Какие средства выразительности использует автор в описании пейзажа кавказский пленник

Какие средства выразительности использует автор в описании пейзажа кавказский пленник

у меня есть несколько тем.если хоть одна из них заинтересует то тогда скажешь какая именно!

1. смысл названия романа

2.добро и зло в романе

3.народ в романе

4.идейно — нравственная эволюция пьера безухова в романе

5.три поколения болконских в романе

6.»мысль семейная» в образах наташи ростовой и марьи болконской

автор книги: григорий белых и л. пантелеев. название книги: республика шкид

Определите, какой литературоведческий термин соответствует данному определению.

Это описание внутреннего убранства помещений, характеризующее эпоху, страну, социальный статус владельца, его вкусы.

«Кавказский пленник». Выразительные средства языка

Из предложенного списка выберите те выразительные средства языка, которые используются в данном отрывке.

«Захолустная речонка…А речка была славная…Переливалась солнечной чешуёй вода».

«Кавказский пленник». Характеристика героев рассказа

Подчеркните в описании внешности девочек слова, с помощью которых автор передаёт их настроение.

«…перед стеклянной дверью … стояли, прижав к стеклу носы, две девочки, две сестры. Если бы кто из сада на них взглянул, сразу бы увидел, что только им во всём саду и доме в этот солнечный день было грустно . У старшей Вали даже слезинка блестела на щеке, вот- вот капнет на передничек.

А младшая, Катюша , надутая-пренадутая , сердито смотрела на скворца , сдвинув пухлые брови , – точно скворец её куклу клюнул или через форточку пышку с маком унёс» .

Сюжет рассказа «Кавказский пленник»

Установите соответствие между героями рассказа и их ролями в игре.

Вспомните, какую роль играл каждый из героев рассказа.

Саша Чёрный. «Кавказский пленник»

Выберите верный вариант ответа из выпадающего списка.

«Если бы кто из сада на них взглянул, сразу бы увидел, что только им во всём саду и доме в этот солнечный весенний день было грустно».

Как называется приём противопоставления в литературе?

Выразительные средства языка

Чтобы привлечь наше внимание к рассуждениям девочек о финале рассказа Толстого, автор использует разные выразительные средства языка. Выделите цветом риторические восклицания в тексте.

«– Нет, знаешь, сечь их не надо. Жилин бы только презрительно посмотрел на них и сказал: «Русские офицеры великодушны… Марш ! На все четыре стороны. И зарубите себе на вашем кавказском носу… Если вы ещё раз посмеете сажать русских в яму, я вас всех отсюда из пушки, как… капусту порублю! Слышите вы. Татарской же девочке Дине, которая меня лепёшками кормила, передайте георгиевскую медаль и вот эту русскую азбуку, чтоб она русской грамоте научилась и сама могла бы «Кавказского пленника» прочесть. А теперь вон с моих глаз! »

«Кавказский пленник». Эпитеты

Вставьте в текст пропущенные эпитеты.

Цвела черёмуха, высоко в воздухе вздымая гроздья цветов. Серёжки на берёзах уже отцвели, но сквозным шатром зыбилась на ветру , ещё листва. На старой лиственнице у пристани по всем лапам свежо зеленели пучками иголочки, и между ними алые точки – цвет.

Сборник итоговых контрольных работ для 5-11 классов поможет учителю проверить выполнение требований школьной программы базового уровня.

Сборник адресован учителям литературы.

Пояснительная записка

Литература — базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Сборник итоговых контрольных работ для 5-11 классов поможет учителю проверить выполнение требований школьной программы базового уровня, а именно: текстуальное знание художественных произведений, уровень формирования читательских умений, развитие культуры устной и письменной речи, знание литературоведческих терминов и понятий.

Сборник строится с опорой на Программу среднего (полного) общего образования, сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника.

Задания сборника разработаны в соответствии со структурой ЕГЭ и отражают три уровня заданий: с выбором ответа (тесты), с кратким ответом (одно-два слова), с развернутым ответом (не более 2-3 предложений).

Время отводимое на выполнение заданий в 5-9 классах 40-45 минут, в 10-11 классах – до 90 минут.

Итоговая контрольная работа по литературе

за курс 5 класса

Выберите верный ответ.

1. Фольклор – это …

а) устное народное творчество;

б) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки и т.д.

в) сказки, придуманные народом;

г) художественные произведения, созданные нашими предками.

2. Жанр древнерусской литературы, запись исторических событий по годам.

3. Русские народные сказки традиционно делятся на 3 группы. Найдите лишнюю.

4. Какой вид конфликта вы не встретите в русской народной сказке?

б) жизнь – смерть;

г) природа – цивилизация.

5. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно…»

а) В.А. Жуковский «Спящая царевна»

б) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

в) И.С. Тургенев «Муму»

г) Д.Б. Кедрин «Алёнушка»

Кратко запишите ответ.

1. Поэт, учившийся в Царскосельском лицее.

2. Поэт, который в 19 лет сбежал из дома и пешком дошёл из Архангельска до Москвы, чтобы учиться.

3. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. Назовите автора.

«Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная».

Письменно ответьте на вопрос (2-3 предложения):

В чем заключается главное отличие древнерусской литературы от устного народного творчества.

Ответы 5 класс

В.Астафьев «Васюткино озеро»

Итоговая контрольная работа по литературе

за курс 6 класса

Выберите верный ответ.

1 .Какие жанры литературы относятся к эпосу:

а) роман, повесть, рассказ

б) стихотворение, поэма, ода

в) трагедия, комедия

2.Соотнесите термин с определением.

А. Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

Б.Представление человека о мире, сказание о происхождении богов и людей.

В.Повествование, опирающееся на народные предания и легенды, содержащие зарисовки народного быта и нравов.

Кратко запишите ответ.

1.Выпишите из стихотворения эпитеты:

Когда волнуется желтеющая нива

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка.

2. Какое средство художественной выразительности использовал автор в описании бури?

Выпишите их.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь , она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко постучит.

Письменно ответьте на вопросы (2-3 предложения):

1.Что такое летопись и зачем она нужна? Кто был первым летописцем?

2.Кто такой Иван Петрович Белкин? Где вы встречались с этим именем?

Ответы 6 класс

Свежий лес, тенью сладостной.

буря завоет, заплачет, постучит.

буря как путник запоздалый.

Итоговая контрольная работа по литературе

за курс 7 класса.

Выберите верный ответ.

1. Какое из названных произведений является автобиографическим?

а) Н.В.Гоголь « Тарас Бульба»

б) А.П. Платонов « Юшка»

в) А.М. Горький « Детство»

г) Ю.П. Казаков « Тихое утро»

2. Какой художественный прием использовал Н.В.Гоголь, чтобы противопоставить Остапа Андрию в повести « Тарас Бульба»?

3. Какова основная идея стихотворения В. Маяковского « Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

а) поэт и солнце — друзья

б) назначение поэта и поэзии

в) жалоба поэта на трудную жизнь

г) признание в любви

Кратко запишите ответ.

1. Назовите автора произведения и героя отрывка :

« Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имена, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась».

2. Заполните таблицу

Роды литературы

Стихотворение в прозе

Письменно ответьте на вопрос (2-3 предложения):

Назовите основную проблему произведений писателей, изученных в 7 классе.

Ответы 7 класс

Эпос, лирика, драма.

Роды литературы

Стихотворение в прозе

Итоговая контрольная работа по литературе

за курс 8 класса.

Выберите верный ответ.

а) мысли об историческом прошлом

б) письма, дневники, заметки

в) принцип в литературе, помогающий представить героев, события на фоне большого исторического полотна

г) устное народное творчество

2. К какому литературному направлению принадлежит повесть Н.М.Карамзина «Наталья, боярская дочь»?

в) есть черты и сентиментализма, и романтизма

3.Идейный кульминационный центр «Мцыри» — это…

а) эпизод борьбы Мцыри с барсом;

б) встреча с грузинкой

в) сон о золотой рыбке

в) три дня странствий

Кратко запишите ответ.

1.Выпишите жанры лирики:

а) рассказ, б) эпос, в)ода, г)драма, д)стихотворение, е)повесть, ж) рассказ, з) комедия

2.Определите раздел литературы и жанр отрывка:

Мое сердце взволновалось,

Как на Волхове вода.

Вода на время устоится-

Мое сердце никогда.

3. Определите, какие средства выразительности используются в следующих строчках.

По горам две хмурых тучи

Знойным вечером блуждали

И на грудь скалы горючей

К ночи медленно сползали. (М. Лермонтов)

Письменно ответьте на вопрос (2-3 предложения):

Охарактеризуйте типы литературных героев, представленных в произведениях писателей, изученных в 8 классе.

Ответы 8 класс

Устное народное творчество, частушка.

хмурые тучи, скалы горючей.

тучи блуждали, сползали. Метафора: грудь скалы.

Итоговая контрольная работа по литературе

за курс 9 класса.

1. Определите название произведения и его автора.

а) Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

б) Ученье — вот чума, ученость — вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

2. К какому идейно-эстетическому направлению в литературе принадлежат произведения русских писателей?

а) «Капитанская дочка» (А.С.Пушкин)

б) «Бедная Лиза» (Н. М. Карамзин).

в) «Властителям и судиям» (Г. Р. Державин).

г) «Мцыри» (М. Ю. Лермонтов).

3. Определите, какие средства выразительности используются в следующих строчках.

Блистая взорами, Евгений

Стоит подобно грозной тени,

И, как огнем обожжена,

Кратко запишите ответ.

1. О каком произведении В. Г. Белинский сказал, что это «пре­красный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный вни­мания, памяти и уважения»?

2. Какого русского писателя XVIII века Екатерина II назвала «бунтовщиком хуже Пугачева»?

Письменно ответьте на вопрос (2-3 предложения):

Отметьте особенность стихотворений о родине, изученных в 9 классе.

Ответы 9 класс

а — М.Ломоносов «Ода на день восшествия на престол Государыни императрицы Елисаветы Петровны»

б — А.Грибоедов «Горе от ума»

Слово о полку Игореве

Итоговая контрольная работа по литературе

за курс 10 класса.

А1.В качестве эпиграфа к пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор» использована пословица, выберите верную:

А) «по платью видят, кто таков идет»

Б) «сколько веревку ни вить, а концу быть»

В) «на зеркало неча пенять, коли рожа крива»

Г) «береги честь смолоду»

А2. Кому посвятил И.С. Тургенев роман «Отцы и дети»?

А3. О ком в «Мертвых душах» сказано: « прореха на человечестве»?

А) о капитане Копейкине

А4. Кому принадлежат следующие слова: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его, а душа теперь не ваша!»?

А5. Реализм – это

А) изображение типических характеров в типических обстоятельств

Б) правдивое изображение действительности

В) направление в литературе, проникнутое оптимизмом и стремление показать высокое предназначении человека

Г) художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.

В1. А.С.Грибоедов писал : « В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека..» Кого писатель имел в виду?

В2. К какому эстетическому направлению в литературе 18 – 19 века принадлежит поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?

В3 .Назовите жанр лирического произведения, написанного возвышенным стилем и воспевающего кого – либо или какое – либо торжественное событие?

В4 . Эпиграфом какого произведения является пословица «Береги честь смолоду»?

В5. По какому принципу вводятся в роман образы Обломова и Штольца?

Выскажите свое мнение по поводу высказывания в форме развернутого ответа. Рассуждайте. Приводите доводы.

Прочитанные мною произведения в курсе литературы 10 класса удивили меня необычными сюжетными линиями, перепитиями судеб персонажей. А самое главное, герои произведений русской литературы XIX века личности сильные, неординарные, но зачастую вступающие в противоречие с обществом.

Ответы. 10 класс

Итоговая контрольная работа по литературе

за курс 11 класса.

Часть 1. Прочитайте текст. Выполните задания.

Немецкий передний край проскакивал меж двух дзотов. Из блиндажа автоматчики выскочили, и я нарочно сбавил ход, чтобы они видели, что майор едет. Но они крик подняли, руками махают, мол, туда ехать нельзя, а я будто не понимаю, подкинул газку и пошел на все восемьдесят. Пока они опомнились и начали бить из пулеметов по машине, а я уже на ничьей земле между воронками петляю не хуже зайца.

Тут немцы сзади бьют, а тут свои очертели, из автоматов мне навстречу строчат. В четырех местах ветровое стекло пробили, радиатор пропороли пулями… Но вот уже лесок над озером, наши бегут к машине, а я вскочил в этот лесок, дверцу открыл, упал на землю и целую ее, и дышать мне нечем…

Молодой парнишка, на гимнастерке у него защитные погоны, каких я еще в глаза не видал, первым подбегает ко мне, зубы скалит: «Ага, чертов фриц, заблудился?» Рванул я с себя немецкий мундир, пилотку под ноги кинул и говорю ему: «Милый ты мой губошлеп! Сынок дорогой!

Какой же я тебе фриц, когда я природный воронежец? В плену я был, понятно? А сейчас отвяжите этого борова, какой в машине сидит, возьмите его портфель и ведите меня к вашему командиру». Сдал я им пистолет и пошел из рук в руки, а к вечеру очутился уже у полковника – командира дивизии. К этому времени меня и накормили, и в баню сводили, и допросили, и обмундирование выдали, так что явился я в блиндаж к полковнику, как и полагается, душой и телом чистый, и в полной форме. Полковник встал из-за стола, пошел мне навстречу. При всех офицерах обнял и говорит: «Спасибо тебе, солдат, за дорогой гостинец, какой привез от немцев. Твой майор с его портфелем нам дороже двадцати «языков». Буду ходатайствовать перед командованием о представлении тебя к правительственной награде». А я от этих слов его, от ласки, сильно волнуюсь, губы дрожат, не повинуются, только и мог из себя выдавить: «Прошу, товарищ полковник, зачислить меня в стрелковую часть».

Но полковник засмеялся, похлопал меня по плечу: «Какой из тебя вояка, если ты на ногах еле держишься? Сегодня же отправлю тебя в госпиталь. Подлечат тебя там, подкормят, после этого домой к семье на месяц в отпуск съездишь, а когда вернешься к нам, посмотрим, куда тебя определить».

И полковник, и все офицеры, какие у него в блиндаже были, душевно попрощались со мной за руку, и я вышел окончательно разволнованный, потому что за два года отвык от человеческого обращения.

М.А. Шолохов, «Судьба человека»

А1. Назовите литературное направление, расцвет которого пришелся на вторую половину ХIХ века и традиции которого нашли свое отражение в «Судьбе человека».

А2. Укажите жанр, к которому принадлежит названное произведение М.А. Шолохова

А3. «Судьбу человека» называют «свернутым эпическим полотном». Назовите шолоховский четырехтомный роман-эпопею, представляющий собой «большой» эпос и также отображающий судьбу человека в Истории

А4. Эпизод встречи героя с командиром дивизии своеобразно перекликается со сценой у лагерфюрера Мюллера, назвавшего Андрея «настоящим русским солдатом». Как называется резкое противопоставление различных ситуаций, явлений в художественном произведении?

А5. Как называется способ отображения внутренних, душевных переживаний героев в произведении («упал на землю и целую ее, и дышать мне нечем», «губы дрожат, не повинуются» и т.п.)?

Часть 2. Прочитайте текст. Выполните задания.

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река.

Погорев золотыми каймами,

Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханье ночном, –

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зеленым огнем.

В1. «Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река…»

Как называется художественное описание природы в литературном произведении?

В2. К какому приему прибегает поэт в строке: «Разлетелись, как дым облака»?

В3. Какой вид тропа, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор, упоминая о «вздохах дня» в «дыханье ночном»?

В 4. Как называется сочетание строк в стихотворении, обладающих определённым метрическим, ритмическим, интонационно-синтаксическим строением и объединяемых рифмовкой.

В5. Каким размером написано стихотворение А.А. Фета «Вечер»?

Напишите ответ на вопрос: « В чем , по –вашему мнению, особенности прозы о Великой Отечественной войне?» (Перечислите основные проблемы, типы героев и т.д.)

Другие статьи:

Похожие статьи:

Популярное на сайте:

Leave a Reply