Какие средства выразительности речи использует гоголь при описании степи

Какие средства выразительности речи использует гоголь при описании степи

В повести Н.В.Гоголя есть следующие средства выразительности речи: метафора («А между тем степь уже давно приняла их в свои зелёные объятия»); гипербола («. имел такие страшные карманы в своих шароварах, что мог поместить туда всю лавку зазевавшейся торговки»); риторическое восклицание («Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!»); олицетворение («глядело утро», «огонь пробежал», «ночь обняла», «деревья шипели»); сравнение («. длинными, как стрелы, ресницами», «. шумел, как море», «. чёрные брови, как траурный бархат»); эпитеты («грубой», «сильный», «опасного», «дерзких», «грозных», «могучий»).

Какое средство психологического изображения героев использует Гоголь, характеризуя и молодых чиновников, и чиновника-старика?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Следовало бы описать канцелярские комнаты, которыми проходили наши герои, но автор питает сильную робость ко всем присутственным местам. Если и случалось ему проходить их даже в блистательном и облагороженном виде, с лакированными полами и столами, он старался пробежать как можно скорее, смиренно опустив и потупив глаза в землю, а потому совершенно не знает, как там все благоденствует и процветает. Герои наши видели много бумаги, и черновой и белой, наклонившиеся головы, широкие затылки, фраки, сертуки губернского покроя и даже просто какую-то светло-серую куртку, отделившуюся весьма резко, которая, своротив голову набок и положив ее почти на самую бумагу, выписывала бойко и замашисто какой-нибудь протокол об оттяганье земли или описке имения, захваченного каким-нибудь мирным помещиком, покойно доживающим век свой под судом, нажившим себе и детей и внуков под его покровом, да слышались урывками короткие выражения, произносимые хриплым голосом: «Одолжите, Федосей Федосеевич, дельце за № 368!» — «Вы всегда куда-нибудь затаскаете пробку с казенной чернильницы!» Иногда голос более величавый, без сомнения одного из начальников, раздавался повелительно: «На, перепиши! а не то снимут сапоги и просидишь ты у меня шесть суток не евши». Шум от перьев был большой и походил на то, как будто бы несколько телег с хворостом проезжали лес, заваленный на четверть аршина иссохшими листьями.

Чичиков и Манилов подошли к первому столу, где сидели два чиновника еще юных лет, и спросили:

— Позвольте узнать, где здесь дела по крепостям?

— А что вам нужно? — сказали оба чиновника, оборотившись.

— А мне нужно подать просьбу.

— А вы что купили такое?

— Я бы хотел прежде знать, где крепостной стол, здесь или в другом месте?

— Да скажите прежде, что купили и в какую цену, так мы вам тогда и скажем где, а так нельзя знать.

Чичиков тотчас увидел, что чиновники были просто любопытны, подобно всем молодым чиновникам, и хотели придать более весу и значения себе и своим занятиям.

— Послушайте, любезные, — сказал он, — я очень хорошо знаю, что все дела по крепостям, в какую бы ни было цену, находятся в одном месте, а потому прошу вас показать нам стол, а если вы не знаете, что у вас делается, так мы спросим у других.

Чиновники на это ничего не отвечали, один из них только ткнул пальцем в угол комнаты, где сидел за столом какой-то старик, перемечавший какие-то бумаги. Чичиков и Манилов прошли промеж столами прямо к нему. Старик занимался очень внимательно.

— Позвольте узнать, — сказал Чичиков с поклоном, — здесь дела по крепостям?

— Старик поднял глаза и произнес с расстановкою:

— Здесь нет дел по крепостям.

— Это в крепостной экспедиции.

— А где же крепостная экспедиция?

— Это у Ивана Антоновича.

— А где же Иван Антонович?

— Старик тыкнул пальцем в другой угол комнаты. Чичиков и Манилов отправились к Ивану Антоновичу.

Чичиков, вынув из кармана бумажку, положил ее перед Иваном Антоновичем, которую тот совершенно не заметил и накрыл тотчас ее книгою. Чичиков хотел было указать ему ее, но Иван Антонович движением головы дал знать, что не нужно показывать.

«Вот, он вас проведет в присутствие!», — сказал Иван Антонович, кивнув головою, и один из священнодействующих, тут же находившихся, приносивший с таким усердием жертвы Фемиде, что оба рукава лопнули на локтях и давно лезла оттуда подкладка, за что и получил в свое время коллежского регистратора, прислужился нашим приятелям, как некогда Виргилий прислужился Данту, и провел их в комнату присутствия, где стояли одни только широкие кресла, и в них перед столом за зерцалом и двумя толстыми книгами сидел один, как солнце, председатель. В этом месте новый Виргилий почувствовал такое благоговение, что никак не осмелился занести туда ногу и поворотил назад, показав свою спину, вытертую как рогожка, с прилипнувшим где-то куриным пером. Вошедши в залу присутствия, они увидели, что председатель был не один, подле него сидел Собакевич, совершенно заслоненный зерцалом. Приход гостей произвел восклицание, правительственные кресла были отодвинуты с шумом. Собакевич тоже привстал со стула и стал виден со всех сторон с длинными своими рукавами. Председатель принял Чичикова в объятия, и комната присутствия огласилась поцелуями; спросили друг друга о здоровье; оказалось, что у обоих побаливает поясница, что тут же было отнесено к сидячей жизни.

. Нам становится грустно, когда прячется солнце, небо покрывается темными, свинцовыми тучами, идет дождь, когда меняется погода и нельзя погулять.

Осень делится на два периода: первый – от первых заморозков до конца листопада, второй – от конца листопада до начала зимы. Первые заморозки – начало осени. Но нередко вслед за ними начинается теплая, сухая погода – возврат лета. Правда тепло только днем, а вечером и ночью становится холодно. И вскоре после погожих сентябрьских, октябрьских деньков начинают лить осенние дожди, а за этими дождями нередко сразу выпадает первый снег. Похожи ли осенние дожди на летние? Каковы осенние дожди?

Нет, осенний дождь – моросящий, холодный, нудный: как зарядит сыпать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три, неделю, не переставая, и тогда становится скучно.

Да, под ногами в такое время слякоть, небо свинцовое, его заволокли тучи, моросит холодный, нудный дождь, дует сильный ветер.

Ветер тучи гонит, ветер в трубах стонет,
Дождь косой, холодный, по стеклу стучит.
На дорогах лужи морщатся от стужи,
Под навесом прячутся грустные грачи.. .

Цель: воспитание грамотного, квалифицированного читателя.

Задачи:

1) углубить представления учеников о комплексно-сравнительном анализе текста, познакомить с приемами работы над художественным текстом (описанием);
2) развивать умение определять идею текста, анализируя средства выразительности, используемые в нем, и аргументированно излагать ее в самостоятельно созданном тексте;
3) воспитывать бережное отношение к слову автора.

Оборудование: репродукции картин художников, изображающих степь; мегафон, распечатки отрывков.

Прослушивание фрагмента народной песни «Степь да степь кругом».

Ученики читают стихи о степи А.Кольцова, И.Бунина, С.Есенина.

3. Объявление темы урока

Степи без конца и края, ровные, скучные, раздольные, волнистые, холмистые. Степь, словно живое существо, меняет свои наряды. Разные поэты – разное восприятие степи.

На сегодняшнем уроке в центре внимания будут прозаические тексты Гоголя, Тургенева, Чехова, описывающие степь.

4. Работа с текстами

I. Описание степи у Н.Гоголя («Тарас Бульба»)

Выразительное чтение отрывка

Степь чем дальше, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство. до самого Черного моря было зеленою, девственною пустынею. Ничего в природе не могло быть лучше; вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вот она пропала в вышине, только мелькнет одною черною точкою; вот она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Черт вас возьми, степи, как вы хороши.

Беседа по тексту

Учитель. Какое настроение автора передает текст?

Ответы учеников:

– Настроение, конечно, радостное, недаром описание завершается восклицательным предложением.

Учитель. Какими словами рассказчик передает радость, восхищение степью?

Ответы учеников:

– Сначала Гоголь определяет степь как пространство земли. А затем прибегает к метафорам: степь – зелено-золотой океан, синие волны воздуха, брызнули по океану.

– Необозримость степи подчеркнута фразой: брызнули миллионы разных цветов.

– Степь у Гоголя особенная: она живет, дышит, шумит.

Учитель. Какими языковыми средствами это передается?

Ответы учеников:

– В тексте много глаголов, они передают движение и помогают нарисовать «живую» степь: ястребы стояли, крик гусей отдавался, чайка подымалась и купалась.

– Прямой порядок слов перемежается инверсией: брызнули миллионы разных цветов, стояли ястребы, подымалась чайка.

– Автор использует гиперболу: вся поверхность земли представлялась океаном, миллионы цветов, тысячи птиц, туча гусей; среди многообразия цветов – один колос; среди тысячи птиц – одна чайка. Все до мелочей стремится видеть писатель.

– В тексте встретился повтор: неподвижно стояли. неподвижно устремив; сравнение: чайка мелькнула черною тучкою.

– Картина степи озвучена тысячью птичьих свистов, криком диких гусей.

– Атмосферу шуршания в степной траве и движения в степном небе создают также глухие и шипящие звуки: [с], [ч], [ф], [ш].

– Вся степь у Гоголя какая-то сказочная, и он восторгается этой сказкой: Черт вас возьми, степи, как вы хороши.

(Некоторые преподаватели не склонны задавать вопросы о художественной изобразительности средств при анализе текста, т.к. это разбивает всеобщее восприятие картины. Но в классе всегда есть слабые ученики, на которых приходится ориентироваться.)

Учитель. Почему Гоголь так восхищен степью? Для ответа на этот вопрос вспомните содержание произведения.

– Степь у него не сама по себе, а символ Родины. А она прекрасна. И Гоголь создает великолепную, дорогую и милую сердцу каждого человека картину.

II. Описание степи у И.Тургенева («Лес и степь») Выразительное чтение отрывка

Далее, далее. Пошли степные места. Глянешь с горы – какой вид! Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки. Но далее, далее едете вы. Холмы все мельче и мельче, дерева почти не видать. Вот она наконец – безграничная, необозримая степь.

(Анализ этого отрывка сильные ученики подготовили заранее.)

Ответы учеников:

– Книга И.Тургенева «Записки охотника» завершается картинами природы. Данная в разное время года (весна, лето, осень), она символизирует вечное обновление жизни.
В этом отрывке ощущаешь себя спутником писателя: едете вы, глянешь с горы. Удивляет, что у Тургенева есть такая же метафора, что и у Гоголя, – сравнение холмов с разбегающимися волнами. Видимо, эта необозримость, необъятность степи рождала и будет рождать еще не раз ассоциации с морской стихией.

– В остальном степной пейзаж кажется у Тургенева более реалистичным и конкретным: холмы, овраги, небольшие рощи, узкие дорожки. Эта реалистичность, может быть, достигается тем, что читатель вместе с писателем осязаемо видит и чувствует степь. Именно поэтому в тексте почти отсутствуют тропы. Ведь Тургенев – это мы. И нам порою только кажется, что холмы разбегаются, овраги вьются, рощи разбросаны, дорожки бегут (олицетворения).
Как и у Гоголя, тургеневская степь полна движения. В тексте особый синтаксис: длинные бессоюзные предложения. Такие же длинные, монотонные, как сама дорога в степи. Отсюда и повторы: далее, далее. и вновь в степь далее и далее.
У Тургенева при взгляде на степь – тоже восторг: какой вид!; безграничная, необозримая степь!
Сравнивая два отрывка, можно сделать вывод. Образным может быть язык писателя, и образность языка писателя у каждого своя, она индивидуальна. Однако у каждого писателя вовсе не всякий образ свой, неповторимый, как раз чаще всего повторим (как образ степи), но дан в своей особой ситуации, в своем особом употреблении.

(Не прошу класс добавить чего-либо к этому анализу, в данный момент это не нужно делать.)

Учитель. В 1888 году Чехов создает произведение, которое он рассматривает как «пропуск в большую литературу», – повесть «Степь». Предметом чеховских размышлений становится судьба Родины в целом и на этом фоне – судьба отдельного человека. Ребята, вам, наверное, не кажется странным, что мы сегодня, говоря об образе степи, несколько раз уже повторили слово Родина.
В «Степи» обозначена одна из важных сторон чеховского мироощущения – стихия природного мира, являющая собой идеальный образ гармонии, противопоставленный скучному миру людей. Повесть организуют две сюжетные линии: жизнь природы и жизнь человека. Пейзаж в этом произведении и становится самостоятельным сюжетом. Он демонстрирует представление автора о полной, осмысленной и гармоничной жизни.

III. Описание степи у А.П. Чехова. («Степь»)

Выразительное чтение отрывка

Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается.
Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издалека похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы. и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой. в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы.
Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку. неожиданно послышалось тихое пение. Где-то неблизко пела женщина, а где именно и в какой стороне, трудно было понять.
Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид.
Трава поникла, жизнь замерла. Загорелые холмы, буро-зеленые, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным. Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер, с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, на дороге спирально закружилась пыль, побежала по степи, и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, черным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце. По степи вдоль и поперек, спотыкаясь и прыгая, побежали перекати-поле.
Вдруг рванул ветер. Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем; тотчас же загремел гром. Раздался новый удар, такой же сильный и ужасный. Небо уже не гремело, не грохотало, а издавало сухие, трескучие, похожие на треск сухого дерева звуки.
По дороге текли ручейки и прыгали пузыри.

Диалог двух групп

(Анализ отрывка построен на диалоге двух групп. Одна из групп получила задание составить вопросы для лингвистического анализа отрывка, другая внимательно прорабатывает текст. На уроке звучат вопросы и ответы, учитель только при необходимости вносит поправки.)

– Чьими глазами мы видим степь?

– Мы видим степь то глазами автора, то глазами Егорушки. Взгляды их на степь различны.

– Как воспринимает степь Егорушка?

– У Егорушки детское восприятие мира, похожее, может быть, на сказку, а может, на игру. У него ветряная мельница – маленький человечек, размахивающий руками; чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем (а не молнией); перекати-поле бегут, спотыкаясь и прыгая; в дождь по дороге прыгают пузыри.

– Степь у Чехова живет своей жизнью и развивается по своим законам. Продемонстрируйте это примерами из текста.

– Июльская степь на глазах ехавших меняется несколько раз: вот она широкая и величественная, улыбающаяся; то вдруг обманутая степь замирает; то поднимает ропот, все кружит и затуманивает солнце.

– Разноликая степь – величественная и просторная, страшная и не всегда понятная. А происходит это потому, что дается в разных восприятиях – автора и его маленького героя.

(Группа, задающая вопросы, имеет свои варианты ответов.)

– Мы хотим добавить. Перед нами утренний пейзаж и переход к дневному зною; картина томительного дневного зноя, когда время точно застыло и остановилось, вечерний пейзаж дан на фоне приближающейся грозы.

– В чеховском отрывке мы также отмечаем и олицетворения, и метафоры: роса испарилась, воздух застыл, трава и бурьян подняли ропот, чернота дыхнула белым огнем.

– Есть лирические и изобразительные эпитеты: широкая, бесконечная равнина (изобразительные), обманутая степь, загорелые холмы (лирические).

– Конечно, у каждого писателя свои художественные средства. Но что отличает чеховскую степь от гоголевской и тургеневской? Что это за особенность?

– Нам кажется, что у Чехова степь по-особому одухотворена: сбросила полутень, улыбнулась и засверкала росой. Солнце над ней, как хозяйка по утрам, тихо, без хлопот принялось за свою работу. Так и хочется нарисовать степь капризной девушкой. И все потому, что она так часто меняет свой нрав.

– Степь становится действующим лицом, живым человеком.

– Чеховская «Степь» напоминает лирическую прозу.

– Автор использует приемы аллитерации и ассонанса. В первом абзаце отрывка очень много звуков [с], [ш], [х], [ц]. Это звуки, передающие глухой стук колес телеги, ехавшей по степи. Монотонность повторяющихся шипящих звуков: едешь-едешь и не разберешь – передает чувство скуки и надоедливости дороги.

Во втором абзаце обилие звуков [о], [а] рождает напевность, мелодичность. Эта музыкальность в природе сливается с реальной бытовой картиной: где-то неблизко пела женщина, а где именно и в какой стороне, трудно было понять.

– Когда все больше вчитываешься в текст, прислушиваешься к его звукописи, то удивляешься: как она помогает точно нарисовать картину.

Посмотрим, как Чехов рисует приближение грозы: Вдруг рванул ветер. Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем; тотчас же загремел гром. Прочитали? Почувствовали, как на вас накатывает гроза? А помогли это почувствовать сочетания звуков: [др], [рв], [р], [г], [гр]. Все это происходит потому, что фонетический, звуковой уровень мы воспринимаем слухом: чтобы уловить аллитерацию на [р], [г], нет даже надобности знать язык, на котором писал Чехов, это и так слышно.

5. Сравнение описаний степи. Выводы

– Если бы у вас в руках были краски, то какие цвета вы бы использовали, рисуя степь Гоголя, Тургенева, Чехова?

– Гоголевская степь яркая. Отрывок пестрит прилагательными цвета: зеленый, зелено-золотой, синий, черный. А цветов миллионы! Вот где буйство красок!

– У Тургенева степь скупа на краски. Рисуя тургеневскую степь, цвета надо додумывать. Скорее здесь будет преобладать цвет засеянных (желтый) и распаханных (черный) земель. Небольшие рощи будут написаны редким зеленым цветом.

– Ярко-желтый, лиловый, буро-зеленый цвета появились бы на картине, изображающей чеховскую степь.

Учитель. Сравнив отрывки, постараемся сделать выводы.

Ответы учеников:

– У каждого большого писателя даже при общности художественных образов, сравнений, метафор, при всем сходстве ассоциаций возникает своя индивидуальная картина степи, выраженная по-своему.

– Разные писатели, разное время, разные литературные пристрастия, но язык един. Получаешь эстетическое удовольствие от такого русского языка.

Другие статьи:

Похожие статьи:

Популярное на сайте:

Leave a Reply