В наши дни, проблема сохранения и укрепления здоровья детей является очень актуальной и обсуждается достаточно широко. Перед детским садом остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Одной из главных задач дошкольного учреждения является – создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников.
Что такое сдоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ и какая цель этих технологий применительно к ребёнку…итак
Здоровьесберегающие технологии: — это совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценностного отношения к своему здоровью.
Целевые ориентиры в ФГОС на этапе завершения дошкольного образования предполагают формирование у дошкольников культуры здорового и безопасного образа жизни, формирование знаний, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья и умения использовать полученные знания в повседневной жизни.
В первую очередь ребёнок должен быть здоровым и в нашем детском саду особое внимание уделяется физкультурно – оздоровительной деятельности. Где проводится организация и контроль питания детей, контроль физического развития, закаливания, обработка и проветривание групп, организация профилактических мероприятий, таких как витаминотерапия. А так же организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций для педагогов и родителей по оптимизации детского здоровья.
Реализация данных технологий в нашем ДОУ осуществляется в разных формах организации педагогического процесса, таких как (Физкультурные занятия, игры, досуги, различные спортивные мероприятия, профилактика плоскостопия, оздоровительные процедуры и т. п.) Применяемые формы ведут к развитию физических качеств, становление физической культуры дошкольников, воспитание привычки повседневной физической активности.
Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может находить каждодневную поддержку дома.
Главная задача ДОУ — это информационно-просветительская деятельность, которая выражается в формировании у родителей здорового образа жизни как ценности, формирование у них знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. Работа в нашем д/с с родителями ведётся не только через всем известные ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ (перечисление)
— консультации для родителей
— сайт детского сада
— родительские собрания
Лишь при условии целенаправленной совместной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
Для более эффективной работы по накоплению у детей знаний о здоровье и развитие умение его оберегать, в своей работе я применяю такой нетрадиционный метод, как метод проектирования, где в образовательный процесс вовлекаются не только дети, но и их родители. В этом году нами планируется провести такие проекты как, «В здоровом теле – здоровый дух», «Здоровый малыш», «За здоровьем в детский сад». Во время работы над проектами будут созданы совместно с родителями и детьми дидактические и настольные игры, альбомы, папки, так же собрана картотека игр.
Для осуществления обогащённого физического развития и оздоравливания детей в группе оборудован «Уголок здоровья». Сейчас он оснащен традиционными пособиями (массажными ковриками, спортивным инвентарём. В течении учебного года будут созданы мною, с родителями и детьми нестандартные пособия сделанные своими руками.
Для сохранения и укрепления здоровья, обучения и развития детей использую различные традиционные и нетрадиционные формы работы с детьми:
Ежедневно утром перед завтраком мы с детьми проводим утреннюю гимнастику. Так же и другие медико – восстановительные методы,такие как: гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, релаксация. Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.
Для меньшей утомляемости детей во время проведения занятий предусматриваются двигательно — оздоровительные физкультминутки. Для постепенного пробуждения детей проводится гимнастика после дневного сна, а для профилактики плоскостопия хождение по массажным дорожкам.
Подвижные и спортивные игры с детьми провожу как на улице так и в помещении.
Так же в процессе единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, мы используем такие формы работы, как спортивные развлечения, семейные соревнования, праздники, экскурсии.
УКРЕПЛЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ – ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ НАШИХ ЗАДАЧ, КАК РОДИТЕЛЕЙ, ТАК И ПЕДАГОГОВ. Только в совместном сотрудничестве мы сможем вырастить здоровое и полноценное поколение!
Понятие «Здоровье» По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ЗДОРОВЬЕ — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.
ЗОЖ- это максимальное количество биологических и социально целесообразных форм и способов жизнедеятельности, адекватных потребностям и возможностям индивида, осознанно реализуемых им, обеспечивающих формирование, сохранение и укрепление здоровья, способность к продлению рода и достижению активного долголетия. ЗОЖ — это типичные и существенные для данной общественно- экономической формации формы жизнедеятельности людей, укрепляющие адаптивные возможности организма человека, способствующие полноценному выполнению им социальных функций и достижению активного долголетия. ЗОЖ — это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей как условия и предпосылки существования и развития других сторон образа жизни. ЗОЖ- поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья. Здоровый образ жизни
оптимальный двигательный режим; тренировка иммунитета и закаливание; рациональное питание; психофизиологическая регуляция; психосексуальная и половая культура; рациональный режим жизни; отсутствие вредных привычек; валеологическое самообразование. Структура ЗОЖ должна включать следующие факторы:
Образ жизни — определенный тип жизнедеятельности людей, включающий в себя различные виды деятельности, это поведение людей в повседневной жизни. Выделяют основные формы деятельности: трудовая (производственная), познавательная, деятельность в быту, медицинская активность. Понятие образа жизни, его составляющие
Понятия, связанные с ЗОЖ Условия жизни Уровень жизни Качество жизни Уклад жизни Стиль жизни
Образ жизни и его компоненты: Двигательная активность. Обеспечение психического здоровья. Рациональное питание. Закаливание и тренировка иммунитета. Четкий режим жизни. Психосексуальная жизнь Отказ от вредных привычек Выполнение гигиенических требований. Умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении.
Мотивация здорового образа жизни: Мотивация самосохранения: человек не совершает того или иного действия, зная, что оно угрожает его здоровью и жизни. Например, человек не будет прыгать с моста в реку, если он не умеет плавать, ибо заведомо знает, что утонет Мотивация подчинения этнокультурным требованиям: человек подчиняется этнокультурным требованиям потому, что хочет быть равноправным членом общества и жить в гармонии с его членами Мотивация получения удовольствия от здоровья эта простая гедоническая (наслажденческая) мотивация, ибо ощущение здоровья приносит радость. Чтобы испытать это чувство, человек стремится быть здоровым Мотивация самосовершенствования выражается в осознании того, что, будучи здоровым, можно подняться на более высокую ступень общественной лестницы. Мотивация маневрирования она сводится к тому, что здоровый человек сможет по своему усмотрению изменять свою роль и свое местоположение в сообществе Мотивация сексуальной реализации формулируется так: «Здоровье дает мне возможность для сексуальной гармонии» Мотивация достижения максимально возможной комфортности сущность которой сводится к тому, что здорового человека не беспокоит физическое и психологическое неудобство
Принципы здорового образа жизни Принцип ответственности за свое здоровье Принцип комплексности Принцип индивидуализации Принцип умеренности Принцип рационального чередования нагрузки и отдыха. Принцип рациональной организации жизнедеятельности Принцип «сегодня и всю жизнь». Принцип валеологического самообразования
Здоровый образ жизни и пути его формирования: На формирование ЗОЖ направлены рекомендации ВОЗ: питание с малым содержанием жиров животного происхождения; сокращение количества потребляемой соли; сокращение потребления алкогольных напитков; поддержание нормальной массы тела; регулярные физические упражнения; снижение уровня стрессов и т. д.
Основы формирования здорового образа жизни: Основными особенностями программы здоровья должны быть: добровольность; затрата некоторых физических и других сил; ориентация на постоянное повышение своих физических, психических и других возможностей.
Вывод: положительно и результативно снижает или устраняет воздействие факторов риска, заболеваемость и как результат уменьшает затраты на лечение; способствует тому, что жизнь человека становится более здоровой и долговечной; обеспечивает хорошие взаимоотношения в семье, здоровье и счастье детей; является основой реализации потребности человека в самоактуализации и самореализации, обеспечивает высокую социальную активность и социальный успех; обусловливает высокую работоспособность организма, снижение усталости на работе, высокую производительность труда и на этой основе — высокий материальный достаток; позволяет отказаться от вредных привычек, рационально организовать и распределять бюджет времени с обязательным использованием средств и методов активного отдыха; обеспечивает жизнерадостность, хорошее настроение и оптимизм.
1 Формирование здорового образа жизни
2 Что такое здоровье?
3 Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. (по определению Всемирной Организации Здравоохранения)
4 Факторы, влияющие на заболеваемость населения 20% 10% 50% 20% условия и образ жизни состояние окружающей среды генетическая предрасположенность состояние здравоохранения
5 Национальный индекс здоровья Национальный индекс здоровья — состояние нервной системы — состояние нервной системы — состояние иммунитета — состояние иммунитета — психическое поведение — психическое поведение — обмен веществ — обмен веществ Самый высокий индекс: Самый высокий индекс: Финляндия, Дания, Швеция
6 Гиппократ (Древняя Греция V-IV в. до н.э.) Гиппократ (Древняя Греция V-IV в. до н.э.) установил зависимость человека от природной и общественной среды (климат, состояние воды, почвы, образ жизни, привычки, законы страны), использование в лечении гигиенических подходов и диет. установил зависимость человека от природной и общественной среды (климат, состояние воды, почвы, образ жизни, привычки, законы страны), использование в лечении гигиенических подходов и диет. Цельс (Древний Рим от г. до н.э.-50 г. н.э.) рассматривал вопросы гигиены и диететики здорового человека Ибн- Сина (Средний Восток гг.) рекомендовал профилактику заболеваний, гигиену жилища, питания, питьевой воды
7 Здоровый образ жизни — это благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры и гигиенических навыков, которые позволяют сохранить и укрепить здоровье, предупреждать развитие нарушений и поддерживать оптимальное качество жизни
8 рациональный труд и отдыхрациональный труд и отдых физическая культура и закаливаниефизическая культура и закаливание культура питаниякультура питания психологическая культурапсихологическая культура сексуальная культурасексуальная культура экологическая культураэкологическая культура предупреждение алкоголизма, зависимости от табакокурения, предупреждение наркомании и токсикоманиипредупреждение алкоголизма, зависимости от табакокурения, предупреждение наркомании и токсикомании индивидуальная профилактика СПИДа и других инфекционных заболеванийиндивидуальная профилактика СПИДа и других инфекционных заболеваний самолечение и вред от негосамолечение и вред от него приёмы само- и взаимопомощи в экстремальных ситуацияхприёмы само- и взаимопомощи в экстремальных ситуациях личная гигиеналичная гигиена Составляющие здорового образа жизни:
9 — глубокая личная устойчивая мотивация на долголетие — ответственность за собственное здоровье — соблюдение режима дня — качественное питание — регулярная физическая нагрузка — закаливание — здоровый образ жизни — гигиена окружающей среды — нормализация режима и качества сна — высокая духовность, оптимизм, мудрость, философское отношение ко всем проблемам Заповеди долголетия
10 Английский союз врачей подсчитал: каждая сигарета сокращает жизнь на 5-6 минут. Человек, выкуривающий в день по 10 или чуть больше сигарет, умышленно отбирает у себя приблизительно 6 лет жизни!
11 . Если вы не можете отказаться от курения (советы немецких специалистов) §Покупайте сигареты только по одной пачке. §Взяв сигарету, пачку сразу прячьте. §Пользуйтесь сигаретами только с фильтром. §Постоянно меняйте сорт сигарет. §Держите сигареты дальше от рабочего места. §Отказывайтесь от угощения чужими сигаретами. §Не просите закурить сами. §Не носите с собой спички, зажигалку. §Покурив, прячьте пепельницу. После каждой затяжки кладите сигарету на край пепельницы.После каждой затяжки кладите сигарету на край пепельницы. После первой затяжки погасите сигарету.После первой затяжки погасите сигарету. Затягивайтесь через раз.Затягивайтесь через раз. Постепенно переходите на курение без затяжек.Постепенно переходите на курение без затяжек. Первую сигарету курите только после завтрака.Первую сигарету курите только после завтрака. Постепенно увеличивайте срок между моментом, когда возникает желание закурить, и началом курения до 10 и более минут.Постепенно увеличивайте срок между моментом, когда возникает желание закурить, и началом курения до 10 и более минут. Не курите больше одной сигареты в час.Не курите больше одной сигареты в час. Подсчитайте, сколько сэкономили денег, когда стали меньше куритьПодсчитайте, сколько сэкономили денег, когда стали меньше курить
12 Ведет к увеличению риска сердечно – сосудистых заболеванийВедет к увеличению риска сердечно – сосудистых заболеваний Способствует ранней инвалидизации и снижению как общей продолжительности жизни, так и качества жизни вследствие развития сопутствующих заболеванийСпособствует ранней инвалидизации и снижению как общей продолжительности жизни, так и качества жизни вследствие развития сопутствующих заболеваний Избыточная масса тела
13 Основные принципы правильного питания: §Соблюдение баланса поступления энергии и ее расходам за сутки (в повседневной жизни и работе). §Соблюдение баланса питательных веществ (белков — 15%, жиров -30%, углеводов — 55% от суточной калорийности), витаминов и минеральных веществ. §Соблюдение режима питания. Желательно принимать пищу не реже 4-5 раз в день, в одно и то же время, не переедая перед сном. Оптимальный интервал между ужином и завтраком — не более 10 часов.
15 Наиболее рационально, если Вы поставите перед собой реальную цель — повысить повседневную физическую активность при обычном ритме жизни. На высоте нагрузки пульс не должен превышать ударов в 1 минутуНаиболее рационально, если Вы поставите перед собой реальную цель — повысить повседневную физическую активность при обычном ритме жизни. На высоте нагрузки пульс не должен превышать ударов в 1 минуту Нагрузки должны быть регулярными раз в неделю.Нагрузки должны быть регулярными раз в неделю.
16 Необходимые условия формирования здорового образа жизни §образовательные программы § активная жизненная позиция в сохранении собственного и общественного здоровья
17 Студенты — это социальный слой населения, который можно отнести к группе повышенного риска, т. к. на непростые возрастные проблемы (адаптационные, физиологические и анатомические изменения, связанные с процессом созревания, высокая психо-эмоциональная нагрузка, приспособление к новым условиям проживания и обучения, формирование межличностных взаимоотношений вне семьи) накладывается негативное влияние кризиса практически всех основных сфер общества и государства.
18 Научитесь противостоять стрессу Наихудший способ «разрядиться» — это сорвать обиду и злость на близких Вам людях. Вред от этого двойной. Избегайте состояния переутомления, особенно хронического, чередуйте занятия умственной и физической работой. Попав в неприятную, волнующую Вас ситуацию, сделайте паузу прежде, чем выразить свой гнев, недовольство, смените тему разговора, не принимайте решений без обдумывания последствий с учетом разных вариантов.
19 Вам следует хорошо отдыхать, спать не менее 8-9 часов в сутки. Обязательно необходимо отрегулировать физиологический суточный ритм — чередование часов бодрствования (день) и сна (ночь). Вам следует хорошо отдыхать, спать не менее 8-9 часов в сутки. Обязательно необходимо отрегулировать физиологический суточный ритм — чередование часов бодрствования (день) и сна (ночь). Для улучшения засыпания Вам могут быть полезны простые средства — спокойная прогулка на свежем воздухе перед сном, теплая ножная или общая ванна, отказ от плотного ужина в вечернее время, отказ от просмотра некоторых телевизионных передач. Не забывайте о хорошо зарекомендовавших себя средствах народной медицины, травах (валериана, зверобой и др.). Для улучшения засыпания Вам могут быть полезны простые средства — спокойная прогулка на свежем воздухе перед сном, теплая ножная или общая ванна, отказ от плотного ужина в вечернее время, отказ от просмотра некоторых телевизионных передач. Не забывайте о хорошо зарекомендовавших себя средствах народной медицины, травах (валериана, зверобой и др.).
20 П ервичная профилактика (формирование здорового образа жизни) Диспансерное наблюдение Регулярное профилактическое лечение в период возможных обострений (осень, зима) в условиях дневного стационара Направление в профилактории МЕЖВУЗОВСКИЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР
Leave a Reply