Актуальность проблемы. Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях, а тема «Риск, наука, обучение на школьном уровне» Советом Европы предложена в качестве головной для разработки в странах Европы. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье, подвергаются насилию. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности — первостепенные задачи нашей страны.
Основные направления образовательной политики государства в области обеспечения здоровья и безопасности участников образовательного процесса Охрана жизни и здоровья всех участников образовательного процесса Защита прав участников образовательного процесса Защита материальных ценностей ОУ от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и др. ЧС
Цель педсовета: Проведение системного анализа педагогической деятельности по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся, определить пути и способы совершенствования работы в данном направлении.
1. Целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни ( Шумская В.А., зам. директора по ВР). 2.Формирование основ безопасности жизнедеятельности в рамках программы « Школа безопасности»( Макурова Н.Н., учитель ОБЖ) 3. Организация системы просветительской и методической работы с педагогами. ( Ширинская Л.М., зам.директора по УВР) 4.Принципы организации воспитательной работы по безопасности жизнедеятельности в начальной школе ( Голобояр О.В., руководитель МО начальной школы) 4.1Психологическое сопровождение безопасной среды учащихся начальной школы ( Кноль Н.Г., педагог-психолог) 4.2Из опыта работы учителей начальной школы по формированию навыков безопасного поведения( Зеленкова В.В., Пимонова Н.А., учителя начальной школы) 5. Организация работы по профилактике употребления психотропных веществ ( Шулакова С.В., социальный педагог) 6.Экологическая безопасность в урочной и неурочной деятельности ( Климанова И.Г., учитель географии, классный руководитель) 6. Организация внеклассной и внеурочной работы в школе в рамках безопасности жизни учащихся ( Кононенко П.Н.) План проведения:
Работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся охватывает следующие направления: целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся; соответствие инфраструктуры школы условиям здоровьесбережения ; рациональная организация образовательного процесса; организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе; организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни; организация профилактики употребления психоактивных веществ ; комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся; мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Нормативно- правовые документы: Закон РФ “Об образовании» Федеральные требования к ОУ в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом МОиН РФ 28 декабря 2010 г. №2106) Программа «Формирование здорового и безопасного образа жизни детей, оказание психологической помощи обучающимся и воспитанникам образовательных учреждений, испытывающим трудности в развитии, адаптации, обучении и общении» на 2011 – 2013 годы (от 24.10.2011 г) Приказ Министерства образования РФ и Министерства здравоохранения РФ от 16.07.02 г № 2715/227/166/19 “О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательном учреждении РФ”. Письма Департамента образования и науки Новосибирской области: — «Об изучении регионального компонента содержания образования в рамках общеобразовательных предметов»; — от 22.05.2003г. № 1477/03 «О преподавании основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области».
Правовые и организационные документы по безопасности МБОУ СОШ №52: 1)комплект действующих нормативных актов по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности; 2)комплект внутренних приказов и документов ОУ по обеспечению безопасности (обязанности должностных лиц, правила внутреннего распорядка, инструкции педагогическим работникам, инструкции охране, планы и схемы); 3)номенклатура дел по направлениям безопасности: переписка, планы, материально-техническое обеспечение, тренировки, нормативные акты и т. д.
Методические документы по безопасности МБОУ СОШ №52: 1)методические рекомендации по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности должностным лицам ОУ, педагогическим работникам, охране; 2)памятки и рекомендации для детей, персонала ОУ и родителей; 3)плакаты, стенды, видеофильмы.
В МБОУ СОШ №52 ведется постоянная работа с персоналом школы по следующим вопросам: 1)подготовка руководящих и педагогических работников к действиям по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности и противодействию экстремизму; 2)проведение планёрок по вопросам безопасности, антитеррористической защищенности ОУ
Обучение учащихся правилам безопасной жизнедеятельности Работа по правовому всеобучу организуется и проводится на всех стадиях образования в образовательном учреждении с целью формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
Для образовательного учреждения стало приоритетом формирование устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе как целостный подход и основа первичной профилактики в решении проблем наркомании и злоупотребления табаком и алкоголем.
Активные профилактические мероприятия, проводимые в школе, опираются на: — методологию формирования у подростков представлений о здоровом образе жизни; — формирование у несовершеннолетних умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в асоциальную деятельность, мотивов отказа от "пробы" табака и алкоголя; — системную подготовку педагогов к работе с несовершеннолетними по формированию устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе ( районные и городские семинары ).
Учащимся прививают основополагающие знания и умения по вопросам безопасности в процессе изучения учебных дисциплин на уроках по программе "Основы безопасности жизнедеятельности", во время проведения "Дня защиты детей", классных часов, бесед, внеклассных мероприятий, во время проведения летней компании…
Воспитательная работа с учащимися также включает: -обучение готовности, навыкам и умениям действовать в условиях ЧС; классные часы с детьми по безопасности: «Как распознать опасность», «Умей сказать нет»; -проведение мероприятий по воспитанию культуры межнациональных отношений, соблюдению толерантности; -проведение специальных занятий и тренировок по освоению навыков действий в ЧС.
Работа с родителями включает в себя: -организация общих собраний родителей по вопросам обеспечения безопасности, -антитеррористической защищенности ОУ, -воспитания бдительности, ответственности за личную и коллективную безопасность у детей
Работа по антитеррористической защищенности и противодействию терроризму и экстремизму включает в себя: — проведение совещаний, инструктажей и планерок по вопросам противодействия терроризму и экстремизму; — непрерывный контроль выполнения мероприятий по обеспечению безопасности; организацию взаимодействия с правоохранительными органами и другими службами, с родительской общественностью. (В школе разработан пакет документов по организации работы по антитеррористической защищенности образовательных учреждений: — паспорт безопасности; — инструкции, памятки, имеется стенд на первом этаже)
Главная цель по обеспечению ПБ в школе: сохранение жизни и здоровья учащихся и персонала за счет высокой степени противопожарного состояния школы, -исключения предпосылок к возгоранию и возникновению пожар, — регулярно проводятся занятия по основам пожарной безопасности, тренировки по эвакуации учащихся и персонала.
ГО и ЧС В школе создан "Уголок ГО и ЧС", который помогает разобраться в сигналах оповещения, порядке действий при возникновении ЧС; дает информацию о тех ЧС, которые могут возникнуть; знакомит со способами и порядком защиты при возникновении ЧС; напоминает об основных способах оказания первой медицинской помощи пострадавшим и др.
Культура безопасности — это: — знание о безопасной жизнедеятельности; — опыт безопасной жизнедеятельности по образцу; — опыт творческого решения проблем безопасности; — ценности и смыслы безопасной жизнедеятельности; — опыт самосовершенствования безопасности жизнедеятельности.
Виды и направления внеурочной деятельности Цель внеурочной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни- обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Это требование отвечает основной идее воспитания — воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Содержание и педагогические требования к внеурочной деятельности по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни В содержании внеклассной работы можно выделить два основных направления: 1) углубление основных вопросов безопасного поведения, вызывающих большой интерес у школьников, имеющих большое образовательно-воспитательное значение; 2) формирование умений и навыков исследовательского характера при проведении практических работ, при работе с различными источниками информации в классе, при использовании ПК.
Осуществляя работу важно соблюдать следующие педагогические требования: — общественно- полезная, профессиональная, экологическая, краеведческая направленности; — современность содержания и форм внеурочной деятельности; — учет возрастных и индивидуальных особенностей интересов учащихся; — сочетание педагогического руководства с самостоятельностью и добровольностью учащихся; — системность, непрерывное развитие внеурочной работы
Формы работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни: Систематические формы Эпизодические формы кружки; олимпиады по ОБЖ; факультативы предметные недели; конкурсы; викторины походы экскурсии; проведение месячников по обучению населения в области ГоиЧС, участие в различных акциях коллективные тематические просмотры фильмов экскурсионные поездки; недели безопасности (ПБ,ПДД) городские мероприятия по курсу ОБЖ; тематические классные часы выставки соревнования, дни здоровья родительские собрания
Методы организации внеурочной работы: Работа на природе: — экскурсии, — походы, — наблюдения, — соревнования… Работа с литературой: — подготовка рефератов, — подготовка докладов, — выпуск газет и стендов и др. Игровая деятельность: — олимпиады, — деловые игры, — викторины, — конкурсы и др.
Основные показатели эффективности внеклассной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни — повышение качества знаний и умений школьников по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни ; — интеллектуальный и эмоциональный настрой учащихся: повышение интереса к занятиям в классе и во внеклассное время, ; — приобретение умений работы с различными источниками информации; — активное участие в общественно- полезной работе и др.;
Схема реализации воспитательной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни через различные виды и формы деятельности.
Всемирные дни Здоровья в 2014 г. 1. Всемирный день здоровья, 7 апреля: 2. Всемирная неделя иммунизации, последняя неделя апреля; 3. Всемирный день без табака, 31 мая: 4. Всемирный день донора крови, 14 июня; 5. Всемирный день борьбы с гепатитом, 28 июля; 6. Всемирный день борьбы со СПИДом, 1 декабря.
Проект решения педсовета Принять к сведению представленную информацию по формированию здорового образа жизни воспитанников. . Изучить материалы Министерства образования и науки Российской федерации от 28 декабря 2010 г. N 2106 г. Москва"Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (вступил в силу 27 февраля 2011 г.). Продолжать работу по формированию здорового и безопасного образа жизни воспитанников. Провести дополнительный контроль по организации и проведения Всемирных дней Здоровья в 2014 году
Leave a Reply