариант характеристики придаточного предложения.
А. Люди выдумывали себе пороки, лишь бы не прослыть пресными (придаточное цели).
Б. Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят (придаточное определительное).
В. Кругом рвались снаряды, так что всем было не до него (придаточное следствия).
Г. Фельдшер вышел во двор поглядеть, не уехал ли Калашников на его лошади (придаточное изъяснительное). Проверка (слайд 3). Работа над ошибками. Самооценка
Leave a Reply