План по самообразованию сказкотерапия как средство всестороннего развития дошкольников

План по самообразованию сказкотерапия как средство всестороннего развития дошкольников

Тема: «Сказкотерапия как средство всестороннего развития дошкольников».

воспитателя Макарюк О. Н.

«По-моему, цель сказочника заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитывать в ребенке человечность — эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Актуальность: психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг.И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в общении и одиночестве. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают,как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь сказкотерапия. Сказкотерапияс детьми проходит в достаточно свободной форме: обсуждение психологических трудностей героев сказки проводится после прочтения сказки. Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности, оказывается, в центре внимания взрослого и преодолевает свои собственные психологические трудности.

Тема: «Сказкотерапия как средство всестороннего развития дошкольников».

Цель: создание условий для активизации в ребенке творческого начала, раскрытия глубин собственного внутреннего мира, развития его самосознания посредством применения метода сказкотерапии.

• создать необходимые условия для развития творческого воображения, оригинальности мышления;

помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни;

• содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их речевого развития;

• содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи;

• снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;

• воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

Месяц Формы работы

С детьми Педагогами Самообразование Родителями

Раздел плана 1 ЭТАП Информационно — аналитический

Сентябрь — обмен опытом (наработки, методические пособия) — знакомство и изучение практических методов использования различных сказок в дошкольном обучении и воспитании;

— изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме самообразования;

— изучение материалов на интернет-ресурсах.Консультация: «Воспитание сказкой»

Раздел плана 2 ЭТАП Разработка программно — методического обеспечения

Октябрь Дидактическая игра «Узнай сказку»

Сказка: «Как лисенок детский сад пропустил» — прививаем ребенку ходить в детский сад.

Сказка: «Кнопочка и монстры» — избавляем ребенка от страха темноты и воображаемых монстров.

Сказка: «Большой пальчик и озорной Ротик» — избавляем от привычки брать пальцы в рот. Сбор книжных иллюстраций. Изучение работы педагогов (через публикации, сайты).

Изготовление демонстрационного материала, атрибутов связанных со сказкотерапией.Консультация: «Читайте ребенку правильные сказки»

Ноябрь Сказка: «Почему нельзя обманывать» — помогаем ребенку понять, что обманывать не только плохо, но и опасно.

Сказка: «Вежливый Клест»— воспитывать в ребенке желание быть вежливым.

Сказка: «Каждый красив по-своему» — помогаем ребенку устранить чувство неполноценности. Обмен опытом. Изучение литературы по данной теме.

1. Алексеенко, В. В. Играем в сказку : воспитание и развитие личности ребенка 2-7 лет / В. Алексеенко, Я. Лощинина. — Москва, 2008. — 220 с.

2. Вачков, И. В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку / И. В. Вачков. — 2-е изд. — Москва, 2003. — 143 с.

3. Вачков, И. В. Сказкотерапия : развитие самосознания через психологическую сказку / И. В. Вачков. — Москва, 2001. — 143 с.

4. Гнездилов, В. «Авторская сказкотерапия«, СПб. : Речь, 2004

5. Грабенко, Т. М. Зачем читать детям сказки. Колобок. Ружье и сердце / Т. М. Грабенко. — Санкт-Петербург, 2006. — 63 с. — (Технологии Института сказотерапии) (Серия «Мастерская Татьяны Грабенко»).Консультация: «Какие сказки читать ребенку на ночь»

Декабрь Терапевтические сказки: «Смелый Гномик», «Мышонок и темнота», «Сережа и Звезда»— направленность: — боязнь темноты, повышенная тревожность, ночные кошмары, общая боязливость.Ключевая фраза: «Мне страшно!»Консультация: «Что такое терапевтическая сказка» Изучение проблемы данной темы в трудах отечественных и зарубежных ученых.Выставка семейных рисунков: «Моя любимая сказка» — привлечь родителей к участию в жизни детского сада. Вызвать у детей и родителей положительные эмоции.

Январь Терапевтические сказки: «Зубки», «Зубастик».

Проблема – нежелание чистить зубы.

Терапевтический эффект – позитивный настрой на действия по личной гигиене, учить дошкольников чистить зубы.Информация: «Предметно-развивающая среда по художественной литературе»Изучение литературы через интернет ресурсы:

Ссылки на ресурсы Интернет:

• Баюшки. Ру – Все про сон ребенка[Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www.bayushki.ru/category/1/6/83 . — Основано на версии, датир. : март, 31, 2011.

• Институт психотерапии и клинической психологии[Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www.psyinst.ru/library.php?part=articles&p=75 . — Основано на версии, датир. : март, 31, 2011.

• Институт сказкотерапии (г. Санкт-Петербург)[Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www.cka3ka-pro.ru/index.html. — Основано на версии, датир. : март, 31, 2011. Создание книжного уголка – привлечь родителей к созданию книжного уголка.

Февраль Сказка: «Как Андрюша гостей встречал» — если ребенок стесняется.Беседы на тему: «Как влияет сказка на эмоциональный настрой ребенка» Изучение литературы по данной теме.

1. Грабенко, Т. М. Зачем читать детям сказки. Колобок. Ружье и сердце / Т. М. Грабенко. — Санкт-Петербург, 2006. — 63 с. — (Технологии Института сказотерапии) (Серия «Мастерская Татьяны Грабенко»).

2. Доронова, Т. «Что за прелесть эти сказки! » / Татьяна Доронова //Обруч: образование, ребенок, ученик. — 2010. — N 3. — С. 5-7.

3. Запорожец, А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника //Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985.Акция: «Подари детям книгу»

Март Сказка «Про Непослушку»— если ребенок не слушается Советы педагогам: «Какие сказки читать детям» Изучение литературы по данной теме.

1. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Основы сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — Санкт-Петербург, 2006. — 171 с. — (Технологии института сказкотерапии).

2. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — Санкт-Петербург, 2006. — 317 с. — (Мастерская психологии и психотерапии).Подготовка буклетов: «Роль сказок в развитии ребенка»

Апрель Составляем сказку сами.Оформление буклетов: «Сказкотерапия – лечение сказкой»Изучение литературы через интернет ресурсы:

Сказки [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://skazka.ural.ru/ . — Основано на версии, датир. : март, 31, 2011.

Сказки. Сетевая библиотека[Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www.skazki.org.ru/ . — Основано на версии, датир. : март, 31, 2011.Подготовка буклетов: «Сказка – это важно»; «Сказка в гости идет»

Раздел плана 3 ЭТАП Заключительный. Обобщение опыта работы.

Май Открытое занятие: «В гостях у сказки» Презентация на тему самообразованияПодготовка мультимедийной презентации для педагогов: «Сказкотерапия как средство всестороннего развития дошкольников» Фотоотчет по самообразованию

Ожидаемые результаты для детей:

• дети знают признаки, по которым мы узнаем сказку, какие бывают сказки;

• знают сказки народов;

• выразительно передают содержание сказок, замечают характерные особенности изображения персонажей в книжных иллюстрациях;

• умеют передавать в рисунке эпизоды знакомых сказок.

развитие речи детей и ее основных функций;

• совершенствование навыков коммуникации;

• закрепление представления об окружающем мире;

развитие художественного вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного воображения; желания экспериментировать.

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

• повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования;

• повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе сказкотерапии для дшкольников.

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:

• буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей;

• картотека терапевтических сказок для дошкольников;

• презентация на заседании Педсовета «Сказкотерапия как средство всестороннего развития дошкольников»;

• буклет для воспитателей «Сказкотерапия — лечение сказкой»;

• личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях;

• размещение фотоотчетов и методических разработок по накопленному опыту на сайтах www.infourok.ru , www.nsportal.ru.

1. Алексеенко, В. В. Играем в сказку : воспитание и развитие личности ребенка 2-7 лет / В. Алексеенко, Я. Лощинина. — Москва, 2008. — 220 с.

2. Вачков, И. В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку / И. В. Вачков. — 2-е изд. — Москва, 2003. — 143 с.

3. Вачков, И. В. Сказкотерапия : развитие самосознания через психологическую сказку / И. В. Вачков. — Москва, 2001. — 143 с.

4. Гнездилов, В. «Авторская сказкотерапия«, СПб. : Речь, 2004

5. Грабенко, Т. М. Зачем читать детям сказки. Колобок. Ружье и сердце / Т. М. Грабенко. — Санкт-Петербург, 2006. — 63 с. — (Технологии Института сказотерапии) (Серия «Мастерская Татьяны Грабенко»).

6. Доронова, Т. «Что за прелесть эти сказки! » / Татьяна Доронова //Обруч: образование, ребенок, ученик. — 2010. — N 3. — С. 5-7.

7. Запорожец, А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника //Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985.

8. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Игры в сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. — Санкт-Петербург, 2008. — 208 с. — (Технологии института сказкотерапии).

9. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Основы сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — Санкт-Петербург, 2006. — 171 с. — (Технологии института сказкотерапии).

10. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — Санкт-Петербург, 2006. — 317 с. — (Мастерская психологии и психотерапии).

Ссылки на ресурсы Интернет:

• Баюшки. Ру – Все про сон ребенка[Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www.bayushki.ru/category/1/6/83 . — Основано на версии, датир. : март, 31, 2011.

• Институт психотерапии и клинической психологии[Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www.psyinst.ru/library.php?part=articles&p=75 . — Основано на версии, датир. : март, 31, 2011.

• Институт сказкотерапии (г. Санкт-Петербург)[Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www.cka3ka-pro.ru/index.html. — Основано на версии, датир. : март, 31, 2011.

• Книжная Поисковая Система eBdb (electronic books data base) [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www.ebdb.ru/Category.aspx?catId=1092361 . — Основано на версии, датир. : март, 31, 2011.

«Мир книг»: Как воспитать ребёнка ДОБРЫМ: сказкотерапия (для малышей от 2 до 7 лет) [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://mirknig.com/audioknigi/audioknigi_detyam/1181242772-kak-vospitat-rebyonka-dobrym-skazkoterapiya.html . — Основано на версии, датир. : март, 31, 2011.

• Стишенок, И. В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост / И. В. Стишенок[Электронный ресурс]. – 2006.— Режим доступа: http://mirknig.com/knigi/nauka_ucheba/1181145881-skazka-v-treninge-korrekcija-razvitie.html . — Основано на версии, датир. : март, 31, 2011.

Сказки [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://skazka.ural.ru/ . — Основано на версии, датир. : март, 31, 2011.

Сказки. Сетевая библиотека[Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www.skazki.org.ru/ . — Основано на версии, датир. : март, 31, 2011.

Сюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенка Сюжетно-ролевые игры в детском саду Среди других видов деятельности ребёнка-дошкольника игра является ведущей. Именно в ней наилучшим образом.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого».

Экран-трансформер как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Актуальность: Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать средства обучения, методы и формы организации работы с детьми,.

Другие статьи:

Похожие статьи:

Популярное на сайте:

Leave a Reply