Опытно экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания детей

Опытно экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания детей

Опытничество – активный способ изучения окружающей природы, т.к. позволяет изучать явления и объекты окружающей действительности при разнообразных условиях, повторять их при необходимости, расчленять на части, выделять интересующие стороны явления.

В дошкольном возрасте опытничество, как деятельность вызывает у детей истинный интерес, т.е. сам процесс проведения опыта, а также результат, где дети наглядно удостоверяются в происхождении явлений неживой природы, в свойствах и качествах компонентов неживой природы, участия устанавливать причинно-следственные связи.

Опытничество – это как раз именно такая деятельность, включающая в себя поиск и познание, активное осмысление явления и концентрацию полученных знаний.

Проведение опытов – метод, сочетающий в себе работу разных анализаторов в целенаправленном целостном восприятии явления, а также в дифференцированном восприятии, которое наиболее значимо в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста.

Актуальность проблемы в узком смысле нашей темы – дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании экологических представлений о неживой природе и об опытничестве.

Научная новизна – впервые разработана система знаний – опытов, способствующих формированию экологических представлений о неживой природе и определена новая социальная позиция ребенка – лаборанта или научного работника.

Практическая значимость – результаты исследования могут найти применение при разработке практических вопросов педагогам и на занятиях, включающих в себя опытническую деятельность, с целью формирования экологических представлений о неживой природе.

Задания на выявление начального уровня сформированности экологических представлений о неживой природе Севера через опытничество.

Задания

Материал, предложенный детям

Как узнать, что вода прозрачная?

Два стакана:
В 1-м – чистая вода;
Во 2-м – подкрашенная акварелью, трубочки для коктейля.

Покажи свойства воды — растворителя

Стаканчики с водой, сахарный песок, соль, акварельная краска, речной песок

Как узнать есть ли форма у воды?

Емкости разнообразной формы. Кувшин с водой

Вылей воду из стакана, не намочив руки и не беря в руки стакан (вода вытесняется предметами)

Камешки и стакан с водой

Покажи нам, как образуются облака

Кусочки льда, горячая вода в термосе (соблюдая нормы безопасности), железный поднос, широкий стеклянный сосуд

Покажи и скажи: как получить воду из снега и как сделать воду твердой

Воздух

Как узнать, что в комнате есть воздух?

Как узнать, где есть воздух?

Почва (бросить в воду).
Крупный лист растения (опустить в воду)
Пустой стакан (перевернутый стакан опустить на поверхность воды)
Соломинка (дуть в стакан с водой)

Имеет ли вес воздух?

Весы, два шарика

Как летают птицы и каким должен быть воздушный змей?

Веревка, бумага – материал для воздушного змея (змей должен быть легким, плоским, широким, как крылья у птицы)

Песок

Как узнать, что песок сыпучее вещество?

Лоток с песком, разнообразные формочки, емкости, кулечки

Как сделать две одинаковые горсточки песка разными по весу?

Две одинаковые формочки, песок, весы и лейка с водой (одну формочку с песком намочить)

Как узнать, можно ли из песка что-нибудь слепить (испечь пирожки)?

Две формы с песком, лейка с водой, разнообразные формочки

Если мы сделаем бумажный домик, а для защиты от дождя посыплем крышу песком, защитит ли она нас?

Воронка, песок, вода (не защитит, песок пропускает воду)

Глина — почва

Есть ли в почве и глине воздух? Как узнать?

Вода в емкости, горсть глины, горсть почвы

Лепится ли глина, почва? Покажи, что нужно сделать?

Разные виды почв, глина (слегка смочить водой и скатывать шарики)

Как узнать, пропускает ли воду почва, глина?

Две воронки, горсть почвы, горсть глины, вода

Как узнать, из чего состоит почва?

Вода, почва, палочка (размешать и дать осесть)

Занятия по блокам

  • «вода»
  • «воздух»
  • «почва»

Методические рекомендации по использованию опытничества в учебно-воспитательном процессе при формировании экологических представлений о неживой природе.

Необходимо создавать нужные условия для успешного осуществления экологизации учебно-воспитательного процесса.

Овладение педагогами передовым опытом экологического воспитания и обучения, их постоянное самообразование и повышение экологической культуры.

Проводить систематическую работу по внедрению опытничества.

Опыт – как основной метод в процессе формирования экологических представлений о неживой природе необходимо дополнять и сочетать с другими методами:

  • наблюдения;
  • беседы;
  • использование художественной литературы;
  • музыкальное сопровождение;
  • моделирование;
  • рассматривание;
  • зарисовывание результатов опытов в дневники наблюдений.

Сочетать опыты, предложенные разными программами, пособиями для родителей и педагогов, пополнять базу пособий, методик проведения опытов и приводить в систему.

При проведении опытнической деятельности необходимо учитывать практическое применение полученных знаний: опыты дома; экономия и бережное отношение в природе и в быту природных ресурсов; акции по охране природных ресурсов.

Необходимо планировать работу с родителями: организовывать совместные мероприятия – акции, походы …; проводить консультации для закрепления с детьми полученных на занятиях знаний; давать домашние задания на проведение опытов совместно с родителями, бесед, практической экономии в быту и целевые прогулки в природу на тему «Бережное отношение к природе.

  • водоему;
  • почве;
  • воздуху».

Необходимо по мере усвоения знаний контролировать уровень усвоения в беседах, на других занятиях, для выявления «пробелов» в представлениях детей и планировать индивидуальную работу.

Сравнительный анализ экологическх программ по теме: «Опытничество в неживой природе» старший возраст

«Мы»
Кондратьева Н.Н.

«Планета – наш дом»
Белавина И. Найденская Н.

«Юный эколог»
Николаева С.Н.

«Наш дом — природа»
Рыжова Н.А.

Предлагаются знания о неживой природе, как источника, удовлетворяющем живую природу и условия ее существования. Опытничество как метод практически не используется. Опыты даны в виде предложений и правил: «опыты с неживыми объектами:

В опытах выявляй свойства воды, воздуха, снега, песка, почвы, камней в зависимости от состояния температуры, влажности воздуха, сезона года, содействия солнца. Учись пользоваться приборами в опытах: термометром, лупой, весами, магнитом…

Если опыт длительный, попробуй зарисовать его этапы в виде рисунков и моделей. Об опыте и его результате расскажи сверстникам».

Поблочное распределение занятий.

  • твердь
  • вода
  • воздух

Программа включает в себя опыты, как обязательный метод в учебно-воспитательной работе, однако опыты предложены элементарные и в малом количестве.

Занятия предлагаются в системе и последовательно:

  • Вода: от изучения капли воды до путешествия в море и изучения свойств воды.
  • Твердь: камни, глина, песок, почва.
  • Воздух: ветер, воздушный океан, звуки, облака, свойства воздуха.

Программа в основном предусматривает как важнейшие методы в формировании экологических знаний и умений:

  • создание развивающей среды;
  • моделирование;
  • наблюдение в естественных условиях.

Циклическая организация наблюдений и опытов с выходом на практическую деятельность – природоохранные акции.

Опытничество в основном используется как часть занятий и редко

Программа предусматривает поблочное планирование.
Блоки:

  • волшебница вода;
  • воздух-невидимка;
  • почва.

Блоки включают в себя:

  1. Обучающий компонент – знания.
  2. Воспитывающий компонент – отношение к данному объекту.

Опытничеству уделено большое внимание — в каждом блоке и в каждом занятии. Знания, полученные ранее, постоянно закрепляются в разнообразной деятельности: игры, беседы, изодеятельность, праздники, акции.

Приложение 1. Критическая оценка содержания экологических программ по теме «Опытничество в неживой природе»

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников МАОУ СОШ %20 Структурное подразделение «Детский сад» Подготовила воспитатель Акбердеева Х.А.

Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманно- ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.

Задачи экологического воспитания в группах старшего дошкольного возраста Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней; Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становлении экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами; Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становлении экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами, Накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.

Составляющие исследовательской деятельности: выявление проблемы, выработка и постановка гипотезы, наблюдения, опыты, эксперименты, суждения и умозаключения сделанные на основе опытов, экспериментов. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Исследовательская деятельность — это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск.

Задачи 1.Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: — знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость). — знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление). 2. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение). 3.Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и ее изменчивость; вода переходит в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное, их отличие друг от друга; воздух его давление и сила) 4.Расширять представления детей о значимости воды и воздуха в жизни человека. 5.Расширять представления об использовании человеком факторов природной среды (солнце, земля, воздух, вода, растения, животные) для удовлетворения своих потребностей. 6.Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в ее состав песка и глины. 7.Развивать эмоционально — ценностное отношение к окружающему миру.

Этапы организации и проведения опытов 1.Постановка проблемы (задачи). 2.Поиск путей решения проблемы. 3.Проведение опытов. 4.Фиксация наблюдений. 5.Обсуждение результатов и формулировка выводов.

Мы любим все красивое, ведь «Красота – спасёт мир», мы любим всё яркое, любим животных, цветы, ягоды. Влияние окружающей природы на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Задача взрослых – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять.

В обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать о них что-то новое, но это порой бывает опасно.

В нашем д/с работает кружок дополнительного образования «Юные исследователи», организация опытно-экспериментальной деятельности в котором идёт по трём взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

ЖИВАЯ ПРИРОДА ; НЕЖИВАЯ ПРИРОДА; ЧЕЛОВЕК

Особое внимание мы уделяем экологическому развитию дошкольников. Поэтому, потребность в общении с природой – один из наиболее характерных элементов экологического сознания дошкольника. Это отправная точка формирования экологической культуры ребенка. Воспитание экологически грамотных людей в настоящее время является одной из первостепенных задач. Это связано с тем, что люди все больше и больше отдаляются от мира природы. И именно в детском саду закладываются гуманные начала личности, бережное отношение к природе и понимание ценности природных объектов.

В разном дошкольном возрасте, ребёнок по — разному интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать. На основе опыта у него уже сложились свои предпочтения. Он много знает о природных явлениях, о погоде, животных, растениях и др. интерес к природным явлениям у ребенка проявляется, прежде всего, в желании приблизиться к наблюдаемому объекту, потрогать его понюхать, вступить с ним в непосредственный контакт. Например, ребенок, наблюдая в центре метеостанции за погодой, ветром, движением облаков и прочее узнает многие природные явления: что воздух обладает упругостью, понимает, как может использоваться сила воздуха и т.д. Поэтому, помощь нас взрослых детям необходима.

К шести годам у детей развивается понимание необходимости осторожного обращения с растениями, животными, водой, и т.п. Очень важно помочь нам взрослым создать экологические тропы на прогулочных участках детского сада для дошкольников, с целью развития экологической культуры, развития познавательной активности детей, с целью проведения опытно-экспериментальной деятельности.

Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, ставлю проблему: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов — песчинок, этим объясняется свойство сухого песка — сыпучесть. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное — они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.

Нас педагогов всегда радует то, когда воспитанники используют результаты проведения опытов и экспериментов в самостоятельной игровой деятельности: очищение воды, в сюжетно-ролевых играх «Семья», «Детский сад», «Больница». При помощи вертушек в подвижных играх «Самолетики», «Вертушки» определяют направление ветра, рисуют на мокром песке, делают лабиринты в песочнице и др.

Игра, например, в исследовании часто перерастает в реальное творчество. В работе с детьми придаётся большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры, словесные игры, строительные игры. Все эти технологии заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.

Очень хочется вас, уважаемые родители призвать к ответственному отношению к экологической проблеме родного края через воспитание ребенка. Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов.

Нам хотелось бы, чтобы ВЫ следовали мудрому совету В.А.Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Другие статьи:

Похожие статьи:

Популярное на сайте:

Leave a Reply