По каким основным направлениям расходуются бюджетные государственные средства

По каким основным направлениям расходуются бюджетные государственные средства

Классификация расходов бюджета является наиболее сложной и довольно многообразной. Она отражает группировку бюджетных расходов по различным направлениям и предметному содержанию. Понимание классификации расходов позволяет оценивать их приоритетность и значимость для экономики и социальной сферы, а также направления распределения финансовой базы органов власти.

Расходы бюджета представляют собой выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицитов бюджетов. Они отражают безвозвратные перечисления средств из бюджета в связи с выполнением органами власти своих задач и функций.

Для упорядочения различных видов расходов по их отраслевому назначению, их учету в системе казначейского финансирования, сопоставления между бюджетами бюджетной системы РФ их классифицируют по определенным признакам.

Закрепление расходов в бюджете происходит за конкретными их распорядителями по ведомственному (отраслевому) принципу. По аналогии с доходами распорядители и главные распорядители расходов бюджетов являются их администраторами. Это наделенные особыми законодательными полномочиями лица, которым вменяется в обязанность осуществление росписи закрепленного за ним раздела (подраздела) расходов по конкретным, подведомственным им получателям, составление соответствующих этим расходам и профилю данного распорядителя государственных (муниципальных) заданий и последующее их финансирование за счет бюджетных средств. К главным распорядителям расходов бюджетов относятся органы государственной власти (государственные органы), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также наиболее значимые ведомственные учреждения (министерства, службы, департаменты) в сфере науки, образования, культуры, здравоохранения, отраслей национальной экономики, наделенные правом от имени органа власти формировать заказ на соответствующие государственные (муниципальные) услуги.

Совокупный перечень главных распорядителей бюджетных средств образует ведомственную классификацию расходов бюджета, которая обеспечивает их привязку по конкретным направлениям государственной (муниципальной) деятельности через коды главного распорядителя бюджетных средств.

Группировка направлений расходования бюджетных средств на выполнение основных функций государственной и муниципальной деятельности имеет четырехступенчатую структуру и представлена на рис. 3.6.

Главным элементом классификации расходов бюджетов РФ по направлениям государственной (муниципальной) деятельности являются разделы, которые образуют ее первый уровень. Общее количество разделов расходов бюджетов составляет 14 и соответствует ключевым сферам (отраслям) деятельности органов государственного (муниципального) управления. Именно по разделам оценивают приоритетные направления расходов бюджетов в отчетном периоде исходя из удельного веса каждого раздела в общей сумме расходов или по темпам роста каждого раздела. По разделам бюджетной классификации группируются расходы всех бюджетов бюджетной системы РФ.

Содержание основных направлений (разделов) расходов бюджетов представлено ниже.

Рис. 3.6. Классификация бюджетных расходов

Общегосударственные вопросы. Данное направление включает расходы, связанные с финансированием расходов на государственное и местное самоуправление, в том числе на содержание органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, судебную систему, международную деятельность, фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, проведение выборов и референдумов и др. В территориальных бюджетах по данному направлению отражается финансирование расходов на содержание органов власти соответствующего уровня управления.

Национальная оборона как функциональное направление обеспечивает внешнюю безопасность государства и его обороноспособность и включает расходы на содержание вооруженных сил в части материально-технического обеспечения армии; закупки военной техники, проведение боевых учений, устранение последствий военных действий. Большая часть этих расходов исключительно финансируется за счет средств федерального бюджета.

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность. Данное направление связано с обеспечением внутренней безопасности государства и включает расходы на обеспечение внутренней безопасности государства, в том числе содержание органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел и внутренних войск, пограничных войск, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, гражданская оборона.

Национальная экономика включает расходы на финансовую поддержку разнообразных отраслей экономики (промышленность, строительство, энергетика, транспорт и дорожное строительство, сельское хозяйство, воспроизводство минерально-сырьевой базы, исследование космического пространства и др.) через механизмы прямых государственных закупок в этих отраслях, субсидирование их расходов, а также бюджетные инвестиции. Роль данного направления расходов значительно повышается в период нестабильного экономического развития и связана с реализацией антикризисных мер, направленных на поддержку предприятий различных системообразующих для экономики отраслей.

Жилищно-коммунальное хозяйство как направление расходов обеспечивает финансирование расходов по жилищному строительству, содержанию коммунального хозяйства и благоустройство территории. В наибольшей степени финансирование данных расходов возложено на региональные и местные бюджеты.

Охрана окружающей среды включает расходы на экологический контроль и охрану растительных и животных видов и среды их обитания.

Образование является важнейшим направлением расходов государственных бюджетов, отражающее инвестиции в человеческий капитал. По этому направлению финансируются расходы на дошкольное, общее, профессиональное (в том числе высшее) образование, переподготовку кадров, молодежную политику и др.

Культура и кинематография включают содержание, восстановление и пополнение объектов культурного наследия, финансирование культурных мероприятий в стране.

Здравоохранение выступает социально значимым направлением расходов государства и финансируется через бюджеты всех уровней, в том числе через специальный внебюджетный фонд. Сюда относятся расходы на стационарное и амбулаторное лечение, профилактику заболеваний, скорую медицинскую помощь, программы развития здравоохранения и др.

Социальная политика как функциональное направление отражает чистые расходы государства по реализации социальной защиты и социального обеспечения. Сюда относятся расходы на пенсионное обеспечение, социальное обслуживание и социальное обеспечение населения, расходы на опеку и попечительство, борьбу с беспризорностью и пр.

Физическая культура и спорт отражает расходы на финансирование физического и спортивного развития граждан через оплату государственного заказа в этой сфере, а также финансирование и развитие спорта высших достижений.

В раздел средства массовой информации отнесены расходы на финансирование программ телевидения и радиовещания по заказу органов власти, кинематографию, периодическую печать.

Особым функциональным разделом расходов любого бюджета является обслуживание государственного и муниципального долга, т.е. расходы по выплате процентов кредиторам в рамках внутреннего государственного и муниципального и внешнего государственного долга. В этой связи расходы этого направления называются процентными. Их реализация не отражает оказание государственных услуг и определяется уровнем долговой нагрузки органа власти и стоимости ее обслуживания.

Межбюджетные трансферты выступают важнейшим направлением расходов, отвечающим за сбалансированность бюджетной системы, прежде всего бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, посредством предоставления им утвержденного объема финансовой помощи и иных средств перераспределительного характера. К межбюджетным трансфертам относятся дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, субвенции в рамках финансирования государственных полномочий, субсидии на возмещение дополнительных расходов нижестоящих бюджетов и их выпадающих доходов и др.

Вторым уровнем классификации направлений расходов бюджетов являются подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. По разделу бюджетных расходов не всегда можно увидеть, по каким конкретным направлениям тратятся бюджетные средства. Например, в разделе «Общегосударственные вопросы», название которого обусловлено включением в его состав функций государственных и муниципальных органов власти общей направленности, основными подразделами, позволяющими отразить конкретные сферы их деятельности, являются функционирование Президента РФ и Правительства РФ, высшего должностного лица субъекта Федерации и органов МСУ, судебная система, фундаментальные исследования и пр.

Целевые статьи расходов бюджетов образуют третий уровень классификации направлений расходов бюджетов и отражают предметное содержание расходов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей бюджетных средств. Они обеспечивают привязку бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса в пределах подразделов классификации расходов бюджетов.

С 2013 года целевые статьи расходов федерального бюджета, а позже и всех остальных бюджетов стали формироваться в разрезе программных и непрограммных направлений в связи с переходом на программное бюджетирование расходов. Суть его сводится к составлению определенной части расходов бюджетов в форме государственных (муниципальных) программ с отражением в составе расходов конкретных программных мероприятий и результатов их реализации (индикаторов программы). Увязка направлений расходов с основным мероприятием государственной (муниципальной) программы и составляющих ее подпрограмм устанавливается по кодам целевой статьи расходов (табл. 3.1).

Структура кода целевой статьи в рамках государственной программы расходов бюджета

Подберите к каждому виду государственного внебюджетного фонда, представленному в верхней строке табл. 8, соответствующие ему функциональные признаки, отражающие финансовый механизм его функционирования.

Механизм формирования и использования государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации

Пенсионный фонд России

Фонд социального страхования

Фонд обязательного медицинского страхования

Финансирование гарантирован ной медицинской помощи и профилактических мероприятий

Пенсионное обеспечение при выходе на пенсию или в случае недееспособности

Материальное обеспечение лиц определенных категорий

Источники формирования доходов

Обязательный платеж по ставке 5,1% от ФОТ

Обязательный платеж по ставке 22% от ФОТ

Обязательный платеж по ставке 2,9% от ФОТ

Направления расходования средств

  • • пособия по временной нетрудоспособности, при рождении и уходу за ребенком;
  • • ритуальные пособия
  • • выплаты страховой и накопительной части пенсий;
  • • выплаты пособий по уходу за ребенком старше полутора лет
  • • оказание медицинской помощи застрахованным лицам по договорам;
  • • финансирование целевых программ в области здравоохранения

1. Рассчитайте сумму обязательных страховых платежей по действующему законодательству за месяц по предприятию ООО «ДЭКА» по следующим данным.

Предприятие заключило договор аренды транспортного средства с экипажем с собственником автотранспорта Колесовым А.В. По истечении каждого месяца (согласно договору) ООО «ДЭКА» начисляет вознаграждение физическому лицу за услуги по управлению и эксплуатации автомобиля. Размер вознаграждения — 25 500 руб., плата за аренду автомобиля — 12 000 руб.

2. В апреле 2017 г. работник компании отработал более десяти календарных дней. Страховой стаж работника составляет семь лет. Средний заработок работника составил в 2015 г. 510 000 руб., в 2016 г. — 580 000 руб. Рассчитайте размер пособия по временной нетрудоспособности.

Другие статьи:

Похожие статьи:

Популярное на сайте:

Leave a Reply