Самообразование как средство повышения профессионального мастерства педагога педсовет

Самообразование как средство повышения профессионального мастерства педагога педсовет

В настоящее время общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт:

«ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…». Кто такой педагог дополнительного образования 21 века? Это:

— Гармонично- развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному и общекультурному совершенству;

-Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

-Умеющий организовать рефлексивную деятельность.

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, стремление к профессиональному росту, к самосовершенствованию.

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми.

Профессиональное развитие и становление педагога без грамотно построенного самообразовательного процесса невозможно. Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» (в узком смысле — как самонаучение) и как «самосозидание» (в широком — как «создание себя», «самостроительство»). Во втором случае самообразование выступает одним из механизмов превращения личности педагога в творческую личность. Поэтому профессиональный рост также можно назвать и поиском своего пути.

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогики и психологии.

Изучение проблемы педагогического самообразования обогатилось в последнее время большим числом практических рекомендаций, на основании которых определились следующие принципы планирования и организации самообразования:

— принцип системного подхода в самообразовании;

— принцип сознательности усвоения научных идей и практического педагогического опыта;

— принцип последовательности и непрерывности в самообразовании;

— принцип связи самообразования с практической деятельностью;

В современном, быстро меняющемся мире, с высокой психологической нагрузкой педагогу тяжело удержаться, а тем более вырасти профессионально. В решении этих проблем помогают коллектив, администрация учреждения.

Администрация учреждения дополнительного образования должна способствовать формированию у педагога устойчивой потребности в самообразовании, побуждать его к изучению новой информации и опыта, учить самостоятельно приобретать знания, приучать к самоанализу и самооценке. В этой связи используются самые разнообразные формы организации самообразования:

— специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);

— повышение квалификации (на курсах);

— индивидуальная самообразовательная работа с помощью:

средств массовой информации,

исследований и экспериментов,

общения с интересными людьми,

осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности.

Самообразование педагога дополнительного образования многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов являются:

— Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам воспитания;

— Изучение учебной и научно-методической литературы;

— Ознакомление с новыми достижениями педагогики, возрастной психологии, анатомии, физиологии;

— Изучение новых программ и педагогических технологий;

— Ознакомление с передовой практикой учреждений дополнительного

— Повышение общекультурного уровня.

— Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов (таблица № 1):

1 этап – самосознание, 2 этап – планирование, 3 этап – теория, 4 этап – практика, 5 этап – самоконтроль.

Рассмотрим 1 этап – самосознание . Работа педагога начинается с анализа своей деятельности, с самоизучения. Происходит формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях.

2 этап – планирование . Выбирается тема по самообразованию. Педагог ставит цель, задачи, прогнозирует результаты своей работы, устанавливает сроки.

3 этап – теория . Изучается проблема (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ, самооценка результатов). Происходит осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов.

4 этап – практика . На данном этапе отрабатываются технологии, осуществляется практическая работа по выбранной теме самообразования.

5 этап – самоконтроль , на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.

Содержание деятельности по самообразованию представлено в таблице. Показатели эффективности педагогического самообразования – это, прежде всего, качество организованного педагогом учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.

Профессиональное мастерство есть результат профессионального становления любого педагога.

В педагогической энциклопедии понятие «педагогическое мастерство» трактуется как высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения и воспитания. Ученые склоняются к убеждению, что развить в себе творческие способности можно, если заниматься этим постоянно и целенаправленно.

Чем большего педагог достигает в профессиональном становлении, тем больше он развивается как личность.

Цель педсовета: выявить профессиональный рост педагогического мастерства с момента повышения квалификационной категории.

— познакомить педагогов с содержанием и формами самообразования;

— представить творческие отчеты педагогов по самообразованию индивидуального плана работы по самообразованию.

Повестка педагогического совета

1. Самообразование как средство повышения профессионального мастерства педагога

— Жамсаранова Ж.А., методист.

2. Выступления педагогов:

— Соболева Е.Г., «Народный танец – как средство воспитания межнациональной толерантности у подрастающего поколения»

— Шестакова Г.Ф. «Технология развития критичного мышления»

3. Работа по самообразования – социального педагогического отдела.

— Имедеева Т. В., методист.

Решение педагогического совета:

1.Провести педагогические чтения в учреждении с целью обобщения опыта работы и самообразования педагога.

Срок: до 15 мая 2020г.

2. Лучший опыт самообразования педагогов размещать на сайте Дворца и использовать в работе для профессионального роста.

3. Рекомендовать молодым и (или) вновь принятым педагогам посетить занятия педагогов наставников с целью повышения квалификации.

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир» А.Дистервег

1.Выявить влияние темы самообразования на педагогическое мастерство учителя и формирования ЗУН учащихся.

2.Выявить профессиональный рост педагогического мастерства с момента повышения квалификационного разряда.

3.Оценить актуальность темы самообразования для школьного коллектива.

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…». Одним из показателей профессиональной компетентности учителя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

  • гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
  • умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
  • умеющий организовать рефлексивную деятельность;
  • обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.

Особенно актуальной проблема самообразования учителя стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми.

Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от учителя постоянного совершенствования знаний.

Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день учителю предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации. Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Поэтому наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства учителя – это самообразование.

Постоянное самообразование — вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не отстать от «поезда современности».

Профессиональный рост учителя возможен только тогда, когда созданы в образовательном учреждении определенные условия. Для этого необходимо каждому учителю в соответствии с его профессиональными потребностями создать условия для работы с научно-педагогической информацией как в методическом кабинете, так и в Интернете. Сделать возможным трансформацию передового опыта деятельности педагогов на школьном и вышешкольном уровне. Формировать атмосферу творчества и поиска в педагогическом коллективе.

  • эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности школьников),
  • творческий рост учителя,
  • внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс.

Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания.

  • индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня;
  • коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе.

Проблема эффективности управления учителем учебно-познавательным процессом учащихся в школе может быть решена только при условии обеспечения высокой компетентности и соответствующего профессионального мастерства каждого учителя.

Профессиональное мастерство характеризуется уровнем профессиональных умений и навыков в деле управления обучением, воспитанием и развитием духовно богатой, физически здоровой личности.

  1. повышение профессионального и культурного уровня учителя;
  2. стимулирование его служебной и общественной активности;
  3. обновление и совершенствование знаний в области преподаваемой дисциплины;
  4. совершенствование педагогического и методического мастерства на основе идей педагогов-новаторов и творчески работающих преподавателей;
  5. совершенствование деятельности по организации и содействию творческой, активной, самостоятельной работы учащихся как на занятиях, так и во внеурочное время;
  6. формирование умений и навыков анализа образовательного процесса в целом и самоанализа своей учебно-воспитательной деятельности в частности;

Учитель находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает научно-методическая деятельность.

  1. постоянное ознакомление с современными научными исследованиями ученых в области преподавания различных дисциплин журналами, научно-методической литературой;
  2. изучение прогрессивного опыта коллег по организации различных форм уроков;
  3. ознакомление с новыми программами и концепциями обучения, их оценка;
  4. изучение нормативных документов руководящих органов;
  5. изучение психолого-педагогической литературы по вопросам обучения и воспитания учащихся;
  6. изучение актуального опыта работы коллег в школе, районе, регионе, стране;
  7. изучение и внедрение компьютерных технологий.
  1. научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
  2. посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
  3. участие в педсоветах, семинарах, совещаниях, научно-методических объединениях;
  4. посещение уроков своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;

Естественно-научной и методической деятельности учителя способствует в большей степени обучение на разнообразных проблемных курсах повышения квалификации и самостоятельная работа. В настоящее время учитель имеет возможность выбрать наиболее приемлимые для себя формы повышения своего профессионального мастерства. Это:

— очно-заочное обучение, т.е. одно- или двухгодичное обучение, ориентированное как на участие учителя в семинарах и курсах повышения квалификации, так и на самостоятельную деятельность в межкурсовой период;

— заочное обучение, т.е. связанное с выполнением заданий по теме с последующим отчётом в форме реферата, доклада или экзаменационной сессии.

Для повышения своего профессионального мастерства учителя посещают разнообразные курсы повышения квалификации при НИПКРОиПРО

В нашей школе есть перспективный план курсовой переподготовки. И ежегодно наши учителя, согласно этому плану проходят курсы повышения квалификации. Всего за последние 3 года прошли курсы 100% коллектива.

Как уже было сказано, методическая работа учителя- это постоянная работа над своим профессиональным повышением. В основу методической работы, каждого педагога положена общешкольная тема. С 2009-2010 учебного года наш коллектив работает над проблемой

«Создание условий коррекционно-развивающего сопровождения учебно-воспитательного процесса для формирования социально-интегрированной личности».

Напомню основные задачи работы над данной проблемой:

1.Совершенствование содержания учебно-воспитательного процесса, усиление его практической направленности.

2.Апробация и внедрение новых форм организации воспитательного процесса, коррекционно-развивающих методик обучения, новых технологий коррекционной работы.

3.Реализация гуманно-личностного подхода к ребёнку и создание условий для успешной социализации в обществе, адаптации в среде пребывания и на рынке труда.

4.Применение информационных технологий, которые обеспечивают поддержку всего образовательного процесса, как отдельных учебных предметов, так и коррекционно-воспитательного процесса.

5.Повышение педагогического мастерства и квалификации педагогического состава.

Поставленные перед коллективом задачи решались и решаются через совершенствование методики проведения урока, развитие и коррекция способностей и природных задатков учащихся, повышение мотивации к обучению учащихся, а также ознакомление учителей с новой педагогической и методической литературой.

В нашей школе формой повышения профессионального мастерства был и остаётся педсовет. Педсовет стал поисково-познавательным инструментом, с помощью которого учителя самостоятельно ищут ответы на актуальные вопросы педагогики, сверяют, уточняют свои позиции, ведут творческий поиск. При подготовке выступлений к педсовету каждый учитель тщательно анализирует все мероприятия, проводимые им, что способствует самоанализу деятельности учителя, более глубокому анализу учебной деятельности школьников. Отрадно, что наши учителя много внимания и времени отдают своему самообразованию. Свой профессиональный уровень учителя повышают за счет чтения педагогической и специальной литературы, выезды на семинары, курсы повышения квалификации и т.д.

В школе изучаются и анализируются профессиональные затруднения и успехи учителей. Учителя, администрация школы определяют уровень, степень и форму ликвидации профессиональных затруднений, используя имеющиеся возможности коллектива, его педагогический опыт. Для этого организованы консультации для учителей, семинары, работают методические объединения, творческие группы. Каждый учитель и воспитатель, работая в школе, дал открытый урок, внеклассное мероприятие на уровне школы, района.

Давно известна истина, что получение вузовского диплома — не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной.

Сегодня каждый педагог может самостоятельно определять наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства.

Посмотрим план карьерного роста Ахновской Н.С., учителя химии.

Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование- есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.

Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности. Что же такое «самообразование» С.И. Ожегов дает такое определение самообразованию: «приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя».
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:

«САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.

В основе самообразования- интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.
Если процесс образования … :
1. Осуществляется добровольно;

2. Осуществляется сознательно;
3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком;
4. Необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков, … то речь идет о самообразовании.

Самообразование педагога.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации:

Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовлетворение:

• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики.

В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека».
Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки.
Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.
Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, стимулирование, надбавки, звания и награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
Интерес. Учиться просто интересно. Говорят врачу: «Исцелися сам!». Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться? Вправе ли он тогда преподавать?

Направления самообразования учителя.

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков учитель не может эффективно учить и воспитывать. Попробуем перечислить основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием.
• Профессиональное (предмет преподавания)
• психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)
• психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)
• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)
• правовое
• эстетическое (гуманитарное)
• историческое
• иностранные языки
• политическое
• информационно-компьютерные технологии
• охрана здоровья
• интересы и хобби………
Оставим в конце списка многоточие, потому, что эти направления есть обязательный перечень, составленный на основании тех должностных функций, которые учитель выполняет в школе. Креативный учитель дополнит этот список собственными направлениями.

Мастерство учителя достигается благодаря грамотно организованной работе над совершенствованием профессиональной культуры. Учитель должен иметь ясное представление об организации педагогического труда, о психолого-педагогической культуре, о том, что такое индивидуальный стиль педагогической деятельности и как его совершенствовать.

Первый помощник ему в этом – методическое объединение.

Каждое методическое объединение работает над своей методической проблемой, тесно связанной с методической проблемой школы. В школе работает 4 методических объединений. За год проводятся более 4 заседаний.

На методических объединениях педагоги изучают современные педагогические технологии, связанные с компьютеризацией и используют их в своей работе. Мультимедийный проектор есть у нас в школе и педагоги проводят уроки и занятия с его использованием.

Каждый учитель и воспитатель имеет методическую копилку, где собраны доклады и выступления по своей проблеме, уроки, внеклассные мероприятия.

Какова же составляющая процесса самообразования учителя?
Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.

  • Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения
    • Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом
    • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности
    • Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики
    • Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни
    • Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
    Теперь сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту учителя:
    • Систематический просмотр определенных телепередач
    • Чтение конкретных педагогических периодических изданий
    • Чтение методической, педагогической и предметной литературы
    • Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий
    • Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы
    • Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег
    • Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
    • Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов
    • Изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики
    • Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
    • Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег
    • Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету
    • Изучение информационно-компьютерных технологий
    • Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету
    • Общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете.
    • Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.

Результат самообразования:
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно):
• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество )
• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования
• разработка новых форм, методов и приемов обучения
• доклады, выступления
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии
• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
• создание комплектов педагогических разработок
• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

Продуктивность процесса самообразования:
Участниками административного процесса контроля за самообразованием являются директор школы, завуч, руководители методических объединений, педагогический коллектив школы и конечно, самое главное лицо – сам учитель. Администрация школы контролирует своевременный выбор темы работы, личного плана самообразования учителя, наблюдают за этапами их выполнения. Они же организовывают отчётные работы в форме обобщения опыта, докладов, сбор и анализ отчетной документации, презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.

Итак, самообразование педагога будет продуктивным, если:
• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
• Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.

• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
• Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
• Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
• Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Каждый учитель работает над темой самообразования, которая являет собой методический арсенал собственной программы самосовершенствования.

Вашему вниманию предлагается мониторинг результатов работы учителей над темами самообразования.

Комментирую: На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
• название темы
• цели
• задачи
• предполагаемый результат
• этапы работы
• сроки выполнения каждого этапа
• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
• способ демонстрации результата проделанной работы
• форма отчета по проделанной работе

По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей. Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Результатами самообразования учителя: разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования; создание главы или страницы электронного учебника; выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии; разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям; проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме) и т.п.
Наши учителя имеют систематический доступ к компьютерной технике и Интернету. Идеальный вариант – если у учителя есть возможность не только использовать информационно-компьютерные технологии для самообразования, но и периодически проводить уроки в кабинете, оснащенном компьютерной техникой с подключением к Интернет.
Каковы преимущества использования современных информационно-компьютерных технологий в вопросах самообразования перед традиционными способами?
• Интернет – универсальный и самый дешевый источник педагогической, методической и научной информации.
• Средства коммуникации Интернет позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во всем мире. Обсуждение в форумах, конференциях Интернета значительно расширяет аудиторию заинтересованных лиц, работающих над аналогичными проблемами
• Программное обеспечение компьютера позволяет более эффективно и наглядно вести учительскую документацию, отчетность и мониторинг при работе над темой
• Компьютер является универсальным и емким хранилищем материалов, необходимых учителю в работе.

• Информационно-компьютерные технологии значительно расширяют перечень тем для работы учителя в процессе самообразования
Имидж современного учителя немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. А когда учителем приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим ее, повышающим эффективность и качество.

Конечно, самым эффективным способом показать результаты учительского творчества является размещение материалов в Интернете. Сколько уникальных разработок, методик, статей, дидактического материала пылится в наших учительских комнатах и не имеет выхода на широкую учительскую общественность. Возможность разместить свой материал в Интернете, позволяет учителю аккумулировать свои работы в некой виртуальной учительской библиотеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства

Не менее важное место в самообразовании учителя занимает его личная аттестация. С каждым годом всё жёстче требования к аттестуемому. Поэтому всё большее количество учителей старается усовершенствовать методику ведения уроков, применять инновационные педагогические технологии. Учёба — это труд, и труд не лёгкий. И не надо искусственно облегчать его. Ребёнок с малых лет должен понимать, что всё достигается трудом. И сколько учитель не работает в школе, перед ним всегда стоит проблема: где найти такие формы работы с детьми, которые вызывали бы у них интерес к учёбе и заставляли мыслить: конкретизировать, сравнивать, анализировать, обобщать. В нашем педагогическом коллективе трудится 35 педагогов. Из них имеют первую -9, вторую-15.

Все работают над созданием собственного портфолио, которые оформлены согласно школьному Положению о портфолио.

Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет учителю не обеспечить, самое главное – это желание учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
Молодому учителю самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. У творчески работающего учителя возникает потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

Учитель, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.

Проект решения педсовета.

1. С целью повышения профессионального мастерства учителей школы считать постоянной работу по самообразованию с обязательным обсуждением ее результатов на педсоветах, школьных МО, совещаниях при директоре.

2. Принять за основу мониторинг результатов работы учителей над темами самообразования.

3.Ежегодно проводить методические недели с целью определения уровня владения педагогами принципами самоанализа и самодиагностики преподавательской деятельности, методами и приемами самообразования.

Другие статьи:

Похожие статьи:

Популярное на сайте:

Leave a Reply