Число ездок с грузом — определяется путем подсчета числа пробегов с грузом между начальным пунктом погрузки и конечным пунктом разгрузки. Частичная разгрузка в промежуточных пунктах считается заездами.
Общий пробег — определяется как разница между показаниями спидометра автотранспортного средства при возвращении в гараж и при выезде на линию.
Пробег с грузом — рассчитывается суммированием пробега по каждой ездке с грузом на основе данных товарно-транспортных накладных.
Среднесуточный пробег — определяется делением общего пробега транспортных средств на количество дней работы.
Средняя дальность ездки — характеризует среднюю величину пробега автотранспортного средства с грузом, приходящуюся на каждую выполненную ездку.
Среднее расстояние перевозки одной тонны груза — определяется отношением суммарного грузооборота к количеству перевезенного груза за этот период;
Средняя дальность перевозок — определяется делением грузооборота в тонно-километрах на количество перевезенных тонн.
Коэффициент использования пробега — относительный показатель для оценки использования общего пробега, представляющий собой отношение пробега транспортного средства с грузом к общему пробегу.
Коэффициент порожнего пробега подвижного состава — характеризует величину порожнего пробега. Коэффициент зависит от следующих факторов:
- особенности работы и использования транспортных средств;
- специализация транспортных средств;
- месторасположение пунктов производства и потребления, сырьевых источников и пунктов переработки продукции.
На железнодорожном транспорте этот показатель применяется только для грузовых вагонов, как в целом, так и по родам вагонов; исчисляется отношением порожнего пробега к общему и отдельно к груженому пробегу. На автомобильном транспорте определяется как отношение величины пробега автомобиля без груза к величине общего пробега автомобилей. На морском транспорте учитываются балластные пробеги (переходы), которые морские транспортные суда проходят без груза.
Основные показатели работы транспортных средств на линии.
Маршрут движения — путь следования транспортного средства при выполнении перевозки между начальным и конечным пунктами.
Длина маршрута — расстояние между начальным и конечным пунктами.
Время работы автотранспортного средства на маршруте — равняется времени в наряде, за исключением времени нулевых пробегов транспортного средства в начале смены до первого пункта погрузки и от последнего пункта разгрузки до транспортного предприятия в конце смены.
Оборот автомобиля — законченный цикл движения автотранспортного средства с возвращением в начальный пункт маршрута. Длина оборота и время оборота характеризуют работу автотранспортных средств на маршруте.
Интервал движения — это промежуток времени между прохождением любого пункта маршрута двумя следующими друг за другом автотранспортными средствами.
Виды маршрутов движения.
Маятниковый — маршрут, на котором путь следования транспортного средства в прямом и обратном направлениях лежит на одной и той же трассе. Прямое (обратное) направление — направление, по которому следует больший (меньший) грузопоток;
Кольцевой — путь следования транспортного средства по замкнутому контуру, соединяющему несколько пунктов погрузки-разгрузки. В кольцевом маршруте начальный пункт является конечным;
Комбинированный — сочетание нескольких маршрутов движения транспортного средства, в ходе которых за один оборот может быть совершено несколько ездок.
- с обратным порожним пробегом — на маршруте имеется один погрузочный и один разгрузочный пункт (простой маятниковый маршрут);
- с полным использованием пробега — на каждом грузовом пункте маршрута транспортные средства после разгрузки перемещаются на этом же пункте под погрузку другим грузом;
- с неполным использованием пробега (в прямом, обратном или обоих направлениях) — на маршруте имеется по одному пункту погрузки и разгрузки, а также один совмещенный пункт, где осуществляется погрузка (разгрузка).
- развозочный — маршрут, на котором загруженное транспортное средство развозит груз по нескольким пунктам назначения и постепенно разгружается;
- сборный — маршрут, на котором транспортное средство последовательно проходит несколько погрузочных пунктов, постепенно загружается и завозит груз в один пункт разгрузки;
- сборно-развозочный — маршрут, на котором одновременно развозится один груз и собирается другой.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
За время работы на линии подвижной состав проходит определенный путь, который называется пробегом и измеряется в километрах. Путь, пройденный за время нахождения на линии, называется общим пробегом подвижного состава. Путь, пройденный за сутки, называется суточным пробегом подвижного состава. Общий пробег, совершаемый автомобилем, подразделяется на производительный и непроизводительный. Производительный пробег грузовых автомобилей называется груженым пробегом. Непроизводительный пробег — пробег без груза, он бывает нулевой или порожний.
Нулевым называется пробег автомобиля от АТП (или другого места постоянной стоянки) до первого пункта погрузки и от последнего места разгрузки до АТП. Порожним (холостым) называется пробег автомобиля от пункта разгрузки до следующего пункта погрузки.
Непроизводительный пробег является обязательным составным элементом общего пробега
^ Производительный (груженый)
Непроизводительный (без груза)
^ Холостой (порожний)
Общий пробег подвижного состава за одну ездку в километрах
где 1ег — пробег с грузом, км;
1Х — холостой пробег, км.
Величина нулевого пробега за день зависит от взаимного расположения АТП и пунктов погрузки и разгрузки заданного маршрута. АТП с маршрутом может быть связано двумя или одним отрезком нулевых пробегов.
Общий пробег подвижного состава в километрах за день (смену) будет складываться их груженого пробега, холостого и нулевого:
где Lгp — груженый пробег за день (смену);
Lx — холостой пробег за день (смену);
— нулевой пробег за день (смену).
Для повышения эффективности использования подвижного состава при перевозке грузов необходимо стремиться к снижению величины непроизводительного пробега.
Использование пробега подвижного состава характеризуется коэффициентом использования пробега. Он определяет долю груженого пробега в общем пробеге подвижного состава и рассчитывается отношением пробега с грузом к общему пробегу за данный период.
Эффективность использования пробега можно оценить для следующих условий:
► коэффициент использования пробега за одну ездку
gif» name=»object3″ align=absmiddle width=65 height=45>
► коэффициент использования пробега за день (смену)
Коэффициент использования пробега зависит в основном от структуры грузопотоков (несмотря на наличие встречных грузопотоков, порожний пробег подвижного состава не может быть использован из-за несовместимости грузов, так как нельзя перевозить, например, на одном и том же подвижном составе в одну сторону нефтепродукты в бочках, а в другую — пищевые продукты), направления грузопотоков (наличия грузопотоков, позволяющих использовать порожние пробеги подвижного состава), организации транспортного процесса и маршрутизации перевозок, оперативного планирования и диспетчерского руководства, территориального расположения автотранспортного предприятия по отношению к основным грузообразуюшим и грузопоглощающим пунктам.
Величина коэффициента использования пробега оказывает большое влияние на уровень производительности подвижного состава. При организации движения и составлении маршрутов перевозок грузов автотранспортные предприятия стремятся сокращать непроизводительные пробеги подвижного состава путем загрузки его как в прямом, так и в обратном направлении. С этой целью работники службы эксплуатации тщательно изучают грузооборот района перевозок, структуру грузопотоков корреспондирующих пунктов и их объем перевозок, организуют кольцевые маршруты и работу подвижного состава с заездами. Для изыскания попутного груза автотранспортные предприятия прибегают к услугам транспортно-экспедиционных контор и агентств, устанавливают прямые связи со сбытовыми и снабженческими организациями и др.
Тщательная разработка маршрутов движения подвижного состава способствует повышению коэффициента использования пробега. Поэтому для более производительного использование пробега подвижного состава диспетчерский аппарат службы эксплуатации при составлении маршрутов перевозок грузов использует все имеющиеся в его распоряжении средства, включая математические методы и ЭВМ.
За время работы на Линии подвижной состав выполняет определенное количество ездок. Ездка представляет законченный цикл транспортного процесса и состоит из следующих элементов: погрузки груза, пробега подвижного состава от пункта погрузки до пункта разгрузки, разгрузки груза и пробега до пункта следующей погрузки.
Оборотом называется транспортный процесс, состоящий из одной или нескольких ездок с обязательным возвращением в исходную точку маршрута.
В процессе работы на линии подвижной состав выполняет запланированное количество ездок на различное расстояние, поэтому определяют среднюю величину показателя — пробег с грузом за ездку (1ег) как отношение пробега подвижного состава с грузом к количеству выполненных ездок за данный период:
При определении средней величины показателя пробега с грузом за ездку не учитываются грузоподъемность применяемого подвижного состава и степень ее использования на различных расстояниях перевозки. Однако эти факторы влияют как на, величину пробега подвижного состава, так и на количество выполненных ездок. Учесть влияние этих факторов можно с помощью показателя среднего расстояния перевозки 1 т груза (1ср), который определяют отношением суммарного грузооборота (Р) в тонно-километрах к количеству перевезенного груза Q) в тоннах за данный период:
Средняя величина пробега с грузом за ездку может отличаться от среднего расстояния перевозки груза, что связано с неодинаковым использованием грузоподъемности подвижного состава при перевозке грузов на различное расстояние.
Клуб 5 тонн и Авторядом.ру
Сначала немного теории.
Некоторых грузовладельцев и логистов наряду с привычными тарифами за услуги грузоперевозок, такие как цена за километр, час или фрахт, интересует цена за тонно-километр. Сведя данные с различных ресурсов интернета постараюсь объяснить особенности данной сдельной оплаты.
Используется в двух случаях:
как сравнительная (но не абсолютная) оценка механической силы транспорта предприятия и как оценка наибольшей возможной пропускной способности транспортных линий.
Прикладной пример расчета стоимости 1 тонно-километра показан ниже.
Немного определений и теории.
Показатель пропускной способности, выражаемый в тонна-километрах — грузооборот. Такой же показатель для числа перевозимых пассажиров — пассажирооборот. Они часто встречаются в рекламе транспортных компаний для характеристики объема перевозимых грузов и пассажиров .
Один тонно-километр – это груз массой в одну тонну, который перевозится на расстояние один километр. А значит, чтобы рассчитать показатель тонно-километры, умножьте вес груза на пробег автомобиля, доставляющего товар. К примеру, грузовой автомобиль перевез 5 тонн груза на расстояние 300 километров: умножьте 5 т на 300 км и получите 1500 тонно-километров (т *км).
Полученный в результате расчета экономический показатель используется для того, чтобы оценить объем перевозок грузов данным видом транспорта. К тому же этот показатель грузооборота может быть использован и для оценки максимальной пропускной способности транспортных линий предприятия и сравнения механической силы разных транспортных средств.
Возможен также расчет приведенного тонно-километра. Этот показатель характеризует объем всей выполненной отдельными видами транспорта перевозки пассажиров и грузов. Чтобы подсчитать приведенные тонно-километры, суммируйте тонно-километры с пассажиро-километрами.
Для характеристики эффективности использования транспортного средства, с помощью которого доставляется груз, рассчитывается коэффициент использования грузовместимости.
Этот показатель отражает степень использования грузовых помещений различных транспортных средств.
К примеру, для грузовых вагонов коэффициент использования грузовместимости рассчитывается как частное при делении полезного объема на полный объем.
На показатель грузооборота существенное влияние оказывает тип дорог, по которым перевозится груз.
В настоящее время в России различают три типа дорог: дороги с односторонним движением и твердым покрытием, дороги с твердым покрытием и двухсторонним движением и грунтовые дороги.
Естественно, скорость перевозки грузов по дорогам первого типа будет намного выше скорости перемещения груженного транспортного средства по грунтовым дорогам.
Теоретический РАСЧЕТ СЕБЕСТОИМОСТИ 1 ТОННО-КИЛОМЕТРА ГРУЗОВОГО АВТОТРАНСПОРТА.
Следует отметить, что стоимость и себестоимость 1 тонно-километра — это различные понятия. За единицу исчисления себестоимости единицы услуг грузового автотранспорта принят тонно-километр. Себестоимость 1 т*км определяют в среднем по всему грузовому автопарку предприятия.
Объем автотранспортных работ определяется по формуле:
О = Г х Л х Д х П х Кп х Кг,
где О – объем автотранспортных работ, ткм; Г – номинальная грузоподъемность одной автомашины, т; Л – среднесуточный пробег одной автомашины, км; Д – количество дней работы автомашины в году на перевозке грузов; П — среднегодовое количество машин данной марки; Кп –коэффициент использования пробега; Кг – коэффициент использования грузоподъемности.
Количество дней работы автомашин в году на перевозке грузов, среднесуточный пробег, коэффициенты использования пробега и грузоподъемности рассчитываются по данным отчета о работе грузового автотранспорта. Коэффициент использования пробега определяется делением годового пробега автомашин с грузом на общий пробег.
Коэффициент использования грузоподъемности определяется отношением количества перевозимого груза за одну поездку к номинальной грузоподъемности машины. Среднесписочное количество машин устанавливают на основе данных о наличии автомобилей на начало года, пополнении и выбытии их в течение года.
При этом учитывают не только количество, но и сроки пополнения и выбытия машин. За срок поставки условно принимают середину квартала.
Среднесуточный пробег на одну машину составляет примерно 70-130 км. В среднем машина работает около 230-280 дней в году. Коэффициент использования пробега составляет 0,45-0,55. В среднем для всех классов грузов, перевозимых предприятием, коэффициент использования грузоподъемности равен примерно 0,75-0,90.
В рекламе крупные траспортные предприятия также могут использовать стоимость 1 тонно-километра. Исходя из размероности руб /( т*км) — это стоимость перевозки 1 тонны груза на расстояние 1 км.
Leave a Reply