Профилактика употребления психоактивных веществ и пропаганда здорового образа жизни

Профилактика употребления психоактивных веществ и пропаганда здорового образа жизни

Хороший игрок проигрывает без оправданий, выигрывает с благодарностью и соглашается на ничью с улыбкой. Под таким девизом в МОБУ Липовецкая СОШ №1 провели турнир по шашкам и шахматам.

Реализуя свою предвыборную программу, президент школьного ученического самоуправления Питеркин Никита организовал в классах уголок для тихих игр. На переменах ребята играют в шахматы и шашки. Турнир не только определил победителей, но и позволил объединить обучающихся общими интересами.

Приветствуем Вас на странице «Профилактика здорового образа жизни и употребления психоактивных веществ (алкоголя, табака, наркотических средств)»!

Вам представлены методические рекомендации, пособия, социальные ролики, документальные познавательные фильмы и мультфильмы, направленные на профилактику различных зависимостей, по предотвращению буллинга (травли среди сверстников), по профилактике деструктивного поведения среди несовершеннолетних, о порядке действий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с использованием восстановительного подхода в случаях отказов родителей (законных представителей) несовершеннолетних от предлагаемых мероприятий в рамках проводимой индивидуальной профилактической работы.

Операция «Дети России»

В период с 9 по 18 ноября 2020 года пройдет второй этап всероссийской межведомственной комплексной оперативно-профилактической операции «Дети России — 2020»

Операция направлена на предупреждение распространения наркомании, выявление фактов вовлечения обучающихся и молодежи в преступную деятельность, связанную с незаконным оборотом наркотиков, повышение уровня осведомленности населения о последствиях потребления наркотиков и об ответственности за участие в их обороте, а также формирование правового сознания и законопослушного поведения обучающихся.

В МОБУ Новогеоргиевская СОШ пройдут мероприятия, направленные на профилактику употребления ПАВ среди несовершеннолетних.

Распространенность потребляющих психоактивных веществ (ПАВ) и потребления алкоголя среди учащихся школ остается высокой, алкоголизация идет в основном за счет слабоалкогольных напитков. С ростом числа лиц, растет уровень правонарушений среди несовершеннолетних. Таким образом, возникла потребность в создании программы, требующей не просто активизации, но и значительного совершенствования всей системы профилактических мероприятий несовершеннолетних учащихся.

Задачей профилактической работы является формирование у подростков активной негативной установки на употребление ПАВ, как способа решения своих проблем или проведения досуга, ориентация на позитивные ценности через вовлечение подростков и молодежи в работу по профилактике ПАВ и пропаганде здорового образа жизни (ЗОЖ).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

ЦЕЛЬ — предотвращение употребления ПАВ и пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ) среди несовершеннолетних.

1. Создание и развитие на базе школы кабинета по профилактике ПАВ и пропаганде ЗОЖ.
2. Мониторинг уровня и качества информированности учащихся о проблемах, связанных с распространением и употреблением ПАВ и кабинета профипактики..

3. Формирование в школьной среде ценностей молодежной культуры, направленных на искоренение социально опасных привычек.
4. Организация мероприятий способствующих ориентации подростков и молодежи на здоровый образ жизни.

5. Формирование у учащихся общеобразовательных учреждений способности преодолевать жизненные проблемы без употребления ПАВ.
6. Привлечение к профилактической работе родителей, учащихся, педагогов школы, отделения Красного креста, УДО, телефона «Доверия», узких специалистов.

Из целей и задач вытекают самые разнообразные методы работы с подростками и молодежью, направленные на оздоровление подростковой и молодежной среды и профилактики ПАВ:

-проведение лекций, бесед, о последствиях употребления ПАВ на базе школ и УДО;

-проведение «круглых столов» с привлечением специалистов: работа телефона «Доверия», — оказание консультативной помощи, психологической поддержки;

-организация и проведение: акций, конкурсов плакатов, тематических выступлений команд КВН, школьных и гимназических театров и агитационных бригад, телелекторий;

-проведение тренингов, мастер классов, и деловых игр, направленных на усиление личностных ресурсов;

-организация круглых столов;

-подготовка тематических телепередач, публикация статей в газетах муниципального уровня;

-подготовка и выпуск тематической печатной продукции;

-работа с трудными подростками, включая посещение инспекции по делам несовершеннолетних и воспитательных колоний для несовершеннолетних;
-проведение маркетингового исследования отношения подростков и молодежи к употреблению ПАВ;

-работа на игровых и спортивных площадках по месту жительства, в лагерях дневного пребывания, летних оздоровительных лагерях, в том числе летней тематической смене «Школа волонтеров»;

-работа с подростками в детских домах.

С целью предотвращения употребления ПАВ и пропаганды ЗОЖ в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования проводится профилактическая работа.

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами – это комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ (ПАВ), а также предупреждения развития и ликвидации негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний).

Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость. Это работа с популяцией условно здоровых людей, а также с так называемой группой риска. К этой группе относятся несовершеннолетние, в ближайшем окружении которых есть потребители ПАВ. Также в группу риска входят экспериментирующие с психоактивными веществами; имеющие генетическую предрасположенность к психическим и наркологическим заболеваниям, находящиеся в неблагоприятных семейных или социальных условиях люди.

Ввиду опасности формирования зависимости даже после однократного приема ПАВ, первичная профилактика приобретает приоритетное значение. При этом важно отметить, что, согласно современному пониманию природы наркотической зависимости, «воротами» приобщения к наркотикам является употребление алкоголя и курение. Поэтому ведение профилактической работы должно начинаться с профилактики употребления алкоголя и табака.

Вторичная профилактика злоупотребления психотропными веществами направлена на предотвращение формирования зависимости от психоактивных веществ и предполагает работу с несовершеннолетними, употребляющими ПАВ, но не обнаруживающими признаков наркомании как болезни.

В настоящее время во всем мире в образовательной среде борьба с употреблением ПАВ проводится путем использования различных профилактических моделей и методов психолого-педагогического воздействия. В самом начале проведения первичной профилактики химической зависимости необходимо выяснить степень информированности о ПАВ у подростков в группе, с которой проводится работа. Для этого можно использовать анкетирование с помощью специальных опросников и скрининг-тестов. Степень информированности подростков можно выявить и в процессе свободной беседы. Взгляды молодежи на злоупотребление психоактивными веществами и его профилактику заслуживают особого внимания.

Говоря о профилактической работе с учащимися образовательных учреждений можно выделить следующие направления:

-общая воспитательная работа с детьми и подростками;

-коррекционная работа с детьми и подростками группы риска;

-работа с детьми и подростками, имеющими опыт использования ПАВ.

Профилактическая программа включает в себя определенные виды деятельности по каждому из следующих направлений:

-распространение информации о причинах, формах и последствиях потребления ПАВ; 3

-формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о ПАВ, умение принимать правильное решение;

-коррекция социально-психологических особенностей личности;

-целевая работа с группой риска (определение групп риска и оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению тяги к ПАВ);

-тесное взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу.

-сокращение количества правонарушений среди несовершеннолетних школы связанных с употреблением психоактивных веществ;

-уменьшение числа несовершеннолетних употребляющих алкоголь (в том числе пивом), токсические вещества и табак;

-выявление подростков «группы риска»;

-повышение информированности несовершеннолетних по проблемам употребления психоактивных веществ;

-повышение интереса родителей к вопросам пропаганды ЗОЖ детей и подростков (увеличение количества обращений к специалистам);

-расширение охвата несовершеннолетних программой профилактики употребления ПАВ и пропаганды ЗОЖ.

Этапы реализации программы.

В связи с необходимостью профилактической работы со всеми группами несовершеннолетних реализуется комплекс профилактических мероприятий, включающий в себя первичную, вторичную профилактику.

В программу включены группы структурных компонентов:

-действия, направленные на школьную среду в целом;

-действия, направленные на несовершеннолетних «группы риска»;

-действия, направленные на помощь несовершеннолетним, замеченным в употреблении ПАВ.

Программа профилактических работ среди несовершеннолетних в «группе риска».

общее признание правил и норм неприятия ПАВ;

чувствительность к сигналам опасности;

образование и информация;

тренинги активного отрицания;

убеждение в доступности помощи;

выявление «групп риска».

2. Работа с несовершеннолетними

разработка индивидуальных программ помощи в зависимости от факторов риска;

оказание помощи в преодолении проблем.

3. Работа с несовершеннолетними, употребляющими ПАВ

создание мотивации для обращения за помощью к специалистам;

адресная помощь несовершеннолетним, употребляющих ПАВ;

помощь семье в решении проблем, связанных с употреблением ПАВ несовершеннолетнего.

Приложение №1

Памятка работы по профилактике ПАВ «Шесть – «НЕ!»:

-НЕ использовать тактику запугивания;

-НЕ искажать и НЕ преувеличивать негативных последствий употребления ПАВ при описании их воздействия;

-НЕ использовать разовый характер действий, направленных на профилактику употребления ПАВ, так как такой подход не дает возможности подросткам развивать навыки противостояния ПАВ;

-НЕ давать ложной информации, даже после однократной ее подачи вся дальнейшая информация будет отторгаться подростками, которые сегодня достаточно хорошо информированы;

-НЕ оправдывать употребления ПАВ.

Приложение №2

Рубрика «Как помочь Вашему ребенку сказать «Нет!»» употреблению алкоголя и наркотиков.

Существует ли данная «ПРОБЛЕМА» среди детей начальной и средней школы? Если Вы твердо уверены, что дети в начальной или средней школе обладают достаточной зрелостью для того, чтобы узнать правду об алкоголе или наркотиках, – знайте: Вы не одиноки. Этот вопрос действительно касается детей. В настоящий момент установлено, что: от 25 до 60 процентов школьников сообщают, что подвергаются давлению со стороны сверстников, побуждающих их принимать алкоголь или наркотики. Более 15% пятиклассников считают, что пьянство является «большой проблемой» для их возрастной группы.

Ваша роль, как родителей, чрезвычайно велика именно в вопросе предупреждения алкоголизма и пристрастия к наркотикам. Почему? Потому, что раннее предупреждение употребления алкоголя и наркотиков более эффективно – и это очень важно. Детство – это время, когда Вы можете доверительно обсуждать с ребенком опасности алкоголя, табака и других веществ, используемых подростками и подготовить его к встрече с ними в будущем (если эта встреча еще не произошла).

ЧТО РОДОТЕЛИ ДОЛЖЕНЫ РАССКАЗЫВАТЬ РЕБЕНКУ ОБ АЛКОГОЛЕ И НАРКОТИКАХ?

В первую очередь, Вы должны выбрать подходящий момент. Возможно, он случится во время отдыха, и Вам удастся провести воспитательную беседу, носящую более живой характер, чем просто «формальное обсуждение». Или подходящим может стать момент, когда по телевизору показывают сцены с употреблением алкоголя или с курением, или когда алкоголь является частью праздничного стола. Исследования показывают, что дети и подростки часто получают информацию об алкоголе или наркотиках через кино и ТВ. Многие из этих представлений могут быть ошибочными, и у Вас есть возможность разрушить некоторые мифы и скорректировать неправильные суждения Ваших детей. Попробуйте помочь им понять, что:

-Средства массовой информации часто создают привлекательные образы людей, которые употребляют алкоголь и курят, но в реальной жизни их не так много и не больше, чем среди непьющих и некурящих.

-Алкоголь и наркотики притупляют разум и могут нарушать координацию движений, но они по-настоящему не помогают решить ни одну проблему.

-Употребление алкоголя или наркотиков – прерогатива взрослых, но ни алкоголь, ни наркотики не способны превратить ребенка или подростка во взрослого человека. Только время и опыт могут сделать это. Более того, употребление алкоголя несовершеннолетними является нарушением закона, равно как и курение детьми до 14 лет. И Ваши дети должны четко осознавать это.

-Отсутствие зависимости от табака, алкоголя или наркотиков в будущем поможет приобрести хороших друзей и занять лучшее положение в обществе. Для того чтобы стать успешным в жизни, дети должны научиться эффективно общаться, уметь действовать в коллективе и выбирать друзей, не имеющих зависимости от алкоголя и наркотиков. 6

Мифы живучи, но далеко не все люди выпивают, курят и принимают наркотики.

КАК МОЖНО ПООЩРЯТЬ РЕБЕНКА К ОТКРОВЕННОСТИ И ОКАЗЫВАТЬ НА НЕГО ВЛИЯНИЕ?

Дети всех возрастов готовы говорить с родителями, которые могут научить их знаниям об алкоголе, табаке и наркотиках. Для этого понадобится определенный вид родительского искусства: умение давать советы и подталкивать к выбору верного решения, а также отвечать на поставленные вопросы, не блокируя доверительного общения. Выслушать – более эффективная тактика, чем запретить высказываться. Но Вам необходимо уметь сосредоточиться и иметь навыки бесед на деликатные темы. Существует 5 приемов, которые помогают родителям лучше понимать собственных детей. Между прочим, опыт их применения может выручить и в общении с другими взрослыми.

Прием №1: Постарайтесь показать Вашему ребенку, что Вы его понимаете. Иногда этот прием называют «отражённым выслушиванием». Он состоит из трёх частей:
-демонстрируйте ребенку, что Вы слышите то, что он говорит (например, словами «да», «угу», вопросами «а что потом?», «и что же?» и так далее);

-позволяйте ребенку выражать его собственные чувства;

-докажите ребенку, что правильно поняли его рассказ или сообщение (например, коротко пересказав суть).

Прием №2: Внимательно следите за лицом ребенка и его «языком тела». Часто ребенок уверен, что успешно скрывает свои эмоции (грусть, досаду, нетерпение и прочее). Но дрожащий подбородок или блеск глаз скажут Вам иное. Когда слова не соответствуют «языку тела», всегда полагайтесь на «язык тела».

Прием №3: Выражайте свою поддержку и поощрение не только словами. Это могут быть Ваши улыбка, похлопывание по плечу, кивок головой, взгляд в глаза, прикосновение к детской руке.

Прием №4: Выбирайте правильный тон для ваших ответов. Помните, что тон голоса связан со смыслом Ваших слов. Выбирайте верный тон и не отвечайте безапелляционно или саркастично – дети могут расценивать это как пренебрежение к своей личности.

Прием №5: Используйте одобрительные фразы для поддержания разговора и показывайте Вашу заинтересованность в нем. Для этого подойдут короткие фразы, показывающие Ваше эмоциональное отношение к обсуждаемой теме, например: «Вот это да!», «Да ну, не верю!» и тому подобное.

Родители спрашивают:

КАК ПОВЫСИТЬ САМОУВАЖЕНИЕ РЕБЕНКА И ПОМОЧЬ ЕМУ СКАЗАТЬ «НЕТ!» АЛКОГОЛЮ И НАРКОТИКАМ?

Как ни странно, предрасположенность к употреблению алкоголя и наркотических средств непосредственно связана с уровнем самоуважения. Исследования психологов свидетельствуют, что страдающие алкоголизмом или злоупотребляющие наркотиками обычно имеют низкое самоуважение. Дети, имеющие высокий уровень самоуважения, чаще говорят «нет», когда им предлагают алкоголь и наркотики. Точно так же, как существует 5 приёмов умения слушать, существуют и 5 принципов формирования самоуважения ребенка. 7

Принцип №1: Одобряйте, хвалите ребенка за небольшие успехи и достижения. Поощряйте даже маленькие достижения и делайте это чаще. Его упорство и попытки сделать что-либо важнее полученных результатов.

Принцип №2: Помогайте Вашему ребенку выбирать и ставить перед собой реальные цели.

Принцип №3: Исправляйте и оценивайте поступок или действие, а не личность самого ребенка. Например, лучше сказать: «Лазить по заборам опасно, ты можешь ногу сломать», чем: «Ты не должен лазить по заборам – это глупо (или: «так делают только дураки»)».

Принцип №4: Дайте Вашему ребенку реальную ответственность за какую-нибудь домашнюю работу. Ребенок, который имеет постоянное поручение по домашним делам, ощущает себя частью команды, и, достигая результатов в исполнении своих обязанностей, получает чувство удовлетворения.

Принцип №5: Показывайте ребенку, как Вы его любите, демонстрируйте свою любовь к нему. Объятия, улыбка и слова: «Я люблю тебя» помогут ребенку ощущать Ваше хорошее отношение к нему.

Когда дети становятся старше, они сообщают, что эти действия имели для них большую ценность. Вопреки распространенному мнению, неполные семьи могут дать ребенку основу для самоуважения, так же, как и полные; в них могут существовать такие же крепкие и продолжительные связи между родителями и детьми. В то же время научные исследования свидетельствуют, что психологические проблемы детей разведенных родителей схожи с проблемами детей пьющих родителей.

МОГУТ ЛИ СЕМЕЙНЫЕ ИДЕАЛЫ И ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ, ПРИВИТЫЕ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ, ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СКАЗАТЬ «НЕТ» ПРИ ВСТРЕЧЕ С АЛКОГОЛЕМ И НАРКОТИКАМИ?

Каждый из родителей имеет различные ценности и не один способ их применения в вопросах предупреждения потребления алкоголя и наркотиков. Вероятнее всего, что Ваш ребенок будет перенимать Вашу точку зрения и суждения, наблюдая, как семейные ценности влияют на Ваше поведение. Вот несколько принципов, которые могут помочь предотвращению приобщения ребенка к употреблению алкоголя и наркотиков.

Принцип №1: Рассказывайте о своих личных или религиозных установках и убеждениях, касающихся предупреждения пьянства и потребления наркотиков.

Принцип №2: Имейте собственные оригинальные суждения, принимайте решения самостоятельно, а не потому, что «так делают все».

Принцип №3: Относитесь с уважением к сохранению своего здоровья и ведите здоровый образ жизни.

Принцип №4: Выработайте у себя убеждения и привычки, – и это очень важно! – которые помогали бы Вам контролировать свое поведение в отношении алкоголя и наркотиков.
Несомненно, что Ваши жизненные принципы являются ключом к здоровью Ваших детей. Ваш ребёнок сможет руководствоваться полученными в детстве, важными и предпочтительными с его точки зрения стандартами, когда окажется в ситуации, принуждающей его к употреблению алкоголя или наркотиков.

Научные исследования показывают, что взгляды большинства взрослых людей на употребление алкоголя и курения сходны со взглядами их родителей. Ваше отношение к вредным привычкам для Ваших детей характеризует количество выпитого и выкуренного Вами. Ваше поведение показывает им, как (когда) Вы употребляете спиртные напитки или курите, принимаете ли Вы спиртное, когда управляете машиной, катаетесь на лодке, купаетесь в реке или заняты любой другой деятельностью, опасной для выпившего человека.
Исследования свидетельствуют, что дети курящих или употребляющих алкоголь родителей чаще становятся злостными курильщиками. Особенно опасно бравировать этими привычками перед детьми. А вот если родители воздерживаются от выпивки, это является положительным примером.
Иногда непьющие и некурящие родители ошибочно считают излишним или неважным разъяснение своих принципов детям. Этим родителям следует помнить, что они воспитывают детей не только примером своего поведения. Используя некоторые приемы, Вы сможете дать хорошие модели поведения на вечеринке или семейном празднике. Не фиксируйте внимание собравшихся на алкогольных напитках и их употреблении, предлагайте гостям безалкогольные напитки, не принуждайте их принимать спиртное и следите за тем, чтобы не выпивали те, кто за рулем. Если один из родителей – алкоголик, то эксперименты детей с алкоголем предупредить труднее, чем в семье с обоими непьющими родителями; если оба страдают алкоголизмом, то нередко прививают детям патологические стереотипы поведения. Однако есть несколько принципов, помогающих уменьшить вредное влияние семейного алкоголизма:

Принцип №1: Не пытайтесь скрывать или «смягчать» правду. Дети могут справляться со своими проблемами лучше, если знают, что Ваш супруг (супруга) страдает алкоголизмом.

Принцип №2: Необходимо объяснить ребенку, что алкоголизм – это болезнь, подобно раку или диабету. И они могут ненавидеть болезнь, но любить больного родителя.

Принцип №3: Создавайте и посещайте семейные группы самопомощи для близких алкоголиков (Ал-Анон) и помогайте вашим детям создавать и посещать группы самопомощи для детей алкоголиков (Ал-Атин).

Принцип №4: Помогите вашим детям осознать, что они не виноваты в алкоголизме своих родителей и не несут ответственности за него.

Принцип №5: Обучите детей рассудительности в принятии решений и поступках, привейте им позитивные традиции, принятые в Вашей семье и объясните, что они могут и должны отвечать за посильные для них домашние обязанности.

КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ СОПРОТИВЛЯТЬСЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯМ “ПОПРОБОВАТЬ АЛКОГОЛЬ ИЛИ НАРКОТИКИ” СО СТОРОНЫ СВЕРСТНИКОВ?

Существуют технические приемы или последовательности действий, которые используются родителями, чтобы удержать своих детей от употребления табака и других наркотиков. Пять из них перечислены ниже.

Прием №1: Учите вашего ребенка иметь свою индивидуальность. Расскажите ему, что делает человека особенным и уникальным. Поговорите с ним о людях, которых он уважает, спросите, что на его взгляд делает их особенными, заслуживающими уважения. Попросите Вашего ребенка рассказать о его собственных индивидуальных качествах, не забудьте напомнить ему те положительные и прекрасные качества, которые он может упустить.

Прием №2: Изучите с Вашим ребенком значение слова “дружба”. Попросите его составить список понятий, которыми он охарактеризовал бы друга, и другой список – о недруге. Пока Ваш ребенок составляет эти списки, напишите свои собственные. Сравните, чей список более полный. 9

Прием №3: Объясните ребенку, что существуют предложения, на которые можно и нужно отвечать твердым отказом. Многие родители учат своих детей быть всегда вежливыми, почтительными и покладистыми. Несмотря на то, что в большинстве жизненных ситуаций такие черты характера являются позитивными, они не позволяют ребенку быть самим собой и развивать свою индивидуальность. Часто дети нуждаются в родительском разрешении, чтобы сказать “нет”, когда на них оказывают давлению. Объясните Вашему ребенку, что в определенных ситуациях каждый имеет право высказать свое собственное мнение. Например, когда ровесники оказывают на него давление с целью заставить курить, принимать алкоголь или наркотики.

Прием №4: Изучайте особенности употребления алкоголя и наркотиков в молодежной среде. Существуют ситуации, в которых подростками считается необходимым употребление алкоголя или наркотиков. Вы можете помочь Вашему ребенку избежать этих неприятных ситуаций. Не разрешайте Вашим детям ходить в гости к своим друзьям, когда их родителей нет дома, не допускайте, чтобы он становился членом “скрытых” компаний (то есть неконтролируемых взрослыми). Сомнительно, что два последних требования применимы к российским условиям. Однако, безусловно, родители должны следить за увлечениями своих детей и представлять, где и с кем те проводят свое время. И, конечно же, не следует допускать домашних (а равно и других) вечеринок в отсутствие взрослых, о чем иногда забывают родители, дети которых настойчиво требуют предоставить им самостоятельность.

Прием №5: Используйте пример сверстников. Существует множество ситуаций, когда позитивный пример ровесников оказывает существенное влияние на ребенка. Например, в некоторых школах и подростковых группах инициаторами программ профилактики являются ровесники, и в этом случае дети поддерживают друг у друга положительные ценности. Может быть, у Вас появится желание больше узнать о такой программе в школе, где учится Ваш ребенок.

КАК ПРЕДОСТЕРЕЧЬ СВОЕГО РЕБЕНКА ОТ ПРИЕМА АЛКОГОЛЯ И ДРУГИХ НАРКОТИКОВ ИЗ-ЗА СКУКИ И ПРАЗДНОГО ЛЮБОПЫТСТВА?

Есть два способа поддерживать здоровый образ жизни и творческую активность. Первый – стимулируйте участие Вашего ребенка в школьной или общественной деятельности, в спорте или музыке, не заставляя его быть лучшим или всегда побеждать. Специальные меры обычно не нужны, когда ребенок имеет позитивные увлечения. У него менее вероятно появление интереса к табаку, алкоголю или наркотикам, и его, вероятнее всего, не будет привлекать что-либо подобное. Другой способ поддержать здоровый образ жизни и творческую активность – делать все вместе со своим ребенком. Этот способ позволяет достичь тесной духовной близости. Опыт свидетельствует, что дети чрезвычайно ценят время, проведенное со своими родителями, и те дела, которые сделали вместе.

ПОЧЕМУ ВАЖНА СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА ОТНОСИТЕЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АЛКОГОЛЯ И ДРУГИХ НАРКОТИКОВ?

Семейная политика в отношении алкоголя и наркотиков очень важна. Опыт свидетельствует, что вопреки распространенному заблуждению, дети хотят планировать свою жизнь и строить свое счастье. Поступки детей более ответственны, когда родители также следуют определенным ограничениям и нормам. Родители могут помочь, рассказывая о возможных последствиях употребления алкоголя и наркотиков и обсуждая с ребенком, какое поведение они от него ожидают. Он должен знать, как ему следует себя вести, что нужно, а что нельзя делать.
Добейтесь от ребенка обещания, что он ни при каких обстоятельствах не собирается принимать алкоголь или другие наркотики. Разъясните ему серьезные последствия, которые это может вызвать. Расскажите или даже составьте в письменном виде семейные правила, которые помогут Вашему ребенку воспитать в себе ответственность и отказаться от алкоголя или других наркотиков. Семейные традиции дают Вашему ребенку самый простой способ сказать ровесникам «НЕТ!» в ответ на приглашение покурить, выпить или принять наркотики.

Пример: «Даже и не думай!» — «Родители сказали мне на прошлой неделе, что покупку компьютера отложат на год, если узнают, что я принимал алкоголь или наркотики».

ЧТО ЕЩЕ ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ И ДРУГИХ НАРКОТИКОВ ПОДРОСТКАМИ?

Существует простая и понятная закономерность: чем больше подростков, окружающих Вашего ребенка, употребляют алкоголь или наркотики, тем с большей вероятностью он начнет поступать так же. Поэтому, чтобы предохранить Ваших сына или дочь от нежелательного знакомства с этими веществами, разумно было бы попытаться уменьшить количество принимающих их в среде Ваших детей.

Все больше родителей создают группы для объединения своих усилий. Они считают, что вместе они могут лучше проводить профилактику в своих семьях. Вы тоже можете объединиться в группу, организовав своих соседей (или родителей одноклассников Вашего ребенка). Ваша группа может начать распространять знания о профилактике наркомании среди других родителей – в дружеских беседах, на родительских собраниях, на специальных вечерах или лекциях, через средства массовой информации, имеющиеся в том месте, где Вы живете. Вы даже можете начать выпуск изданий об алкоголизме и наркомании, подобно изданиям других общественных организаций. Не надо думать, что это непосильная задача. При желании можно добиться результата. Вы можете использовать силу общественного мнения и повлиять на администрацию школы или местные власти по проблемам профилактики употребления алкоголя и наркотиков среди детей. Вам необходимо найти других родителей, играющих активную роль в профилактике, и объединить свои усилия в этой полезнейшей и необходимой работе.

ЧТО, ЕСЛИ, НЕСМОТРЯ НА ВСЕ УСИЛИЯ, МОЙ РЕБЕНОК ПРОДОЛЖАЕТ ВЫПИВАТЬ ИЛИ ПРИНИМАТЬ НАРКОТИКИ?

Большинство детей трудно вызвать на откровенность, когда они принимают алкоголь или другие наркотики. Но даже если Ваш ребенок не проявляет внешние признаки употребления алкоголя или наркотиков, Ваши холодильник или бар могут многое поведать Вам. Отсутствие сигарет, пива или другого спиртного может насторожить Вас. Если Вы подозреваете, что Ваш ребенок экспериментирует с алкоголем или сигаретами, Вам лучше немедленно избавиться от имеющегося домашнего запаса. К несчастью в современной России дети могут достать алкоголь и сигареты не только из родительских запасов – часто недобросовестные торговцы продают их детям даже в магазинах. Но это значит, что Вы можете заметить у ребенка необычно возросшую потребность в деньгах или обнаружить другие признаки.

Если Вы уверены в том, что он употребляет алкоголь или наркотики, Вам необходимо поговорить с ним, однако обвинять его в обнаруженном исчезновении выпивки или сигарет или «неправильном» поведении – не лучшая идея. Если Вы будете обвинять ребенка, он начнет защищаться, и при обсуждении аспектов применения психоактивных веществ сможет сфокусировать внимание лишь на Вашем гневе. Поэтому говорите с ним спокойно, сделайте акцент на вредных воздействиях алкоголя, наркотиков и никотина на развивающийся организм и об опасностях, подстерегающих пьющих, курящих или принимающих наркотики.
С другой стороны, если Ваш ребенок связывает злоупотребление с другими проблемами, следует обсудить с ним, как избежать их в будущем.

Признаки употребления алкоголя или наркотиков наряду с другими включают сонливость, снижение успеваемости, частые колебания настроения, необоснованное использование глазных капель и средств освежения запаха изо рта (см. таблицу «Признаки опьянения и абстиненции при употреблении наркотических средств»). Если Ваш ребенок регулярно пьет или употребляет другие наркотики – это свидетельствует о наличии у него проблем. Когда он прекращает принимать их, его потребность в Вашей помощи не исчезает, а увеличивается. Дети могут применять психоактивные вещества для облегчения душевного дискомфорта, вызванного различными причинами (возможно, связанными и с Вашим поведением), и не исключено, что это – безмолвный призыв о помощи. В такой ситуации Ваш доктор, священник, работник социального обеспечения, школьный психолог или другой специалист могут порекомендовать, куда лучше обратиться за помощью.

Другие статьи:

Похожие статьи:

Популярное на сайте:

Leave a Reply