Какое средство выразительности использует автор словосочетание заснувшую игрушку

Какое средство выразительности использует автор словосочетание заснувшую игрушку

Средства художественной выразительности делятся на лексические и синтаксические.

Лексические средства выразительности

Это лексическое значение слов и выражений. Лексическое значение слова — это значение, понятие, смысл явления/предмета.

Например, тропы (слова используются в переносном значении).

  • аллегория медицины — это изображение змеи, обвивающей чашу;
  • аллегория мира — это белый голубь;
  • повторял сто раз;
  • не виделись целую вечность;

Тут был, однако, цвет столицы,

И знать, и моды образцы,

Везде встречаемые лицы,

Необходимые глупцы; (А. С. Пушкин)

Суставы изнывают без лекарства,

Суставам осложнение грозит. (реклама «Хондроксид»)

  • «Дюймовочка»;
  • рукой подать;
  • золотые руки;
  • волчья хватка;
  • город проснулся (т. е. люди);
  • сегодня мы видели Врубеля (т. е. его картины);
  • море рассмеялось;
  • солнце улыбнулось;
  • уносить ноги (ноги — это частное, убегает же весь человек — это обобщённое);
  • Россия выиграла чемпионат (спортсмены — частное, Россия — обобщённое);
  • синее небо;
  • тёмная аллея;
  • пламенные взоры.

Синтаксические средства выразительности

Это фигуры речи, то, как автор создаёт словосочетания, тем самым он расставляет акценты и эмоционально влияет на читателя.

Примеры

На левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза — из литого стекла (по А. Куприну).

Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом — лоб, потом — глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки… (по А. Толстому).

По своему характеру он плюнул бы на это дело, замял и уехал бы, но в области уже знали, и человека надо было представить. Живым, а лучше мёртвым — за оказание сопротивления. «Это надо сделать кровь из носу, ты что, не врубаешься. » — орал из области зам по оперативной, которому, видно, самому здорово досталось. Александру Михайловичу и так всё ясно было его место из-за беглого Кобяка падало в цене и могло быть отдано только кому-то местному. Интересно, Семихватскому с Гнидюком предлагали? А может, и обоим для конкуренции, размышлял Александр Михалыч. (В. Ремизов «Воля вольная»)

Из предложений 6–16 выпишите синонимы.

Пояснение (см. также Правило ниже).

В предложениях 6 и 10 встречаем синонимы: послушно − с покорностью

Для выполнения задания 24 нужно знать следующие определения:

— прямое/переносное значение слова (метафора, метонимия, синекдоха)

— синонимы (контекстный синоним), антонимы (контекстный антоним)

— лексика пассивного запаса (историзмы, архаизмы, неологизмы)

— ограниченная в употреблении лексика (профессионализмы, просторечная лексика, жаргонизмы, диалектизмы)

— стилистически нейтральная, книжная, разговорная лексика

Лексическое значение слова — это исторически закрепленный «смысл» слова.

Слова могут иметь прямое значение (первоначальное, исходное) значение и переносное значение (вторичное значение, возникающее на основе первого). Примеры:

Его оставили в комнате одного. Слово «оставили» имеет прямое значение.

Его оставили в должности. Слово «оставили» использовано в переносном значении.

Перенос по какому-либо сходству (цвет, форма, функция) называется метафорой. (Глазное яблоко — сходство по форме; он не сдал экзамен, и теперь у него хвост — сходство на основе функции).

Перенос названия с одного предмета на другой на основе смежности этих предметов называется метонимией. (Пушкин в сумке, съел тарелку). Одной из разновидностей метонимии является синекдоха. Синекдоха — перенос названия целого на его часть или наоборот. (Эй, шляпа, куда идешь? Лишний рот в семье).

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Автор статьи, высказывая свою точку зрения, использует такое синтаксическое средство выразительности, как (А)_____ (предложение 22). Желая быть убедительным, Григорий Бакланов использует такие приёмы, как (Б)_____ («В разные годы разные книги и разные писатели» в предложении 17) и (В)_____ (предложения 2—3, 8-9). Такой троп, как (Г)_____ (предложение 22), образно определяет нравственный стержень литературного творчества».

1) ряды однородных членов

3) лексический повтор

7) развёрнутая метафора

8) риторический вопрос

9) восклицательные предложения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

(1)В конце жизни Гёте сказал: (2)«Добрые люди не знают, как много времени и труда необходимо, чтобы научиться читать. (3)Я затратил на это восемьдесят лет и всё ещё не могу сказать, что достиг цели».

(4)Действительно, читать — это осмысливать жизнь, себя самого в этой жизни. (5)Книги пишут в расчёте на тех людей, которые способны сопереживать и тем соучаствовать в творчестве. (6)А тут многое нужно, в том числе и мудрость, и опыт жизни. (7)Тогда словом ли, фразой ли коснулся чего-то в душе и — «Минувшее проходит предо мною. ». (8)«Нельзя представить себе, как это трудно, хотя и кажется, что быть простым очень просто, — говорил Пушкин. — (9)Все те, которые обладают этим даром, поэты с будущностью, особенно если эти свойства проявляются в ранней молодости, потому что вообще молодые поэты редко бывают просты».

(10)Впервые серьёзно начал я читать, когда ко дню рождения подарили мне книгу Льва Толстого «Хаджи-Мурат», голубую, с серебряным тиснением. (11)Эта книга оказалась для меня особенной на всю дальнейшую мою жизнь. (12)Я не только её вид помню, но помню запах, хотя нет сомнений, что это просто запах клея и коленкора.

(13)Я всегда завидовал моим сверстникам, у кого были и сохранились отцовские библиотеки. (14)Мне же многое приходилось открывать поздно. (15)Бунина, Хемингуэя, Ремарка я прочёл только в конце сороковых — середине пятидесятых годов. (16)А потом были годы, когда я пытался во что бы то ни стало объять необъятное и перечитал массу книг.

(17)В разные годы разные книги и разные писатели становятся интересней, нужней. (18)Но богом для меня был и остался Лев Толстой.

(19)Все великие книги созданы страданием и любовью к людям. (20)И если книга причинит вам боль, это боль исцеляющая. (21)Эта боль вызвана состраданием, сочувствием к другому, а такое сочувствие и должна вызывать литература, чтобы в людях не угасло человеческое. (22)Литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём, то есть о Добре и Зле, творит Добро. (23)Я сейчас говорю, по сути, о традициях русской литературы. (24)Толстой, например, едет на голод, едет с дочерью, дочь ходит по избам, где тиф. (25)Ну ладно сам, но пустить дочь?! (26)По-другому совесть не позволяла. (27)А Чехов разве не отправился спасать от холеры, в жуткую эпидемию, как будто не существовало угрозы самому заразиться? (28)Но для него вопрос — лечить или не лечить, разумеется, не возникал. (29)Так всегда было. (30)И не только в России Толстого и Чехова. (31)Какие традиции великой русской литературы продолжает в XX веке Светлана Алексиевич? (32)То, что она сделала, её «Чернобыльская молитва», — это творческий и нравственный подвиг. (33)Ездила несколько лет в зону, зная, что неминуемо схватит радиацию, что малые дозы тоже таят опасность, но не остановилась, написала книгу, которая буквально переворачивает душу.

(34)Цена такого слова всегда велика. (35)А сейчас велика особенно, потому что в обществе нашем усталость и тусклое равнодушие. (36)И всё упорней пишут о том, что литература избавилась, наконец, от несвойственного ей — быть совестью, болью, философией, историей человеческой души, а ведь к писателям не только за советом обращались. (37)Исповедовались.

*Григорий Яковлевич Бакланов (1923-2009) — русский советский писатель, публицист.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГБОУ ООШ №6 «Бабочка». Прежде чем приступить к определению основных методов и форм работы для развития связной монологической речи, мы проанализировали ситуацию в группе. Нас интересовало, какой уровень развития связной монологической речи у детей старшего возраста, и насколько они владеют умениями составлять рассказы (сказки) об игрушках.

На констатирующем этапе эксперимента была сформирована группа, состоящая из детей старшего возраста в количестве 14 человек.

Исследование осуществлялось в четыре этапа.

На первом этапе сформулирована проблема исследования, определены гипотеза, цель и задачи исследования, оценена разработанность проблемы в научной литературе.

На втором этапе накоплен материал, выполнен эксперимент, проанализированы полученные результаты (сентябрь 2011г.).

На третьем этапе разработана педагогическая технология развития связной монологической речи старших дошкольников путём описания игрушек, проведен формирующий эксперимент (с октября 2011г. по апрель 2012г.).

На четвертом этапе оценена эффективность предлагаемой педагогической технологии (анализ результатов контрольного эксперимента, оформлены материалы исследования (апрель, май 2012г.).

Задачи и методика эксперимента:

1. Подобрать методику для исследования состояния связной

монологической речи дошкольников.

2. Провести обследование уровня развития связной монологической речи старших дошкольников.

3. Выявить недостатки в развитии связной монологической речи у старших дошкольников.

Эксперимент проводился в естественных условиях. Общение с детьми было непринужденным, с учетом интереса и желания ребенка выполнять задание. В процессе эксперимента регистрировалась верность выполнения задания, с обязательной фиксацией в протоколе на каждого ребенка.

Основные критерии отбора методики:

1. Соответствие возрасту и индивидуальным особенностям детей.

2. Диагностическая ценность в определении особенностей развития

связной монологической речи.

3. Возможности адаптации методик с учетом развития детей.

Констатирующий эксперимент (сентябрь 2011г.).

Для исследования выбрали методики, разработанные О. С. Ушаковой, А. А. Зрожевской, Н. Г. Смольниковой, А. М. Дементьевой, в них чётко ставятся задачи развития связной монологической речи, раскрываются приёмы работы и чёткая последовательность. Для определения особенностей связной монологической речи старших дошкольников в ходе констатирующего эксперимента предлагались задания с целью изучения умений придумывать монологи (рассказы, сказки об игрушках) с использованием образных средств языка.

Задание 1. Составление сказок по набору игрушек на тему «День рождения зайца».

Воспитатель: Давайте придумаем сказку про зайца и то, как его поздравляли разные звери с днём рождения. Придумайте название сказке, продумайте содержание (начало, середину, конец). Рассказывайте последовательно, выразительно, используйте «красивые слова», включите разговор между героями. Голосом передайте характер героев (дети должны уметь регулировать силу и высоту голоса, тембр, темп). Если дети затрудняются, то тему подсказывает воспитатель. Например, «День рождения зайца».

Задание 2. Составление рассказа по одной игрушке применением схем) на тему «Моя любимая игрушка».

Воспитатель: Давайте придумаем рассказ про игрушку по схеме. Придумайте название рассказу. Если ребенок затрудняется, то тему подсказывает воспитатель. Например, «Моя любимая игрушка». Продумайте содержание (начало, середину, конец). Рассказывайте последовательно, выразительно, используйте «красивые слова». Рассказывайте, глядя на схему.

При анализе высказываний были заимствованы критерии, количественно и качественно отражающие их содержательную и структурную стороны, особенности их языкового выражения, разработанные А. А. Леонтьевым, Э. Л. Носенко, О. С. Ушаковой.

Обращалось внимание на содержание, структуру повествования, плавность, самостоятельность высказывания.Определялись: объем высказывания, коэффициент законченности предложений, количество сложных предложений, коэффициент связности текста, его длина между паузами, индекс разнообразия словаря [33].

Составляя рассказ или сказку об игрушках, дети не достаточно полно передавали содержание. Рассказы не у всех имели композиционную завершенность, в большинстве случаев окончание выражалось при помощи одного слова «Все». Наибольшие трудности для детей представляли начало и окончание рассказа.

Что касается способов соединения предложений, то дети использовали в основном формально-присоединительную и цепную связь. В их высказываниях содержалось большое количество неполных и номинативных предложений. Иногда в предложении с двумя главными членами отсутствовало дополнение, указывающее на объект действия. Дети допускали ошибки при построении словосочетаний, нарушали нормы согласования, управления.

По результатам изучения развития связной монологической речи у детей шестого года жизни при выполнении предложенных заданий на данном этапе были выделены три уровня связной монологической речи.

Содержательная характеристика уровней заимствовалась из исследований Т. А. Ладыженской, О. С. Ушаковой, А. А. Зрожевской, Н. Г. Смольниковой, Р. А. Кирьяновой, Э. П. Коротковой и др. [15].

При анализе монологов оцениваются умения детей отобрать и связ-но передать содержание, а также языковое оформление монолога:

1. Умение выбрать жанр монолога, отбирать содержание выска-зывания и соответствии с выбранным жанром.

2. Умение выбрать тему и дать название связному высказыванию.

3. Умение передать сюжет в логической последовательности, не отступая от темы.

4. Умение соблюдать структуру монолога (начало, ход событий, конец).

5. Использование лексических средств выразительности (тропов) для раскрытия образов, сюжета.

6. Использование грамматических средств выразительности.

7. Использование интонационных средств выразительности.

8. Самостоятельность в составлении монолога.

Каждый показатель оценивается максимально в 2 балла. В сумме высшая оценка составляет 16 баллов.

Ребенок получает 2 балла,если:

— умеет выбрать жанр монолога и отобрать содержание высказы-вания в

соответствии с выбранным жанром;

— умеет самостоятельно выбрать тему высказывания и дать название

придуманному монологу;

разворачивает сюжет логично и последовательно, не отступая от

— высказывание структурировано (присутствуют начало, середина и

— самостоятельно использует в высказывании разные виды лек-сических

средств выразительности (больше 3-х);

— при составлении высказывания использует разнообразные

синтаксические конструкции (простые распространенные предложения, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, перечисления, обобщения, прямую речь, грамматические ошибки отсутствуют или незначительны.

— высказывание интонационно выразительно оформлено.

— составляет монолог самостоятельно, без помощи педагога.

Ребенок получает 1 балл,если:

— жанр своего высказывания определить не может, но строит монолог

с учетом особенностей либо сказки, либо рассказа или определяет жанр высказывания, но при его составлении наблюдается смешение жанров;

— придумать название не может, но умеет выбрать тему самосто-ятельно

или с помощью взрослого;

— при развертывании сюжета иногда отступает от темы (отвлекается,

нарушает логическую последовательность;

— наблюдаются композиционные нарушения, например, отсутствует

начало или конец рассказа (сказки);

— использует одно — два лексических средства выразительности

самостоятельно или с помощью взрослого;

— в основном использует однотипные по структуре предложения,

допускает незначительные синтаксические ошибки, может их исправить с помощью взрослого, прямую речь не использует;

— речь не всегда интонационно выразительна;

— составляет монолог с помощью взрослого (наводящие вопросы,

Ребенок получает 0 баллов,если:

— не умеет определить жанр высказывания;

— не умеет определить тему, дать название высказыванию;

— нарушает логическую последовательность событий, причинно

следственные связи;

— высказывание состоит из нескольких предложений;

— не использует лексические средства выразительности;

— наблюдаются ошибки при построении предложений, которые

исправить самостоятельно ребенок не может;

— речь интонационно не выразительна, монотонна;

— постоянно требуется помощь взрослого, образец, подсказка.

Высокий уровень — ребенок набирает 12 — 16 баллов.

Средний уровень — ребенок набирает 7 — 11 баллов.

Низкий уровень — ребенок набирает 0 — 6 баллов.

Результаты констатирующего эксперимента занесены в таблицы 1, 2. (Приложение 1)

В таблице 3 представлены результаты двух заданий

12 — 16 баллов — высокий — 0 детей (задание 1); — 0 детей (задание 2).

7 — 11 баллов средний — 7 детей (задание 1); — 9 детей (задание 2).

0 — 6 баллов – низкий) – 7 детей (задание 1); — 5 детей (задание 2).

В заданиях 1,2, высокий уровень составил — 0 %, средний уровень —

57%, низкий уровень — 43% (таблица 3).

№ Уровень развития Задание 1. Задание 2.

Количество человек % Количество человек %

1 Высокий 0 0 % 0 0 %

2 Средний 7 50 % 9 66 %

3 Низкий 7 50 % 5 36 %

Всего 14 100% 14 100%

Опытно-экспериментальная деятельность. В феврале 2013 года в нашей группе проводилась работа по опытно-экспериментальной деятельности. В фотоотчете представлены: самостоятельная.

Программа формирования профессиональной компетенции педагогов ДОУ по развитию монологической речи старших дошкольников Данная программа направленна на формирование профессиональной компетенции педагогов ДОУ по развитию связной монологической речи старших.

Другие статьи:

Похожие статьи:

Популярное на сайте:

Leave a Reply