Предметно развивающая среда группы как средство художественно эстетического развития детей

Предметно развивающая среда группы как средство художественно эстетического развития детей

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направляет ДОУ на создани е благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развити е способностей и творческого потенциала каждого ребенка .

ФГОС ДО нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства. Делается акцент на отсутствие жѐсткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы в ДОУ . Особое значение уделяется формированию предметно-развивающей среде как фактору развития дошкольников. [ 1 , с.2-4 ]

Продуманная развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает:

-реализацию образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, с учѐтом индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;

— двигательную активность детей, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможность для уединения . [3]

И нновационная модель предметно- пространственной развивающей среды группы включ ает следующие компоненты:

предметное содержание (игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование);

-его пространственную организацию (распределение группового пространства на центры);

-развивающее (формирующее) содержание (формирование детской самостоятельности и детской активности);

-изменение в зависимости от времени (изменение предметно-развивающей среды в зависимости от времени года, от приближающихся событий и т.д.) [2]

В нашей группе среда не только развивающая, но и развивающаяся. Предметное содержание, окружающее ребенка, постоянно пополняется и обновляется, сочетается с событиями социальной жизни и традициями группы, приспосабливается к новообразованиям возраста.

Особое значение в развитии художественно-эстетических способностей детей отводится организации центра «Художественное творчество».

Организация центра направлена на развитие художественн ой деятельност и (изобразительная деятельность, лепка, аппликация, конструирование из различных материалов и др.). В данном направлении основой является развитие эстетического восприятия, эстетического чувства и творчества дошкольников.

Центр художественного творчества способствует формированию творческой личности, развитию самостоятельно го творчества ребёнка.

В соответствии с методическими рекомендациями по организации развивающей предметно — пространственной среды ДОО в условиях ФГОС ДО материалы и оборудование для продуктивной деятельности в группе представлены двумя видами:

-материалами для изобразительной деятельности и конструирования;

-оборудование общего назначения.

Набор материалов для продуктивной деятельности включает материалы для рисования, лепки, аппликации и конструирования. Предусмотрено наличие алгоритмов выполнения работ, различных техник изобразительной деятельности.

Наличие оборудования общего назначения (доска для рисования мелом и маркером, магнитные планшеты, доска для размещения работ по лепке и др.) используется при реализации образовательной программы.

В группе предусмотрен стеллаж для расположения и систематизации изобразительных материалов и инструментов, магнитная доска для крепления репродукций, фотографий, детских книг и других материалов.

Детские работы выставляются на всеобщее обозрение на стенде « Цветная палитра » , к которому есть свободный доступ для детей. На этом стенде можно организовать выставку работ того или иного ребёнка, коллективные или совместные работы с родителями на определённую тематику.

В центре «Художественного творчества» размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства – живописью, графикой, скульптурой, предметами народных промыслов, архитектурой.

Для развития художественно-эстетического восприятия центр художественного творчества оснащен предметами народного искусства, где имеются образцы прикладного искусства, художественные произведения, выполненные в различных традициях (Дымка, Хохлома, Городец, филимоновская игрушка, матрешки и др. ), собранием красочных книг и иллюстраций о народном творчестве, репродукциями живописных произведений, привлекательной выразительной скульптурой малых форм, куклами в национальных костюмах . Игрушки расположены на фоне картин, что активизирует желание детей рассматривать и обыгрывать представленные материалы.

Кроме того, в этом центре находятся материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности (восковые и масляные карандаши, гуашь, сангина, уголь, акварельные карандаши, гель с блёстками, гелевые ручки, штампики, ватные палочки, шаблоны и др.) , ручного труда и художественного конструирования (бумага разной фактуры и цвета, кусочки ткани, пластилин, глина, цветочно-травочные элементы и др.)

Включение в среду изобразительных материалов (репродукции картин художников, произведений народного творчества в том числе художников Мордовии: Ф.В.Сычкова, В.Е.Попкова, А.А.Мухина, В.Д.Илюхина, А.И.Коровина, художников книжной графики В.Д.Фалилеева , произведений детского творчества) способствует творческой активности детей , приобщает детей к национальной культуре и искусству .

В центре художественного творчества есть музыкальный центр, с помощью которого можно прослушать записи классической музыки, звуки природы. На экране цифровой фоторамки дети могут посмотреть репродукции картин известных художников , видеофильмы о них. Важным для детей дошкольного возраста является фонд сенсорных материалов: картон и бумага разнообразных цветов и оттенков, фактуры, наборы форм плоских и объемных фигур, фигурок животных для тактильного обследования и игры « Чудесный мешочек » . Есть игры, способствующие развитию точности и дифференцированности восприятия; игры по типу пространственного моделирования; мелкие игрушки и предметы для декорирования и обыгрывания, а также представление изображения (информации, предметов) по принципу контраста.

При организации центра учитывались гендерные различия детей – предоставлять материалы и оборудование для ручного труда и художественного конструирования, интересные как для мальчиков, так и для девочек.

Большое значение в жизни ребёнка имеет игрушка – неотъемлемая часть интерьера группы. Поэтому в центре «Художественного творчества» постоянно появляются любимые игрушки ребят.

Окружающая среда центра содержит лучшие образцы общечеловеческой культуры. Насыщена классическими и авангардными произведениями не только детской, но и «взрослой» живописи, графики, скульптуры, архитектуры, музыки, декоративно-прикладного искусства.

Все предметы доступны детям, многофункциональны, позволяют детям заниматься самостоятельной дизайнерской деятельностью, побуждают и развивают творчество.

1. Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Мамедова Ж.С. Стандарт дошкольного образования: детство ради детства // Научно-публицистическая газета Федерального инсти- тута развития образования Министерства образования и науки Российской Федера- ции «Горизонты современного образования». – 2013. – Декабрь. – № 12 (75). – С. 2–4.

2. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с

Комарова Т.С., Филипс О.Ю. Эстетическая среда в ДОУ: учебно-методи- ческое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128 с

Азиза Федосеева
Предметно-развивающая среда по художественно-эстетическому воспитанию в подготовительной группе.

Цель: художественно-эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Мы рассматриваем художественно эстетическое воспитание дошкольников как важнейшее средство формирования отношения ребёнка к действительности, средство его нравственного и умственного воспитания, и в конечном итоге средство формирования духовно богатой и всесторонне развитой личности.

Для достижения поставленной цели нами решаются следующие задачи

изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического

создание условий, способствующих реализации художественно-эстетического

развития воспитанников, их творческого потенциала;

использование современных технологий по художественно-эстетическому

организация образовательного процесса

(работа с детьми и родителями).

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является

искусство: литература, музыка, народное творчество, живопись, скульптура. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально – творческое начало. Одним из важных условий по художественно – эстетическому воспитанию в нашей группе является правильно организованная предметно – развивающая среда. В группе организованы театрально – игровые пространства, уголок изобразительной деятельности. Так — же в группе есть уголок музыкальных инструментов, чтобы дети могли познакомиться с музыкальными инструментами и услышать как они звучат.

Развивающая предметно-пространственная среда как одно из условий художественно-эстетического развития дошкольников «, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» (выступление на районном семинаре «Художественно – эстетическое.

Презентация «Предметно-развивающая среда в группе» Презентация «Предметно-развивающая среда в группе». Задача воспитателя по формированию предметно-развивающей среды — создать для каждого.

Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда подготовительной группы» Дошкольное детство — короткий, но важный, уникальный период жизни человека. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей.

Предметно-развивающая среда в подготовительной группе по тематическим неделям Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни,.

Предметно-развивающая среда в старшей группе Требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС дошкольного образования предполагают сконструировать многоуровневую,.

Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе в соответствии с ФГОС ДО» Слайд 1 МБДОУ «Детский сад № 9 г. Льгова» «Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе в соответствии с ФГОС.

Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной к школе группе. 1 слайд: «Развивающая предметно-пространственная среда.

Развивающая предметно-пространственная среда подготовительной группы с учетом ФГОС Лучшая развивающая предметно-пространственная среда в детском саду. Развивающая среда в нашей группе выполняет различные функции: образовательную,.

Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе В настоящее время, в связи с введением ФГОС ДО, очень большое внимание уделяется организации развивающей предметно-пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе в рамках ФГОС «Игра — это серьёзно!» Аналитическая справка Развивающая предметно-пространственной среда — является важным фактором воспитания и развития ребенка. Она должна.

Другие статьи:

Похожие статьи:

Популярное на сайте:

Leave a Reply