Высшее, УДН им. П. Лумумбы, преподаватель русского языка и литературы, переводчик английского языка,1975 г.
Сведения о повышении квалификации и/или профессиональной переподготовке :
• Программа «Основы психологии делового общения», Институт деловых коммуникаций,72 часа, 2013 г.;
• Программа дополнительного профессионального образования «Преподавание русского языка как иностранного в динамике лингвокультурных процессов», РУДН, 72 ч., 2017 г.;
• «Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования», 16 ч (2017 г.).
• «Актуальные проблемы антикоррупционной деятельности в системе образования», Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 16 ч., 2018 г.
• «Преподаватель образовательной организации высшего образования: требования ФГОС ВО, профессионального стандарта, цифровые компетенции и взаимодействие с работодателями», Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 16 ч. (2019)
• «Организация создания и особенности проектирования онлайн-курсов», Поволжский государственный технологический университет — Поволжский региональный центр компетенций в области онлайн-обучения, 72 ч. (2019)
Cтаж работы (лет):
по специальности — 42
Преподаваемые дисциплины в рамках программ высшего образования:
• Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук «Проблемы восприятия и понимания (психолингвистический анализ номинативных единиц текста)», шифр специальности 10.02.19 – Теория языка. ИЯ РАН, 1984. 217 с. Диссертация на соискание учёной степени доктора филологических наук «Язык и культура: основы сопоставительного лингвострановедения», шифр специальности 10.02.19 – Теория языка. ИЯ РАН, 2000. 326 с.
• Диссертация на соискание учёной степени доктора филологических наук «Язык и культура: основы сопоставительного лингвострановедения», шифр специальности 10.02.19 – Теория языка. ИЯ РАН, 2000.- 326с.
всего — 170, из них:
• учебников, учебных пособий: 18 (13 в соавторстве)
• учебно-методических изданий: 50
• научных статей: 100
Количество защищённых аспирантов и докторантов:
Количество аспирантов и соискателей в настоящее время:
Руководство курсовыми работами, ВКР бакалавров и магистрантов, практикой, НИР магистрантов:
Участие в образовательно-просветительских проектах и мероприятиях:
• Конкурс «Литературный венок России», член жюри, ГИРЯП, ноябрь 2015 г.;
• «Живое литературное слово», конкурс чтецов, член жюри, ГИРЯП, декабрь 2015-2016 г.;
• Университетские субботы, декабрь 2016 г.
• Конкурс ораторов, ноябрь 2017 г.
• Конкурс чтецов, декабрь 2017 г.
• Лекторий для родителей (Гос.ИРЯ им. А.С. Пушкина)-лекция
• Университетская среда для учителей (Гос.ИРЯ им. А.С.Пушкина)-лекция
• Школьная академия гуманитарных технологий.-лекция
Участие в научно-исследовательских проектах и мероприятиях:
• Доклад «Русская и испанская лингвокультуры в аспекте обучения языку как средству межкультурной коммуникации». XIII Конгресс МАПРЯЛ «Русский язык и литература в пространстве мировой культуры».
• 13-20 сентября 2015 г. Гранада, Испания.; Доклад «Текст как этнопсихолингвистический феномен в аспекте обучения РКИ на научно-практической конференции «Текст: проблемы и перспективы. Аспекты изучения в целях преподавания русского языка как иностранного». Москва, МГУ, 2015;
• Доклад «Социокультурный аспект двуязычной лексикографии (на материале русско-монгольских сопоставлений)» на VI Международной научной конференции «Русский язык и культура в зеркале перевода», Афины, Греция, 2016;
• Доклад «Национальная специфика поведенческих моделей как составной части культурного кода( на материале экспериментального анализа русских пословиц и поговорок)», Москва, Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2016;
• Доклад «О некоторых функционально-семантических особенностях компьютерного дискурса, его роли и места в интернет коммуникации» на I Международной межвузовской научно-практической конференции. М., РУДН, 8-9 февраля 2017 г.;
• Доклад «Национально-ориентированное обучение –способ организации обучения языку как средству межкультурной коммуникации (на материале обучения студентов-арабов)» на II Международной научно-практической конференции «Русский язык как иностранный в современных социокультурных условиях: состояния и перспективы».Тунис,18-20 апреля 2017 г.
• Доклад «Роль и место эксперимента в национально-ориентированной лексикографии (на материале русско-монгольских сопоставлений)», «1. Би-, Поли-,Транслингвизм и языковое образование». IV Международная научно-практическая конференция под эгидой МАПРЯЛ. Москва, РУДН, 7-8 декабря 2018
• Доклад « К вопросу об обучении советизмам в китайской аудитории (на материале лексемы «колхоз»)», «2. Современная парадигма преподавания и изучения русского языка как иностранного». Международная научно-практическая конференция. Москва, МПГУ, 15-16 февраля 2019 г.
• Доклад «Языковые особенности интернет-рекламы ( на материале женской и детской косметики)», 3. 3-я международная научно-практическая конференция «Язык и речь в Интернете: личность, общество, коммуникация, культура». Москва, РУДН, 24-26 апреля 2019
• Доклад «Рекламный дискурс в аспекте диалога культур», 4. ХХ Юбилейная международная научно-практическая конференция «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. ХХ Кирилло-Мефодиевские чтения». Москва, ГИРЯП, 22-24 мая 2019
• Феномен сознания в аспекте теории и практики обучения иностранному языку как средству межкультурной коммуникации. Изучение и преподавание русского языка в разных лингвокультурных средах. Сб. статей Международной научно-практической конференции молодых учёных. М., РУДН, 23-24 сентября 2019 г. Пленарный доклад, публикация
• Культурный компонент семантики терминов родства в русской лингвокультуре на фоне вьетнамской лингвокультуры. Международная научная конференция «Инновационные подходы в изучении и преподавании русского языка в современном мире. Ханой, СРВ, 10-11 октября 2019 г. Доклад, публикация
• Русский язык как профессиональная культура преподавателя. XIX международная научно-практическая конференция «Профессиональная культура специалиста будущего». 28-29 ноября 2019 года. Санкт- Петербург. (Доклад, публикация)
• Языковая личность автора художественного текста в обучении иностранных студентов-филологов. XIX международная научно-практическая конференция «Профессиональная культура специалиста будущего». 28-29 ноября 2019 года. Санкт- Петербург (Доклад, публикация).
• Языковые особенности и классификация современной наружной рекламы./Горизонты современной русистики. Международная научная конференция, посвящённая 90-летнему юбилею академика В.Г. Костомарова (30-31 января 2020 г.) (Доклад, публикация).
• К вопросу об обучении советизмам в китайской аудитории (примерные упражнения для уровня В2-С1)/Международная научно-практическая конференция «Вопросы теории и практики преподавания русского языка как иностранного», посвящённая 55-летию кафедры РКИ МПГУ, 20 февраля, 2020 г. Доклад, публикация
• Концепция национально-ориентированного учебного лингвострановедческого учебного словаря русского языка для вьетнамских граждан./XXI международная научно-практическая конференция «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. ХХI Кирилло-Мефодиевские чтения». Москва, ГИРЯП, 22-24 мая 2020. Доклад, публикация
Членство в различных советах, ассоциациях:
• учёный секретарь, член правления Гильдии лингвистов экспертов по документационным и информационным спорам
• член президиума Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения
• действительный член Российской академии естественных наук
• член Союза писателей России
• член Международного союза литераторов и журналистов
• член Интернационального союза писателей
• член Международного сообщества писательских союзов
• член Российского профессорского собрания
• Член Диссертационного совета ПДС 0500.001 при РУДН
• Член Диссертационного совета ПДС 0500.002 при РУДН
Членство в редакционных коллегиях журналов:
Член редколлегии журнала “International Journal of Language and Linguistics(IJLL)»
Почётные звания, титулы, награды, достижения:
• Почётный работник высшего профессионального образования РФ — 2011 г.
• Ветеран труда — 2010 г.
• Медаль «В память 850-летия Москвы» -1997 г.
• Медаль «За доблестный труд» Правительства Москвы — 2013 г.
• Медаль «Дружбы» (СРВ) — 1988 г.
• Медаль «За заслуги в области образования Социалистической республики Вьетнам» — 2007 г.
• Почётная грамота Департамента культуры г. Москвы — 2015 г.
• Медаль им. Адама Мицкевича (ЮНЕСКО) — 2014 г.
• Премия «Золотое перо Московии» — 2010 г.
• Благодарственное письмо Администрации Республики Чувашия — 2014
• Литературная премия им. А.С. Чехова — 2015
• Первое место на музыкально-литературном конкурсе «Ялос», г. Ялта — 2016 г.
• Специальная премия Интернационального союза писателей «За крупный вклад в развитие современной поэзии» фестиваля русской словесности и культуры «Во славу Бориса и Глеба» — 2016 г.
• Премия имени Владимира Алексеевича Гиляровского (второе место в номинации «Лирика») — 2016
• Медаль им. Мацумо Басё (Япония)-2017 г.
• Медаль «В память 850-летия Москвы» -1997 г.
• Почётная грамота Департамента культуры г. Москвы — 2015 г.
• Первое место на музыкально-литературном конкурсе «Ялос», г. Ялта — 2016 г.
НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
Мамонтов А.С. и др. Национально-ориентированный лингвострановедческий учебный словарь для вьетнамской аудитории: семантический и прагматический аспекты. / Мамонтов А.С., Богуславская В.В., Чафонова А.Г., Будник Е.А., Чинь Тхи Ким Нгок. // Концепция создания национально-ориентированного лингвострановедческого словаря (НОЛУС) для вьетнамских граждан, изучающих русский язык. Сборник научных материалов круглого стола в рамках Международной научно-практической конференции «Теория и практика лексикографии на современном этапе: традиции, новации, перспективы». — М.: ГосИРЯ им. А.С. Пушкина, 2021. — С. 7-14.
Semiotic and Cultural Preconditions of A Synthetic Linguistic Personality Formation//International Journal of Psychological Rehabilitation. Vol.24. Issue 5. 2020 Scopus
Культурология: Учебник для СПО/Отв. ред. А.С. Мамонтов, Рец. М.В. Горбаневский, В.И. Аннушкин.- М.: Юрайт, 2020.- 307 с. — (Сер. «Профессиональное образование»)
Богуславская В.В. и др. Роль экспериментальных исследований в национально-ориентированной лексикографии (на материале русско-монгольских сопоставлений). / Богуславская В.В., Мамонтов А.С., Цэдэндоржийн Э. // Полилингвиальность и транскультурные практики. — 2020. — Т.17. — №1. — С. 20-30.
Богуславская В.В. и др. Национально-ориентированная лингвострановедческая учебная лексикография: теоретические и прикладные аспекты. / Богуславская В.В., Мамонтов А.С., Чинь Тхи Ким Нгок. // Русский язык в современном научном и образовательном пространстве. сборник тезисов Международной научной конференции, посвященной 90-летию профессора Серафимы Алексеевны Хаврониной. — Москва, 2020. — С. 29-32.
Богуславская В.В. и др. Концепция национально ориентированного лингвострановедческого учебного словаря русского языка для вьетнамских граждан: к постановке проблемы. / Богуславская В.В., Мамонтов А.С., Будник Е.А., Чинь Тхи Ким Нгок. // Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. Материалы Международной научно-практической конференции. — 2020. — С. 266-272.
Мамонтов А.С. и др. Слово как единица общения и обобщения в аспекте национально-ориентированной учебной лексики. / Мамонтов А.С., Богуславская В.В., Будник Е.А., Чафонова А.Г. // Русский язык за рубежом. — М.: ГосИРЯ им. А.С. Пушкина, 2020. — С. 74-80.
Богуславская В.В. и др. Система ценностей в аспекте национально-ориентированной лексикографии (на примере русско-монгольских сопоставлений). / Богуславская В.В., Мамонтов А.С., Цэдэндоржийн Э.// Вестник РУДН. Серия: Лингвистика. — 2019. — Т. 23. — № 1.— С.200-222.
Образ героя в западной и российской социальной рекламе/Научный диалог. 2019, №12 (WOS);
Богуславская В.В. и др. Лингвострановедческий учебный словарь для монгольских граждан: специфика представления материала. / Богуславская В.В., Мамонтов А.С., Цэдэндоржийн Э. // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия Языкознание. — 2019 — Т.18. — №1. — С. 74-85.
Мамонтов А.С. и др. Феномен сознания в аспекте теории и практики обучения иностранному языку как средству межкультурной коммуникации. / Мамонтов А.С., Богуславская В.В., Гусман Т.Р. // Изучение и преподавание русского языка в разных лингвокультурных средах. Сборник статей Международной научно-практической конференции молодых ученых. — 2019. — С. 51-75.
Богуславская В.В. и др. Роль и место эксперимента в национально-ориентированной лексикографии (на материале русско-монгольских сопоставлений). / Богуславская В.В., Мамонтов А.С., Цэдэндоржийн, Э. // Би-, поли-, транслингвизм и языковое образование: посвящается нашим учителям. материалы IV Международной научно-практической конференции под эгидой МАПРЯЛ / Российский университет дружбы народов. — 2018. — С. 421-424.
Богуславская В.В. и др. Национально-ориентированный двуязычный словарь как средство обучения межкультурной коммуникации граждан Монголии. / Богуславская В.В., Мамонтов А.С., Цэдэндоржийн, Э. // Пересекая границы: межкультурная коммуникация в глобальном контексте. — 2018. — С.188-189.
Богуславская В.В. и др. Роль и место этнопсихолингвистического фактора в национально-ориентированном обучении РКИ. / Богуславская В.В., Мамонтов А.С., Цэдэндоржийн, Э. // Актуальные проблемы русского языка и его преподавания: традиции и инновации. сборник статей XVII Всероссийской научно-практической конференций молодых ученых с международным участием / Российский университет дружбы народов. — 2018. — С. 17-34.
Мамонтов, А. С. Лингвострановедческий аспект межкультурной коммуникации в сфере рекламы : учеб. пособие / А. С. Мамонтов. — М. : Гос. ин-т русского языка им. А.С. Пушкина, 2017. — 131 с. — ISBN 978-5-98269-155-2
Мамонтов А. С. Культурология. Учебник для академического бакалавриата. Под. ред. проф. А.С. Мамонтова. М., 2016. 345 с. Гриф Минобрнауки РФ (соавт. С.П. Мамонтов, П.В. Морослин, Н.Ю. Григорьев).
Мамонтов А.С. Лингвокультурные основы обучения языку как средству межкультурной коммуникации. Учебное пособие. М.: Наука-Флинта, 2010. 153с.
Мамонтов, А. С. Ознакомление с культурой через язык: лингвокультурология — составная часть процесса обучения межкультурной коммуникации // Методика преподавания русского языка как иностранного (лекции, методические разработки к урокам). — 2008. — С. 370-394
Мамонтов А.С. (составе авторского коллектива. В соавторстве с П.В. Морослиным). Основы славяноведения. М.: Славянский мир, 2007. 273 с. 500 экз (Глава 3.Славянская языковая семья и роль русского языка в межславянском общении. С. 47-91).
Мамонтов А. С. Язык и культура: сопоставительный аспект изучения. Монография. М.:ИЯ РАН, 2000 -187с.
Чан Динь Тоан, Мамонтов А.С. Русская афористика во вьетнамской аудитории: проблемы начального этапа обучения//Русский язык за рубежом.- 1989.- № 5.- С. 79-81
Мамонтов А.С. Четвёртые Пушкинские чтения//Русский язык за рубежом.- 1979.- № 6.- С. 122-123
Пока нет упоминаний в материалах СМИ.
АНОНСЫ
19 декабря в 16.20 в 5 поточной ауд. поэтическое объединение «Союз 317» организует творческую встречу с лауреатом премии «Золотое перо Московии», Московской литературной премии им. А.П.Чехова, премии им. В.Гиляровского, поэтом, прозаиком, членом СП России и Международного союза литераторов и журналистов, доктором филологических наук, профессором Александром Степановичем Мамонтовым.
НОВОСТИ
30 ноября состоялась международная научно-практическая конференция «Теория и практика лексикографии на современном этапе: традиции, новации, перспективы».
25 июля юбилей отмечает профессор кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации Института Пушкина Александр Мамонтов. За годы служения избранной науке он зарекомендовал себя как замечательный педагог, автор более 100 публикаций, известный ученый-филолог, научные интересы которого связаны с социально-культурными аспектами коммуникации, лингвокультурологией, лингвострановедением, теорией и практикой речевой культуры.
Учебный год подходит к концу, и совсем скоро для наших выпускников начнется новая большая жизнь.
Выпускница магистратуры «Филологическое обеспечение СМИ», отличница и староста группы Маргарита Гуськова уже работает в информационном агентстве РИАМО. В рубрике «Выпускник филфака» Маргарита рассказала об учебе в институте, любимых преподавателях и планах на будущее.
Студентка второго курса магистратуры филологического факультета (направление подготовки «Русский язык и межкультурная коммуникация») Александра Вибке заняла первое место во II Международном конкурсе научно-исследовательских работ студентов, магистрантов и аспирантов «В мире науки: вопросы филологии, лингводидактики и переводоведения» (5 марта 2018 года, г. Чебоксары).
2 декабря в Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина прошел заключительный этап городского конкурса чтецов «Живое литературное слово», участники которого продемонстрировали навыки и умения выразительного чтения. Мероприятие организовано совместно с Городским методическим центром Департамента образования города Москвы в рамках проекта «Литературное многоборье».
11 ноября Институт Пушкина провел финал городского конкурса для старшеклассников и студентов колледжей «Слово – золото».
Профессор Института Пушкина, поэт, прозаик, лауреат премии им. В. Гиляровского Александр Степанович Мамонтов награжден престижной литературной наградой Японии — медалью Мацуо Басё.
Вышедшее в свет в стенах Института Пушкина учебное пособие доктора филологических наук, профессора, профессора кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации Александра Мамонтова «Лингвострановедческий аспект межкультурной коммуникации в сфере рекламы», призвано познакомить с особенностями одного из видов коммуникации, в аспекте такой филологической и одновременно методической дисциплины, какой является лингвострановедение.
В конце прошлого года профессор кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации Института Пушкина Александр Мамонтов стал лауреатом литературной премии имени Владимира Гиляровского в номинации «Лирика».
Подошел к финалу очередной сезон проекта «Университетские субботы», который реализуется Институтом Пушкина при поддержке Департамента образования города Москвы с сентября 2013 года.
Leave a Reply