Дата публикации 19.08.2020
Местная администрация закупает продовольственные товары для пополнения резерва на случай чрезвычайных ситуаций. По какому коду КОСГУ оплатить эти расходы?
Материальные запасы относятся на соответствующие подстатьи КОСГУ по целевому (функциональному) назначению объектов (п. 11.4 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, далее — Порядок № 209н). В зависимости от конкретных обстоятельств одни и те же материальные запасы могут быть отнесены на разные элементы статьи 340 КОСГУ. Инструкцией, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н), предусмотрено, что принятие решения об отнесении материальных запасов к соответствующей группе аналитического учета находится в компетенции учреждения.
Расходы по оплате договоров на приобретение продуктов питания отражаются по подстатье 342 КОСГУ (п. 11.4.2 Порядка № 209н). При этом в рассматриваемой ситуации в функции администрации не входит обеспечение питанием различного контингента. В конечном итоге продукты питания из резерва будут использоваться не самой администрацией, а учреждениями (организациями, физлицами), которые безвозмездно получат продовольствие в случае необходимости.
Приобретение продуктов питания для формирования резерва можно рассматривать как приобретение специальной продукции. В широком смысле слова специальная продукция — это изделия, которые разработаны для определенного случая или потребителя.
В рассматриваемой ситуации расходы не могут быть отнесены на подстатьи 341, 343, 344, 345, 347 КОСГУ. На подстатью 349 КОСГУ относятся расходы, которые в 2018 г. отражались по подстатьям 223, 226, 296 КОСГУ (раздел 3 методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 29.06.2018 № 02-05-10/45153). Следовательно, для расходов на приобретение продуктов питания с целью создания резерва на случай чрезвычайных ситуаций эта подстатья также не подходит.
В соответствии с п. 11.4.6 Порядка № 209н расходы на приобретение материальных запасов, не отнесенных на иные подстатьи статьи 340, отражаются по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ. Полагаем, что в рассматриваемой ситуации продукты питания могут быть приобретены по подстатье 346 КОСГУ как прочие материальные запасы.
Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:
На статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ относятся операции по поступлению (принятию к учету) объектов основных средств, а также расходы по оплате государственных (муниципальных) контрактов, договоров на строительство, приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию (модернизацию с дооборудованием) основных средств, находящихся в государственной, муниципальной собственности, полученных в аренду или безвозмездное пользование.
При отнесении нефинансовых активов к основным средствам следует руководствоваться положениями:
— Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н) (п. 38 — 55);
— федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н (далее — СГС «Основные средства»);
— Методических рекомендаций по применению СГС «Основные средства», направленных письмом Минфина России от 15.12.2017 N 02-07-07/84237;
— Общероссийского классификатора основных фондов (ОК 013-2014 <5>).
<5> Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), принятый и введенный в действие приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст (далее — ОКОФ ОК 013-14).
Основные средства — являющиеся активами материальные ценности независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев (если иное не предусмотрено СГС «Основные средства», иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности <6>), предназначенные для неоднократного или постоянного использования субъектом учета на праве оперативного управления (праве владения и (или) пользования имуществом, возникающем по договору аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования) в целях выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета <7>.
<6> П. 39, 45, 99 Инструкции N 157н.
<7> П. 7 СГС «Основные средства».
К основным средствам относятся материальные ценности, являющиеся активами при соблюдении следующих условий (критериев) <8>:
<8> П. 7 СГС «Основные средства».
— материальные ценности принадлежат (находятся во владении (пользовании) субъекту учета на праве оперативного управления. При этом в отношении объектов недвижимости право оперативного управления должно быть подтверждено в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, государственной регистрацией;
— материальные ценности находятся в пользовании субъекта учета в рамках отношений по финансовой аренде (согласно договору лизинга, договору аренды с правом выкупа, в бессрочном безвозмездном пользовании и т.п.) с учетом квалификации объектов финансовой аренды, установленных федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утвержденным приказом Минфина России от 31.12.2016 N 258н (далее — СГС «Аренда»);
— субъект учета осуществляет в отношении материальных ценностей контроль результатов произошедших фактов хозяйственной жизни, в частности, при передаче объектов основных средств в пользование иным правообладателям в рамках отношений по операционной аренде (срочные договоры аренды (договоры безвозмездного пользования), предусматривающие возврат объектов аренды (переданных материальных ценностей) субъекту учета для дальнейшего их использования в целях извлечения субъектом учета их полезного потенциала (получения экономических выгод);
— материальные ценности обладают полезным потенциалом или способностью обеспечивать экономические выгоды.
Указанные материальные ценности признаются основными средствами при их нахождении:
а также при их передаче по договору аренды (имущественного найма) либо по договору возмездного или безвозмездного пользования в рамках арендных отношений по операционной аренде, с учетом требований СГС «Аренда».
Объектом основных средств признается объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы <9>.
<9> П. 10 СГС «Основные средства».
К основным средствам не относятся:
— имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, за исключением объектов, в отношении которых субъект учета обладает правом пользования по договорам финансовой аренды (правом безвозмездного бессрочного пользования);
— материальные ценности, в том числе объекты недвижимого имущества, предназначенные для продажи и (или) учитываемые в составе запасов, а также материальные ценности, в том числе объекты незавершенного строительства, числящихся в составе капитальных вложений;
— предметы, служащие менее двенадцати месяцев, независимо от их стоимости;
— материальные объекты имущества, относящиеся в соответствии с положениями Инструкции N 157н к материальным запасам <10>, находящиеся в пути или числящиеся в составе незавершенных капитальных вложений, готовой продукции (изделий), товаров.
<10> П. 99 Инструкции N 157н.
К расходам по оплате государственных (муниципальных) контрактов, договоров на строительство, приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию (модернизацию с дооборудованием) основных средств относится:
— стоимость работ (услуг) по созданию объекта основных средств по договору строительного подряда;
— стоимость работ по модернизации, дооборудованию, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению объектов основных средств, в результате которых происходит улучшение (повышение) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств (срока полезного использования, мощности, качества применения и т.п.);
— стоимость работ (услуг) по созданию, производству или изготовлению объекта основных средств иждивением подрядчика (исполнителя по контракту);
— оплата контракта на приобретение (поставку) объектов основных средств, включающего расходы на доставку, разгрузку, приведение его в состояние пригодное для эксплуатации, установку, монтаж и пр.;
— и тому подобное.
При этом монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, иные работы (услуги), относящиеся к затратам на приобретение, создание объекта основных средств <11>, в случае если данные работы (услуги) не предусмотрены договорами поставки, договорами (государственными (муниципальными) контрактами) на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов отражаются по подстатье 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ <12>.
<11> См. п. 15 СГС «Основные средства».
<12> Смотри подробно пункт 2.2.2 настоящего Руководства.
Приобретение оборудования, требующего монтажа, без его установки отражается по подстатье 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений» КОСГУ <13>.
<13> К оборудованию, требующему монтажа, относится оборудование, которое может быть введено в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам зданий и сооружений, а также комплекты запасных частей такого оборудования. При этом в состав оборудования включается и контрольно-измерительная аппаратура или другие приборы, предназначенные для монтажа в составе установленного оборудования, и другие материальные ценности, необходимые для строительно-монтажных работ (п. 99 Инструкции N 157н).
К операциям по поступлению (принятию к учету) объектов основных средств относятся:
— безвозмездное получение основных средств, в том числе межведомственная, внутриведомственная передача, получение от сектора государственного управления, иных юридических лиц (например, договор дарения, пожертвования) и т.п.;
— инвентаризация (принятие к учету излишков, выявленных при инвентаризации объектов основных средств);
— отражение результатов переоценки основных средств, проведенной по решению Правительства Российской Федерации (сумма положительной переоценки (дооценки)).
КОСГУ в закупочной деятельности
Проведение закупок в организациях бюджетного сектора невозможно без распределения затрат по действующим кодификаторам. При составлении плана закупок и плана-графика учреждения необходимо руководствоваться бюджетной сметой. Специалист не вправе запланировать закупок больше, чем доведено до учреждения лимитов и ассигнований. Распределение средств в закупочной документации производится в строгом соответствии с ПФХД или сметой. То есть в разрезе кодов КОСГУ и КВР. Корректировка структуры КБК 2016 года изменила принципы отражения кодов в закупочной документации. Теперь операции классифицируются только по КВР. Но не забывайте про КОСГУ. Исключение кода из структуры КБК не отменило его значимости. Это связано с тем, что коды КВР и КОСГУ неразрывно связаны между собой. Невозможно определить правильный код вида расхода по операции, не установив правильный КОСГУ. Если допустить ошибку и неверно определить кодификаторы, то учреждение не сможет осуществить закупки необходимого оборудования, работ или услуг. И это еще не все. За нарушение правил составления закупочной и плановой документации предусмотрена административная ответственность.
Leave a Reply