Какие художественные средства использует поэт для создания образа героя стихотворение послушайте

Какие художественные средства использует поэт для создания образа героя стихотворение послушайте

газета(сл. слово), шоссе(сл. глядит(глядя), погода, гостиница(гость), весенний( вёсна), чистота( чистый), дежурный( сл. огурец, посмотрел( поливают( лить), календарь, поспешил( спешка), тетрадь, интересный, фамилия, портрет, задремал( дрёма), побледнел( бледный), ядовитый( яд).

этот расказ о корысти и бескорыстии. в этой повести распутин призывает читателя к нравственности. автор указывает на то, что люди, в своей основной массе, безразличны к чужим проблемам, даже если имеют возможность . если ты другим, это вовсе не означает, что в трудный момент все бросятся спасать тебя, скорее даже наоборот, «от добра добра не ищут». но есть в этой «серой» массе и те люди, которые будут готовы отдать даже собственные «похоронные деньги» или «последнюю рубаху». смысл рассказа — людям необходимо друг другу.

потому что тыбурций был справедливым человеком, он видел какую роль вася играет в жизни его детей. он знал, что вася честный, порядочный и заботливый ребенок. он видел заботу васи о его маленькой больной дочери и решил отплатить ему добром за добро. т.к. маруся умерла, тыбурций пришел вернуть куклу сони, потому что понимал, что васе попало за пропажу куклы.

тыбурций понимал, что вася не выдаст место где они обитают, тем самым подведет себя под удар.

Образы и символы

Лирический герой находится в поиске главного жизненного замыла, идеи происходящих в природе физических явлений. И в центре его интереса – звезды, а именно их происхождение. По мнению главного героя, мыслящей личности, у всего есть причина и следствие.

Сознанием главного героя формируются образы второго плана — он представляет, как некто смелый человек, достигая Бога, просит того зажечь звезды, чтобы у людей стало светлее на душе. То есть перед нами объект лирического сознания – главный герой, субъекты его воображения – деятельная личность, которая обращается за помощью к Богу.

Помимо этих персонажей, стихотворение имеет форму послания, а значит, в произведении присутствует обобщенный образ собеседника, читателя.

Стихотворение «Незнакомка» написано в тяжелый для Александра Блока период в личной жизни, когда у его жены, Л. Д. Менделеевой, начался роман с его другом, поэтом Андреем Белым.

Оно родилось из скитаний по петербургским пригородам, и конкретно — из впечатлений от прогулок в дачном поселке Озерки. Многие реальные черты и приметы в стихотворении отсюда: ресторан, пыль переулков, шлагбаумы. Жанр произведения — рассказ в стихах.

Жанр, композиция и сюжет.

Сюжет — встреча лирического героя с Незнакомкой в загородном ресторане. Основная тема — столкновение мечты и реальности.

В основу композиции положен принцип противопоставления — антитезы. Мечта противопоставлена грубой действительности. Композиционно стихотворение состоит из двух частей. Одна часть (первые шесть строф) показывает реальность пошлого мира, вторая часть (последние семь строф) изображает романтический идеал. Два этих мира для Блока несовместимы. Мир его мечты хрупок и тонок, лишён реальных очертаний. Но этот мир — его единственное спасение и возможность оставаться самим собой.

Этот мир, одухотворённый образом Незнакомки, Александр Блок дарит своим читателям.

Стихотворение начинается описанием весеннего вечера. Однако свежего дыхания весны совсем не чувствуется — поэт называет весенний воздух тлетворным. Первая часть переполнена прозаическими деталями. Это и переулочная пыль, и скука загородных дач, и крендель булочной, и испытанные остряки, которые «среди канав гуляют с дамами».

Модернистское философское стихотворение, одно из наиболее известных произведений Блока. В жанровом отношении, по
мнению некоторых исследователей, сближается с балладой.

Часть 1
Описание быта пригорода. атмосферы «загородных дач», которая видится лирическому герою бездуховной, обыденной, тоскливой:
«Горячий воздух дик и глух», « … раздаётся детский плач». Лирический герой, к несчастью, является частью этого унылого мира.

Часть 2
Появление Незнакомки: «Дыша духами и туманами, // Она садится у окна … » Прекрасная Незнакомка — символ любви, духовности, красоты, романтики. Её образ вдохновляет лирического героя, приводит к пониманию, что вырваться из замкнутого круга может
только он сам.

Идейно-тематическое содержание.

⦁ Тема: столкновение мечты и реальности.
⦁ Идея: даже в самом чёрством и пошло мире можно найти красоту, которая поможет обрести гармонию, справиться с трудностями.

Художественные средства.

⦁ Образы: кабак — действительность, Незнакомка — мечта.
⦁ Эпитеты: очи безлунные, горячий воздух.
⦁ Метафора: друг единственный в бокале отражён.
⦁ Сравнение: пьяницы с глазами кроликов.

Автор пользуется грубой лексикой (лакеи сонные торчат), изображает неприятные звуки (детский плач; женский визг; скрип уключин). Пошлость заражает своим тлетворным духом всё вокруг. И даже
традиционно поэтический образ луны предстаёт здесь в искаженном виде:

А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.

В этой части автор умышленно нагромождает труднопроизносимые согласные звуки. Например: «По вечерам над ресторанами, / Горячий воздух дик и глух».

А вместо типичных для блоковской поэзии ассонансов (повторения гласных звуков) на а-о-е, придающих мелодичность стиху, мы слышим глухие аллитерации (повторение согласных звуков) и ассонансы на и (горячий воздух дик и глух; женский визг; кривится диск), которые режут слух.

В этом мире вместо солнца «золотится крендель булочной», а любовь подменена прогулками дам с «испытанными остряками» (которые, вероятно, каждый день повторяют одни и те же шутки). «Испытанные остряки» гуляют с дамами не где-нибудь, а «среди канав »; образ ресторана тоже символичен — это воплощение пошлости. Автор изображает не просто вечерний ресторан, а пространство, где «горячий воздух дик и глух», где всеобщим помрачением правит «весенний и тлетворный дух».

Здесь скука, пьянство и однообразное веселье приняли характер повторяющегося и бессмысленного вращения. О кружении жизни в этом автоматическом колесе говорит фраза: «И каждый вечер». Фраза эта повторяется трижды, как и союз и — этим достигается ощущение замкнутого круга (И правит окриками пьяными весенний и тлетворный дух; И раздаётся детский плач; И раздаётся женский визг).

Все глаголы автор употребляет в настоящем времени. Этот мир отвратителен и страшен. Буквально во всём лирический герой ощущает отталкивающую дисгармонию звуков и запахов, красок и чувств. Утешение он находит в вине:

И каждый вечер друг единственный
В моём стакане отражён
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирён и оглушён.

Мотив опьянения повторяется несколько раз: «пьяницы с глазами кроликов» кричат: «In vino veritas!» — «Истина в вине!« (лат.). Незнакомка идёт «меж пьяными», о «влаге терпкой и таинственной» говорит сам лирический герой. Но опьянение — это ещё и погружение в мир мечты. Этому отвратительному миру противопоставлена Незнакомка, которая является «каждый вечер, в час назначенный» во второй части стихотворения.

Аллитерации — повторение, грубое нагромождение согласных звуков в описании грязной улицы — сменяются повторением гласных звуков — ассонансами (Дыша духами и туманами, / Она садится у окна/ и веют древними поверьями / Её упругие шелка). Шипящие передают шелест шелка. Ассонансы и аллитерации создают ощущение воздушности женского образа.

Образ Незнакомки.

Незнакомка лишена реалистических черт, она вся окутана тайной. Этот образ отгорожен от грязи и пошлости реальной действительности возвышенным восприятием лирического героя. Незнакомка — идеал женственности и красоты, символ того, чего так не хватает лирическому герою, — любви, красоты, духовности.

Таинственная Незнакомка «всегда без спутников, одна». Одиночество героев не только выделяет их из общей толпы, но и притягивает друг к другу:

И странной близостью закованный,
Смотрю за тёмную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

«Берег очарованный» — символ гармоничного, но недостижимого мира. Кажется, вот он, рядом, Но стоит протянуть руку — и он исчезает.

И перья страуса склоненные
В моём качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

Поэт употребляет вышедшее из широкого употребления слово очи, придающее образу Незнакомки возвышенность. Её синие бездонные очи (синий цвет означает у Блока звёздное, высокое, недостижимое) противопоставлены кроличьим глазам пьяниц.

Незнакомка — трансформированный образ Прекрасной Дамы. Это обычная посетительница загородного ресторана или «смутное видение» лирического героя. Образ этот символизирует раздвоенность сознания лирического героя. Он очень хочет уйти от ненавистной ему действительности, однако она никуда не исчезает — и именно в этот мир приходит Незнакомка.

Это вносит в образ лирического героя трагедийные ноты. Духи и туманы, бездонные синие очи Незнакомки и дальний берег — это всего лишь грёзы, минутное опьянение, но истинный смысл жизни открывается лирическому герою именно в эти мгновения. Об этом он говорит в финале стихотворения: «Я знаю: истина в вине».

Автор использует разнообразные средства выразительности. Произведение выстроено на антитезе. Этот приём служит для усиления выразительности речи путём резкого противопоставления понятий. Противопоставлены две части стихотворения. Противопоставлены образы и пейзажи, запахи и лица, музыка стиха первой и второй части. Противопоставляются мечта и действительность.

Вот только несколько примеров: «горячий воздух дик и глух» — «дыша духами и туманами»; «скука загородных дач» — «очарованная даль»; «канавы» — «излучины» души. Ко второй части стихотворения поэт подбирает романтические эпитеты (берег очарованный; терпкое вино; очи синие бездонные) и метафоры (очи …цветут; души … излучины пронзило … вино).

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, рифмовка — перекрестная.

Проверочные вопросы:

  1. Какова композиция стихотворения? Что является содержанием стихотворения в 1-й части?
  2. Какие художественные приёмы использует поэт для создания картины реального мира?
  3. Как воспринимает этот мир лирический герой? В чём сложность его восприятия?
  4. В чём Блок видит выход из бессмысленности существования?
  5. Кто такая Незнакомка?
  6. Каковы средства создания её образа?
  7. Как вы понимаете финальные строки стихотворения?

Композиционно стихотворение распадается на две части. 1-я часть создаёт реальный образ окрестностей города. Об этом свидетельствуют детали предметного мира: рестораны, крендель булочной, котелки, канавы, шлагбаумы и т. д.

Автор иронично относится к этому миру, поэтому использует антитезу («весенний и тлетворный дух») и соединение представлений о высоком и низком: «А в небе, ко всему приученный, бессмысленно кривится диск».

Он видит «дикость», «тлетворность», бессмысленность мира. Возникают образы мещанской пошлости: « … заламывая котелки, среди канав гуляют с дамами испытанные остряки». Концентрация безобразных образов велика. Она создаётся и с помощью звука. Мир заполнен детским плачем, женским визгом) скрипом уключин. Эта какофония возникает от аллитерации свистящих, шипящих и «р». Лирический герой, с одной стороны, противостоит миру пошлости (он «смирен и оглушён»).

С другой стороны, он сын земли, слит с этим миром, оглушён «влагой терпкой и таинственной». Но именно она позволяет ему уйти в мир своей мечты, где и происходит встреча с Незнакомкой.

2-я часть стихотворения — это явление Незнакомки. Её образ исполнен поэзии. Красота поднимает её над миром пошлости («девичий стан, шелками схваченный», духи и туманы, «очи синие, бездонные»). Гармония образа создаётся и при помощи ассонанса.

Образ таинственный, напоминает Прекрасную Даму. Но одновременно в ней есть и реальные черты — «перья страуса склонённые». Эта деталь отсылает к образу уличной женщины, который трансформировался в сознании героя, в его душе. Финал исполнен горькой иронии: лишь вино позволяет лирическому герою уйти к своей мечте.

С появлением Незнакомки возникает тихая песнь любви. Выкристаллизовывается в сознании поэта идея поиска нового идеала в земном мире.

Другие статьи:

Похожие статьи:

Популярное на сайте:

Leave a Reply