Проектная деятельность как средство повышения эффективности учебной деятельности

Проектная деятельность как средство повышения эффективности учебной деятельности

В современном обществе приветствуется имидж успешного человека. Во-первых, это человек, ведущий здоровый образ жизни, без вредных привычек, презентабельно выглядящий и, конечно компетентный во многих сферах жизни. Задача современной школы вырастить из малыша-первоклассника такую успешную личность. Личность, обладающую ключевыми компетентностями:

На мой взгляд, одной из технологий, обеспечивающей достижение поставленных целей, является проектная деятельность.

Метод проектов – не новое явление в педагогике. Он применялся и в отечественной дидактике и в зарубежной. Первоначально его называли методом проблем, был разработан американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Хилпатриком.

В современной педагогике о проектной технологии написано очень много работ, самые известные – это работы Бычкова В.А, Гузеева В.В., Полата Е.С., Чечеля И.Д.

Опираясь на эти работы, для себя я определила: что такое учебный проект.

Е. С. Полат дает такое определение методу проектов в современном понимании: «…метод», предполагающий «определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов».

К важным факторам проектной деятельности относятся:

повышение мотивации учащихся при решении задач; развитиетворческихспособностей; смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому; формированиечувстваответственности; создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимися. Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака — самостоятельного выбора.

Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата.

Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности.

При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой — интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.

Технология проектной деятельности

Выделяют 5 основных этапов в проектной деятельности.

I. Проблемно-целевой этап:

На первом этапе мы с учащимися выбираем проблемную область, ставим задачи, определяем конечный вид создаваемого программного продукта, круг пользователей, формируем состав проектной бригады и распределяем обязанности.

II. Этап разработки сценария и технического задания

На данном этапе учащиеся отбирают содержание, подбирают материал, производят его предельную детализацию. На этом этапе я выступаю в роли консультанта.

III. Этап практической работы

На этом этапе ведется работа по воплощению в жизнь поставленных задач.

IV. Этап предварительной защиты

На данном этапе я просматриваю рабочую версию создаваемого проекта, выявляю недоработки, предлагаю пути устранения выявленных недостатков. Учащиеся дорабатывают продукт.

V. Этап презентации — публичной защиты проекта

На этом этапе производится защита проектной работы участниками проекта.

Главная педагогическая цель любого проекта — формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные данные, умения, ценности, а также готовность их мобилизовать в необходимой ситуации.

Однако внешне компетенции проявляются, как правило, в форме умений. Поэтому наиболее простой и вполне грамотный путь формулировки целей проекта — выбор подходящих для данного проекта общеучебных умений и навыков из общего списка, предложенного ниже. К нимотносятся:

Рефлексивныеумения:умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?Поисковые (исследовательские) умения:умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);умение находить несколько вариантов решения проблемы;умениевыдвигатьгипотезы;умение устанавливать причинно-следственные связи.Навыкиоценочнойсамостоятельности.Умения и навыки работы в сотрудничестве:уменияколлективногопланированияумениявзаимодействовать с любымпартнеромумения взаимопомощи в группе в решении общих задач;умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.Менеджерскиеумения и навыки:умениепроектироватьпроцесс (изделие);умение планировать деятельность, время, ресурсы;умение принимать решения и прогнозировать их последствия;навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).Коммуникативныеумения:умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.умениевестидискуссию;умение отстаивать свою точку зрения;умениенаходитькомпромисс;навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.Презентационныеумения и навыки:навыкимонологическойречиумение уверенно держать себя во время выступления;артистическиеумения;умение использовать различные средства наглядности при выступленииумение отвечать на незапланированные вопросы.Проектная технология способствуют не только формированию заявленных компетенций, но и решению ряда проблем, с которыми я столкнулась на своих уроках:

недостаточность и неравномерность общей подготовки учащихся; низкий уровень мотивации обучения.Необходимо было выбрать один или несколько методов и форм обучения, позволяющих максимально решить эти проблемы. И вот здесь на помощь мне пришла проектная технология.

Также метод проектов очень часто я использую и на элективных курсах. На сегодняшний день у меня один элективный курс «Компьютерная графика».

При изучении информационных технологий интересным получается проект «Социологический опрос», где старшеклассники, составив анкету и проведя социологическое исследование по выбранной ими же общественно значимой теме, обрабатывают полученные материалы в Excel.

Темы исследований могут быть различными, это и отношения – учитель-ученик, асоциальные семьи, твоё свободное время, распорядок дня, наркотики и молодёжь, занятия спортом и так далее.

Направлены на сбор информации о каком-либо объекте, его анализе, обобщении и распространении информации. При работе над проектом ученик сам видит, насколько удачно он поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта. Оценка учителем его личностных качеств, проявленных в процессе работы, становятся для ученика более весомой, чем отметка по предмету за предъявленные знания.

Учебный предмет: любой образовательный предмет.

Продолжительность: учебный год

Участник: учащиеся 8-11 классов.

Цель: определение уровня сформированности навыков и умений необходимых для оформления текста, расширение круга их практического применения.

Продукт: Выпуск очередного № газеты.

Публичная презентация: Выпуск лучших проектов, как приложение к школьной газете «Ровесник».

Ход проекта: распределение обязанностей в паре – выбор редактора и оформителя;

определение темы мини-газеты, она должна быть актуальной;

отбор редактором текстов, а оформителем иллюстраций;

Эти пункты выполняются учащимися в качестве домашнего задания.

на уроке учащиеся, работая в паре, создают макет объекта на бумаге;

Обсудив полученный макет и придя к единогласному мнению, ученики реализуют проекты на ПК.

Творческие проекты, пожалуй, самые интересные для детей. Поскольку здесь они могут продемонстрировать весь свой креатив, фантазию.

1. Тема: «Это интересно»

Учебный предмет: любая образовательная область

Участник: учащиеся 9 класса

Цель: Создание мультимедийной презентации

Продукт: компьютерная презентация «Это интересно»

Публичная презентация: классный час

Ход проекта: Для выполнения проекта учащиеся выбирают тему, подбирают информацию, иллюстрации по выбранной теме. Оформляют презентации, учитывая все необходимые критерии оценивания.

Войти через uID

«Проектная деятельность как средство повышения эффективности учебного процесса»

Среди проблем, обращающих на себя внимание педагогов, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности обучения. Резкое увеличение объема информации, изменение приоритетов в социальной сфере – все это не могло не вызвать изменения представлений о характере общеобразовательной подготовки, о задачах и функциях средней школы. Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Для этого процесс обучения и организационная методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике.

Проектная и исследовательская деятельность как средство повышения учебной мотивации обучающихся.

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования.

Введение стандарта второго поколения во многом меняет школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника.

Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.

Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Тысячекратно цитируется древняя мудрость: «можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя»». Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации, освоение знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.

Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету?

В настоящее время глобальные процессы неизбежно приводят к информатизации образования, вызывают потребность в поиске новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса, способствующего самореализации и саморазвитию личности школьника. Это, в свою очередь, определяет перспективы создания глобальной информационной образовательной среды, обеспечивающей широкие возможности для образовательной деятельности, влияет на перераспределение ролей между ее участниками.

Ведь в основу стандарта нового поколения не зря поставили Системно-деятельностный подход, который представляет:

? воспитание и развитие качества личности, отвечающих требованиям информационного общества;

? переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

? ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающихся на основе универсальных учебных действий), что означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта».

Таким образом, основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Стандарты нового поколения ориентируют педагога на развитие у учащихся мотивации к творческому труду, готовности к профессиональному выбору, умения ориентироваться в мире социальных ценностей. На данном этапе становления личности особого внимания заслуживает исследовательская деятельность школьников.

Организация исследовательской деятельности на уроках является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, семинары, элективные курсы, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, способствуют формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Проектный и поисковый методы не просто формируют умения, а развивают компетенции непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

Для успешной организации исследовательской деятельности на уроке необходимо тщательно продумывать формы уроков. В своей работе я использую такие формы как урок-семинар, урок-защита идей, урок-ролевая игра, урок-конференция, урок– круглый стол и т. д.

В старших классах проекты учащихся могут быть либо персональные, либо групповые. Что эффективнее? Единой точки зрения на этот счёт не существует. Можно только указать преимущества каждого из проектов.

Преимущества персональных проектов:

1. план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью;

2. у учащихся полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого;

3. учащийся приобретает опыт деятельности на всех этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итоговой рефлексии;

4. формирование у учащихся важнейших обще-учебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.

Преимущества групповых проектов:

1. у участников проектной группы формируются навыки сотрудничества;

2. проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;

3. каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера, и, наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы;

4. в рамка проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

В процессе обучения биологии на лабораторных и практических занятиях использую:

1) исследование биологических объектов под микроскопом

2) исследование состава тел живой природы

3) исследование строения организма

4) наблюдения за живыми объектами

5) наблюдения за процессами жизнедеятельности организма

6) исследование надорганизменных уровней организации живой материи (вид и экосистема).

Важно так организовать учебную работу, чтобы обучающиеся ненавязчиво усваивали процедуру исследования: можно сделать акцент на значимость ожидаемых результатов, предложить оригинальное или неожиданно сформулированное учебное задание.

? Например, задание на сравнение и выдвижение гипотез: найти на рисунке сходство и различие в строении растительной и животной клетки, митоза и мейоза.

? Умение классифицировать – это умение распределять какие-либо объекты по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков. Например, из приведенных ниже признаков выберите признаки характерные для растений класса однодольных и двудольных.

? Умение обобщать. Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях. Например:

– Что является лишним в данном перечне: 1) Растения, животные, грибы, водоросли, бактерии; 2) Яблоко, яблоня, осина, береза.

– Выстроить логические цепочки слов: 1) Плод, почка, семя, цветок; 2) Клетка, лес, растительность, береза, ядро, лист.

При профильном обучении биологии большое значение приобретают практикумы как наиболее эффективная форма экспериментальной деятельности. Традиционно практикум определяется как форма организации урока, но за недостаточностью времени , данную работу лучше продолжать во внеурочное время, класс делится на группы, которые, используя натуральные объекты, разнообразные приборы, инструменты и другое лабораторное оборудование, проводят экспериментально-практические работы и по истечении определенного времени подводят итоги. Практикум – это одна из форм групповой работы.

В профильных классах практикум проводится после завершения крупных учебных тем, разделов и имеет преимущественно обобщающий характер. Дидактическая цель практикумов: применение знаний и умений на практике. Основная задача практикума: проведение исследований, направленных на проверку достоверности определения научных закономерностей.

Исследовательская деятельность на основе эксперимента способствует самоопределению и является первым шагом в подготовке личности к самореализации в естественно-научном направлении.

Исследовательскую работу учащиеся выполняют в определенной последовательности. Процесс выполнения включает в себя семь этапов:

1) формулирование темы

2) формулирование цели и задач исследования

3) теоретические исследования;

4) экспериментальные исследования;

5) анализ и оформление научных исследований;

6) внедрение и эффективность научных исследований;

7) публичное представление работ на уроках, конференциях, чтениях.

Всё начинается с создания проблемной ситуации на уроке, а продолжаться может и во внеурочное время

В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина «исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля профориентационного компонента, факторов научной новизны исследований, и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования.

Приобщение учащихся к исследовательской деятельности дает возможность осуществлять оперативный контроль промежуточных результатов деятельности учащихся, позволяет повысить темп урока, увеличив его педагогический эффект. К тому же учитель, используя исследовательский метод, освобождается от видов рутинной работы и может направить внимание на решение более сложных вопросов, требующих высокой квалификации и творческого мышления. Не следует также забывать и о таком положительном моменте, как увеличение доли самостоятельной работы учащихся, их большей увлеченности предметом. Учебное исследование становится реальным не тогда, когда нам вдруг захочется его вести, а тогда, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и учеников.

За время организации научно-исследовательской работы с учащимися я убедились в эффективности данной инновации. Это проявляется в повышении интереса учащихся к изучаемому предмету, в увеличении количества участников и призеров школьных и муниципальных олимпиад, конкурсов, многие из которых поступают в ВУЗы на факультеты естественно-научного профиля.

Воспитание ученика-исследователя открывает широкие возможности для развития активной творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия.

Другие статьи:

Похожие статьи:

Популярное на сайте:

Leave a Reply