Таковы основные средства связи предложений в тексте. Однако надо помнить, что часто в задании отмечено, что во втором предложении — сразу два средства для связи, например, личное местоимение и лексический повтор . Поэтому будьте внимательны, выполняя задание № 23, в выбранном предложении должны быть обязательно оба средства связи, если они указаны в задании.
Существует несколько типов связи предложений друг с другом в тексте. В зависимости от того, какой тип связи, используются те или иные средства, о которых говорилось выше.
Рассмотрим данные типы.
Морфологические средства
Союзы, союзные слова и частицы в начале предложений
Перестанешь учиться – не сможешь и учить. ИБО знания всё растут и усложняются. (Д.С. Лихачёв)
Всем очень понравился спектакль. Только Ирина, как всегда, была чем-то недовольна.
Личные, притяжательные и указательные местоимения
Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить на этой земле, ей и украшать её. (Л.М. Леонов)
Может ли злодей-убийца Сальери быть гением? Оттого что он отравитель, разве музыка его стала хуже? (Д.А. Гранин)
Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.К. Зайцев)
Наречия времени и места
Образ уточняет своё значение благодаря контексту и становится полностью понятным только в конце стихотворения: «Потому что над всем, что было, колокольчик хохочет до слёз». Здесь вступает в силу тема иронии судьбы – судьбы, смеющейся над преходящими явлениями человеческой жизни. (Д.С. Лихачёв)
Единство временных форм глаголов-сказуемых
Показалось солнце. Листья заблестели в его лучах.
Использование степеней сравнения прилагательных и наречий
Поле было огромным. Больше него я в своей жизни ничего не видел.
Синтаксические средства
Синтаксический параллелизм (сходное построение рядом стоящих предложений) | Мария сидела в кресле. Собака лежала на полу рядом. |
Парцелляция (членение одного большого предложения на несколько неполных) | Чтобы быть счастливым в жизни, нужно иметь доброе сердце, высокую душу. Хороший характер. |
Неполные предложения | – Знаете, о чём мы спорили? |
– О литературе, музыке, живописи.
Стоит помнить, что указанные средства связи варьируются в зависимости от темы текста, формы повествования, авторского стиля и т.д. Связь между предложениями может быть как между рядом стоящими предложениями, так и удалёнными друг от друга. Связь между отдельными членами предложения следует отличать от связи между частями сложного предложения.
Смысловые и грамматические средства связи предложений в тексте являются основой для разграничения двух основных видов связи предложений в тексте: цепной и параллельной.
Цепная (последовательная) связь отражает последовательное развитие мысли, действия, события. Подобная связь обеспечивается в тексте за счёт «сцепки» между новым и предшествующим предложениями. Средствами связи в таком случае выступают повтор, синонимические замены, местоимения, союзы.
Однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля, я простудился и занемог. К счастью, лихорадка застигла меня в уездном городе, в гостинице; я послал за доктором. Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый. Он прописал мне обычное потогонное, велел приставить горчичник, весьма ловко запустил себе под обшлаг пятирублёвую бумажку, причём, однако, сухо кашлянул и глянул в сторону, и уже совсем было собрался отправиться восвояси, да как-то разговорился и остался. (И.С. Тургенев «Уездный лекарь»)
Каждое последующее предложение связывается с предыдущим с помощью синонимической замены и использования личных местоимений.
При параллельной связи предложения не связываются между собой, а сопоставляются или противопоставляются. Параллельная связь основывается на схожих по структуре предложениях, в которых обычно употребляются одинаковые по времени и виду глаголы-сказуемые. Первое предложение при параллельной связи становится «зачином» для всех последующих, которые будут раскрывать мысль первого, конкретизировать его. Основными средствами связи будут синтаксический параллелизм, вводные слова, наречия места и времени.
Оба приятеля нисколько не походили друг на друга. Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист; Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями; Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как. (И.С. Тургенев «Хорь и Калиныч»)
Все последующие предложения раскрывают значение первого и имеют схожую структуру, подчёркивая противоположность героев.
Синтаксические средства связи
- Синтаксический параллелизм, который предполагает наличие одинакового порядка слов, а также морфологической оформленности определенных членов предложений, стоящих рядом. Пример: «Детство — беззаботное время. Зрелость — серьезная пора». Еще один пример: «Прошел последний день, оставшийся до Рождества. Наступила ясная зимняя ночь. Поднялся месяц величаво на небо, чтобы посветить всему миру и добрым людям». Заметим, что все три эти предложения строятся по схеме «подлежащее + сказуемое». Текст благодаря такому приему, как синтаксический параллелизм, становится точным, «стройным» с точки зрения структуры. Одинаковое расположение соответствующих членов, кроме того, структурирует сообщаемую информацию и помогает нам установить связи между отдельными явлениями. Синтаксический параллелизм встречается в тексте довольно часто, однако не следует его специально «придумывать»: он «виден» традиционно посредством одинаковых форм. Синтаксический параллелизм используется и как средство связи в сложном предложении между его частями.
- Парцелляция (то есть деление) различных конструкций, изъятие какой-либо части из предложения и ее оформление (после точки) в качестве отдельного, самостоятельного неполного. «Любить свою страну — это значит жить одной жизнью с нею. Страдать, когда ей тяжело. Радоваться, когда у Родины праздник».
- Использование в тексте неполных предложений. Пример: «Знаете ли вы, о чем мы рассуждали? О живописи, музыке, литературе».
- Использование вводных предложений и слов, риторических вопросов, обращений. Пример: «Необходимо, во-первых, выяснить, что же важнее всего именно сейчас. Во-вторых, следует начать действовать незамедлительно».
- Использование обратного либо прямого порядка слов. «Я приеду утром. Приеду я, чтобы увидеть тебя».
- В тексте, помимо указанных, могут использоваться также ассоциативные или семантические связи частей.
Указанные средства связи предложений не являются строго обязательными. Использование их зависит от формы повествования, особенностей авторского стиля, содержания темы. Объединение может быть не только контактным, но также и дистантным (могут связываться и предложения, удаленные друг от друга). Следует отличать средства от указанных и средства связи частей сложного предложения. Они могут отличаться, но могут и совпадать с теми, что используются в простых. В частности, сложноподчиненные предложения средства связи часто используют такие, как союзы и союзные слова. Они же употребляются и для объединения простых предложений, хотя реже.
Связь в предложении – это способ придания предложению осмысленности, законченности мысли, а также логической, лексической и синтаксической полноценности. Существует два вида связи в предложении – сочинительная и подчинительная.
Сочинительная связь в предложении – это соединение не зависящих друг от друга элементов в предложении: однородных членов в простом или простых предложений в составе сложносочинённого.
Подчинительная связь в предложении – это соединение зависящих друг от друга элементов: слов в словосочетании, предложении или простых предложений в составе сложноподчинённого.
Как определить вид связи в предложении?
Прежде всего, необходимо отбросить грамматическую основу, так как подлежащее всегда связано со сказуемым, также стоит исключить вводные слова.
Пример. Мне хотелось выйти наружу, но дверь была заперта.
Сложное предложение с двумя независимыми частями, сложносочиненное. Исходя из этого, в данном предложении используется сочинительный вид связи.
Мне хотелось выйти наружу, потому что в комнате был очень спёртый воздух.
Сложное предложение, в котором наблюдается подчинительная связь – одно предложение указывает на причину того, о чём говорится в другом. Предложение сложноподчинённое.
Виды подчинительной связи.
Существует три вида подчинительной связи:
Согласование – это такой вид связи, когда зависимое и главное слово (часть речи в роли существительного) уподобляются друг другу в роде, числе и падеже. Самые простые примеры согласования – в словосочетаниях: мерзкий дождь, весёлая я, невидимый кто-то, случайный прохожий, гулкое «зй».
В качестве зависимых слов при согласовании могут выступать любые изменяемые части речи: порядковые числительные.
Никаких денег, веселому рассказчику, вашей сестры, первому встречному.
Управление – вид связи, при котором главное слово требует особой формы падежа зависимого слова. Падежная форма при этом обусловлена определенными предлога, хотя бывает и беспредложная форма управления. При наличии управления зависимое слово всегда будет отвечать на вопросы косвенных падежей.
Смотреть на луну, любоваться луной, расписаться в получении, подписать документы, забыть о проблемах, забыть формулу.
Примыкание – это вид подчинительной связи, при котором отношения между зависимым и главным словом выражаются только смысловым признаком, интонацией или порядком слов. Зависимым словом при примыкании может быть простая степень сравнения прилагательного.
Страсть путешествовать, бежать спотыкаясь, желающий выйти, её юбка, девочка постарше.
о СРЕДСТВАХ связи предложений в тексте
Именно средства связи предложений в тексте разграничивают способы связи предложений. Другими словами, используя те или иные средства языка, вы свяжете предложения в единый текст параллельной или последовательной связью.
Существуют лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений:
Лексические средства связи:
- Слова на одну тему в каждом предложении.
- Однокоренные слова.
- Повторяющиеся слова и слова-синонимы, в том числе и контекстуальные синонимы.
- Антонимы.
- Слова-связки, например: поэтому, в заключение, вот почему и т.п.
Морфологические средства связи:
- Союзы, союзные слова, частицы в начале предложений.
- Личные, указательные и другие местоимения.
- Наречия времени и места
- Наречия и прилагательные в сравнительной степени сравнения.
- Глаголы в одной временной форме, а также глаголы одного вида.
Синтаксические средства связи:
- Синтаксический параллелизм.
- Неполные предложения.
- Вводные слова и предложения, обращения, риторические вопросы.
- Прямой и обратный порядок слов.
Как уже говорилось выше, средства связи предложений разграничивают способы связи.
Для последовательной (цепной) связи предложений, где каждое последующее предложение должно «цепляться» за слова предыдущего предложения, средствами связи являются:
повторяющиеся слова, однокоренные и слова-синонимы, антонимы, местоимения, союзы и союзные слова, глаголы-сказуемые в одинаковой временной форме. Прямой или обратный порядок слов.
Для параллельной связи предложений, где предложения сопоставляются или противопоставляются между собой, основными средствами связи являются:
слова одной смысловой группы, употребление глаголов одного вида и одинаковых по времени, наречий места и времени. Синтаксический параллелизм. Вводные слова и предложения, обращения, риторические вопросы.
Теперь разберемся со всем этим подробнее и покажем использование различных средств связи предложений на примерах.
Лексические средства связи
При цепной, или последовательной, связи предложений используйте
- повторяющиеся слова:
Вокруг города по низким холмам раскинулись леса , могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.
- однокоренные слова:
Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым , но прекрасно знал и другую разницу — разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному — первый признак талантливости .
- слова-синонимы:
В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся
- контекстуальные синонимы:
Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А. С. Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи.
- антонимы:
Недруг поддакивает. Друг спорит.
При параллельной связи используйте
- слова одной тематической группы:
Зима в этих краях бывает суровой и долгой. Морозы достигают 60 градусов. Снег лежит до июня. И еще в апреле случаются метели .
(Слова «зима», «морозы», «снег», «метели» не являются синонимами, но их можно объединить в одну смысловую группу, таким образом и связываются предложения.)
Морфологические средства связи
При цепной, или последовательной, связи используются
- Союзы:
Очень хотелось спать. Но надо было работать.
- Местоимения:
Язык не передается человеку по наследству. Он развивается лишь в процессе общения.
Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её.
- Степени сравнения прилагательных и наречий:
Борщ был очень вкусным. Вкуснее могла приготовить лишь моя мама.
- Единство временных форм глаголов-сказуемых:
Ночь наступила неожиданно. Стало темно. На небе загорелись звезды.
При параллельной связи используются
- наречия времени и места:
Слева виднелись горы. Узкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи. Везде здесь было тихо и спокойно.
Синтаксические средства связи
При цепной, или последовательной, связи предложений используйте
- прямой или обратный порядок слов:
Я приду вечером. Приду я, чтобы наконец увидеть тебя.
При параллельной связи предложений используйте
- Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений:
Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)
- вводные слова (во-первых, во-вторых, наконец):
Во-первых, необходимо решить, что же сейчас важнее всего. А во-вторых, нужно начать действовать.
Leave a Reply