Проектная деятельность как средство развития творческих способностей ребенка

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей ребенка

Ирина Иванова
Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческих способностей дошкольников.

…Ребёнка обучи – дашь миру человека.

Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Специфика дошкольного возраста в соответствии с ФГТ такова, что достижения детей определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе, подготовку к жизни в современном обществе.

Полноценное развитие личности современного человека возможно только в том случае, если в дошкольном возрасте в равной мере формируется познавательная активность и творческие способности ребенка в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.Поэтому фундаментом для построения образовательного процесса служат адекватные возрасту формы работы с детьми: игра, наблюдение, беседа, разговор, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, чтение, коллекционирование, построенные по основополагающему принципу — принципу интеграции образовательных областей.

Для достижения целей образовательного процесса первостепенное значение имеет использование инновационных технологий обучения дошкольников. Поэтому моя задача — научить старших дошкольников ориентироваться в потоке информации, уметь целенаправленно искать её. Самостоятельно ребенок дошкольного возраста не всегда может найти ответы на все, интересующее его. Как показывает образовательная практика, что наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения должны использоваться дополнительные методы. Одним из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является метод проектной деятельности.

Изучив методическую литературу и познакомившись с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, убедилась в эффективности использования «метода проектов» в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.

Проектная деятельность представляет собой интегрированный процесс, объединяя несколько областей. Он позволяет в процессе воспитания и обучения расширить образовательное пространство, придать ему новые формы и даёт возможность организовать работу в разных центрах активности, что способствует развитию познавательной активности и творческих способностей ребёнка. Используемая форма работы — это продукт совместного творчества ребенка и взрослого (воспитателя, родителей, обеспечивающий особую атмосферу, которая позволяет каждому ребенку реализовать свою познавательную активность, подводит детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению художественно-творческих способностей. Вовлекать ребенка надо ненавязчиво,давая ему посильные задания: раскрашивать рисунки, рисовать, вырезать, наклеивать, заучивать стихи и загадки, решать кроссворды и т. д.

Предпосылками использования метода проектной деятельности явились:

— видоизменение и совершенствование развивающей среды;

— использование инновационных технологий;

— адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;

— многофункциональное взаимодействие с социумом.

Цель метода проектной деятельности:

Создание условий для развития познавательной активности и творческих способностей ребенка через совместную деятельность педагога, родителей.

Для достижения цели определила следующие задачи:

1) Cоздать условия для обеспечения психологического благополучия и здоровья детей;

2) Развивать познавательные способности, творческое мышление и воображение;

3) Формировать предпосылки для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

4) Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

5) Развить желание участвовать в процессе совместной проектно-исследовательской, творческой деятельности.

В дальнейшем разработала план движения к цели: провела родительские собрания «Роль проектного метода на занятиях дошкольников», «Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности»,подготовила ряд консультаций: «Что такое детское проектирование, «Роль совместного творчества в семье», где познакомила родителей с изученными проблемами детей, предложив оказать помощь своему ребенку при реализации замысла, так как необходимо учитывать тот факт, что замысел дошкольника, как правило, опережает его технические возможности. Показала значимость совместной деятельности, которая позволяет установить доверительные отношения, лучше понять друг друга детям и родителям. Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в проектной деятельности.

На развитие познавательного интереса, творчества, повышение общей эрудиции были направлены проекты: «Россия — Родина моя», «Земля – наш общий дом» «Моя семья», «Я здоровье сберегу — сам себе я помогу!» Дети проявили активность, инициативу, художественно-творческие способности.

Активизации познавательного интереса, творческого потенциала, художественных способностей способствовал проект — «Осень нашего края», итогом которого стала выставка творческих работ «Дары осени».

Например, при реализации тематических проектов: «Братья наши меньшие», «Здравствуй, зимушка-зима!», «Прилетай, товарищ птица!» дети знакомились с природным и животным миром, составляли рассказы о них, рисовали, выполняли панно, аппликации и макеты («Мой четвероногий друг», «Скотный двор», «Звери леса» и т. д.) .

Детям очень нравятся проекты, направленные на развитие творческих способностей, получение продукта своей деятельности. После тематических недель «Новый год у ворот», «Несокрушимая и легендарная родная армия страны», «Вы прекрасны, женщины России», «Этот загадочный космос» ребята совместно со взрослыми изготовили поделки, рисунки в разной технике, были организованы выставки творческих работ («Парад снеговиков», «Мама милая моя», «Космическое путешествие» и т. д.).

При проведении презентации проектов, с родителями пришли к выводу, что проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка, уникальное видение мира, свойственное ребенку, стимулирует познавательную активность, творческие способности.

Таким образом, внедрение в образовательный процесс проектной деятельности способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Выступление на методическом объединении дошкольных учреждений г. Оренбурга Вашему вниманию представлена презентация программы «Детство»- программы развития и воспитания детей в детском саду, раздел изобразительное.

Модернизация школы предполагает решение ряда системных задач: формирование новой системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современных ключевых компетенций, что и определяет современное качество содержания образования.

В Концепции модернизации образования отмечается, что школа пока еще не дает трех важнейших составляющих стандарта знания наступившего века:

умений вести поиск и отбор информации;

владения иностранными языками;
знаний базовых социальных понятий.

Каждый учебный предмет имеет свою специфику и, соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий обучения. Метод проектов в последнее время приобретает все больше сторонников.

Зачем нужен метод проектов в преподавании ИЯ и как он может быть использован с учетом специфики предмета? Учитель ИЯ обучает детей способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетенции как одной из основных целей обучения ИЯ.

Основная идея подобного подхода к обучению ИЯ, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Вот почему я обратилась к методу проектов на этапе творческого применения языкового материала. В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания английского языка. К ним относятся прежде всего разнообразие, проблемность, учение с удовольствием и т.н. эгофактор.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод — это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Метод проектов — суть развивающих, личностно-ориентированных деятельности и общения, так как подготовительная работа, которая проводится по подготовке проекта, вносит определенную лепту в общее развитие каждого учащегося.

Раз­работка проекта позволяет вовлечь школьников в процесс формирования своего знания и умения при­менять полученные иноязычные и междисциплинар­ные знания в различных видах практической дея­тельности, самостоятельно планировать конечный продукт проекта и, кроме этого, совместно с учителем строить индивидуальную образовательную траекто­рию на неделю, месяц, четверть и т. д.

  • во-первых, проект чаще всего бывает межтематиче­ским и требует актуализации знаний из различных образовательных областей, способствуя интеграции учебных предметов;
  • во-вторых, это включение ино­странного языка в другие виды деятельности: иссле­довательскую, трудовую, эстетическую;
  • в-третьих, работа над проектом — это сочетание самостоятель­ной работы ученика с работой в паре, группе, коллек­тиве по решению какой-либо проблемы. Что требует умения:

— подобрать необходимый материал, систематизировать его, обсудить с членами группы как лучше представить;

— высту­пить на самой презентации, на выставке, конфе­ренции или итоговом уроке.

Овладевая культурой выполнения про­ектных заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнози­руя возможные варианты решения сто­ящих перед ним задач, реализовывать ус­военные им средства и способы работы.

Главная задача учителя, таким образом, заключается в передаче спо­собов работы, а не конкретных знаний, т. е. акцент делается не на преподава­ние, а на учение. На различных этапах проектирования учитель выступает в роли консультан­та, помощника, наблюдателя, источни­ка информации, координатора

Для передачи способов работы разра­батываем алгоритмы для решения таких типичных задач, как выделение проблемы, поиск подхода к решению постав­ленных задач, работа с источниками информации, критический анализ текс­та, описание результатов деятельности.

В основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы решить про­блему школьники должны владеть определен­ными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями

Метод проектов нашел свое применение во многих странах мира, главным образом, потому, что он позволяет органично интегрировать зна­ния учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает воз­можность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.

Интегрированные проекты помогают форми­ровать у учащихся более целостную картину мира, в котором сам иностранный язык выполняет специфическую функцию — служит средством познания и общения; та­кие курсы способствуют разностороннему и целостному развитию детей за счет объединения воспитательных, образова­тельных и развивающих возможностей раз­ных учебных предметов; кроме того, ин­тегрированные проекты расширяют содер­жательный план обучения предметам и ведут к формированию и развитию более широких интересов учащихся, их склон­ностей и способностей к различным видам деятельности; наконец, такие проекты создают условия для мотивированного практиче­ского применения знаний, на­выков и умений и дают возможность учащимся увидеть результаты своего труда, получить от него радость и удовлетворение.

При выполнении интегрированных проектов по предметам гуманитарного цикла развивается худо­жественное восприятие школьников, углубляется изучение профильных предметов.

Учитывая специфику предмета «иностранный язык», мы выбрали достаточно широкую тему, которая, тем не менее, охватывает несколько предметов учебного плана (русский язык и литература, английский язык (литература и страноведение), история, МХК): «Культура России и стран изучаемых языков», обозначив следующую проблему: «Помогает ли знание куль­туры, традиций, обычаев лучше понять национальный характер?»

Работа над такой проблемой естественным образом подразумевает интеграцию различных предметов, творческий подход к осмыслению и интерпретации полученной информации.

Совершенно очевидно, что проект такого рода является долгосрочным и включает в себя целый ряд подпроектов: монопредметных, межпредметных и надпредметных.

Результат подобного творческого проекта не может иметь детально проработанной структуры, она только намечается и развивается, будучи направленной на конечный результат. Планируемый в данном случае конечный результат – проведение фестиваля творческих проектов, объединенных общей, но, в каждом отдельном случае, детализированной проблемой.

Разработка проекта позво­ляет ученикам расширить и углубить свои интересы, обнаружить определенные пробелы в тех или иных областях знаний. Устранить существующие пробелы помогает стремление учащихся к получению инфор­мации в максимальном объеме по интересующей их проблеме в определенной области знания. Чтение текстов не только расширяет лексический запас, развивает языковую догадку, но, прежде всего, расширяет знания в различных областях науки.

В проектах доминирует творческо-информационная направленность, так как они имеют целью сбор информации по какой-либо теме, затем ознакомление аудито­рии с этой информацией (облекаемой в опре­деленную форму — газета, видеофильм, коллаж, реферат, создание журнала, буклетов, плакатов, ролевые игры-дискуссии, пресс-конференции, «радиопрограмма», макет, презентация, экскурсия, сценарий и т. п.).

Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации; способы обработки ин­формации; результат информационного поиска: презентация. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органической частью, модулем

Внеклассная работа по предмету расширяет возможности образования школьников, способствует творческому самовыражению учащихся, что создает дополнительную мотивацию в изу­чении элективных курсов, повышает интерес к изу­чаемым предметам.

В период обучения учащиеся имели возможность показать себя в интегрированных (русский язык, литература, английский язык) мероприятиях: защита интегрированных индивидуальных проектов (английский и русский язык) по теме: «Фразеологизмы».

Учащиеся принимали участие в интеллектуальном интегрированном конкурсе «Эрудит».

К 62-й годовщине Великой Победы были подготовлены публикации, посвященные событиям Великой Отечественной войны, о союзниках Советской Армии в годы войны и оформлен стенд. К этой дате было приурочено проведение интегрированного (литература, английский язык) мероприятия «Две великих реки – две великих нации»

Результатом изучения элективных курсов «По литературным местам и музеям России и зарубежья» и «Гид-переводчик» стали материалы заочных экскурсий по музеям России и Германии: Дрезденская галерея (МХК и немецкий язык), Павловский дворец (МХК, история и литература), Овстуг (русский язык и литература), Третьяковская галерея (МХК и английский язык).

Созданы материалы заочной экскурсии по краеведческому музею г. Комсомольска-на-Амуре, п. В.Эконь. Тексты экскурсий были переведены учащимися. Для участия в краевом конкурсе «Край родной дальневосточный» подготовлена POWER POINT-презентация «Заочная экскурсия по этнографическому отделу музея г. Комсомольска-на-Амуре ученицей 11 класса Макаровой Анной.

  • стендовая информация
  • текстовые файлы
  • презентация на компакт-диске
  • видеофильмы/клипы на DVD-диске и т.д.

Вот при­мерный алгоритм построения работы над проектом.

^ I этап работы — поисковый. Работу над любым материалом начиналась с установки на проблему, с создания ситуации общения равных собеседников.

II этап работы — аналитический. На этом этапе происходит мощная информационная загрузка (все компо­ненты УМК) + материалы Интернета+ периодика. Задача этого этапа — дать учащимся возможность познакомиться с полным объемом информации по дан­ному вопросу.

^ III этап работы — практический. На этом этапе продолжается сбор ин­формации, обмен мнениями, появляют­ся первые идеи, мотивы, происходит формирование групп «по интересам». Каждая группа работает над опреде­ленной идеей, аспектом проблемы: «Историки» (изучение исторической эпохи, анализ историко-социокультурного фона произведений), «Литературоведы/Искусствоведы» (сравнительный анализ художествен­ных произведений), «Лингвисты» (единство содержания и выра­зительных средств), «Сценаристы» (создание сценария творческого представления результатов исследований: литературная композиция, распределение ролей).

На этом этапе ре­бята учатся анализировать, сравнивать, делать обобщения, проводить коррек­цию; не только отстаивать свою точку зрения, но, иногда, иметь смелость при­знать ошибки, исправить их и вырабо­тать свое понимание проблемы (этап эвристического озарения).

IV этап. Подготовка презентационных материалов, работа по оформлению результатов работы, представление группами структуры слайд-фильма с комментариями, репетиция презентации проекта.

^ Заключительный этап — защита проекта перед аудиторией, анализ результатов выполнения проекта, оценка продукта, рефлексия.

В течение всего периода обучения проводится диагностика различных аспектов деятельности учащихся. В классах проводилось анкетирование для определения отношения учащихся к проектной форме деятельности. В целом, учащиеся положительно относятся к проектной деятельности, отмечая среди достоинств – возможность творческого самовыражения. (50%), формирование навыков публичных выступлений (50%), развитие способности анализировать и критически осмыслять информацию (50%), использование ИТ также является значимым достоинством проектной работы.

  • возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;
  • это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Учащиеся также отмечают, что работа над проектом сближает их с учи­телями, которые раскрываются с новой для учеников стороны. Школьники от­мечают, что за это время они научились работать с ин­формацией, узнали о большом количестве библиотек, Интернет-сайтов, словарей, справочников, познако­мились со спецификой некоторых профессий. Но са­мым большим достижением было, конечно же, позна­ние себя, того, что каждый сумел сделать, смог до­стичь.

Использование метода проекта способствует повышению качества знаний учащихся по профильным предметам.

Метод проектов может использоваться при обучении английскому языку в рамках программного материала практической значимости для школьника. Учащиеся создавали проекты на разные темы: «Образование». «Здоровый образ жизни» (9 класс), «Спорт». «Праздники», «Путешествия» (8 класс), учащиеся 7 класса создавали исследовательские и информационные проекты по теме «Экология», в которых рассматривали актуальные проблемы, затрагивающие интересы каждого жителя нашего поселка и края.

Впервые начиная работу над проектным заданием, учащиеся имеют возможность ознакомиться с критериями оценивания работы, примерным порядком работы над проектом, работая с памятками.

Используя в своей работе проектную методику, я пришла к выводу, что при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его практического применения этот метод очень эффективен. Особенно привлекательным для меня является тот факт, что проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. Очень важно также и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются творческие способности и активность обучаемых, т.е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания.

Работа над проектом может вестись или индивидуально, или в группах. В последнем случае участникам совместного проекта следует помочь распределить роли и объяснить, что общий успех зависит от вклада каждого участника. Работа над проектом начинается на уроке под руководством учителя, продолжается дома, а презентация проекта осуществляется на следующем уроке. Важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала участников, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников.

Одним из проектов, выполняемых учащимися 7 классов, был проект «What Is Special About Your Country?” (учебная тема учебника “Английский язык-7” (Кузовлев В.П., Лапа Н.И.).

Выбранный проект, по классификации Е. С. Полат, являлся внутренним, межпредметным и практико-ориентированным. Поставленные задачи выходили за рамки чисто учебных и, планируя работу над проектом, стави­лись следующие воспитательные задачи: развитие таких качеств личности, как: а) заинтересо­ванность и любознательность при знакомстве с прави­лами составления туристических буклетов, б) желание найти прежде всего привлекательные стороны в рассматриваемых объектах, вызвать положительные эмоции у посети­телей города — иностранцев, чувство патриотизма, любви к своей малой родине; в) коммуникабельность, контактность, соблюдение правил этикета при опросе одноклассников о том, какие места района/края они любят больше всего; г) креатив­ность, творческое отношение к делу; д) эрудиция, ак­туализация межпредметных связей; е) чувство пре­красного, эстетическая восприимчивость при осмотре достопримечательностей.

Разрабатывая учебный проект, были сделаны наброски описания проекта, созданы рабочие папки материалов проекта (УМП), составлен список информационных ресурсов для проекта, заранее оговаривались критерии оценивания презентаций, публикаций и т.д. Особое внимание следует уделять презентации проекта, которая должна осуществляться, как правило, на уроке на английском языке. При работе над первым проектом желательно, чтобы сам учитель представил свой проект в качестве примера. Кроме того, проводятся выставки лучших проектов, чтобы их могли увидеть и оценить ученики других классов, учителя, родители.

В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументированно излагать свои мысли, анализировать свою деятельность. В процессе презентации происходит самоутверждение и повышение самооценки личности, формируются и развиваются навыки публичного самопредъявления, рефлексии. Детям всегда хочется показать свою работу взрослым и сверстникам, получить от них подтверждение своей значимости, компетентности, успешности. Проектное обучение – полезная альтернатива классно-урочной системе, но отнюдь не должно вытеснять ее.

^ Проектное обучение активизирует деятельность учеников, так как оно: личностно-ориентировано; самомотивируемо, и как результат, у учеников, по мере выполнения работы, возрастает степень увлеченности ею; позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле; приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты (продукт) своего собственного труда.

Можно сделать вы­вод, что метод проектов действительно является наибо­лее адекватной технологией личностно-ориентированного воспитания, дающей возможность использовать современные аксиологический и культурологический подходы к воспитанию, активизировать педагогиче­скую поддержку, социализацию, включение ученика в различные среды, а также в личностно-ориентированную ситуацию в процессе воспитания учащихся.

Другие статьи:

Похожие статьи:

Популярное на сайте:

Leave a Reply