Степень разработанности проблемы – это следующий сразу же за актуальностью исследования раздел введения дипломной работы, равно как и любых других ВКР, а также кандидатских и докторских диссертаций, многий научных статей и монографий. Название данного раздела может существенно варьировать («степень изученности темы», например), но смысл в целом сохраняется. Иногда такой пункт введения требуют даже в курсовых работах, рефератах или тезисах докладов на студенческих конференциях. В любом случае весьма логично после того, как мы раскрыли актуальность какой-то научной или практической проблемы, рассмотреть, кто и как до нас этот вопрос изучал или решал.
Как установить степень разработанности для диссертации
Для установки этого показателя, автору диссертации необходимо критически исследовать выбранную отрасль и выполнить ряд следующих действий.
- Определение предмета работы в строгом соответствии с темой диссертации.
- Выявление предположительных конечных результатов будущих экспериментов.
- Проверка аутентичности полученных итогов.
Предметное поле и выявление результатов
Определение предметного поля исследований прямо пропорционально зависит от выявления списка вопросов, непосредственно относящихся к изучению выбранного предмета и степени его проработанности учеными прошлых лет.
Автору необходимо систематизировать полученные результаты, рассмотренные в научной литературе, а также выявить их степень неоднозначности – такой подход упростит создание собственной экспериментальной базы по всем заданным критериям.
Проверка аутентичности
Для проверки аутентичности итогов научных исследований по предмету диссертационного труда, устанавливается достоверность/полнота изученности объекта в мировом масштабе.
Изучение этого критерия проработанности темы осуществляется двумя способами – это обнаружение возможных противоречий, а также выявление степени соотношения знаний об объекте исследования со стороны автора и других исследователей.
Основные категории знаний о предмете исследований – это:
- знания с противоречивым характером (по мнению соискателя);
- сомнительные знания, требующие дополнительной проработки и/или верификации;
- информация, полностью подтверждающая теоретическую/практическую базу соискателя ученой степени.
Выявление полноты исследований по нескольким независимым литературным источникам упрощает выявление диссонанса/пробелов в исследованиях и формирует собственное представление соискателя о будущей работе с выбранным научным объектом (выбор целей, задач, комплекса необходимых экспериментов и т.д.).
Для удобства список упоминаемых авторов составляется в алфавитном порядке. Зарубежные учёные, которые исследовали данную проблему, как правило, обособляются.
Если в диссертации рассматриваются сразу несколько направлений исследования, то по этим же направлениям необходимо сгруппировать авторов, приписав, какие вопросы они рассматривали и какие пробелы так и не были исправлены.
Вообще, как правило, степень научной проработанности разделяется на два или три подраздела, где сначала упоминаются учёные, что ранее занимались подобного рода исследованиями, а потом уже более современные учёные.
Степень изученности темы курсовой работы: пример
Чтобы студенту было проще написать данный раздел, приведём пример степени разработанности проблемы в курсовой по педагогике, посвящённой дуальной форме образования.
«Первопроходцами» в данном направления в педагогической науке считаются немецкие учёные Х. Грайнер, В. Грунер, Г. Кершенштайнер. Именно в Германии дуальная система образования получила наибольшее развитие, и данные исследователи сформулировали её методологические основы.
Впоследствии вопросами внедрения дуальной формы образования занимались У. Бек, Х. Беннер В. Кларин, Е. Терещенков, Я. Канакин. В их работах сформулированы педагогические условия, необходимые для реализации дуального подхода к обучению, а также выделены ключевые преимущества, которых он позволяет добиться: эффективного синтеза теоретической и практической подготовки, получения необходимого профессионального опыта, развития личностных компетенций учащихся.
Анализ научной литературы и нормативных документов в современном научно-образовательном пространстве свидетельствует об увеличении внимания учёных к вопросу дуальной формы современного образования. Современные отечественные учёные исследуют различные аспекты данного образовательного подхода. Так, О. Богомазова пишет о подготовленности выпускников высших учебных заведений к профессиональной деятельности на производстве; И. Бойчевская говорит о значительной роли системы дуального образования в профессиональной подготовке молодёжи; В. Вьюнов считает дуальную форму профессионального образования одним из условий эффективного решения задач модернизации обучения; К. Пигарева исследует дуальную систему как одну из эффективных моделей кооперации обучения и производства, Л. Крымчак занимается вопросами социального партнёрства образования и производства.
Скачать образец можно по ссылке.
Если наш образец не помог вам понять, как писать степень изученности в курсовой работе, рекомендуем обратиться в студенческий сервис. Его эксперты помогут написать и правильно оформить любую часть реферата, курсовой, дипломной или диссертации.
- Контрольная работа от 1 дня / от 120 р. Узнать стоимость
- Дипломная работа от 7 дней / от 9540 р. Узнать стоимость
- Курсовая работа 5 дней / от 2160 р. Узнать стоимость
- Реферат от 1 дня / от 840 р. Узнать стоимость
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.
Как оформить степень научной разработанности в тексте?
Чтобы продемонстрировать актуальность и необходимость очередного изучения темы, достаточно подчеркнуть, что ранее она изучалась определенными учеными (авторитетами и не только), но в ней не были учтены некоторые факторы. Обосновать такое положение в тексте можно с помощью распространенных клише:
— В последнее время (годы) данной проблеме уделяли внимание…
— Существенный вклад в развитие науки (отрасли, области, теории, для решения проблемы и пр.) внесли такие ученые, как…
— Решению поставленной проблемы способствовали…
— Проблеме (по теме) были посвящены следующие труды…
Автору предстоит дать краткую характеристику изученным трудам. Сделать это можно следующим образом:
— Их работы способствовали изучению…
— В этих трудах содержатся фундаментальные основы…
Важно указать именно тот факт, что именно проблема (а не тема в общем) неоднократно исследовалась в научных кругах, но не была полностью изучена или решена. Такой подход обоснует не только степень разработанности вопроса, но и необходимость его дальнейшего рассмотрения, решения, исходя из современных методов и возможностей.
Определить недостатки прошлых теорий можно так:
— Однако теории не учитывают…
— В значительной степени труды указанных ученых охватывают лишь…, но не принимают во внимание…
Фразы и словосочетания, рекомендуемые для описания степени разработанности научной темы
Для облегчения описания степени разработанности проблемы в диссертации, ниже приведен список вводных слов, которыми можно воспользоваться в своей диссертации:
- Исследователи провели работу над. которые посвящены такой проблематике, как повышение эффективности.
- . сыграли немаловажную роль в развитии.
- Проведенные работы несут в себе практическое значение в.
- Исследования. простимулировали других исследователей углубиться в решение проблемы.
- В других исследованиях представленного исследователя затрагиваются также и.
- Основной причиной высокой степени вклада данного автора в проблему. является.
Leave a Reply