Как рассчитывается коэффициент использования пробега автотранспортного средства

Как рассчитывается коэффициент использования пробега автотранспортного средства

Число ездок с грузом — определяется путем подсчета числа про­бегов с грузом между начальным пунктом погрузки и конечным пунктом разгрузки. Частичная разгрузка в промежуточных пунк­тах считается заездами.

Общий пробег — определяется как разница между показаниями спидометра автотранспортного средства при возвращении в гараж и при выезде на линию.

Пробег с грузом — рассчитывается суммированием пробега по каж­дой ездке с грузом на основе данных товарно-транспортных накладных.

Среднесуточный пробег — определяется делением общего пробега транспортных средств на количество дней работы.

Средняя дальность ездки — характеризует среднюю величину про­бега автотранспортного средства с грузом, приходящуюся на каждую выполненную ездку.

Среднее расстояние перевозки одной тонны груза — определяется отношением суммарного грузооборота к количеству перевезен­ного груза за этот период;

Средняя дальность перевозок — определяется делением грузообо­рота в тонно-километрах на количество перевезенных тонн.

Коэффициент использования пробега — относительный показатель для оценки использования общего пробега, представляющий собой отношение пробега транспортного средства с грузом к общему пробегу.

Коэффициент порожнего пробега подвижного состава — характе­ризует величину порожнего пробега. Коэффициент зависит от следующих факторов:

  • особенности работы и использования транспортных средств;
  • специализация транспортных средств;
  • месторасположение пунктов производства и потребления, сырьевых источников и пунктов переработки продукции.

На железнодорожном транспорте этот показатель применя­ется только для грузовых вагонов, как в целом, так и по родам вагонов; исчисляется отношением порожнего пробега к общему и отдельно к груженому пробегу. На автомобильном транспорте определяется как отношение величины пробега автомобиля без груза к величине общего пробега автомобилей. На морском транспорте учитываются балластные пробеги (переходы), ко­торые морские транспортные суда проходят без груза.

Основные показатели работы транспортных средств на линии.

Маршрут движения — путь следования транспортного средства при выполнении перевозки между начальным и конечным пунктами.

Длина маршрута — расстояние между начальным и конечным пунктами.

Время работы автотранспортного средства на маршруте — рав­няется времени в наряде, за исключением времени нулевых про­бегов транспортного средства в начале смены до первого пункта погрузки и от последнего пункта разгрузки до транспортного предприятия в конце смены.

Оборот автомобиля — законченный цикл движения автотранс­портного средства с возвращением в начальный пункт марш­рута. Длина оборота и время оборота характеризуют работу автотранспортных средств на маршруте.

Интервал движения — это промежуток времени между прохож­дением любого пункта маршрута двумя следующими друг за другом автотранспортными средствами.

Виды маршрутов движения.

Маятниковый — маршрут, на котором путь следования транс­портного средства в прямом и обратном направлениях лежит на одной и той же трассе. Прямое (обратное) направление — направление, по которому следует больший (меньший) грузо­поток;

Кольцевой — путь следования транспортного средства по замк­нутому контуру, соединяющему несколько пунктов погрузки-разгрузки. В кольцевом маршруте начальный пункт является конечным;

Комбинированный — сочетание нескольких маршрутов движения транспортного средства, в ходе которых за один оборот может быть совершено несколько ездок.

  • с обратным порожним пробегом — на маршруте имеется один по­грузочный и один разгрузочный пункт (простой маятниковый маршрут);
  • с полным использованием пробега — на каждом грузовом пункте маршрута транспортные средства после разгрузки перемещаются на этом же пункте под погрузку другим грузом;
  • с неполным использованием пробега (в прямом, обратном или обоих направлениях) — на маршруте имеется по одному пункту погрузки и разгрузки, а также один совмещенный пункт, где осуществляется погрузка (разгрузка).
  • развозочный — маршрут, на котором загруженное транспортное средство развозит груз по нескольким пунктам назначения и по­степенно разгружается;
  • сборный — маршрут, на котором транспортное средство последо­вательно проходит несколько погрузочных пунктов, постепенно загружается и завозит груз в один пункт разгрузки;
  • сборно-развозочный — маршрут, на котором одновременно раз­возится один груз и собирается другой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

За время работы на линии подвижной состав проходит определенный путь, который называется пробегом и изме­ряется в километрах. Путь, пройденный за время нахожде­ния на линии, называется общим пробегом подвиж­ного состава. Путь, пройденный за сутки, называется су­точным пробегом подвижного состава. Общий про­бег, совершаемый автомобилем, подразделяется на произ­водительный и непроизводительный. Производительный пробег грузовых автомобилей называется груженым пробе­гом. Непроизводительный пробег — пробег без груза, он бывает нулевой или порожний.

Нулевым называется пробег автомобиля от АТП (или другого места постоянной сто­янки) до первого пункта погрузки и от последнего места разгрузки до АТП. Порожним (холостым) называется про­бег автомобиля от пункта разгрузки до следующего пункта погрузки.

Непроизводительный пробег является обязательным со­ставным элементом общего пробега

^ Производительный (груженый)

Непроизводительный (без груза)

^ Холостой (порожний)

Общий пробег подвижного состава за одну ездку в ки­лометрах

где 1ег — пробег с грузом, км;

1Х — холостой пробег, км.

Величина нулевого пробега за день зависит от взаимно­го расположения АТП и пунктов погрузки и разгрузки за­данного маршрута. АТП с маршрутом может быть связано двумя или одним отрезком нуле­вых пробегов.

Общий пробег подвижного состава в километрах за день (смену) будет складываться их груженого пробега, холосто­го и нулевого:

где Lгp — груженый пробег за день (смену);

Lx — холостой пробег за день (смену);

— нулевой пробег за день (смену).

Для повышения эффективности использования подвиж­ного состава при перевозке грузов необходимо стремиться к снижению величины непроизводительного пробега.

Использование пробега подвижного состава характери­зуется коэффициентом использования пробега. Он опреде­ляет долю груженого пробега в общем пробеге подвижного состава и рассчитывается отношением пробега с грузом к об­щему пробегу за данный период.

Эффективность использования пробега можно оценить для следующих условий:

► коэффициент использования пробега за одну ездку

gif» name=»object3″ align=absmiddle width=65 height=45>

► коэффициент использования пробега за день (смену)

Коэффициент использования пробега зависит в основ­ном от структуры грузопотоков (несмотря на наличие встреч­ных грузопотоков, порожний пробег подвижного состава не может быть использован из-за несовместимости грузов, так как нельзя перевозить, например, на одном и том же по­движном составе в одну сторону нефтепродукты в бочках, а в другую — пищевые продукты), направления грузопотоков (наличия грузопотоков, позволяющих использовать порож­ние пробеги подвижного состава), организации транспорт­ного процесса и маршрутизации перевозок, оперативного планирования и диспетчерского руководства, территориаль­ного расположения автотранспортного предприятия по от­ношению к основным грузообразуюшим и грузопоглощающим пунктам.

Величина коэффициента использования пробега оказы­вает большое влияние на уровень производительности по­движного состава. При организации движения и составле­нии маршрутов перевозок грузов автотранспортные пред­приятия стремятся сокращать непроизводительные пробеги подвижного состава путем загрузки его как в прямом, так и в обратном направлении. С этой целью работники служ­бы эксплуатации тщательно изучают грузооборот района перевозок, структуру грузопотоков корреспондирующих пун­ктов и их объем перевозок, организуют кольцевые маршру­ты и работу подвижного состава с заездами. Для изыскания попутного груза автотранспортные предприятия прибегают к услугам транспортно-экспедиционных контор и агентств, устанавливают прямые связи со сбытовыми и снабженчес­кими организациями и др.

Тщательная разработка маршрутов движения подвиж­ного состава способствует повышению коэффициента ис­пользования пробега. Поэтому для более производительного использование пробега подвижного состава диспетчерский аппарат службы эксплуатации при составлении маршрутов перевозок грузов использует все имеющиеся в его распоря­жении средства, включая математические методы и ЭВМ.

За время работы на Линии подвижной состав выполняет определенное количество ездок. Ездка представляет закон­ченный цикл транспортного процесса и состоит из следую­щих элементов: погрузки груза, пробега подвижного соста­ва от пункта погрузки до пункта разгрузки, разгрузки груза и пробега до пункта следующей погрузки.

Оборотом называется транспортный процесс, состоящий из одной или нескольких ездок с обязательным возвращением в исходную точку маршрута.

В процессе работы на линии подвижной состав выпол­няет запланированное количество ездок на различное рас­стояние, поэтому определяют среднюю величину показате­ля — пробег с грузом за ездку (1ег) как отношение пробега подвижного состава с грузом к количеству выполнен­ных ездок за данный период:

При определении средней величины показателя пробега с грузом за ездку не учитываются грузоподъемность при­меняемого подвижного состава и степень ее использования на различных расстояниях перевозки. Однако эти факторы влияют как на, величину пробега подвижного состава, так и на количество выполненных ездок. Учесть влияние этих факторов можно с помощью показателя среднего расстоя­ния перевозки 1 т груза (1ср), который определяют отноше­нием суммарного грузооборота (Р) в тонно-километрах к ко­личеству перевезенного груза Q) в тоннах за данный период:

Средняя величина пробега с грузом за ездку может от­личаться от среднего расстояния перевозки груза, что связа­но с неодинаковым использованием грузоподъемности по­движного состава при перевозке грузов на различное рас­стояние.

Клуб 5 тонн и Авторядом.ру

Сначала немного теории.

Некоторых грузовладельцев и логистов наряду с привычными тарифами за услуги грузоперевозок, такие как цена за километр, час или фрахт, интересует цена за тонно-километр. Сведя данные с различных ресурсов интернета постараюсь объяснить особенности данной сдельной оплаты.

Используется в двух случаях:
как сравнительная (но не абсолютная) оценка механической силы транспорта предприятия и как оценка наибольшей возможной пропускной способности транспортных линий.

Прикладной пример расчета стоимости 1 тонно-километра показан ниже.

Немного определений и теории.

Показатель пропускной способности, выражаемый в тонна-километрах — грузооборот. Такой же показатель для числа перевозимых пассажиров — пассажирооборот. Они часто встречаются в рекламе транспортных компаний для характеристики объема перевозимых грузов и пассажиров .

Один тонно-километр – это груз массой в одну тонну, который перевозится на расстояние один километр. А значит, чтобы рассчитать показатель тонно-километры, умножьте вес груза на пробег автомобиля, доставляющего товар. К примеру, грузовой автомобиль перевез 5 тонн груза на расстояние 300 километров: умножьте 5 т на 300 км и получите 1500 тонно-километров (т *км).

Полученный в результате расчета экономический показатель используется для того, чтобы оценить объем перевозок грузов данным видом транспорта. К тому же этот показатель грузооборота может быть использован и для оценки максимальной пропускной способности транспортных линий предприятия и сравнения механической силы разных транспортных средств.

Возможен также расчет приведенного тонно-километра. Этот показатель характеризует объем всей выполненной отдельными видами транспорта перевозки пассажиров и грузов. Чтобы подсчитать приведенные тонно-километры, суммируйте тонно-километры с пассажиро-километрами.

Для характеристики эффективности использования транспортного средства, с помощью которого доставляется груз, рассчитывается коэффициент использования грузовместимости.

Этот показатель отражает степень использования грузовых помещений различных транспортных средств.

К примеру, для грузовых вагонов коэффициент использования грузовместимости рассчитывается как частное при делении полезного объема на полный объем.

На показатель грузооборота существенное влияние оказывает тип дорог, по которым перевозится груз.

В настоящее время в России различают три типа дорог: дороги с односторонним движением и твердым покрытием, дороги с твердым покрытием и двухсторонним движением и грунтовые дороги.

Естественно, скорость перевозки грузов по дорогам первого типа будет намного выше скорости перемещения груженного транспортного средства по грунтовым дорогам.

Теоретический РАСЧЕТ СЕБЕСТОИМОСТИ 1 ТОННО-КИЛОМЕТРА ГРУЗОВОГО АВТОТРАНСПОРТА.

Следует отметить, что стоимость и себестоимость 1 тонно-километра — это различные понятия. За единицу исчисления себестоимости единицы услуг грузового автотранспорта принят тонно-километр. Себестоимость 1 т*км определяют в среднем по всему грузовому автопарку предприятия.

Объем автотранспортных работ определяется по формуле:

О = Г х Л х Д х П х Кп х Кг,

где О – объем автотранспортных работ, ткм; Г – номинальная грузоподъемность одной автомашины, т; Л – среднесуточный пробег одной автомашины, км; Д – количество дней работы автомашины в году на перевозке грузов; П — среднегодовое количество машин данной марки; Кп –коэффициент использования пробега; Кг – коэффициент использования грузоподъемности.

Количество дней работы автомашин в году на перевозке грузов, среднесуточный пробег, коэффициенты использования пробега и грузоподъемности рассчитываются по данным отчета о работе грузового автотранспорта. Коэффициент использования пробега определяется делением годового пробега автомашин с грузом на общий пробег.

Коэффициент использования грузоподъемности определяется отношением количества перевозимого груза за одну поездку к номинальной грузоподъемности машины. Среднесписочное количество машин устанавливают на основе данных о наличии автомобилей на начало года, пополнении и выбытии их в течение года.

При этом учитывают не только количество, но и сроки пополнения и выбытия машин. За срок поставки условно принимают середину квартала.

Среднесуточный пробег на одну машину составляет примерно 70-130 км. В среднем машина работает около 230-280 дней в году. Коэффициент использования пробега составляет 0,45-0,55. В среднем для всех классов грузов, перевозимых предприятием, коэффициент использования грузоподъемности равен примерно 0,75-0,90.

В рекламе крупные траспортные предприятия также могут использовать стоимость 1 тонно-километра. Исходя из размероности руб /( т*км) — это стоимость перевозки 1 тонны груза на расстояние 1 км.

Итого: по данному расчету выгодней 1 организация и ничего никуда не надо переводить

Другие статьи:

Похожие статьи:

Популярное на сайте:

Leave a Reply