Проектная деятельность как средство развития познавательной активности обучающихся

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности обучающихся

Важнейшие задачи современного общего образования в школах можно сформулировать следующим образом:

– научить организовывать свою деятельность: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике;

— взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;

– научить объяснять явления действительности (природной, социальной, культурной, технической среды), т.е. выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость;

– научить ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей: различать факты и их оценку, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формировать и обосновывать собственную позицию;

– научить решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли (избирателя, потребителя, пользователя, жителя определенной местности и т.д.), сформировать умение анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать способы поведения, адекватные этим ситуациям;

– сформировать ключевые навыки (ключевые компетентности), имеющие универсальное значение для различных видов деятельности: навыки решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки измерений, навыки сотрудничества;

Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. К таким методам и приемам могут быть отнесены проектные технологии.

Следует помнить, что реальные знания и умения остаются у человека только тогда, когда он учится с интересом, когда он понимает, зачем ему эти самые знания и умения нужны и чем они лично для него значимы. Знания и умения важны тогда, когда с их помощью человек определяет свое место в мире и выстраивает отношения с этим самым окружающим миром. А перегрузка имеет место тогда, когда человек вынужден заниматься делом, не понимая, зачем и почему он им занимается. Если же дело, которым занят человек, ему лично интересно и личностно значимо, то перегрузка даже и не ощущается. Вспомните ответ С.Лема на вопрос о причинах его успешности в различных делах: «Когда я начинаю чем-либо заниматься, я настраиваю себя на то, что ничего интереснее этого в жизни нет».

Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании.

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-9 лет, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения.

Ведущая педагогическая идея.

Метод учебного проекта – один из путей формирования:

— готовности к целеполаганию;

— готовности к оценке;

— готовности к действию;

— готовности к рефлексии;

— готовность к самовоспитанию и самообразованию.

развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главная идея метода проектов – направленность учебно – познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте.

Проектная деятельность развивает следующие умения:

Все это справедливо и по отношению к обучающимся начальных классов. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого – физиологические особенности младших школьников. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним областей. Длительность выполнения целесообразно ограничить одним уроком. В процессе работы над проектом целесообразно проводить экскурсии, прогулки — наблюдения, социальные акции и т.д. Особого внимания в начальной школе требует презентация – завершающий этап проектной деятельности. В этом необходима помощь учителя. Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов. Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить грамотами, дипломами ,подарками и т, д. Каждый участник проекта должен быть поощрен. Могут быть номинации: «Интересный проект», «Веселый проект», «Нужный проект».

В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Проектная деятельность содержит следующие этапы:

I – подготовительный (выбирается тема проекта, ставится проблема, определяется задание, определяются группы участников задания).

II — практический(качественное и правильное выполнение поисково – исследовательской работы ,контроль и самооценка проекта ,его защита).

В начальных классах дети еще не умеют работать с дополнительной литературой. Поэтому в I – II классах ведется подготовительная работа к проектной деятельности. Она заключается в использовании групповой формы организации учебного труда. В процессе работы я пришла к выводу, использование метода проектов целесообразно в 3 – 4 классах. Учащиеся более осознанно подходят к выбору темы проекта, учитывают его актуальность, умеют ориентироваться в информационном пространстве. У них лучше развито творческое и критическое мышление. В 4 классе у обучающихся изменилась социальная роль в проекте: из просто участника они перешли в статус лидера группы. Опыт показал, что работая над проектом , даже у пассивных детей развивается творчество, художественные задатки.

Использование проектного метода позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся, раскрыть индивидуальные качества каждого ребенка. Проектная деятельность развивает творческое мышление, пробуждает интерес к изучению данного предмета, учит детей находить оригинальные решения проблемы.

Бусарова, Н. В. Проектная деятельность как средство развития познавательной активности учащихся в школьном курсе биологии / Н. В. Бусарова, Т. К. Решетина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 576-580. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38199/ (дата обращения: 02.10.2021).

В статье раскрыты результаты проекта «Эколого-фаунистическое исследование группы полужесткокрылых» и продукты взаимодействия учащихся с информационными технологиями для развития познавательной и творческой активности.

Ключевые слова: проектная деятельность, полужесткокрылые, познавательная активность, эколого-фаунистическое исследование, метод проектов, квилт, кластер, веб-квест

Сегодня особое внимание уделяется компетентностному подходу в образовании. Для учителя — это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся — переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Решению данных задач в современной школе может способствовать только переход на новый тип обучения — инновационный. Одним из инновационных направлений в образовании является метод проектов, основателями и разработчиками которого являлись Дж. Дьюи, В. Х. Килпатрик [3].

В рамках научной исследовательской практики, которая проходила на базе МБОУ СШ № 10 города Арзамаса, учащимся был предложен проект «Эколого-фаунистические исследования группы полужесткокрылых».

Нашей целью являлось разработать и внедрить в практику обучения методику проектной деятельности при взаимодействии с информационными технологиями для развития познавательной и творческой активности каждого обучающегося в школьном курсе биологии 10 класса.

– познакомиться с биоразнообразием класса насекомые, самыми распространенными представителями отряда полужесткокрылые;

– научиться распознавать различные виды отряда полужесткокрылые;

– овладевать навыками проведения камеральной обработки в лабораторных условиях;

– понять значение лабораторных и полевых исследований;

– убедиться в том, что некоторые представители отряда полужесткокрылых могут использоваться в качестве биоиндикаторов среды.

Реализация проекта осуществлялась в несколько этапов:

  1. Подготовительный этап:

Сбор информации и описание отряда полужесткокрылые. Представление сущности понятия зоологическое исследование и его методы. Знакомство с камеральной обработкой. Определение проблемы камеральной обработки и вытекающих из нее задач исследования.

  1. Основной этап:

Обсуждение методов зоологического исследования. Овладение навыками работы с определительными таблицами представителей отряда Полужесткокрылых. Обсуждение способов оформления конечных результатов. Сбор, систематизация и анализ полученных данных;

  1. Защита творческих продуктов:

Подведение итогов, оформление результатов, их презентация.

Выводы, выдвижение новых проблем исследования;

Результаты проекта представлены в двух частях. Первой частью является создание учащимися квилта и кластеров. Квилт — (англ. quilt стёганое одеяло) — большое полотно, состоящее из отдельных частей лоскутков, созданное в процессе актуализации знаний [4].

Рис. 1. Квилт учащегося 10 класса по известным представителям отряда полужесткокрылых

Кластер — (англ. cluster скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами [4].

Рис. 2. Кластер учащегося 10 класса по определению понятия «камеральная обработка»

Веб-квест проектной деятельности относится ко второй части результатов проекта

Образовательный веб-квест — (webquest) — проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Для создание веб-квестов и веб-страниц проектов можно заранее подготовить web-странички и результаты любого проекта можно разместить на сайте или блоге. Сейчас есть много возможностей и технологий для максимального использования Интернета в учебной деятельности [5].

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую выполняют в течение определенного отрезка времени для решения какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой — необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей.

Во время проведения подготовительного этапа нами было проведено анкетирование учащихся 10 класса МБОУ СШ № 10 города Арзамаса. При анализе которого можно сказать, что наибольшее количество учащихся не знакомы с понятием «проектная деятельность», а так же не имеют представления о понятии — зоологическое исследование и его методы (рис. 3) [1, 2].

При подведении итогов анкетирования стало известно, что учащиеся хотели бы заняться проектной деятельностью и познакомиться с методами зоологических исследований, продолжить работу с коллекциями насекомых и участвовать в работе по изучению отдельных групп беспозвоночных (рис. 4) [1, 2].

Рис. 3. Графическое изображение ответа на вопрос «Знакомы ли Вы с понятием «проектная деятельность»

Рис. 4. Графическое изображение ответа на вопрос «Хотели бы Вы участвовать в работе по изучению отдельных групп беспозвоночных»

Педагогическая деятельность, включающая в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов может быть реализована с помощью различных средств обучения (книги, справочники, видеозаписи и т. п.). Основной этап работы проводился с использованием новых информационных технологий (виртуальные библиотеки, мультимедийные средства и пр.), что позволило облегчить усвоение новых знаний о зоологических исследованиях и овладение методикой работы с зоологическими объектами [1].

Метод проектов, как система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения практических заданий проблемного характера. Информационные технологии при этом выступают средством, которое помогает обучаемым на стадиях реализации таких проектов (планирование, выполнение, представление результатов). Также информационные технологии позволяют продемонстрировать возможности разных способов оформления материалов с использованием компьютера.

В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Реализация проекта «Эколого-фаунистические исследования группы Полужесткокрылых» на практике привела к изменению познавательной и творческой активности каждого учащегося 10-го класса МБОУ СШ № 10 города Арзамас по биологии. После подготовительного и основного этапов проекта был проведен итоговый контрольный срез знаний, который показал высокое качество знаний учащихся по окончании экспериментального исследования. Результаты итогового контрольного среза в соотношении правильных и неправильных ответов (ППО правильный полный ответ, ПНО правильный неполный ответ, НП неправильный ответ, НО нет ответа) представлены в таблице 1.

Анализ результатов итогового контрольного среза знаний учащихся

Другие статьи:

Похожие статьи:

Популярное на сайте:

Leave a Reply