Проектная деятельность как средство развития самостоятельности дошкольников

Проектная деятельность как средство развития самостоятельности дошкольников

Цель: Повышение компетентности педагогов в вопросах применения технологии проектной деятельности в работе с детьми.

Задачи:

Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме внедрение в педагогический процесс технологии проекта.

Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

Развитие интеллектуальной и творческой инициативы педагогов.

Настрой на работу.

Объясняем участникам, что мы сейчас скажем какое-то слово, а задача нашего левого соседа — быстро сказать первое слово-ассоциацию, которое пришло ему на ум. Его левый сосед дает свою ассоциацию на его слово-ассоциацию, и т. д. В итоге громко произносится последнее слово. Это могут быть совершенно разные слова. Например, цепочка ассоциаций-слов может быть такой: автобус – час — пик — толкучка — джинсы — тысяча рублей — деревянный — Буратино — Папа Карло — … Начинать игру нужно по очереди, по кругу.Теоретическая часть.

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей.

Уникальным средством обеспечения саморазвития ребёнка, сотрудничества, сотворчества детей и взрослых является технология проектирования.

Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука» — это наука о мастерстве.

Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком либо деле, искусстве, мастерстве (толковый словарь). Ядро любой технологии: цель – средства – правила их использования – результат.

Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенных на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам.

Слово “проект” заимствовано из латыни и означает “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”.

Применительно к детскому саду, проект – это специально организованный воспитателем, и, самостоятельно выполняемый воспитанниками, комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и, завершающихся созданием творческого продукта.

Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность, с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах. Кагаров Евгений Георгиевич в 1926 г. выделил 4 отличительных черты проектного метода:

1 — детские интересы – главное; 2 — проекты копируют различные стороны бытия;3 — дети сами себе назначают программу занятий и интенсивно ее выполняют;4 — проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение.

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

развитие познавательных способностей;

развитие творческого воображения;

развитие творческого мышления;

развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

-вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

-активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

-формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

-развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

-формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

-развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Типология проектов в ДОУ

По количеству индивидуальные

По содержанию Монопроекты (одна образовательная область)

Интегративные (две и более образовательные области)

По продолжительности Краткосрочные (1-4 недели)

Среднесрочные (до 1 месяца)

Долгосрочные (полугодие, учебный год)

По доминирующему виду проектной деятельности Информационные

Типы проектов в ДОУ(по Л.В. Киселевой)

Тип проекта Содержание Возраст детей

Исследовательско-творческийДети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна Старшая группа

Ролево-игровойИспользуются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы Вторая младшая

Информационно–практико-ориентированный Дети собирают информацию и реализуют ее,

ориентируясь на социальные интересы

(оформление и дизайн группы, витражи и др.) Средняя группа

Творческий Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. Вторая младшая

Этапы разработки проектов:

Проблема — I этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель, либо ребёнок выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

Проектирование проекта — II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта).

Способы разработки проектов:

Системная паутинка по проекту;

Модель трёх вопросов

Образ «Семь мы» ( по Заир-Бек)

Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)

Модель трёх вопросов

Один из основных принципов дошкольного образования, определенных ФГОС — поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Поддержка инициативы является условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Детская инициатива и самостоятельность могут проявляться в различных видах деятельности: в сюжетно- ролевых, музыкальных, речевых, развивающих и логических играх, в процессе изобразительной, конструктивной, экспериментальной деятельности. Но наиболее перспективной считаю проектную деятельность,в процессе которой:

развиваю активный интерес детей к окружающему миру, стремление к самостоятельному получению новых знаний и умений;

• создаю разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;

развиваю чувство уверенности в своих силах, поддерживаю желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, создаю ситуацию успеха в самостоятельной деятельности.

Сегодня хочу рассказать о проектах, которые возникли по инициативе детей и вызвали у них наибольший интерес.

Первый проект «Быть здоровым я хочу».Появился он следующим образом: во время беседы с детьми о здоровье я задала вопрос «Как вы понимаете, что такое здоровье? Что значит быть здоровым?» И, как обычно, у детей возникло много вопросов по данной теме, ответов на которые они не знали.Возникла проблема: вопросов много, но как запомнить все и не забыть найти ответы.Предложения были разные: пусть свой вопрос каждый запомнит сам; записать на листочке или доске; попросить запомнить взрослого и т. д. В процессе обсуждения пришли к тому, что самый лучший вариант – записать каждый вопрос на листе ватмана, так как мы обычно делаем, когда хотим узнать что-то новое по какой — то теме.А Ира предложила: «А давайте мы проект сделаем. Проект оформили, используя метод трех вопросов, но в этот раз оформление от того, как обычно оформляется проектная деятельность, отличалось. Мы разлиновали лист ватмана. В первом столбце дети записали свои имена. Но если, оформляя проект разработанный взрослыми,мы пишем: «Тема, цель, задачи, ожидаемый результат», то в оформлении детского проекта осталось:

2.Цель: Для чего они хотят узнать? Для чего мне это надо?

3.Задача: Детские вопросы по теме.

4.Ожидаемый результат: Что узнали?

Оформление было только на листе ватмана. В течение недели можно было дописать новые вопросы и найденные ответы.Для поиска ответов на возникшие вопросы дети предлагали различные варианты поиска информации: книги, телевидение, компьютер, взрослые. Дети знали, что папа Иры Д. тренирует детей, поэтому они попросили Иру позвать папу в группу, который рассказал о значимости занятия спортом, показал спортивный инвентарь и показал некоторые спортивные упражнения, которые дети с удовольствием выполняли. Знания, полученные во время реализации данного проекта, дети использовали в игровой деятельности, изготавливая самостоятельно или с небольшой помощью взрослого недостающие атрибуты. Дети нарисовали буквы, обозначающие витамины, сделали из неоформленного материала атрибуты в центр спорта, дидактические игры, макет спортивной площадки, нарисовали схемы, вместе с родителями оформили газеты «Мама, папа, я – спортивная семья».

Следующая неделя была посвящена правилам дорожного движения. Во время беседы о том, что мы будем делать в течение недели, дети вспомнили о том, что мы много говорили о здоровье, о том, как его сохранить. Но для того, чтобы быть здоровым, нужно еще и правила дорожного движения соблюдать. Так наш проект «Быть здоровым я хочу» плавно перешел в новый проект, который мы назвали «Сохрани себе жизнь». Сначала названия у этого проекта не было, вариантов предлагалось много, но выбрать один из них дети не смогли. Появилось оно после того, как мы вместе с детьми приняли участие в краевой акции «Сохрани себе жизнь» и провели занятие, которое так и называлось «Сохрани себе жизнь».Оно оказалось интересным и поучительным для всех: детей, педагогов, родителей. Задача занятия — показать детям ценность жизни с последующей профилактической беседой о безопасности поведения на дорогах. Накануне мы попросили детей принести в группу по воздушному шару. Каждый надул свой воздушный шар, подписал его своим и нарисовал на нем то, о чем мечтает. Рисунки рассмотрели, дети рассказали, о чем они мечтают, что хотели бы сделать. «А теперь представьте, что это ваша самая заветная мечта! Как вы думаете легко ли сохранить все то, о чем вы мечтаете?». Дети высказали свои предположения (шарик может улететь, зацепиться за ветку и т. д.). Задали следующий вопрос, что произойдет, если на шарик наступить ногой? Если сильно ударить по нему ногой? Дети предположили, что он может лопнуть. Решили проверить, но в этом участвовали не все. После того, как дети убедились в том, что шарик действительно может лопнуть, подвели к тому,что шарик хрупкий как наши мечты и наша жизнь: «Когда мы, не задумываясь, переходим дорогу, то всего лишь один шаг может привести к плачевным последствиям. Мы самостоятельно рушим все наши мечты и планы на будущее. Один неверный шаг решает нашу жизнь». Для того,чтобы закрепить ассоциативную связь: «Делая шаг на проезжую часть, вспоминайте о лопнувшем шарике», провели экскурсию к автобусной остановке, рядом с которой расположен нерегулируемый пешеходный переход. Во время экскурсии наблюдали за поведением пассажиров, пешеходов, водителей. Дети еще раз убедились в том, что машина резко остановиться не может, ей нужен определенный путь. Во время беседы после экскурсии мы говорили о том, то правила должны соблюдать и дети, и взрослые. А для того, чтобы родители их помнили, дети предложили оформить правила для родителей, которые впоследствии мы разместили в приемной.

Этот проект был особенно интересен еще и тем, что дети самостоятельно изготавливали крупные атрибуты для игр. Для этого они принесли неоформленный материал (коробки разной формы, цвета, размера, проволоку, палочки разной длины и т. д.). В течение недели дети рисовали, клеили, лепили, реализовывали свои задумки, самостоятельно распределяли обязанности кто, что и с кем будет делать. В процесс были вовлечены все дети, они помогали друг другу, договаривались, общались, переживали за результат, старались самостоятельно решить проблему, хвалили друг друга. Каждому ребенку была создана ситуация успеха. В эту деятельность были вовлечены и родители. Они дома вместе с детьми сделали машины из коробок, нарисовали опознавательные знаки.

В результате реализации данного проекта в нашей группе появилось очень много нового для обогащения предметно-развивающей среды: изготовили дидактические игры, дорожные знаки, машины из неоформленного материала, дорога — трансформер, жезл, изготовили жилетки из ватмана на лямках, наклеив отражающие полоски, мойку для машин, мы позже ее использовали для игры на веранде, заправки, светофоры. Оформили плакат с просьбой о соблюдении правил перевозки детей в автокреслах. Дети убеждали родителей о необходимости разместить на одежде для прогулок отражающие знаки.

Важным достижением реализации этого проекта считаю то, что мои дети сами предложили пригласить детей из соседней группы, организовали игры с малышами, используя атрибуты, сделанные своими руками, подарили машину, которую делали сообща в течение нескольких дней, показывали и вместе с малышами делали поделки из неоформленных материалов.

В заключении хотела бы сказать, что, на мой взгляд, проектная деятельность, возникшая по инициативе детей, как никакая другая предоставляет ребенку возможность проявлять инициативу, самостоятельно решать проблемы, экспериментировать, синтезировать полученные знания, помогает ощутить свою социальную значимость, способствует формированию позиции старшего. Ребята становятся более внимательными, ответственными, самостоятельными.

Проектная деятельность как средство формирования безопасного поведения на дороге у детей Программа саморазвития по теме : «Проектная деятельность как средство формирования безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного.

Доклад «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности ребенка» Проектная деятельность как средство развития познавательной активности ребенка Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста.

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческой инициативы у детей дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческой инициативы у детей дошкольного возраст «Ребенок – это.

Проектная деятельность как способ интеграции познавательного и физического развития детей ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ИНТЕГРАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ. С самого рождения ребенок является первооткрывателем,.

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Проект создать – не поле перейти, Мы не искали легкого пути, Мы можем все, хоть мы совсем не боги, В дошкольном.

Проектная деятельность на занятиях ИЗО, как средство всестороннего развития дошкольников Проблема детской одаренности, проблема развития творческого мышления дошкольника с его неповторимостью, оригинальностью и уникальностью.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Семинар для педагогов «Развитие самостоятельности и инициативности у детей» «Развитие самостоятельности и инициативности у детей» План: 1. Упражнение «Здороваемся локтями» 2. Игра «Паровозики» 3. Притча «Плата.

Семинар «Культурные практики как средство развития детской индивидуальности и самостоятельности» Культурные практики как средство развития детской индивидуальности и самостоятельности, их виды и реализация в режиме дня детского сада.

Создание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Александрова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ «Ромашка»Тема:.

Другие статьи:

Похожие статьи:

Популярное на сайте:

Leave a Reply