в 90-х годах 19 века в московской игрушечной мастерской «детское воспитание» появилась из японии фигурка буддийского святого фукурума. фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой и представляла собой 5 вложенных одна в другую фигурок. токарь по дереву василий звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник сергей малютин расписал их под девочек и мальчиков. на первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме, а сама игрушка состояла из восьми фигур. имя «матрена» тогда было широко распространенным. отсюда и пошло название – «матрешки».
красивый сухуми, прекрасный баку, интересное интервью, маленький и маленькая кенгуру, спальное купе, далекий арагви, новое пианино, густонаселенный осло, ежедневное меню, многоводная янцзы, африканская замбези, большая миссисипи (река), южный миссисипи (штат в сша)
зрелость — возраст между молодостью и старостью; период жизни в таком возрасте зрелость — существительное слово от которого оно образовалось — зрелый , слово образовано суффиксальным способом с суффикса -ость.
Из всех групп слов к разговорному стилю относятся слова, собранные в 1-й группе. Принадлежность их к разговорному стилю легко определить по признаку эмоциональной окраски. Это не слова нейтрального характера, а слова, употребляемые с особым чувством. Например, слово «толстенький» передает не только характеристику по форме, но и чувство симпатии; в слове «сестрица» проявляется чувство ласки; в слове «лгунишка» проявляется презрение. Все эти чувства в разговорной лексике обычно передают суффиксы: -иц-, -ишк-, -ушк-, -ище-, -еньк-,
-оньк-, -чик-, -ин-, -ик- и другие.
Во 2-й группе – публицистический (СМИ) стиль, в 3-й – художественный (литературный), в 4-й – официально-деловой, в 5-й – научный.
2Какое это средство выразительности: «глаза, как небо, голубые»; «листья желтые, как золотые»?
эпитет
метафора
сравнение
олицетворение
3Спишите, вставьте пропущенные буквы. В конце ответа поставьте точку.
Журналис. ское ра…ледование, пр. зидентские выборы, цивилизац. я, просл. влять.
4Укажите, какая из омонимичных форм использована в предложении. Ответ запишите во множественном числе.
Древние замки имели сломанные замки.
5Найдите пары антонимов:
яркий – тусклый
интеллект – ум
интервал – промежуток
трусливый – смелый
6Укажите, в каком слове ударение падает на первый слог:
красивее
ждала
включить
крадучись
7Спишите, вставьте пропущенные буквы. В конце ответа поставьте точку.
Зат..мнение на окнах, защ..щаться от ветра, упорно трен..роваться, абс..лютный чемпион, без..сходное положение.
8Укажите, в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН:
В одной из отдале(1)ых улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруже(2)ая многочисле(3)ою дворней.
9Укажите, в каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква:
по…пись, о…правка, на…кусить
пр…озёрный, пр…ломление, пр…шелец
бе…вкусица, и…бежать, в…лететь
меж…нститутский, под…тожить, спорт…нвентарь
10Укажите, в каком варианте ответа НЕ со словом пишется раздельно:
(не)высокая стена
(не)большой домик
(не)глубокая, а мелкая
(не)легкая сумка
11В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Ё?
А) Ш…пот Б) Ж…кей В) Ш…колад Г) Пш…нка Д) Деш…вый
12Укажите, в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Е:
Теперь Круглову было н(1) на что рассчитывать, н(2)сколько минут он молчал и н(3)чего н(4) мог сказать.
1, 2, 3, 4
2, 4
1, 2, 4
1, 4
13Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствие в предложении:
Путешественники были поражены общей картиной снеговой пустыни ( ) и таинственного хребта.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
14Укажите, в каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно:
Когда(нибудь) и у меня будет такое бело(снежное) платье.
Красновато(коричневые) листья падали на меня (с)верху.
(В)переди меня сидел широко(плечий) юноша.
На северо(востоке) небо было голубовато(серым).
15Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены):
Надо человеку и знать и любить и беречь свою землю.
Ни шуток ни смеха ни улыбок даже не было заметно между всеми этими людьми.
Маяк то вспыхивал то погасал беззвучно.
В чаще леса сорвалась с шуршанием тяжелая шишка царапнула густые ветви ударилась о землю.
Г) разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный.
2. Определите, какие стилевые черты присущи публицистическому стилю речи:
а) логичность, объективность, обобщенность, смысловая точность;
б) эмоциональность, конкретность, простота речи;
в) оценочность, образность, эмоциональность, призывность;
г) образность, эмоциональность, конкретность;
д) смысловая точность.
3. Какова цель сообщения текстов официально-делового стиля?
а) создание картин и образов;
б) непосредственное повседневное общение;
в) убеждение, воздействие на слушателя;
г) точная передача информации;
д) передача научных сообщений.
4. Определите жанры художественного стиля речи:
а) письмо, беседа, записка;
б) диссертация, конспект, доклад;
в) очерк, фельетон, репортаж;
г) резолюция, заявление, докладная записка;
д) поэма, драма, рассказ.
5. Какие языковые средства характерны для разговорного стиля?
а) итак, следовательно, во-первых, наоборот;
б) толстенный, сестрица, лгунишка;
в) акт милосердия, демократизация общества, народные избранники;
г) довожу до вашего сведения, принять меры;
д) шепот деревьев, сердце тоскует, хоровод звезд.
6. В каких основных разновидностях существует национальный язык?
А) литературный язык, территориальные диалекты, профессиональная речь, жаргоны, городское просторечие;
Б) литературный язык и простонародный;
В) разговорный и книжный;
Г) устный и письменный.
7. Возможна ли реформа русского языка?
Б) возможна, но не нужна;
В) реформа языка невозможна в принципе, но может быть реформа письма, реформа орфографии;
Г) невозможна, потому что русский язык слишком сложный.
8. Входит ли разговорный стиль в пределы литературного языка?
А) входит, поскольку он отвечает литературной норме;
Б) нет. Разговорный язык — это язык нелитературный;
В) разговорный стиль — это один из функциональных стилей литературного языка;
Г) нет. Это – просторечие.
9. Для какого из функциональных стилей характерно то, что в нем кроме средств литературного языка могут использоваться средства всех остальных разновидностей общенационального языка?
Leave a Reply