Краля метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся

Краля метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся

Текст научной работы на тему «Преимущества использования метода учебного проекта в процессе обучения»

ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Буронова Г.Ё.1, Атаева Г.И.2

1Буронова Гульнора Ёдгоровна — преподаватель;

2Атаева Гульсина Исроиловна — старший преподаватель, кафедра информационных технологий, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье на примере проведения урока информатики рассмотрен метод «учебный проект». Рассказано о преимуществах данного метода. Ключевые слова: интерактивное обучение, интерактивный метод, метод "учебный проект ", диалоговое обучение.

Компания Intel, занимающая лидирующие позиции по производству микропроцессоров в мире компьютеров, представила проект «Обучение для будущего». Основываясь на проекте, можно сказать, что в значительной степени открытость и свобода в выборе средств и методов в современном образовании, а также интеграция педагогических и информационных технологий являются важнейшими аспектами обучения и преподавания в XXI веке. В частности, ведущая роль в этом отводится развитию личности педагогов и учащихся с учетом развития информационных технологий. Использование метода проектов в образовании, позволяет совместно разработать через Интернет проекты, позволяющие выполнять проектирование практических и лабораторных учебных заданий, связанных между собой, послужит основой для самостоятельной работы студентов и самостоятельного решения, возникающих перед ними задач в будущем. Кроме того, совместное обучение не только воспитает взаимную солидарность между студентами, но и стимулирует развитие новых идей и инициатив путем подписания соглашений о сотрудничестве в будущем.

Метод учебного проекта — это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленной на решение задачи учебного проекта, интегрирующей в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентационные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

Основные педагогические навыки преподавателя проявляются при использовании наиболее оптимальных методик, использование которых осуществляется именно во время практических и лабораторных занятий. Поэтому необходимо правильное, новое отношение к организации учебного процесса. В этом процессе перед учителем встает важный вопрос, увеличить заинтересованность учащихся в приобретении знаний.

Современное обучение требует не только методов и форм обучения, но и реализации целей воспитания, развития, реализации совместной деятельности педагога и учащегося. Обучение требует от преподавателя творческого педагогического мышления и мастерства. Это основано на его педагогическом инструментарии, его творчестве, его многогранных знаниях, его деятельности. Успех проводимых занятий зависит от теоретической и профессиональной подготовки преподавателя. В процессе подготовки к учебному занятию преподаватель должен регулярно читать психолого-педагогические, методические книги, журналы и газеты, которые подчинены данной науке, пользоваться художественной литературой, интернетом.

В процессе обучения средства могут быть разными. Это зависит от специальности, любознательности, потребностей, интеллектуальной активности преподавателя. Конечно же при этом, важно проанализировать содержание изучаемого предмета. Для

того чтобы применить метод проектирования на учебном занятии, педагог должен сначала разработать организационные мероприятия по созданию проекта и разделить группу учащихся на малые группы, ознакомив их с содержанием проектного задания. При этом учитель должен постоянно контролировать и обучать необходимым методам безопасного, ответственного и целенаправленного использования Интернета учащимися. Опытный учитель определяет важные моменты учебного занятия, что учащиеся должны запомнить, а какая информация просто приведена для размышления. От креативности и мастерства учителя, зависит, как будет проходить занятие. При проектировании учебного занятия важна подготовленность учителя к использованию передовых педагогических технологий. Из наблюдений и анализа известно, что учителя в этой деятельности испытывают серьезные затруднения, и это требует от них высокой квалификации, а также опыта. Потому что составление учебного проекта требует более творческого подхода, чем четких инструкций. Любой программный продукт или работа, созданная учащимися, позволит им лучше понять ожидаемый результат от проекта и улучшить учебные мероприятия. Полное понимание этого будет служить гарантией того, что ожидаемый результат будет высоким.

Работа по организации и проведению учебных занятий должна состоять в основном из двух частей: подготовка учебного проекта и его реализация. Подготовка учебного проекта является продуктом деятельности учителя и имеет ряд общих черт. В будущем на основе этого проекта будут осуществляться совместные мероприятия учителей и учащихся.

Также очень важно, чтобы педагог заранее разрабатывал методы эффективной оценки образовательного проекта. Это приведёт к успешному развитию деятельности учащихся в образовательном проекте. Индивидуальные возможности, интересы, мысли каждого учащегося в группе в какой-то момент сходятся и становятся большим общим проектом.

В заключение стоит отметить, что метод проектов мотивирует учащихся к заинтересованности и самостоятельности, будет поддерживать их разносторонние интересы. До сих пор наши педагоги по проектированию учебных занятий предлагали свои различные точки зрения. Но на основе метода проектирования, рассмотренного в данной статье, организация учебных занятий отличается своей эффективностью и имеет важное значение в формировании и развитии знаний, умений и навыков учащихся.

1. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. 59 с.

2. Буранова Г.Ё., Носирова Ш.Э. Сущность применения метода кейс-технологий в организации учебного процесса // Academy. № 9 (60), 2020.

3. Khayotova F.D., Samadovich Q.B. METHOD OF TEACHING ROMAN NUMBERS ON DIFFERENT EXAMPLES IN INITIAL CLASSES Journal of Global Research in Mathematical Archives (JGRMA). 6 (11), 2019. 46-51 p.

4. Файзиева Д.Х. Установление разговорного тракта в IP-телефонии // Молодой ученый, 2017. № 4. С. 113-114.

5. Атаева Г.И., Ядгарова Л.Д. Оценка прикладных свойств обучающей платформы MOODLE в Бухарском государственном университете // Universum:технические науки. Научный журнал. Часть 1. № 6 (75), 2020. С. 30-32.

Раскрываются ценности, смысл и сущность учебного проектирования как средства, активизирующего учебную деятельность учащихся. Алгоритмизированы необходимые этапы проектирования, сформулированы особенности создания и реализации проекта в зависимости от его типа: практико-ориентированного, исследовательского, информационного или творческого. Даны рекомендации методического, сервисного сопровождения целостной проектировочной деятельности, которые позволят педагогу глубже понять и эффективно использовать психолого-педагогические факторы этого метода в работе.
Для студентов специальности «Социальная педагогика» и учителей.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие 4

1. История возникновения и развития метода проектов
1.1. Джон Дьюи – основоположник метода 6
1.2. Последователи Дж. Дьюи за рубежом 7
1.3. Развитие метода проектов в России 9
1.4. Метод проектов за рубежом сегодня 11

2. Метод учебных проектов
2.1. Основные понятия 13
2.3. Психолого-педагогические условия проектирования 19
2.4. Организационно-методические условия проектирования 23
2.5. Модель среды учебного проектирования 26

3. Учебный проект
3.1. Классификация учебных проектов 28
3.2. Структура проекта 32
3.2.1. Внутренняя структура проекта 32
3.2.2. Полная структура проекта 35
3.3. Дидактические особенности проектов разного типа 38
3.3.1. Практико-ориентированный (прикладной) проект 40
3.3.2. Исследовательский проект 44
3.3.3. Информационный проект 45
3.3.4. Творческий проект 46
3.4. Форма продуктов проектной деятельности 47
3.5. Основные требования к оформлению проекта 48
3.5.1. Методический паспорт учебного проекта 49
3.5.2. Паспорт проектной работы 50
3.6. Циклограмма выполнения учебного проекта 51
3.7. Система оценки проекта 52

Заключение 55

Список используемой литературы 57

ПРЕДИСЛОВИЕ

В современном словаре педагога все чаще используются термины проект, проектирование, проектное знание, проектный метод, проектная деятельность, что является не столько данью увлечения инновационными процессами, сколько актуальной потребностью практики образования. В ряду профессиональных компетенций педагога появилось требование к формированию проектировочных умений учащихся, таких, как умение выделить проблему, найти способ ее решения, поставить цель, спланировать ход ее достижения, проанализировать полученный результат в соответствии с целью и способом ее достижения, увидеть новую проблему и т. д. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проектная деятельность и учащихся, и педагогов находится в процессе становления, обобщения эмпирических фактов и результатов исследования. Отсутствие необходимых знаний, умений, навыков, психологических установок проектирования – одна из проблем современной школы, как обучающихся, так и обучающих.
Всем известно, что знание, оторванное от понимания, порой не имеющее ничего общего с опытом обучающегося, практически не используется. Современное отечественное образование ведет все к большему отрыву образования от жизни, когда предельно формализованное содержание и методика практически не считаются с разнообразием способностей учащихся, их потребностью в усвоении определенных видов деятельности. Большая часть личностного развития обучающегося, его психическая направленность на профессиональное становление откладывается «на потом», «на после школы». В этой ситуации метод проектов как одно из средств позволяет педагогу решать сложнейшую задачу «преобразования стандарта образования из безличной формы всеобщности в личную культуру учащегося» [2, c. 13], соразмерить единство знаний обучающегося с опытом, пониманием, возможностью реализовать их на практике в соответствии с личным интересом и интересом общества. Навыки проектировочной деятельности формируют у учащихся (педагогов) опыт продуктивных действий в ситуациях, характерных для переходных периодов в развитии общества, когда нарастает неопределенность, нестабильность и люди больше, чем раньше, нуждаются в координации совместных действий, продуманных решениях, обретении смысла жизни, в новых ценностях. Современный человек умеет наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения, умеет преодолевать конфликты и противоречия – все эти качества личности формируются при выполнении учебных проектов.
Цель работы:
• показать исторический аспект развития и становления метода проектов в отечественной педагогике и за рубежом;
• раскрыть ценности, смысл и сущность процесса проектирования, принципы этой деятельности;
• алгоритмизировать необходимые этапы проектирования;
• классифицировать типы проектов;
• сформулировать особенности создания и реализации проекта от его типа;
• дать рекомендации методического, сервисного сопровождения целостной проектировочной деятельности;
• разработать и описать комплекс перспективных идей для различных типов проектов.
Хотелось бы подчеркнуть, что метод проектов формирует большое количество умений и навыков постановки и решения задач.

1 Министерство образования и науки Российской Федерации Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского Н.А. Краля МЕТОД УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Учебно-методическое пособие Изд-во Омск ОмГУ 2005 Показать больше

1 Министерство образования и науки Российской Федерации Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского Н.А. Краля МЕТОД УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Учебно-методическое пособие Изд-во Омск ОмГУ 2005 Спрятать

Другие статьи:

Похожие статьи:

Популярное на сайте:

Leave a Reply