Какие средства художественной выразительности использует автор при создании

Какие средства художественной выразительности использует автор при создании

Какой художественный прием использует автор неохотно и не смело солне смотрит на поля.

Укажите прием художественной выразительности : «мутного кружения метели».

Вы перешли к вопросу Какой прием художественной выразительности использует автор в предложении : " все лицо его было не велико, худо , в веснушках, книзу заострено, как у белки"?. Он относится к категории Литература, для 5 — 9 классов. Здесь размещен ответ по заданным параметрам. Если этот вариант ответа не полностью вас удовлетворяет, то с помощью автоматического умного поиска можно найти другие вопросы по этой же теме, в категории Литература. В случае если ответы на похожие вопросы не раскрывают в полном объеме необходимую информацию, то воспользуйтесь кнопкой в верхней части сайта и сформулируйте свой вопрос иначе. Также на этой странице вы сможете ознакомиться с вариантами ответов пользователей.

Том Сойер на свою долю, в случае обнаружения клада, хотел купить : 2. Саблю 3. Бульдога — щенка 4. Красный галстук 5. Барабан. Цитата : "А ты что сделаешь со своей долей, Том? — Куплю барабан, взаправдашнюю саблю, красный галстук, бульдога — ще..

В некотором царстве в некотором государстве случилась эта история. В одном доме жили старые часы. Много они видели за всю свою жизнь : боёв и радостных секунд. Они так громко тикали что их поставили на чердак. Там всё и началось. Однажды Витя по..

7.Верны ли следующие суждения о взаимосвязи природы и общества?

А. Природа оказывает влияние на развитие общества.

Б. Общество всегда оказывает на природу благотворное влияние.

1) верно только А

8.Какой из признаков характеризует индустриальное общество?

4) использование в промышленности научных достижений

9.Верны ли следующие суждения об обществе?

А. В широком смысле под обществом надо понимать конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны.

Б. В широком смысле общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из индивидуумов и включающая в себя взаимодействия людей и формы их объединения.

2) верно только Б

10.Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, ученые характеризуют общество как:

11.Все то, что создано человеком, в своей совокупности называется

12.Из перечисленных наук познание общества как целостной динамичной системы видов занимается

13. В процессе развития общество:

1) обособилось от природы, но осталось неразрывно связанным с ней;

14. Какая сфера жизни общества включает в себя отношения людей по поводу власти:

15. Обществом в широком смысле слова называют:

1) совокупность форм объединения людей;

16. Традиционное общество характеризуется:

6) преобладанием доли сельского хозяйства в экономике;

17. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Типология обществ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тем

• Типология обществ как совокупность нескольких видов общества

• По наличию письменности

• По сложности управления и степени социального неравенства

• По добывания средств существования:

— общество охотников и собирателей;

• По производства и форме собственности

— характеристика типологии Карла Маркса

• Характеристика универсальной типологии

1) художественный образ это то как автор представляет то или иное явление или лицо

в литературе это описание, в изо это нарисованный образ

2) художественная литература может позволить себе приукрасить то или иное явление, а писатель имеет право на собственное мнение

3) мой любимый вид искусства это музыка. ведь в ней композитор стремится передать настроение звуками а это очень трудно и интересно

1.Русь предстает сильной и отважной, готовой защитить свои земли и свой народ от врагов.

3. О силе и величии Владимира Мономаха, по мнению автора «Слова о погибели», свидетельствует то, что князь сумел прекратить на время своего правления все междоусобицы. Кроме того, Владимир сумел объединить все силы своего государства воедино, сплотить всех князей ради борьбы за Русь. Такое единение победить степных кочевников, нанести сильный удар по вражеским силам. Именно поэтому образ Владимира возносится и приобретает эпическое звучание в «Слове. ».

4.«Слово о погибели Русской земли после смерти великого князя Ярослава» (полное оригинальное название «Слово о погибели Рускыя земли и по смерти великого князя Ярослава» ) — литературное произведение, датируемое XIII веком, сохранившееся в отрывках, и известное из списков XV—XVI веков. Возникло «Слово» вскоре после монголо-татарского нашествия. Это — плач по утраченному величию Русской земли, по жанру близкий к ряду фрагментов «Слова о полку Игореве» . Поводом к написанию послужило известие из Северо-Восточной Руси о вторжении в нее Батыя и гибели в бою с монголами в битве на реке Сити брата Ярослава — Юрия. «Слово о погибели Русской земли» первоначально представляло собой предисловие к не дошедшей до нас светской биографии Александра Невского. Вероятно, оно написано дружинником князя и возникло вскоре после смерти Александра Невского.

Упоминаемые в «Слове» имена и контекст, в котором эти имена встречаются («до ныняшняго Ярослава и до брата его Юрья…») , отзвуки легенд о Владимире Мономахе и некоторые южнорусские черты текста дают основание считать, что «Слово о погибели Русской земли» было написано автором южнорусского происхождения в северо-восточной Руси. Время написания «Слова» датируется периодом с 1238 по 1246 год («нынешний Ярослав» умер в 1246 г.) . Описание в «Слове» величия и могущества Русской земли предшествовало не сохранившемуся рассказу о нашествии Батыя. Такой характер вступления к тексту, который должен был повествовать о горестях и бедах страны, не случаен. Эта особенность «Слова о погибели Русской земли» находит себе типологическое соответствие с произведениями древней и средневековой литературы.

Слон представлял из себя добродушного гиганта, с ласковым глазами, большими ушами и длинным хоботом. Я знал(а) что слон это очень умное и сообразительное животное, но зато очень злопамятное, их можно увидеть в цирках, потому что слонов легко дресировать

после прочтения гофмана — в

одинокие сколько их бьется, \ людей одиноких, \ словно в колодцах\ улиц глубоких! владимир высоцкий. 1972

одинокие я одиноким быть, я голым быть старался, и убегал к реке, и раздевался: \ я снимал с себя овчинный полушубок без рукавов, брезентовые \ штаны и валенки — больше на мне не было ничего — \ а дело было осенью, в то время, \ когда мне солнце еле грело темя, \ и то на солнцепеке, в тишине, \ под кустиками, где теплей вдвойне. \ тут человеком был я! \ все с себя срывал, \ и вас я — вши мои — не забывал: юрий коринец 2002 стихи о вшах

одинокие в цепях у долгих дней; \что может быть скучней? \отсюда – восковые букеты, \изрезанные гимнами браслеты, \маленькие карты розовых стран, \на мелких акварелях кудрявый океан, \из маленьких азбук и арифметик\маленькие стишки, вроде этих. дороти паркер. перевод в. дукельского брик-а-брак

одинокие все музеи, супермаркеты, кинотеатры и маленькие ночные клубы, \ вся музыка, \ которую играют здесь –\ предназначены для одиноких; да, существует музыка, \ как бы специально для одинокого человека\ в городе –\ я слышал много\ такой музыки: музыка\ прохладных, как бы окунающихся во тьму окраин, \ музыка полёта в сумерках между засыпающих многоэтажек, \ в таких районах, \ где в каждом освещённом окне\ одинокому человеку\ открывается какая-то возможность, иллюзорная – да, \ но одинокий городской человек и живёт\ только иллюзорными возможностями кирилл медведев из сборника «вторжение» 2002 в крупном городе всё

одинокие когда-то я была другой, \ забытой всеми, одинокой, \ и призраком единорога\ казалась я себе самой. ксения назарова. онок и ёнок стихи из книги 1999

одинокие лики воды, уходящие в воду, \ безымянные яхты соседей с распахнутой мачтой, \ пара дней до торнадо, смесившего в кашу\ дорогие машины с хибарками горожан. \ наступление августа и моего дня рожденья, \ удивленного чувством покорности и превосходства, \ что движенье звезды рождества, искривляющей космос, \ совершают не внешние силы, \ а наши глаза. вадим месяц из сборника «час приземления птиц» 2000 дождь над лейк-мёррей

одинокие люди\любят приходить в гости: \наполнять квартиры своим одиночеством, \делиться им с кем-то, не далеким. леся тышковская

одинокие мы, одинокие\головы над \девушки проходят голоногие, \девушки, томящиеся парами. александр алейник из книги «другое небо» 1999

одинокие напои накорми спать уложи\ увлажни разрыхли спать уложи\ зарони схорони сохрани\ спать уложи\ только потом спрашивай\ почему было так страшно мне\ голому пустому одинокому\ перед оком твоим «футурум арт» no. 9. алексей денисов

одинокие не рядовой, не одинокий -\ он стал таким. а я не смог. \\ мой сын.. мой мир: да было ль это? \ а может быть еще грядет \ все лето \ и вечных истин горный мед. олег новиков 2000

одинокие послушны, не бегут своей судьбы. пусть обнимет вихорь душный, побеждает без борьбы. зинаида гиппиус

одинокие послушны, \ не бегут своей судьбы. \ пусть обнимет вихорь душный, \ побеждает без борьбы. зинаида гиппиус 1905 опять бор. буг.

одинокие там, внизу, потерявшись в пристальном свете, который меня освещает, словно еще одного мертвеца среди сонма убитых, — в двух шагах от имен, распыленных по ветру, печалясь печалью того, кто так и не смог рассказать о своей одиссее, я жду тебя — справа и слева от всех чересчур одиноких. рафаэль альберти. перевод с. гончаренко

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

"Роль средств художественной выразительности в поэме "Мертвые Души": что писать?

Средства художественной выразительности, или, говоря иначе, средства выразительности языка -это такие выразительные средства, которые придают произведению эмоциональную и лексическую выразительность, красочность, яркость. Это эпитеты, метафоры, аллегории, иронии, гиперболы и многое другое.

Что касается произведения "Мертвые души" Николая Васильевича Гоголя, то автор, при изображении повседневных и в чем-то холодных образов удивительным образом достигает точности, живости и конкретности в раскрытии всех черт характера героев.

Например, портрет Плюшкина настолько нагляден, что производит на читателя портрет, нарисованный кистью. Характерные детали настолько раскрыты, что видны все неповторимые индивидуальные черты.

Лирические отступления, присутствующие в поэме-это романтическое устремление к «лучшей отчизне». Здесь мы не видим конкретных деталей, а напротив, Гоголь в них использует эпитеты общего характера, сравнения создают впечатление чего не неясно манящего.

Введение. Выразительность речи — показатель культуры речи человека . Но что же такое выразительность речи? Ответить на этот вопрос не так уж просто. Это многогранное понятие, которое вобрало в себя много определенных особенностей речи.

Можно сказать, что это сплав речевых особенностей конкретного человека, которые сразу привлекают к его словам внимание. Тогда слово, речь полностью захватывает внимание человека, вызывая у него разнообразные эмоции. Такими особенностями обладает писатель или поэт.

Если художник рисует картину с помощью красок, то писатель или поэт создает мир своего художественного произведения с помощью слов, используя для живописания средства художественной выразительности. В результате читатель может ярко представить и пейзаж, и интерьер, изображенные в произведении, и конечно его героев. Так что средства выразительности нужны прежде всего для создания неповторимого художественного мира произведения. Поэты с помощью выразительных средств доносят до читателя тонкие нюансы мыслей или образов, пытаются выразить свое отношение к изображаемому.

Не секрет, что на сегодняшний день речевая культура испытывает сильный натиск жаргона и заимственных слов. Речь моих сверстников стала бедна. Подростки практически не пользуются образными средствами языка для придания речи выразительности, яркости. Актуальность темы обусловлена необходимостью совершенствования речи, пополнения словарного запаса, обогащения речи изобразительными средствами, потому что текст, насыщенный выразительными средствами, получает более глубокий эмоциональный отклик, лучше запоминается, сильнее воздействует на читателя (слушателя). Так же актуальность темы диктуется еще и тем фактом, что сегодня в процессе итоговой аттестации учащимся на ЕГЭ и ОГЭ предлагаются задания по анализу текста и выявлению в нем различных языковых средств выразительности.

Объект исследования- стихотворение Николая Заболоцкого «Портрет».

Предметом исследования стали выразительные средства лексики и синтаксиса, которые использовал поэт в создании образа Александры Петровны Струйской в стихотворении.

Цель работы проанализировать поэтическое творение с точки зрения лингвистики, раскрыв функции выразительных средств языка в тексте, чтобы каждый мог знать приемы выразительной речи и владеть ими.

Задачи , которые я ставлю перед собой:

во-первых, собрать информационный материал о выразительных средствах языка;

во-вторых, изучить биографические материалы о Н.Заболоцком и Ф.Рокотове;

в-третьих, соотнести теоретический материал с анализом текста стихотворения и составить таблицу выразительных средств, а затем и словарик этих выразительных средств.

Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования его результатов в процессе изучения творчества писателей и поэтов на уроках литературы и русского языка.

Источниками работы стали биографические материалы по жизненному и творческому пути Ф. Рокотова и Н. Заболоцкого, лингвистические статьи о культуре речи, монографии, а также вся доступная научно-популярная литература, посвященная данной теме.

Цели и задачи работы определили ее структуру . В Главе I анализируется влияние живописи на поэзию, творчество Н. Заболоцкого и Ф. Рокотова, а также история создания стихотворения «Портрет», в Главе II дается лингвистический анализ произведения. В заключении- выводы по проделанной работе.

Глава I

1.Влияние живописи на поэзию.

«Живопись-это поэзия, которую видят, а поэзия-это живопись, которую слышат»- сказал Леонардо да Винчи. В истории литературы множество поэтов обращались к произведениям великих художников. Николай Алексеевич Заболоцкий далеко не первый, кто при помощи словесных образов описал произведения живописи. Так, А.С. Пушкин в стихотворении «Кипренскому» дал удивительно краткий , но точный отзыв о своем портрете, который написал О.А. Кипренский:

КИПРЕНСКОМУ

Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, —
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.

Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных Аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид .

Я.П. Полонский одно из своих произведений посвятил картине В. Л. Боровиковского «Портрет Марии Лопухиной»:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз,
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

По собственному признанию А. Блока его стихотворение «Демон» непосредственно связано с одноименной картиной М.А. Врубеля :

Иди, иди за мной — покорной

И верною моей рабой.

Я на сверкнувший гребень горный

Взлечу уверенно с тобой.

Я пронесу тебя над бездной,

Ее бездонностью дразня.

Твой будет ужас бесполезный —

Лишь вдохновеньем для меня.

Я от дождя эфирной пыли

И от круженья охраню

Всей силой мышц и сенью крылий

И, вознося, не уроню.

И на горах, в сверканьи белом,

На незапятнанном лугу,

Божественно-прекрасным телом

Тебя я странно обожгу.

Ты знаешь ли, какая малость

Та человеческая ложь,

Та грустная земная жалость,

Что дикой страстью ты зовешь?

Когда же вечер станет тише,

И, околдованная мной,

Ты полететь захочешь выше

Пустыней неба огневой, —

Да, я возьму тебя с собою

И вознесу тебя туда,

Где кажется земля звездою,

Землею кажется звезда.

И, онемев от удивленья,

Ты узришь новые миры —

Невероятные виденья,

Создания моей игры.

Дрожа от страха и бессилья,

Тогда шепнешь ты: отпусти.

И, распустив тихонько крылья,

Я улыбнусь тебе: лети.

И под божественной улыбкой

Уничтожаясь на лету,

Ты полетишь, как камень зыбкий,

В сияющую пустоту.

В стихотворении «Портрет» Н .Заболоцкий обращается к портрету «А. П. Струйской» кисти Ф.С. Рокотова :

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

Внешность складывается из множества элементов, одни из которых строго определены временем и эпохой (костюм, прическа, осанка), а другие более спонтанны, индивидуальны и не всегда подлежат контролю. Можно говорить о том, что внешность воспринимается как знак личности. В искусстве это знаковость еще выше: портрет всегда дискретен, черты, создающие его, всегда строго отбираются художником.

В литературе понятие портрет не менее распространенное и актуальное. Он традиционно определяется как изображение внешности героя (или человеческой внешности вообще), описание его наружности; как «устойчивый, стабильный комплекс черт внешнего человека». По замечанию М.О. Габель, «художнику слова всегда важнее освоить нас с внутренним миром героя, заинтересовать нас его действиями и поступками, чем его внешностью, и описанию ее в произведении почти всегда принадлежит второстепенное место».

2.Творчество Ф.С.Рокотова.

Рокотов Федор Степанович (1735? — 1808), художник, один из лучших русских портретистов “века Просвещения”.

Родился в селе Воронцово (ныне — в черте Москвы) в семье крепостных. Числился “вольнорожденным” и, вероятно, был незаконным “хозяйским” ребенком (сыном князя П. И. Репнина?), лишь приписанным к крестьянской семье.

При активном содействии графа Шувалова, известного мецената, покровителя просвещения и искусства в России, одного из основателей Академии художеств, который заметил талантливого юношу, Рокотова приняли в петербургскую Академию художеств, которую он успешно закончил.

Вся яркая творческая жизнь художника в дальнейшем была связана с Москвой. Именно здесь Рокотов нашел наилучшее применение своему творческому дарованию. Созданный Рокотовым тип портрета — камерный интимный портрет — составляет целую эпоху в русской портретной живописи. Он обладал редким даром, позволяющим мастерски передавать внутренний мир человека, его трепетность и теплоту. Его модели как бы выступают из мерцающего сумрака, черты лица слегка размыты, словно окутаны дымкой. Полотнам мастера присуще богатство оттенков тона, изысканные цветовые сочетания. Мягкие, приглушенные тона создают атмосферу интимности: в его портретах нет ничего показного, внешне эффектного. Художника привлекает внутренняя красота человека. По словам одного из современников, Рокотов с удивительным мастерством умел передавать не только “вид лица”, но и “нежность сердца”. Особой лиричностью отличаются женские образы Рокотова. Загадочный взгляд, легкая улыбка, грациозный наклон головы выражают изменчивую сложность духовного мира. Все в этих портретах говорит о движении, которое таится между едва заметной улыбкой губ и серьезностью взора. А Рокотовский портрет А.П. Струйской стал одним из самых запоминающихся женских образов в русском искусстве. Неслучайно это произведение называют «Русская Джоконда». Портреты Рокотова, приходя из двухсотлетнего прошлого, и сегодня будят у зрителя фантазию, вызывают желание домыслить или сочинить жизнь запечатленных на его полотнах людей…

3.Творчество Николая Заболоцкого.

Николай Алексеевич Заболоцкий родился 24 апреля 1903 года недалеко от Казани. В семье агронома и сельской учительницы. Детские годы прошли в селе Сернур Вятской губернии, недалеко от города Уржума. По окончании реального училища в Уржуме в 1920 году едет в Москву продолжать образование .

Н.А. Заболоцкий принадлежит к первому поколению русских писателей, вступивших в литературу уже после революции. В творчестве поэта отчётливо выделяются три основных периода, каждый из которых отличается друг от друга. Раннее творчество Заболоцкого формировалось под влиянием эстетики обериутов, так как он был одним из создателей и идеологов литературной группировки ОБЕРИУ. В своей декларации они называли себя поэтами «голых конкретных фигур, вплотную придвинутых к глазам зрителя ».

Вся его жизнь-подвиг ради поэзии. Главное качество и достоинство его поэзии- это ее глубокая философичность. Уже первая книга его стихов «Столбцы» имела шумный успех в конце 20- х годов. В 50 – х годах натур-философская тема стала уходить в глубь стиха, уступая место размышлениям над психологическими и нравственными связями человека и природы, над внутренним миром человека, над чувствами и проблемами личности. Художественная эволюция поэта предполагает несколько периодов, определенных формулами: «ранний» период – «я», «зрелый» – «мир» и «поздний» – «я в мире». Для творчества Заболоцкого такими периодами становятся:

«Мир» – поэмы «Торжество земледелия», «Безумный волк», «Лодейников»,

а так же натурфилософские стихи 1930-х годов;

«Я в мире» – лирика конца 1940-х – 50-х годов.

Феномен «позднего творчества» характеризуется созданием индивидуальной поэтической онтологии, основывающейся на категориях «бытия и со-бытия» творца, проявляясь на уровне философия бытия и реализуется в создании индивидуальной версия бытия, воплощаемой в отточенной поэтической формуле. «Второе рождение» поэта часто связано с преодолением личной трагедии, ведущим за собой изменение поэтики, и, вместе с тем, приобретение Мудрости. Для Заболоцкого такой трагедией стал арест и ссылка в лагеря Дальнего Востока. Обращение к другим, не поэтическим жанрам, толкуется как стремление к «отчуждению», попытка понять себя и мир через привлечение «другого» – отсюда работа с прозой и переводами. Поздний поэт создает свою поэтическую формулу, которая переводит житейское/житийное в бытийное/онтологическое. В ней важен закон созвучия «опыта и рефлексии»; поэтическая формула вызывает у читателя «мгновение личностного прозрения и прорыва к особой духовности», делающей поэзию частью твоей собственной души. «Поэтическая формула» позволяет читателю осознать свое собственное «я в мире». В стихотворениях московского периода к которому относится и стихотворение «Портрет» появились ранее несвойственные Заболоцкому душевная открытость, иногда автобиографичность («Слепой», «В этой роще березовой», цикл «Последняя любовь»). Поэзию Заболоцкого одного из самых выразительных поэтов XX века, нередко ставит в контекст музыки и живописи. Его поэзию определяют такими прилагательными, как «плотная», «фактурная», «живописно-пластическая», «вещественная», «детальная».

4.История создания стихотворения «Портрет» Н.Заболоцкого.

Стихотворение Н. А. Заболоцкого «Портрет» было написано в 1953 году и впервые опубликовано в составе подборки из пяти стихотворений в журнале «Новый мир» три года спустя. Сын поэта писал об обстоятельствах, вызвавших стихотворение к жизни: «В том же 1953 году с новой силой проявился интерес Николая Алексеевича к живописи. Он ходил в картинные галереи, на выставки, в мастерские художников. Внимательно рассматривал работы Рериха, Пиросмани, Гудиашвили, Эрзи. Особенно Заболоцкого стала интересовать портретная живопись. Пристальное внимание он обратил на русского художника-портретиста XVIII века Рокотова, ходил в Третьяковскую галерею, подолгу рассматривал портреты его кисти, читал о нем книги. Тогда же приобрел женский портрет этого художника или его школы, повесил в своей комнате на видном месте, любил поговорить о нем с заходившими знакомыми. Искусствовед В.Альфонсов в книге «Слова и краски» делает предположение: «Стихотворение «Портрет» внушено портретом, который был приобретен самим Заболоцким и может быть предположительно приписан Рокотову…Впрочем, по-видимому, здесь отразилось впечатление от многих произведений Рокотова- их полюбил Заболоцкий (отмечу, кстати, и достоверный портрет А.П.Струйской, написанный в 70-х годах XVIII века и относящийся к лучшим созданиям художника)».Вероятнее всего, стихотворение действительно написано под впечатлением творчества Ф.С.Рокотова вообще. Герои рокотовских полотен, несмотря на их индивидуальные различия, как бы принадлежат к единому духовному сообществу. Для поэта важно напомнить ориентиры времени: портрет написан давно- в 1772 году. Почти два века разделяют моменты рождения двух произведений искусства , двух бессмертных творений живописи и поэзии. Но после публикации стихотворения оба шедевра уже существуют неразделимо, в тесной взаимосвязи друг с другом. При описании творческой манеры Рокотова искусствоведы , как правило , используют строки из стихотворения Заболоцкого , а чтение самого поэтического творения не может не заставить обратиться к рокотовскому полотну.В этом сказывается необычайное влияние друг на друга различных видов искусства, обращенных к одной теме. Чтобы показать изобразительную силу стихов Заболоцкого, необходимо дать хотя бы приблизительное описание портрета, увидеть за ничего не значащей для современного человека фамилией Струйская женщину, с такой глубокой симпатией воспетую Рокотовым. Уже знаменитый художник, Рокотов в одном и том же году написал парные портреты пензенского помещика Николая Еремеевича Струйского и его жены. Сам Струйский был поэтом-графоманом, восхищавшимся до исступления искусством, но и сохранявшим при этом все привычки крепостника-самодура. Его жена Александра Петровна, вышедшая замуж в четырнадцатилетнем возрасте, в отличие от своего супруга была натурой цельной. Близкий к семье Струйских князь И.М.Долгорукий очень нежно отзывался о ней: «Я признаюсь, что мало женщин знаю таких, о коих обязан я бы был говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней». А.П. Струйская была бабушкой известного поэта А.И. Полежаева. Она оказалась единственной из всей семьи, у кого этот поэт находил ласку и заботу. Безусловно, что и Рокотов находился под обаянием ее личности и нежной красоты. Молодая женщина изображена на нейтральном темном фоне и как прелестное видение выплывает из глубины веков. Портрет Струйской стал для Заболоцкого лишь импульсом, толчком к созданию словесного шедевра, содержание которого совсем не исчерпывается описанием портрета.

Глава II

1.Лингвистический анализ стихотворения Н.Заболоцкого «Портрет».

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

Лексика занимает центральное место в системе образных средств языка. Слово является основной единицей языка, самым заметным элементом его художественных средств. И выразительность речи связана прежде всего со словом. Многие слова обладают способностью употребляться в нескольких значениях, в переносных значениях (тогда они создают образное представления о предметах, явлениях). Также выразительные средства называются тропами: метафора, метонимия, эпитет, часто писатели и поэты используют сравнение, синонимы, антонимы, лексический повтор. Не владея синонимическим богатством, нельзя сделать свою речь яркой, выразительной. Мощным эмоциональным воздействием на читателя обладает лексический повтор, когда путем повторения слова выделяется ключевое понятие в тексте. В поэтической речи как средство выразительности используются такие виды лексического повтора, как анафора -это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание . Эпифора -повторение слов или словосочетаний в конце строк.

Николай Заболоцкий в стихотворении «Портрет» выразил все качества А.П. Струйской в слове: и ее обаяние, целомудрие, идеальную возвышенность, сознание отдаленности, причастность тайне, легкость, воздушность. И смог он это сказать благодаря выразительным средствам, умело используя их в своей речи.

Первая строфа стихотворения, начало:

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Это преклонение перед искусством художника Ф.Рокотова и вообще перед искусством. Поэт не говорит прямо, какие чувства преобладают, возможно, это упрек другим поэтам. А может, просто восхищенье… Но в любом случае это призыв ко всем поэтам- не замыкаться в рамках своего творчества. Желанием передать «Души изменчивой приметы» охвачен поэт и эта начальная строфа стихотворения очень выразительна. При помощи инверсии (не прямой порядок слов), этого синтаксического средства выразительности, автор передает свои чувства.

Но не только к поэтам обращается Н. Заболоцкий, но и к читателям:

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

И обращаясь к ним он использует местоимение ты , а не вы . Почему? Скорее всего стихотворение, как и полотно Ф.Рокотова, предполагает диалог. Ведь автору очень важно приблизить полотно, которым он восхищается, к читателю. И употребляя вместо вы- ты , он таким образом обращается к каждому из нас. Начинается диалог (синтаксическое средство выразительности) с читателем. И теперь уже обращение к поэтам отступает на второй план. Н.Заболоцкому важно вызвать в читательском сознании зрительные ассоциации. И он это делает при помощи языковых средств, в данном случае при помощи диалога .

Также для поэта важно напомнить читателям о времени, когда написан портрет. Сочетание «из тьмы былого» является не только ориентиром времени, а обрамлением всей картины и всего стихотворения. На этом фоне ,как призрачное видение проступает образ молодой женщины, которая вот- вот исчезнет. В этой строфе, также есть выразительное средство риторический вопрос (вопрос, который задается с целью воздействия на читателя): ” Смотрела Струйская на нас?

Для Заболоцкого загадкой в портрете Струйской являются глаза. И через взгляд, глаза он говорит нам, читателям и зрителям, о всей сложности духовной жизни героини. Это молодая женщина уже познала “ мглу неудач” (разочарование- метонимия ), испытала “ безумной нежности припадок” (любовь- метонимия; оксюморон ), “ предвосхищенье смертных мук” ( эпитет — яркое, образное определение).

Используя эпитеты, метафоры, метонимию, автор помогает читателям увидеть внутренний мир героини, еще юной, но уже познавшей “ мглу неудач ” ( метафора ). Николай Заболоцкий характеризуя глаза, не указывает их цвет, зато он применяет словесные полутона ( полуулыбка, полумрак, полувосторг, полуиспуг )-это тот незаметный переход от одного состояния в другое усиливает ощущение загадочного взгляда( антонимы ). У Н. Заболоцкого это-“ соединенье двух загадок”

В стихотворении есть еще одно средство выразительности – синтаксический параллелизм (когда одинаково настроены предложения). В нем соединены лексика и синтаксис(анафора и параллелизм),и они здесь не разделимы. Это третья строфа: “ Ее глаза-как два тумана…Ее глаза-как два обмана” . Нельзя сказать, что эти слова: туман, обман- контекстные синонимы . Но семантическое сходство есть: туман- дымка (оптический обман, предмет виден неясно). Поэтому можно сказать о них, как о контекстных синонимах. Также в этих строфах присутствуют выразительные средства: сравнение , анафора и эллипсис (пропуск члена предло- жения, который можно восстановить).

Интересны по построению третьи и четвертые строфы. Четверостишие характеризует статичность- в них нет ни одного глагола. Но это только на первый взгляд, только внешне. Динамика есть! Ведь читатель узнал о сложности и противоречивости мира героини. А синонимический ряд (синтаксическое средство выразительности) “ тьма, мгла, потемки, гроза” передает неопределенный, загадочный свет, наполняющий картину — пепельно- серый, если всмотреться в полотно Рокотова.

Результаты моего анализа сведены в таблицу, а также составлен словарик выразительных средств, которые использовал Н.Заболоцкий в стихотворении «Портрет»(см. Приложение).

В нашем исследовании рассмотрены средства художественной выразительности, использованные поэтом, определена их функциональная роль.

Для того чтобы оказать эмоциональное воздействие и в эстетических целях, с целью создания образности и выразительности, мастера слова используют средства и приемы выразительности речи. Мы, изучающие язык, должны помнить, что родное слово-это основа нашей духовности, нашей культуры. А выразительные средства языка служат для того чтобы наша речь не была обыденной, они придают «цвет» изображаемым событиям, предметам, героям, помогают задуматься над прочитанным, привлекают к себе внимание, а также благодаря им человек осознает свой внутренний мир.

Список использованной литературы:

1.Розенталь Д.Э. «Практическая стилистика», М.,Знание, 1987.

2.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. «Секреты стилистики; правила хорошей речи», М., Знание,1991.

3.Скворцов Л.И. «Теоретические основы культуры речи», М., Наука, 1980.

4.Васильева Ю.А. «Стилистика и культура речи», М., УРАО, 2006.

5.Габель М.О. «Изображение внешности лиц», М., 1964.

6.Цирес А.Г. «Язык портретного изображения//Искусство портрета, М., Гос.Академия Наук, 1927.

7.Лебедев «Ф.С.Рокотов. Этюд для монографии», Государственная Третьяковская Галерея, 1968.

8.Порудоминский В. «Первая Третьяковка», М., Детская литература, 1979.

9.Турков А.М. «Николай Заболоцкий», М., Худ. Литература, 1966.

10.Эткинд Е.Г. «В поисках человека. Путь Н.Заболоцкого от неофутуризма к «поэзии души», СПб: Искусство СПб, 2005.

11.Ростовцева И.И. «Николай Заболоцкий: литературный портрет», М.: Советская Россия, 1976.

12.Альфонсов В.Н. «Слова и Краски: Очерки из истории творческих связей поэтов и художников», М.: Советский писатель, 1966.

13.Заболоцкий Н.Н. «Жизнь Н.А.Заболоцкого», М., Согласие, 1998.

14.Николюкин А.Н. «Литературная энциклопедия терминов и понятий», М.: Интелвак, 2001.

Словарик художественно-выразительных средств

Повторение одинаковых элементов

(сочетаний звуков, морфем, слов, синтаксических конструкций) в начале каждого параллельного ряда(стиха, строфы, прозаического отрывка)

Украшает, усиливает речь, придает тексту яркость, величественность, живость. Усиливает энергию слов, которые несут в тексте основную смысловую нагрузку.

Слова, имеющие противоположные значения

Придают словам оттенок особой значимости, подчеркивают логическое ударение в речи, выражают контрастность, показывают полноту и глубину явления, а также расширить пространственно-временные границы

Форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами

Передает особенность разговорной речи: эмоциональность,экспрессивность.2)при помощи диалога, автор раскрывает характеры персонажей их взаимоотношения. 3)С помощью дилогической речи автор мягко, не навязчиво выражает главную мысль: «ПО ТЕКСТУ» 4) С помощью такого синтаксического явления, как диалог, писатель воспроизводит живую речь, характеризующую персонажей.

Нарушение прямого порядка слов

Подчеркивает смысловую значимость отдельных слов, придает всей фразе особую интонационную и стилистическую выразительность, усиливает эмоциональную окраску речи. В поэтической речи создает напевность, мелодичность.

Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, основанное на сходстве

Одно из самых ярких средств выразительности, действенный и экономный способ выражения образной мысли. Передают индивидуальность, неповторимость предметов; выявляют глубину и характер ассоциативно-обратного мышления, видения мира, меру таланта автора.

Замена одного слова другим, смежным по значению.

Как и эпитеты, метонимия обращает внимание читателя на те или иные признаки и качества предметов. Делают речь выразительной, яркой, динамичной.

Соединение слов противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга.

Придает выражению оригинальность и выразительность.

Сочетание во 2 –м предложении слов мучительно и счастлив подчеркивает сложность и многоплановость чувства, соединяющего в себе и муки, и счастье, показывает возможность получения счастья через трудности.

Синтаксический параллелизм

Сходное параллельное построение фраз, строк.

Усиливает энергию, силу утверждения мысли. Придает речи ритмичность.

Риторический вопрос

Фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Он не требует ответа

Является средством эмоционального воздействия на слушателей, возбуждения их внимания к изображаемому. Усиливает эмоциональный характер высказывания.

1)Слова, различные по написанию, но близкие по значению. 2)Контекстные синонимы-слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста.

Употребление в речи синонимов делает речь каждого человека богаче, ярче, разнообразнее, точнее, выразительнее, осмысленнее, глубже, содержательнее. Синонимы позволяют подобрать наиболее удачное и точное слово для выражения мысли, передать самые тонкие оттенки смысла высказывания .

Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак.

Придают тексту образность, эмоциональность, выразительность, делают отвлеченные понятия конкретными, являются средством характеристики предмета. Сравнения являются средством, способные передавать психологическое состояние человека, давать или отрицательную характеристику лицу, предмету.

Сокращение «пропуск» слов, легко восстанавливаемых по смыслу, что способствует динамичности и сжатости речи.

Придает выражению динамичность, интонацию живой речи, художественную выразительность; придает речи взволнованный характер.

Эллиптическое построение речи отличается большой свежестью.

Образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление.

Дают образную характеристику предмета; выступают как средство детализации, типизации и оценки образа.

Другие статьи:

Похожие статьи:

Популярное на сайте:

Leave a Reply