Какие драматургические средства помогают автору раскрыть характеры героев в грозе

Какие драматургические средства помогают автору раскрыть характеры героев в грозе

Какие драматургические средства и как помогают автору раскрыть характеры героев в приведенном фрагменте?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Дикой. Ишь ты, замочило всего. (Кулигину.) Отстань ты от меня! Отстань! (С сердцем.) Глупый человек!

Кулигин. Савел Прокофьич, ведь от этого, ваше степенство, для всех вообще обывателей польза.

Дикой. Поди ты прочь! Какая польза! Кому нужна эта польза?

Кулигин. Да хоть бы для вас, ваше степенство, Савел Прокофьич. Вот бы, сударь, на бульваре, на чистом месте, и поставить. А какой расход? Расход пустой: столбик каменный (показывает жестами размер каждой вещи), дощечку медную, такую круглую, да шпильку, вот шпильку прямую (показывает жестом), простую самую. Уж я все это прилажу и цифры вырежу уже все сам. Теперь вы, ваше степенство, когда изволите гулять или прочие которые гуляющие, сейчас подойдете и видите, который час. А то этакое место прекрасное, и вид, и все, а как будто пусто. У нас тоже, ваше степенство, и проезжие бывают, ходят туда наши виды смотреть, все-таки украшение — для глаз оно приятней.

Дикой. Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором! Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Ты должен был прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать, дурака, или нет. Что я тебе — ровный, что ли! Ишь ты, какое дело нашел важное! Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать.

Кулигин. Кабы я со своим делом лез, ну тогда был бы я виноват. А то я для общей пользы, ваше, степенство. Ну что значит для общества каких-нибудь рублей десять! Больше, сударь, не понадобится.

Дикой. А может, ты украсть хочешь; кто тебя знает.

Кулигин. Коли я свои труды хочу даром положить, что же я могу украсть, ваше степенство? Да меня здесь все знают, про меня никто дурно не скажет.

Дикой. Ну и пущай знают, а я тебя знать не хочу.

Кулигин. За что, сударь Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?

Дикой. Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и конец! Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю.

Кулигин. Бог с вами, Савел Прокофьич! Я, сударь, маленький человек, меня обидеть недолго. А я вам вот что доложу, ваше степенство: «И в рубище почтенна добродетель!»

Дикой. Ты у меня грубить не смей! Слышишь ты!

Кулигин. Никакой я грубости вам, сударь, не делаю; а говорю вам потому, что, может быть, вы и вздумаете когда что-нибудь для города сделать. Силы у вас, ваше степенство, много; была б только воля на доброе дело. Вот хоть бы теперь то возьмем: у нас грозы частые, а не заведем мы громовых отводов.

Дикой (гордо). Все суета!

Кулигин. Да какая же суета, когда опыты были?

Дикой. Какие-такие там у тебя громовые отводы?

Дикой (с гневом). Ну, еще что?

Кулигин. Шесты стальные.

Дикой (сердясь более и более). Слышал, что шесты, аспид ты этакой; да еще-то что? Наладил: шесты! Ну, а еще что?

Кулигин. Ничего больше.

Дикой. Да гроза-то что такое, по-твоему, а? Ну, говори.

Дикой (топнув ногой). Какое еще там елестричество! Ну, как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А, говори! Татарин?

Кулигин. Савел Прокофьич, ваше степенство, Державин сказал:

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю.

Дикой. А за эти слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст! Эй, почтенные, прислушайте-ко, что он говорит!

Кулигин. Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю. (Махнув рукой, уходит.)

Дикой. Что ж ты, украдешь, что ли, у кого! Держите его! Этакой фальшивый мужичонко! С этим народом какому надо быть человеку? Я уж не знаю. (Обращаясь к народу). Да вы, проклятые, хоть кого в грех введете! Вот не хотел нынче сердиться, а он, как нарочно, рассердил- таки. Чтоб ему провалиться! (Сердито). Перестал, что ль, дождик-то?

1-й. Кажется, перестал.

Дикой. Кажется! А ты, дурак, сходи да посмотри. А то — кажется!

1-й (выйдя из-под сводов). Перестал!

Явление третье

Варвара и потом Борис.

Варвара. Кажется, он!

Борис (проходит в глубине сцены). Сс-сс!

Борис (оглядывается). Поди сюда. (Манит рукой.)

Варвара (входит). Что нам с Катериной-то делать? Скажи на милость!

Варвара. Беда ведь, да и только. Муж приехал, ты знаешь ли это? И не ждали его, а он приехал.

Борис. Нет, я не знал.

Варвара. Она просто сама не своя сделалась!

Борис. Видно, только я и пожил десяток деньков, пока! его не было. Уж теперь не увидишь ее!

Для характеристики героев в драматическом произведении используются различные художественные средства. К ним относятся авторские ремарки, «говорящие» фамилии, речь героев, их взаимная и само- характеристика.

Александр Николаевич Островский использует «говорящие» фамилии. Савел Прокофьич Дикой — это человек, который руководствуется только личными интересами, он совершенно не способен мириться с потребностями окружающих его людей; следовательно, этого человека можно назвать «диким». Фамилия предприимчивого Кулигина, размышляющего об общей пользе, очень похожа на фамилию известного русского изобретателя Кулибина.

Одним из драматургических средств характеристики героев являются авторские ремарки. В приведённом фрагменте они отражают чрезмерную эмоциональность Дикого («с гневом», «топнув ногой», «сердито»).

Речь Дикого характеризует его как человека крайне неуравновешенного, буйного.

Она изобилует восклицательными предложениями, ругательствами («дурак», «рыло», «разбойник», «червяк», «татарин»).

Важным драматургическим средством является контраст. В данном случае чрезмерная эмоциональность и грубость Дикого контрастируют с рассудительной, вежливой речью Кулигина. На ругательства он отвечает учтиво («ваше степенство»). В рассуждениях Дикого логика отсутствует, для него существует только собственное мнение: «Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все». Речь Кулигина, напротив, подчёркнуто логична.

Во время небольшой сцены Кулигин дважды цитирует русских писателей, что характеризует его как человека образованного и начитанного. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Напротив, Дикой не понимает ни книг, на научных достижений: об электричестве он явно слышит впервые, цитаты Кулигина считает бунтарскими. А между тем, Дикой поучает Кулигина: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали». В этих словах отражаются его самоуверенность и, что также очень важно, предрассудки, близкие к средневековым, но характерные для жителей города Калинова.

Таким образом, в приведённом отрывке речь героев является главным драматургическим средством, с помощью которого автор раскрывает их характеры.

Краткие выводы по изученной теме

1. В основе пьесы двусторонний конфликт. Внешний: свободолюбивая Катерина и косный мир «темного царства», внутренний: чувство и нравственный долг в душе и сознании Катерины.

2. Дикого и Кабаниху объединяют схожие черты личности: деспотизм, грубость, невежество, патриархальная отсталость, несправедливость по отношению к окружающим. «Им нужно не только, чтоб их уважали, но чтоб уважение это выражалось именно в известных формах <. > в самом-то деле внутреннее значение самодуров ближе к своему концу, нежели влияние людей, умеющих поддержать себя и свой принцип внешними уступками. Оттого-то так и печальна Кабанова, оттого так и бешен Дикой». (НЛ. Добролюбов)

3. Публичное покаяние и гибель Катерины — первое проявление краха власти самодуров, ломки тех законов и устоев, на которых эта власть держится. Смерть Катерины — это протест, бунт, призыв к действию. Последствия не заставили себя ждать: Варвара сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены, Кулигин бросил упрек в немилосердности.

«Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще не видна хорошенько, но уже даёт себя предчувствовать и посылает нехорошие видения тёмному произволу самодуров. Конец этот кажется нам отрадным. в нём дан страшный вызов самодурной силе». (НЛ. Добролюбов)

4. Островский показал, что и в окостенелом мирке Калинова может возникнуть характер поразительной красоты и силы. Очень важно, что Катерина родилась и сформировалась в тех же Калиновских условиях. В экспозиции пьесы Катерина рассказывает Варваре о своей жизни

в девичестве. Главный мотив её рассказа — все пронизывающая взаимная любовь и воля. «Такая ли я была. Я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. У нас полон дом был странниц да богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать, где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Таково хорошо было».

5. В Катерине рождается и растёт страсть. Проснувшееся чувство любви воспринимается Катериной как страшный грех, потому что любовь к чужому человеку для неё, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Из религии Катерина получила обостренное чувство нравственной ответственности. Полюбив Бориса, она нарушила те нравственные устои, которые считала святыми. Но и поступиться своей любовью она не в состоянии, тем более что это чувство связано в её душе с возникшим ощущением свободы. Природная нравственность не позволяет ей скрывать обман. Страшась греха, Катерина испытывает нравственные терзания, она освобождается от них покаянием.

6. Она не видит исхода своей муке, кроме смерти, и именно полное отсутствие надежды на прощение толкает её на самоубийство — грех еще более тяжкий с христианской точки зрения. «Все равно уж душу свою я погубила».

7. «Прежде всего вас поражает необыкновенная своеобразность этого характера. Ничего нет в нём внешнего, чужого, а всё выходит как-то изнутри его; всякое впечатление переработывается в нём и затем срастается с ним органически . Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, никогда не довольным, любящим разрушать во что бы то ни стало. Напротив, это характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный. Она странная, сумасбродная с точки зрения окружающих; но это потому, что она никак не может принять в себя их воззрений и наклонностей.

Под тяжёлой рукою бездушной Кабанихи нет простора её светлым видениям, как нет свободы её чувствам. Она терпит до тех пор, пока не заговорит в ней какой-нибудь интерес, особенно близкий её сердцу и законный в её глазах, пока не оскорблено в ней будет такое требование её натуры, без удовлетворения которого она не может оставаться спокойною. Тогда она уж ни на что не посмотрит. Вот истинная сила характера, на которую во всяком случае можно положиться!» (Н . Л. Добролюбов)

Выполняем задания для обобщения изученного

1. Отредактируйте текст сочинения школьника.

Тёмное царство в изображении А.Н. Островского

Самое решительное произведение Островского. Каждый воспринимает его по-своему. Кто-то находит в нём самый, что ни на есть обыкновенный, любовный роман с печальным концом, для кого-то в этой, с первого взгляда, одиозной и типичной истории скрывается ярко выраженная идея, некий призыв автора к читателям.

В пьесе описывается поистине удручающий облик российских провинциальных городов в первой половине XIX века. В «Грозе» чрезвычайно эмоционально рассказывается о противоборстве тёмного царства и светлой чистой души Катерины. Жители одного из таких убогих городков вместе со своими нищими и жалкими душонками, наполненными вечным всепоглощающим страхом, вместе со своей безнадежной ограниченностью, нежеланием узнать большего, с поражающим ханжеством и бесконечным лицемерием образуют страшное, пагубное, засасывающее всех и вся темное царство. Царство, где «все ворота уже давно заперты и со

баки спущены», куда никогда не просочиться хотя бы тоненькому лучику всего светлого, чистого, доброго и хорошего.

Всех действующих лиц драмы, как и во многих пьесах Островского, можно подразделить на «самодуров» и «жертв». «Самодурами» являются Кабаниха и Дикой. Остальные причисляются к противоположной категории, категории «жертв». Кабаниха «самодурствует» во имя своих идеалов (формальное исполнение традиционного уклада, по-ханжески понятое «благочестие»), а Дикой делает это, чтобы показать свою власть над слабыми, ради денег и личной выгоды: «Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые ещё больше денег наживать».

Кабаниха воплощает в себе патриархальный тип русского провинциального города, а Дикой — «современный»: власть денег и грубой силы. Но все же их роль похожа: это представители старшего поколения, преследующие молодых, мешающие им достичь своего счастья.

По-моему, Кабаниха и Дикой являются наиболее колоритными персонажами тёмного царства, чей скудный духовный образ довольно-таки ярко выражен. Остальные, на мой взгляд, представляют собой скучную и безынтересную серую массу людишек, живущих в постоянном страхе, во всём потакающих таким, как Дикой и Кабаниха, с помощью подхалимства. Но их можно понять, так как другого выхода (кроме, конечно, смерти) у них нет, всё это является своеобразным средством выживания в зыбучем тёмном царстве.

Пьеса Островского «Гроза» доказывает, что ещё существует сила, которая в конце концов затмит весь этот безграничный произвол и тиранство. И Кабаниха и Дикой прекрасно чувствуют шаткость и быстрый конец, крах и кончину их личного ограниченного мирка со своими устоями и порядками, мирка «самодуров».

2. Меняются ли персонажи на протяжении пьесы? Раскройте свою позицию, опираясь на текст. Сделайте вывод из своих наблюдений.

Дикой____________________________________ ___ _____________________________________________

Кулигин _____________________________________________________________________________ _____

Тихон__________________________________________________________________ ___ _______________

Варвара______________________________________________________ _ ___________________________

Кудряш__________________________________________________________ _ _______________________

3. Внезапно ли Катерина решилась на самоубийство? Выберите из текста цитаты и сделайте вывод.

I действие 7 явление _________________________________________________________________________________

II действие 2 явление_________________________________________________________________________________

V действие 2 явление _________________________________________________________________________________

V действие 4 явление__________________________________________________________________________________

4. Заполните схему «Система образов в пьесе «Гроза»

_________________________________________ «самодуры» ____________________________________________________

_________________________________________ «смирившиеся»: _________________________________________________

(«Где уж мне своей волей жить?»)

_________________________________________ «приспособившиеся»: __________________________________________________

(«лишь бы всё шито-крыто было!»)

________________________________________ «имеющие своё мнение» _________________________________________________

5. Почему именно Катерина подвергается осуждению калиновцев?

Почему суду не подвергается Кулигин, высказывающий смелые мысли?

Почему не судят Бориса, образованного, одетого не как все?

Выполняем задания формата ЕГЭ

Дикой. Ишь ты, замочило всего. (Кулигину.) Отстань ты от меня! Отстань! (С сердцем.) Глупый человек!

Кулигин. Савел Прокофьич, ведь от этого, ваше степенство, для всех вообще обывателей польза.

Дикой. Поди ты прочь! Какая польза! Кому нужна эта польза?

Кулигин. Да хоть бы для вас, ваше степенство, Савел Прокофьич. Вот бы, сударь, на бульваре, на чистом месте, и поставить. А какой расход? Расход пустой: столбик каменный (показывает жестами размер каждой вещи), дощечку медную, такую круглую, да шпильку, вот шпильку прямую (показывает жестом), простую самую. Уж я все это прилажу и цифры вырежу уже все сам. Теперь вы, ваше степенство, когда изволите гулять или прочие которые гуляющие, сейчас подойдёте и видите, который час. А то этакое место прекрасное, и вид, и всё, а как будто пусто. У нас тоже, ваше степенство, и проезжие бывают, ходят туда наши виды смотреть, всё-таки украшение — для глаз оно приятней.

Дикой. Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором! Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Ты должен был прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать, дурака, или нет. Что я тебе — ровный, что ли! Ишь ты, какое дело нашёл важное! Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать.

Кулигин. Кабы я со своим делом лез, ну тогда был бы я виноват. А то я для общей пользы, ваше степенство. Ну что значит для общества каких-нибудь рублей десять! Больше, сударь, не понадобится.

Д и к о й. А может, ты украсть хочешь; кто тебя знает.

Кулигин. Коли я свои труды хочу даром положить, что же я могу украсть, ваше степенство? Да меня здесь все знают, про меня никто дурно не скажет.

Дикой. Ну и пущай знают, а я тебя знать не хочу.

К у л и г и н. За что, сударь Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?

Дикой. Отчёт, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчёта не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и конец! Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю.

Кулигин. Бог с вами, Савел Прокофьич! Я, сударь, маленький человек, меня обидеть недолго. А я вам вот что доложу, ваше степенство: «Ив рубище почтенна добродетель!»

Дикой. Ты у меня грубить не смей! Слышишь ты!

Кулигин. Никакой я грубости вам, сударь, не делаю; а говорю вам потому, что, может быть, вы и вздумаете когда что-нибудь для города сделать. Силы у вас, ваше степенство, много; была б только воля на доброе дело. Вот хоть бы теперь то возьмём: у нас грозы частые, а не заведем мы громовых отводов.

Дикой (гордо). Всё суета!

Кулигин. Да какая же суета, когда опыты были?

Дикой. Какие-такие там у тебя громовые отводы?

Д и к о й (с гневом). Ну, ещё что?

Кулигин. Шесты стальные.

Дикой (сердясь более и более). Слышал, что шесты, аспид ты этакой; да ещё-то что? Наладил: шесты! Ну, а ещё что?

Кулигин. Ничего больше.

Дикой. Да гроза-то что такое, по-твоему, а? Ну, говори.

Дикой (топнув ногой). Какое еще там елестричество! Ну, как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А, говори! Татарин?

Кулигин. Савел Прокофьич, ваше степенство, Державин сказал: «Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю».

Д и к о й. А за эти слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст! Эй, почтенные, прислушайте-ко, что он говорит!

Кулигин. Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю. (Махнуврукой, уходит.)

Дикой. Что ж ты, украдёшь, что ли, у кого! Держите его! Этакой фальшивый мужичон- ко! С этим народом какому надо быть человеку? Я уж не знаю. (Обращаясь к народу.) Да вы, проклятые, хоть кого в грех введёте! Вот не хотел нынче сердиться, а он, как нарочно, рассер- дил-таки. Чтоб ему провалиться! (Сердито.) Перестал, что ль, дождик-то?

1-й. Кажется, перестал.

Дико й. Кажется! А ты, дурак, сходи да посмотри. А то — кажется!

1-й (выйдя из-под сводов). Перестал!

А.Н. Островский. «Гроза*

1. Какие драматургические средства помогают автору раскрыть характеры героев в приведённом

2. Назовите произведение отечественной литературы (с указанием автора), в котором показаны нравы купечества. В чём схоже (или чем различается) изображение нравов купечества в этом произведении и в «Грозе» А.Н. Островского?

Борис (не видя Катерины). Боже мой! Ведь это её голос! Где же она?

Кате р и н а (подбегает к нему и падает на шею). Увидела-таки я тебя!

(Плачет на груди у него.)

Борис. Ну, вот и поплакали вместе, привел бог.

Катерина. Ты не забыл меня?

Борис. Как забыть, что ты!

Катерина. Ах, нет, не то, не то! Ты не сердишься?

Б о р и с. За что мне сердиться?

Катерина. Ну, прости меня! Не хотела я тебе зла сделать; да в себе не вольна была. Что говорила, что делала, себя не помнила.

Борис. Полно, что ты! что ты!

Катерина. Ну, как же ты? Теперь-то ты как?

Катерина. Куда едешь?

Борис. Далеко, Катя, в Сибирь.

Катерина. Возьми меня с собой отсюда!

Борис. Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом-то тем проститься, где мы с тобой виделись.

Катерина. Поезжай с богом! Не тужи обо мне. Сначала только разве скучно будет тебе, бедному, а там и позабудешь.

Борис. Что обо мне-то толковать! Я — вольная птица. Ты-то как? Что свекровь-то? Катерина. Мучает меня, запирает. Всем говорит и мужу говорит: «Не верь ей, она хитрая». Все и ходят за мной целый день и смеются мне прямо в’глаза. На каждом слове все тобой попрекают.

Б о р и с. А муж-то?

Катерина. То ласков, то сердится, да пьет всё. Да постыл он мне, постыл, ласка-то его мне хуже побоев.

Борис. Тяжело тебе, Катя?

Катерина. Уж так тяжело, так тяжело, что умереть легче!

Борис. Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!

Катерина. На беду я увидала тебя. Радости видела мало, а горя-то, горя-то что! Да еще впереди-то сколько! Ну, да что думать о том, что будет! Вот теперь тебя видела, этого они у меня не отнимут; а больше мне ничего не надо. Только ведь мне и нужно было увидать тебя. Вот мне теперь гораздо легче сделалось; точно гора с плеч свалилась. А я все думала, что ты на меня сердишься, проклинаешь меня.

Борис. Что ты, что ты!

Катерина. Да нет, все не то я говорю; не то я хотела сказать! Скучно мне было по тебе, вот что, ну, вот я тебя увидала.

Борис. Не застали б нас здесь!

Катерина. Постой, постой! Что-то я тебе хотела сказать. Вот забыла! Что-то нужно было сказать! В голове-то всё путается, не вспомню ничего.

Борис. Время мне, Катя!

Катерина. Погоди, погоди!

Борис. Ну, что же ты сказать-то хотела?

Катерина. Сейчас скажу. (Подумав.) Да! Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропускай, всякому подай да прикажи, чтоб молились за мою грешную душу.

Борис. Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой! Боже мой! Дай бог, чтоб им когда-нибудь так же сладко было, как мне теперь. Прощай, Катя! (Обнимает и хочет уйти.) Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!

1. Каким предстает Борис в этом фрагменте?

2. Назовите произведение отечественной литературы (с указанием автора), в котором изображены герои-бунтари (герой-бунтарь). В чём схоже (или чем различается) изображение героев- бунтарей (героя-бунтаря)в этом произведении и в «Грозе» А.Н. Островского?

3. Можно ли считать Тихона, Бориса и Варвару жертвами «тёмного царства»?

Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 250 слов (при объёме менее 200 слов сочинение оценивается 0 баллов):

— раскройте тему, стараясь не допускать отступлений от неё,

— аргументируйте все сформулированные Вами тезисы,

— обосновывайте суждения текстом и используйте цитаты (в сочинении по лирике необходимо опираться не менее чем на три стихотворения),

— не искажайте авторскую позицию, избегайте фактических ошибок,

-используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения,

— продумайте композицию сочинения и рассуждайте логично,

— соблюдайте нормы речи,

— пишите чётко и разборчиво.

4 . Верно ли, что внутренний облик Катерины сложнее, чем у других героев? Обоснуйте свою позицию.

Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 250 слов (при объёме менее 200 слов сочинение оценивается 0 баллов):

— раскройте тему, стараясь не допускать отступлений от неё,

— аргументируйте все сформулированные Вами тезисы,

— обосновывайте суждения текстом и используйте цитаты (в сочинении по лирике необходимо опираться не менее чем на три стихотворения),

— не искажайте авторскую позицию, избегайте фактических ошибок,

— используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения,

— продумайте композицию сочинения и рассуждайте логично,

— соблюдайте нормы речи,

— пишите чётко и разборчиво.

5. Можно ли «Грозу» назвать мелодрамой?

Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 250 слов (при объёме менее 200 слов сочинение оценивается 0 баллов):

— раскройте тему, стараясь не допускать отступлений от неё,

— аргументируйте все сформулированные Вами тезисы,

— обосновывайте суждения текстом и используйте цитаты (в сочинении по лирице необходимо опираться не менее чем на три стихотворения),

— не искажайте авторскую позицию, избегайте фактических ошибок,

-используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения,

— продумайте композицию сочинения и рассуждайте логично,

— соблюдайте нормы речи,

— пишите чётко и разборчиво.

Обдумываем результаты, учитываем рекомендации

Если в конце рабочей тетради есть ответ на вопрос, сверьте с ним свой результат. Если вы ошиблись, подумайте, чем была вызвана ошибка, сформулируйте свои выводы.

Другие статьи:

Похожие статьи:

Популярное на сайте:

Leave a Reply