Какими средствами художественной выразительности пользуется автор салтыков

Какими средствами художественной выразительности пользуется автор салтыков

«История одного города» — сатирическое произведение, насыщенное такими средствами художественной выразительности как сатира, ирония, гротеск, гипербола, иносказание, метафора, аллегория, эзопов язык.

По сути, все события, происходящие в городе, являются гротеском.

Писатель использует в романе средства художественной выразительности для придания эмоционального настроя читателю. С помощью этих художественных приемов автор очень ярко раскрывает образы героев, показывает, что внешние характеристики героев сходны с их психологическими образами. Все это помогает читателю ярко представить себе персонажей.

Основным художественным средством в изображении истории города Глупова, его жителей и градоначальников является гротеск. Салтыков-Щедрин использовал художественное преувеличение, доходящее до абсурда, чтобы показать уродливую реальность современной жизни.

Щедрин намеренно пользуется средствами художественной выразительности, чтобы усилить ощущение незримой связи с истинным положением дел в крепостнической России. С помощью сатиры и иронии в книге изображены пороки и ошибки российского общества.

Автор использует эзопов язык, что позволило писателю говорить о современности, обличать официальных лиц, не вызывая цензурного вмешательства и гнева вышестоящих.

там пять рабочих в оранжевой форме клали стену из кирпича, это было увлекательно. они напевали свои народные песни , но работали они, довольно, быстро. кирпич за кирпичом, и вот, я уже вижу лишь их каски. мимо стройки проезжал мальчик с папой на велосипедах, они привлекли мое внимание. судя по тому, как мальчик визжал, было понятно, что на велосипеде он катается первый раз. он ехал по новому асфальту, который неделю назад укладывали уже знакомые нам гости, вдруг, он упал, видимо, переднее колесо наехало в камень и велосипед скинул мальчика. мальчик заплакал , отец его начал чинить велосипед, у которого слетела цепь, через минут пятнадцать велосипед был готов, они двинулись дальше. я же пошел на кухню за чаем. меня встретила мама вся белая как — будто в муке, она штукатурила потолок, а папа придерживал лестницу. уже два месяца, как у нас ремонт на кухне. позавтракав, я пошел гулять .

1.Из биографии Салтыкова – Щедрина. Устно подготовить ответ на вопрос: какие факты биографии сатирика повлияли на формирование его мировоззрения ?

2.Прочитать сказки «Премудрый пескарь», «Дикий помещик».

3.Написать отзыв на одну из прочитанных сказок (по выбору).

4.К инсценированию подготовиться: студентам — исполнителям роли 2 генералов из «Провести о том, как один мужик двух генералов прокормил»;студенту — исполнителю роли дикого помещика из сказки «Дикий помещик».

5.Сделать костюмы Гриневу, Молчалину, Чичикову; попросить их ответить на вопросов: какие советы давали своим детям (Гриневу, Молчалину, Чичикову) их отцы?

1.2.План проведения урока

Цели и задачи урока:

-образовательные: закрепить знания по биографии М.Е. Салтыкова- Щедрина, выяснить причины обращения писателя к сказкам, выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность, показать художественное своеобразие сказок; повторить значение литературных терминов.

-воспитательные: воспитание честности, гражданской смелости, благородства, напомнить о цене человеческой жизни, о ее смысле.

-развивающие: развивать умение анализировать сказки, показать их актуальность в наши дни, развивать творческие способности.

Тип урока: комбинированный урок

Методы: аналитическая беседа, инсценирование, анализ текста, цитирование, ответы на вопросы, элементы ролевой игры.

Межпредметные связи: история, русский язык

Оборудование: мультимедийная установка, книжная выставка щедринских произведений, портрет М.Е. Салтыкова- Щедрина, отзывы современников о сатирике, эпиграф к уроку:

«Сказки могучи по своей мысли, забавны и вместе с тем трагичны по своему ехидству, очаровывают своим языковым совершенством.

1.3.Ход урока:

Приветствие, проверка готовности к занятию, отметка отсутствующих.

2.Проверка знаний. Метод: фронтальный опрос.

1.Обратимся к портрету Михаила Евграфовича Салтыкова- Щедрина. Чем поражает внешний облик писателя? (Портрет создан И.Н. Крамским в 1887г.).

● Сочетанием суровости, твердости и подлинной доброты.

● А.В. Луначарский (о портрете сатирика) с восхищением писал: «Вчувствуйтесь в это изумительное лицо… Какая суровость! Какие глаза судьи. Как много страдания, выразившего морщины на этом лице, поистине лице подвижника!»

● А вот отзывы Н.К. Михайловского (современника, лично знавшего писателя): «Внешность усиливала впечатление его грубоватой манеры: резкая перпендикулярная складка между бровей на прекрасном открытом и высоком лбу. Сильно выпуклые, как бы выпяченные глаза, сурово и как- то непреклонно смотревшие прямо в глаза собеседнику, грубый голос, угрюмый вид. Но иногда это суровое лицо все освещалось такою почти детски- добродушною улыбкою, что даже люди, знавшие Щедрина, но попадавшие под свет этой улыбки, понимали, какая наивная и добрая душа кроется под его угрюмой внешностью».

2.Какие факты биографии Салтыкова- Щедрина повлияли на формированием его мировоззрения?

● Его детство «на лоне крепостного права», помещичьего произвола и семейного деспотизма. Вот что вспоминает писатель о своем детстве: «Я видел глаза, которые ничего не могли выражать, кроме испуга, я слышал вопли, которые раздирали сердце. В царстве испуга, физического страдания и желудочного деспотизма нет ни одной подробности, которая бы минула меня, которая в свое время не причинила бы мне боли».

● На мировоззрение писателя оказала влияние учеба, а учился Салтыков- Щедрин в Московском дворянском институте, а затем в Царскосельском лицее, где когда-то получал знания великий Пушкин. Но за двадцать один год, прошедший после пушкинского выпуска, характер этого учебного заведения переменился: насаждался близкий к казарменному стиль жизни. Просвещенные преподаватели были изгнаны из лицея. «для нас нанимали целую уйму Вральманов, Цыфиркиных, Кутейкиных… Вральманы пичкали нас коротенькими знаниями, а холоп высшей школы внушил, что цель знания есть исполнение начальственных предначертаний», — вспоминал писатель- сатирик об учебе в лицее.

Но тем не менее лицеисты жили напряженной духовной жизнью : читали запрещенную литературу, слушали пламенные речи В.Г. Белинского («То было время поклонения Белинскому»), спорили о будущем России.

Знакомство Салтыкова с социалистом- утопистом М.В. Петрашевским переросло в дружбу.

● Необходимо сказать, что уже первые произведения (повести «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848) затронули тему социального неравенства). Писатель выступил с критикой существующего строя. Естественно, прогрессивные идеи в первых произведениях привели в гнев реакционные круги общества. А Николай I усмотрел в повестях Салтыкова «стремление к распространению идей, потрясших уже всю Западную Европу».

По решению Николая I Салтыков был арестован и сослан в Вятку под надзор полиции. «Вятский плен» продолжался около восьми лет! После смерти Николая I Салтыков возвратился в Петербург с огромным «запасом» фактов и впечатлений из жизни господствующих классов.

● Впервые псевдонимом Николай Щедрин были подписаны «Губернские очерки», вышедшие в журнале «Русский вестник».

На мировоззрение писателя повлияло не только увлечение «писательством», но и работа в Министерстве внутренних дел. Справедливый и принципиальный, Салтыков- Щедрин держался решительно, ему удалось пресечь немало нарушений. Современник писателя С.Н. Егоров вспоминал: «Строгий в службе, он был в высшей степени правдив и человечен… Он ежедневно имел дело с каждым чиновником и всех знал. Несмотря на строгую и трудную службу, все его любили и ничем ради него не тяготились, потому что он всякого ценил по достоинству…». Служба для писателя закончилась. В чине действительного статского советника М.Е. Салтыков- Щедрин ушел в отставку. («Я- писатель, в этом мое призвание».)

● Знакомство с Некрасовым, работа в «Современнике» и «Отечественных записках» (журнальной деятельности Щедрин отдал все свои силы, знания и талант).

Салтыков- Щедрин стал примером для своих товарищей по журналам. (Некрасов: «Журнальное дело у нас всегда шло трудно… Салтыков нес его не только мужественно, но и доблестно, и мы тянулись за ним, как могли».)Происходило как бы взаимное влияние (Салтыков- Щедрин- товарищи по журналу).

3.Каким человеком представляется вам Михаил Евграфович Салтыков- Щедрин- писатель- сатирик, критик и публицист?

● Салтыков- Щедрин- человек необычайной работоспособности. Работа для него- непреодолимая потребность. «Он не мог не писать: ни какие- нибудь дела, ни усталость и желание отдохнуть, ни знакомства и отношения, ни даже сама болезнь не могли удержать его от этого… он садился к письменному столу и писал своим сжатым почерком «страничку- другую», сколько мог»(С.Н. Кривенко).

● Салтыков- Щедрин представляется мне прямолинейным, настойчивым, умеющим сказать свое веское слово в защиту интересов русского мужика. Не случайно он вызывал ненависть официальных кругов России, которые называли его «вице- Робеспьером». Щедрин- создатель сатирических произведений.

4.Как вы понимаете слово «сатира»? (Сатира- обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления жизни в смешном, уродливом виде. Сатирик в сущности тот же врач. Медик ищет способы оздоровления человеческого организма, а сатирик определяет диагноз «социально- классовых болезней», которые обнаруживают себя в человеческих- характерах и отношениях.)

Физиолог И.М. Сеченов называет Салтыкова- Щедрина «всеми уважаемым диагностом наших общественных зол и недугов».

Слово учителя.

М.Е. Салтыкова- Щедрина всегда привлекали сказки своим юмором, осуждением зла, лени и трусости, прославлением добра, благородства. Еще в 1869 г. Щедрин написал три сказки ( «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Пропала совесть»).

Инсценирование.

1.Эпизод из сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» в исполнении 2 учащихся – двух генералов. (Со словом «Странный, ваше превосходительство, мне нынче сон снился,- вижу, будто живу я на необитаемом острове…» до слов «С нами крестная сила! Ведь этак мы друг друга съедим! И как мы попали сюда! Кто тот злодей, который над нами такую штуку сыграл. ).

2.Эпизод из сказки «Дикий помещик». Ученик в роли «одичавшего помещика». «Кши…- бросился он на мышонка…»

«Нет лучше совсем одичаю, лучше пусть буду с дикими зверьми по лесам скитаться, но да не скажет никто, что российский дворянин… от принципов отступил!»

IV. Изучение нового материала.

1 . История создания сказок.

В 80-е годы XIX века Салтыков- Щедрин за короткий срок создал книгу сказок (около 30). «Голова до сих пор полна… между прочим, сказками… Надобно отказать от этой книги, которая не повредила бы мне…»- писал сатирик.

80-е годы- «разгул» реакции, цензурные гонения, закрыты «Отечественные записки». У писателя, по его словам, «отняли, скомкали и запечатали душу». Обращение Щедрина к сказкам нельзя объяснить только произволом цензуры, более важными оказались содержательные возможности сказок. Сказки были напечатаны с многозначительным подзаголовком «для детей изрядного возраста». Один из цензоров сказал: «То, что г. Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему названию; его сказки- та же сатира, и сатира едкая… направленная против общественного и политического нашего устройства». Многие сказки так и не появились в печати при жизни писателя.

Запись в тетрадях:

«Сказки (для детей изрядного возраста)»- итог многолетних жизненных наблюдений Салтыкова- Щедрина, итог его творческого пути.

2.Основные темы сказок. (Записи на доске.)

1.Народ и самодержавие. («Медведь на воеводстве», «Орел- меценат», «Сказка о ретивом начальнике».)

2.Народ и господствующие классы. («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга».)

3.Народ и буржуазная обывательская интеллигенция ( «Премудрый пискарь», «Либерал», «Карась- идеалист», «Вяленая вобла».)

3. Работа над литературными терминами.

— Вспомните, что такое «гротеск». Приведите примеры гротеска из известных произведений Щедрина.

— Как вы понимаете смысл слов «сатира», «эзопов язык» или «эзопова речь»?

-Что такое «фантастика», «пародия», «ирония», «сарказм», «литота»?

4. Анализ сказок Салтыкова- Щедрина.

«Премудрый пискарь» (1882-1883).

Время написания и публикации сказки- трудная пора реакции и террора в стране. Салтыков- Щедрин: «Уж очень худое время наступает». В нравственную атмосферу жизни проникают недоверие, подозрительность, трусость, равнодушие.

1.Какое впечатление произвела на вас эта сказка?

Учащиеся зачитывают написанные дома свои впечатления о сказке.

2.Как вы понимаете смысл заглавия сказки «Премудрый пескарь»? Что означает эпитет «премудрый»? (Синоним- умный, рассудительный. Антоним- глупый, бестолковый. Смысл, который вкладывает автор в слово «премудрый», бесспорно, ироничный.)

3.Какие советы дает своему сыну старый пискарь? («Гляди в оба…»)

4.А какие заветы оставляют своим детям другие отцы- герои классических произведений русской литературы?

Чичиков (ученик в костюме): «Копи копейку, копейка не выдаст».

Молчалин (ученик в роли); «Угождать всем людям без изъятья…»

Петр Гринев (ученик в роли): «Береги платье снову, а честь смолоду».

Чичиков, Молчалин и Гринев (ученики), поклонившись, уходят.

5.К какому из «советов» ближе поучение старого пискаря? ( жизненная позиция пискаря не совпадает ни с позицией Чичикова и Молчалина, ни с позицией Гринева.)

6.Какова жизненная позиция пискаря? (См. цитату в тексте.)

7.Итог жизни пискаря?

8.Что за мысли «посещают» его перед смертью?

9.Почему, на наш взгляд, сатирик прибегает к иносказанию и изображает не человека, а рыбу наделенную обывательскими чертами?

Выводы (записать в тетради):

М.Е. Салтыков- Щедрин пишет: «И прожил премудрый пискарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал. Не друзей у него не родных ни он к кому, ни к нему кто… только дрожит да одну думу думает: слава богу! Кажется, жив!» Изображением жалкой участи трусливого пискаря, замуровавшего себя в тесную норку, сатирик высказал свое презрение всем тем, кто покоряясь инстинкту самосохранения, уходил от общественной жизни в узкий мир личных интересов. Салтыков- Щедрин приписал мелкой и жалко рыбешке человеческие черты и вместе с тем показал, что человеку присущи «рыбьи» черты.

Писатель напомнил современникам (и современным читателям) о цене человеческой жизни, о ее смысле, о человеческом достоинстве, о мужестве и чести.

Чтение стихотворения А.Прокофьева «Премудрый карасик» («Премудрость» пискаря, его обывательское равнодушие, трусость лишают человеческую жизнь всякого смысла, «умерщвляют ум, честь и совесть».)

1.Какие пороки обличаются в сказке на примере помещика? (глупость, лень, упрямство, безответственность , паразитизм, неприспособленность, тунеядство, несправедливость.)

2.Каково отношение к мужику? (жалость- после отмены крепостного права жизнь не стала лучше, горечью проникнуты слова, обращение к народу. Терпит притеснения помещиков, к богу обращается с молитвой. В сказке звучит призыв- вопрос Некрасова «Ты проснешься ли исполненный сил?»).

3.Какой вывод можно сделать? (Народ- создатель материальных и духовных ценностей . Без него наступает голод и одичание.

4.К какой теме относится сказка?

5.Художественное своеобразие сказок Салтыкова- Щедрина, их значение.

Народный (писатель в совершенстве знал русскую крестьянскую речь), с использованием публицистической лексики, канцелярского жаргона, архаизмов и иностранных слов.

Салтыков- Щедрин создал новый, оригинальный жанр политической сказки. Идейно- тематическое содержание сказок: обличение самодержавия, обличение господствующего класса, обличение бездеятельных либералов и обывателей, показ положения угнетенного народа. В сказках Салтыкова- Щедрина соединились три плана повествования: сказочный, реально- исторический,бытовой. Сатирик использует традиционные сказочные формулы, но за типично сказочным началом следует неожиданно уточнение, содержащее конкретно- исторический намек. Писатель искусно использует в своих сказках сатирические приемы- гротеск, гиперболу, сарказм, соединение разных стилевых планов в одном произведении. Сказки, наполненные глубоким философским содержанием, объединены в особый цикл аллегорических сказок. Многие сказки написаны в жанре животного эпоса. В сказках практически нет положительных героев; даже народ изображен смирившимся со своей тяжкой долей. Писатель не развлекает читателя, а преподносит ему нравственный урок.

Значение сказок велико

«… то, что господин Салтыков называет сказками вовсе не отвечает своему назначению: его сказки- та же сатира, и сатира едкая, направленная против общественного и политического нашего устройства…»

«Из доклада цензора Лебедева».

Хотя сказки Салтыкова-Щедрина создавались более 130 лет назад, в определенное историческое время, при определенном строе, имели прототипы, легко узнаваемые современниками писателя, но и в наше время эти сказки читаются не как рассказы XIX века, а как журналистские очерки о современной жизни. Актуальность и узнаваемость персонажей сказок сказок Салтыкова- Щедрина не перестает удивлять своей неизменностью. Идейное содержание и художественные особенности сатирических сказок направлены на воспитание уважения и народу и гражданских чувств в русских людях.

6.Закрепление изученного материала

-Назовите основные темы сказок Салтыкова- Щедрина

-Какими средствами художественной выразительности пользуется автор?

-В чем актуальность сказок в наши дни?

7.Подведение итогов. Выставление оценок.

8.Домашнее задание

-написать мини- сочинение «О существовании героев Салтыкова- Щедрина в наше время».

Другие статьи:

Похожие статьи:

Популярное на сайте:

Leave a Reply