Баркова, Л. П. Народный фольклор — средство развития личности ребёнка / Л. П. Баркова, Н. Г. Волкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 1 (4). — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/24/747/ (дата обращения: 05.10.2021).
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В. А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности; веры в ребенка.
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности развития речи. Задача педагога, опираясь на склонность детей к подражанию, развивать речь, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность. В дошкольном возрасте закладываются основы речевой деятельности ребенка, и необходимо использовать все возможности малого фольклора для их развития.
Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью.
Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других — бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы (“Ладушки”, “Идет коза рогатая”, “Поехали — поехали”), вызывает потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым.
Попевки, приговорки, потешки — первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку — воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. В своей работе педагоги используют в адаптационный период различные потешки, например:
Вот проснулся петушок,
Подымайся мой дружок,
Встань мой Юрочка.
Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают, есть с удовольствием.
Травка — муравка со сна поднялась,
Птица — синица за зерна взялась,
Зайка за капусту,
Мышка — за корку,
Детки — за молоко.
Малые формы фольклора педагогами используются и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Показ трудового действия сопровождают потешкой, песенкой. Например, обучая мыть руки, показывают, как надо заворачивать рукава, намыливать руки, смывать мыло, вытираться насухо полотенцем, побуждая малышей повторять действия. Чтобы вызвать радостное настроение, сопровождают процесс умывания словами: “Чистая водичка, моет Саше личико, Анечке — ладошки, а пальчики — Антошке”. Или: “Водичка, водичка, умой Андрюше личико”. Все это помогает малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку.
Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладеет речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова.
Простота и мелодичность звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры — во время кормления куклы или укладывания ее спать. Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе из детей кто-то плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: “Не плачь, не плачь, куплю калач”.
Практика показывает: для всестороннего развития детей раннего возраста особое значение приобретают игры с использованием фольклора. Педагоги стараются вводить в игры хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Например, в игре — забаве “Моя доченька” малыши слышат уже знакомые им “Баю-баюшки-баю”, “Катя, Катя маленька. ”, а также:
В развлечении “Солнышко, загляни в окошечко”:
Загляни в окошечко.
Ждут тебя детки,
Малых детушек мочить!
Еще маленьких ребят.
Вызывают у детей интерес народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки. В таких потешках малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:
Что так рано встаешь,
Деткам спать не даешь?
Малыши осуществляют самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность. Во время игры с куклами они с удовольствием вспоминают содержание колыбельных песенок. Во время игры в “парикмахерскую” можно услышать: “Оля, тебе не больно? Я тебе волосики в ряд причешу, коса вырастет до пояса”.
При разучивании потешки “Кисонька-мурысенька” слова сопровождаются определенными действиями. Малыши стараются копировать эти движения, интонацию обращения, ответа. Вариативность их действий связана с особенностями индивидуальной восприимчивости, эмоциональности.
Для того, чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа потешки, прибаутки, песенки, почувствовать свое отношение к нему, используются “живые картинки”. Например, при чтении потешки “Сорока — белобока” педагог ставит деток сороки друг за другом, и раздаёт им кашу, а самому последнему, “который ничего не делал”, говорит: “А ты постой, вот тебе горшок пустой”.
При чтении потешки “Расти, коса” педагог предлагает кому-либо из детей показать, как мама бережно, осторожно причесывает, как ласково приговаривает при этом. В памяти детей живо возникал образ мамы. Копируя ее в своих действиях, они передают чувства, испытываемые ежедневно. При последующих повторениях потешки эти действия уже сопровождаются текстом. Подобные “живые картинки” позволяют правильно понять и эмоционально передать содержание потешек “Ночь прошла”, “Водичка — водичка”, “Уж ты, котенька-коток”.
Чтобы потешка, прибаутка, песенка прочно вошла в жизнь ребенка, надо ему помочь осознать ее содержание. Не просто читается та или иная песенка, потешка, а продумывается, в какой форме преподнести, чтобы как можно сильнее воздействовать на чувства ребенка, вызвать эмоциональное отношение к персонажам. Разучивая потешку “Кисонька Мурысонька”, можно использовать шапочку кошечки, и вырезанный из картона пряничек.
Использование полюбившихся произведений народного творчества в играх значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной. Например, на занятиях по конструированию малыши строят домики-теремки. Затем по предложению педагога каждый выбирает понравившийся ему домик и при обыгрывании постройки отвечает на вопросы: “Кто постучался в твой теремок? Как он просился жить в домике? Что он стал делать там?” (Ответы детей: “Кошка на окошке рубашку шьёт”, “Курочка в сапожках избёнку метет” и т. д.).
Разговор персонажей хорошо знакомого произведения дети вполне самостоятельно переносят на действия с другими игрушками-куклами, матрешками, уточками и т. д. При этом интонацией они пытаются передать характер того или иного персонажа. В соответствии со своим представлением придумывают ему определенные движения, например, матрешка в теремке плясала, уточка прибирала, а кукла варила обед.
Проводимые дидактические игры, например “Узнай потешку” (по содержанию картинки надо вспомнить произведения народного творчества), помогают закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей.
Педагогами практикуются и упражнения с использованием словесных игр по мотивам народного творчества, например про сороку. На роль сороки выбирают самого активного ребенка. Читая потешку, предлагают детям отобразить ее содержание в действиях. В результате потешка превращается в игру и очень увлекает малышей. В ходе разыгрываемого сюжета высказывания детей звучат непосредственно, эмоционально. Например, ребенок, исполняющий роль сороки, обращается к своим деткам: “У меня нет молока, нельзя сварить кашу. Сходи, Алёша, в магазин”, или “ Настя, налей воды из- под крана, будем чай кипятить”. В таких играх принимают участие даже самые малоактивные дети. На первых порах они просто выполняют указания своих товарищей по игре, но с каждым разом чувствуют все большую уверенность в своих силах, проявляют речевую активность.
Особое внимание следует обратить на эмоциональное чтение воспитателем произведений народного творчества. Ребенок должен чувствовать отношение взрослого к описываемым ситуациям.
Малый фольклор играет важную роль в воспитании детей. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.
Таким образом, малый фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.
Посредством малых форм фольклора у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
«Согласно правилам народной педагогики, отмечает исследователь детского фольклора М. Н. Мельников, – чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции». Наступает время пестушек. В словаре В. И. Даля сказано, что пестовать – значит «нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, растить, холить, ходить за ним». Поэтому пестушки представляют собой как бы свод приемов физического воспитания, разработанных русским народом и передаваемых из поколения к поколению. Они очень кратки, порой состоят из одного предложения.
Распеленав ребенка, пестуют,делая своего рода массаж:
А в ножках ходунюшки,
А в ручках хватунюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Малыша учат осознанному движению руками:
А Ванюшеньке – Большую, пребольшую.
Стимулируя жизненные функции организма, ребенка подбрасывают на коленях,приговаривают:
С орехами, с орехами!
С калачами, с калачами!
По кочкам, по кочкам
Так малыша готовят к неожиданным «падениям» на своих первых шагах.
Утешают ребенка при первых ушибах, воспитываявыносливость и терпение:
На березу в лес улети.
Уча ребенка плясать, топать и прыгать, для развития мышц, подвижной активности используют такую пестушку:
Большие ноги шли по дороге:
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Народная педагогика заложила в пестушки не только приемы физического, но и умственного воспитания: они стимулируют познание окружающего мира, пополняют запас слов, ускоряют их запоминание и осмысление. Поэтому поэзия пестушек вызывает у ребенка радость, улыбку, развивает память.
Потешки – песенки к первым играм и забавам с пальцами, ручками, ножками. Их воспитательное назначение – сначала потешить, развеселить, позабавить ребенка, а вслед за этим приготовить его к познанию окружающего мира в процессе игры, которая в период пестования является основной. Одна из самых популярных и любимых детьми потешек-игр, очень умная и полезная – в «ладушки».По ней малыш распознает доброту и строгость:
Где были? – У бабушки.
Поварешкой стук в лоб.
Конец потешки сопровождается легким шуточным щелчком в лоб, повторяется несколько раз и вызывает детское волнение, смех и восторг.
Игра в «сороку-ворону», кроме того, что призвана развивать мелкую моторику рук ребенка, несет простейший нравственный урок. Играя с ребенком, бабушка или мама учат его работать – игрушки за собой убирать, одежду на место класть. Так происходит постепенное приучение к труду.Мораль: получил больше тот, кто трудился – воду носил, дрова колол, а кто ничего не делал,тот ничего и не получил:
Этому дала – он воду носил.
Этому дала – он баньку топил,
Этому дала – он дрова колол,
Этому не дала – он воду не носил,
Баньку не топил.
А чтобы дать ребенку разрядку, развеселить его,идет в ход концовка:
А здесь ключики,
Стимулом во время кормления детей служит такая припевка:
Будешь выше нас.
Таких игр-потешек у русского народа существует много, и все они, постепенно усложняясь, несут новую информацию в сознание ребенка, ведут к познанию богатств родного языка, народной поэзии, становятся для него уроками трудового, нравственного и умственного воспитания.
Дети растут, и на смену потешкам приходят прибаутки – смешные короткие рассказы, чаще всего в стихотворной форме, или смешные рифмованные выражения, придающие речи юмористический оттенок. Прибаутками также потешают, развлекают детей, но от потешек их отличает то, что они не сопровождаются определенными игровыми действиями.
Потешки, подготовив ребенка к игре, дали ему необходимый запас слов, чтобы узнавать многие предметы и явления окружающего мира. Так заканчивается колыбельный период. Прибаутки же развивают богатое воображение детей, в них много фантастики, они схожи со сказкой, так как птицы, насекомые и звери наделены человеческими качествами, ворон играет на трубе, таракан колет дрова, кошка шьёт ширинку (полотенце, коза собирает орехи, утка играет на дудке и т. п.
Среди прибауток есть и короткие песенки, которые используют обычно как похвалу ребенку,возможность поставить его в пример:
Наша доченька в дому
Что оладушек в меду
Что оладушек в меду,
Сладко яблочко в саду.
Такие хвалебные песенки имеют большое воспитательное значение: они заставляют детей обратить на себя внимание и поступать таким образом, чтобы оправдать добрые слова. Осмысление прибауток расширяет мировоззрение ребенка до понимания социальных проблем, классовых отношений, элементарных философских категорий, что для него жизненно необходимо», – замечает В. А. Николаев.
Различают прибаутки-шутки, схожие с колыбельными песнями, в которых действуют насекомые, птицы, животные, выполняющие человеческие дела. Они ненавязчиво внушают ребенку мысль о необходимости трудиться членам всей семьи,чтобы жить в достатке:
Кошка в лукошке
Три сдобные лепешки.
А у нашего кота
Три погреба молока.
Прибаутки также учат строить диалогическую речь.Например:
Где ты была? – Коней стерегла,
– А где кони? – В лес ушли.
Наиболее же поучительны занимательные прибаутки-притчи, высмеивающие лодырей, глупых, нерасторопных, людей.К примеру: – Федул, а Федул,
Чего губы надул?
– А велика ли дыра?
– Один ворот остался!
Тем детям, что вечно торопятся, делают все кое-как, наспех,часто приговаривают:
– Вот колесо. Сел да поехал
– Ах, хорошо! Оглянулся назад
– Одни спицы лежат!
Резюмировав вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что потешки, пестушки и прибаутки могут служить не только средством развлечения малыша. Как подтверждают приведенные выше тексты, пестушки кроме этого помогают стимулировать физическое развитие, потешки – развить мелкую моторику. Прибаутки хорошо организованы, они легко запоминаются, так как сложены в рифму, содержат много повторов, интересных сравнений. Подобно другим жанрам детского творчества, пестушки, потешки и прибаутки выполняют важную педагогическую функцию: они несут обширную сумму знаний, помогают разобраться в окружающем мире, подготавливают ребенка к восприятию более сложных средств народного воспитания.
Анализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУ Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является познавательное развитие дошкольников. Система работы по экологическому образованию.
Фотоотчет занятия с элементами фольклора «Мы потешки распеваем и немного поиграем» в группе среднего дошкольного возраста Цель: Приобщение детей к устному народному творчеству и к традициям русского народа, через чтение потешек. Задачи: Образовательные: 1. Обогащать.
Информационная справка о методической и педагогической деятельности воспитателя 1. Прохождение курсов повышения квалификации: Наименование учреждения: Рязанский областной институт развития образования Название образовательной.
Консультация для педагогов «Использование интерактивного оборудования в педагогической деятельности воспитателя ДОУ» Добрый день, уважаемые коллеги! Интерактивное оборудование активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только.
Консультация для родителей «Использование интерактивного оборудования в педагогической деятельности воспитателя ДОУ» Видео Добрый день, уважаемые родители!Интерактивное оборудование активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом и средством.
Отчет о самообследовании педагогической деятельности воспитателя I категории На своём опыте поняла всю сложность нынешней аттестации, главное следовать пунктам и ограничениям! Поэтому решила опубликовать свои наработки,.
Отчет о самообследовании педагогической деятельности воспитателя I категории (окончание) Раздел 4 Результаты профессиональной деятельности. 4.1. В соответ-ствии с планом ВШК мною ежегодно проводится классно – обобщающий кон-троль,.
Отчет о самообследовании педагогической деятельности воспитателя I категории (продолжение) Раздел 3 Профессиональная деятельность. 3.1. Пятый год воспитанники школы занимаются по моей программе факультатива «Ищу работу», направленной.
Leave a Reply