К фонетическим средствам относятся повторы звуков, ритмическое ударение, интонационные особенности, аллитерация и ассонанс, звуковой символизм.
К лексическим средствам относятся изобразительно-выразительные средства, слова с несколькими значениями, синонимия, антонимия, омонимия, паронимия, фразеология, диалектизмы, профессионализмы, устаревшие слова, иноязычная лексика.
Изобразительно-выразительные средства (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, метонимия, синекдоха, оксюморон, гипербола, литота, перифраз и др.) являются основными художественными средствами в стихотворении.
Есть разные средства худ. выразительности в стихах — это лексические, фонетические и синтаксические. Посмотри, где в этом прозведение такие встречается. К примеру: В первом Абсатце, когда Бунин описывает лес: «лиловый, золотой, богрянный»- это либо Авторская пунктуация – это постановка знаков препинания, не предусмотренная пунктуационными правилами, но скорее всего это Градация – стилистическая фигура, заключающая в следовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи.
Во втором Абзаце явно есть олицетворение – один из видов метафоры, при котором описываемый предмет внешне употребляется человеку, у Бунина стоит » . И Осень тихою вдовой.. «- явное олицетворение! «Вступает в пестрый терем свой», «День будет ласковый», итд, далее просто уйма олицетворений, просто чуть-ли не в каждой строке.
Так же повсеместо используются сравнения, сравнение это одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описание предметов: «. Лес, точно терем расписной.. «, по- моему даже уже в самом начале стиха эта строка. .
Дальше поищи сам, я уверенна ты справишся, у тебя всё получится, вот, если что подгладывай здесь:
в этом прекрасном стихотворении пастернак указывает на собственную огромную тягу к истине вещей и событий. он понимает, что поняв суть, он сможет увидеть то прекрасное, что скрыто от наших глаз. в этом произведение утверждается, что человеку необходимо находиться в постоянном поиске, ведь мир так разнообразен и безграничен. и ни одному человеку не дано в двух строках объяснить суть таких вещей, как грех или страсть..
Лексика и фразеология
Основное средство художественной выразительности в литературе — тропы, которые выразительно изображают ситуацию или предмет, используя слова в их переносном значении. Основные виды тропов: сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, метонимия, синекдоха, перифраза, литота и гипербола, ирония.
Кроме тропов, есть простые и действенные средства художественной выразительности. Примеры:
- антонимы, синонимы, омонимы, паронимы;
- фразеологизмы;
- лексика, окрашенная стилистически, и лексика, употребляющаяся ограниченно.
Последний пункт включает в себя и арго, и профессиональный жаргон, и даже лексику, не принятую в порядочном обществе. Антонимы иногда бывают действеннее, чем любые эпитеты: Какой ты чистый! — малышу, искупавшемуся в луже. Синонимы усиливают красочность и точность речи. Фразеологизмы радуют тем, что адресат слышит знакомое и быстрее идёт на контакт. Данные языковые явления не прямое средство художественной выразительности. Примеры, скорее, неспециальные, годные для какого-то конкретного действа или текста, но способные существенно добавить яркости в изображение и в воздействие на адресата. Красота и живость речи полностью зависят от того, какие средства создания художественной выразительности использованы в ней.
Автор проекта: Шмелева Екатерина Андреевна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 11, г.Балаково, Саратовская область.
Тема:»Средства художественной выразительности в лирике М.Ю.Лермонтова»
Данный проект поможет усвоить материал «Средства художественной выразительности». Обучающиеся научатся видеть и определять средства художественной выразительности в лирике, квалифицировать их, правильно определять их роль во фрагментах текста, правильно приводить примеры.
Проект реализуется на уроках литературы по изучению творчества М.Ю.Лермонтова (и других поэтов)
Участники проекта – учащиеся 6 класса.
Вид проекта – краткосрочный
Необходимые начальные знания, умения, навыки : знать изученные в 5 классе средства художественной выразительности, обладать начальными навыками комплексного анализа стихотворения
Образовательные стандарты :
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; правильно пользоваться русским языком; написание сочинений
личностные: развитие исследовательских навыков; развитие речи; воспитание чувства любви к родному слову, гордости за народ-носитель богатого, яркого, эмоционального языка.
метапредметные: умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности; создание собственного сочинения (анализа)
предметныe : знание основных средств выразительности; умение находить в тексте и определять роль средства выразительности.
В ходе проекта учащиеся повторят знакомые средства выразительности, узнают новые средства выразительности, осознают, что слово-отражение личного восприятия мира, потренируются находить средства выразительности в стихотворениях М.Ю.Лермонтова, грамотно их определять и анализировать стихотворения.
Основной вопрос проекта : Как можно применять слова в лирике?
Вопрос учебной темы : Какова роль средств художественной выразительности в лирике М.Ю.Лермонтова?
Частные вопросы
1. Что называют средством художественной выразительности?
2. Как избежать ошибок при определении средств художественной выразительности?
3. Какие средства выразительности выделяют учёные?
Темы исследований .
1. Виды тропов и стилистических фигур
2. Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком. «, «Тучи», «Парус», «Утес»
3.Роль средств художественной изобразительности языка в лирике поэта.
Этапы проекта
1. Подготовительный ( 1 урок)
Поиск материалов о биографии и творчестве поэта с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о поэте. Знакомство с творчеством поэта
2.Проектировочный (2 урок)
Обдумывание основополагающих вопросов, формулирование целей и задач, распределение по группам, выбор темы для исследования, разработка плана действия.
3. Практический (3 урок)
Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть).
Исследование по выбранным темам. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя и определение их художественной функции. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.
Представление таблиц, схем, презентаций
Оценивание своей работы и работы группы
4.Заключительный (4 урок)
Сочинение -анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова
Результаты :
1 . Презентация «. Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком. «, «Тучи», «Парус», «Утес»
3. Таблица «Средства художественной выразительности в лирике М.Ю.Лермонтова и их роль» (работы учеников)
4.Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова (Классное сочинение «Мое любимое стихотворение М.Ю.Лермонтова»)
Leave a Reply